Главные вкладки

    Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»
    методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

     

    Тип урока: урок с использованием проблемного метода обучения

    Цель урока: Раскрыть философское содержание рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

    Задачи урока (формирование УУД):

    • познавательные УУД:  раскрыть символическое значение образов рассказа; анализируя художественное произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героев Бунина; проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
    • коммуникативные УУД:  обучение умению выразительно читать прозаическое произведение; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и участвовать в дискуссии; выражать свое отношение к прочитанному.
    • регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
    • личностные УУД: создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека; помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

    Планируемые  результаты:

    • предметные: знание основных понятий темы; умение в ходе исследовательской работы формулировать ответ на проблемный вопрос;
    • коммуникативные: умение участвовать в дискуссии;
    • регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
    • личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Ф.И.О. Выдомская Лилия Владимировна

    Место работы: СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»

    Предмет: литература

    Тип урока: урок с использованием проблемного метода обучения

    Тема: Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

    Цель урока: Раскрыть философское содержание рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

    Задачи урока (формирование УУД):

    • познавательные УУД:  раскрыть символическое значение образов рассказа; анализируя художественное произведения, дополнить, обобщить представление учащихся о психологическом портрете героев Бунина; проанализировать, в чем состоит бездуховность существования героев рассказа И.А. Бунина “Господин из Сан-Франциско”; путем контрольных вопросов выявить уровень знаний учащихся по теме.
    • коммуникативные УУД:  обучение умению выразительно читать прозаическое произведение; аргументировать свою точку зрения; делать выводы и участвовать в дискуссии; выражать свое отношение к прочитанному.
    • регулятивные УУД: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции;
    • личностные УУД: создать педагогическую ситуацию для размышления о нравственных качествах человека; помочь учащимся сформировать понятие о гуманистических позициях современного человека.

    Планируемые  результаты:

    • предметные: знание основных понятий темы; умение в ходе исследовательской работы формулировать ответ на проблемный вопрос;
    • коммуникативные: умение участвовать в дискуссии;
    • регулятивные: развитие умения контролировать и оценивать свою и чужую деятельность;
    • личностные: развитие выразительности речи студентов; воспитание ответственного отношения к выполнению самостоятельной работы.

    Основные понятия темы: рассказ, композиция, художественная деталь, символ

    Карта обеспеченности урока

    материально-техническое

    оснащение        

    бумажные        

    электронные

    преподаватель

    Иллюстрации, раздаточный материал

    Компьютер, проектор,

    мультимедийная презентация

    студенты

    раздаточный материал (фрагменты текста с заданиями)

    Формы работы на уроке:        исследовательская работа в микрогруппах, дискуссия

    Средства оптимизации урока: элементы проблемного метода

    Литература:

    1. Бунин И. А. Поэзия и проза.  М.: 1986.
    2. Смирнова Л. А. И. А. Бунин: Жизнь и творчество.  М.: 1991.
    3. Каплан И. Е. Анализ произведений русской литературы.  М.: 1997.
    4. Шапошникова В. В. Методическое пособие по литературному анализу в 11 классе.  М.: 2001.

    Интернет- ресурсы:

    1.  http://az.lib.ru 
    2. http://writerstob.narod.ru
    3. http://www.litra.ru 
    4. http://www.klassika.ru/

    Этап урока

    Цели урока для преподавателя, деятельность преподавателя

    Цели урока для ученика, деятельность учащихся

     

    Планируемые предметные результаты

    Планируемые

    познавательные, регулятивные, коммуникативные результаты на каждом этапе урока.

    Планируемые личностные результаты

    Организационный момент

    Определить готовность учащихся к уроку, обеспечить рабочую атмосферу в группе

    Настроиться на активную работу на уроке

    Доброжелательный настрой преподавателя и учащихся, организация внимания и рабочей атмосферы в группе

    Мотивация познавательной деятельности

    Объявляет тему, обращая внимание на эпиграф к уроку:

    Сегодня мы проводим урок-беседу по рассказу И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско». Наша задача – определить замысел писателя, раскрыть философское значение рассказа. Убедиться в том, что анализ текста как языкового целого, наблюдения над эстетической функцией слова художественного произведения, анализ языковых и изобразительных средств позволяет определить основную идею произведения. Обратите внимание на эпиграф к уроку. Эти слова принадлежат известному русскому писателю Л. Н. Толстому, исследователю духовного мира человека, его нравственных высот и падений.

    Все рассказы Бунина как будто пронизаны одной нитью – нитью времени, которая связывает созданные много лет назад истории и сегодняшнего читателя, волнуя, трогая его и побуждая к анализу поступков, мыслей героев, к философскому размышлению. Обратите внимание на информационные листы.

    Прочитайте краткую историческую справку и ответьте на вопрос: что побудило писателя обратиться к теме духовного кризиса человека?

    Записывают тему и эпиграф урока в тетради.

    Один из учащихся читает информационный лист вслух. После обсуждения вопроса в микрогруппах звучат ответы.

    Примерный ответ: Бунин не принимает буржуазную цивилизацию в целом, понимает ущербность общества, построенного на стремлении к наживе. С одной стороны – цивилизация, с другой – духовная смерть, внутренняя ущербность.

    Умение определять цель деятельности, строить рассуждения на основе данной информации

    .

    Актуализация опорных знаний

    Организует повторение литературоведческого понятия

    -Что такое рассказ?

    -От чьего лица ведется повествование?

    - Можно пересказать этот рассказ? О чем рассказ?

     На первый взгляд, сюжет достаточно прост. Но наша с вами задача – рассмотреть философский вопрос, который волнует Бунина. И здесь просто пересказ нам не поможет.

     - что такое композиция художественного произведения.

    Учащиеся обращаются за дополнительной (если это необходимо) информацией к карточкам по теории литературы и дают определения терминов, необходимых для работы над текстом.

    -От лица автора, собственно авторское повествование.

    - пересказать рассказ можно. Примерный пересказ: некий богатый господин со своей семьей решает отдохнуть и отправляется в путешествие. В путешествии он умирает.

    Строят собственное связное высказывание, умеют работать со словарными статьями

    Организация исследовательской деятельности по проблемным вопросам

    Организует обсуждение проблемных вопросов в микрогруппах, делает вывод.

    1.Еще раз посмотрите на определение рассказа и композиции. Определите особенность композиции рассказа. Какую геометрическую фигуру напоминает композиция рассказа?

    2. Найдите в рассказе образы, которые имеют символическое значение, и выпишите их. Заполните таблицу

    3. Какие еще ассоциации возникают у вас при чтении описания корабля?

    4. Представьте, что вы снимаете кино. Как бы вы изобразили корабль при помощи камеры? Какой кинематографический прием может быть использован?

    1. Обратимся к рассказу и прочитаем описание корабля. Почему писатель так подробно описывает «Атлантиду»?

    1. Найдите и выпишите слова, характеризующие жизнь общества на корабле.

    1. Теперь познакомимся с героем рассказа.

    -С какой целью герой отправляется в путешествие?

    -С помощью словесного ряда создайте портрет героя.

    -Что представляет собой этот человек с психологической точки зрения?

    8.Вспомните, какие детали Бунин подчеркивает особенно четко?

    9.Вспомните поведение героя перед смертью. Почему Бунин так подробно описывает приготовление «господина» к ужину?

    10.Акцентирует внимание на иллюстрации к тексту

    11. Почему герой лишен имени?

    12. Как общество относится к герою и его семье до его смерти и после? Найдите и выпишите ключевые слова, характеризующие поведение людей.

    13. Какова роль эпизодических героев рассказа?

    14. Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы? Как вы понимаете слово «тленность», если испытываете затруднение, обратитесь к информационному листку, где вам предложена статья из Толкового словаря.

    Вспомните, что такое эпиграф? Как вы понимаете эпиграф к рассказу?

    Какая деталь в тексте рассказа указывает на гибель цивилизации?

    15. Как в рассказе выстраивается и формируется чувство кризиса цивилизации?

    Участвуют в обсуждении вопросов, делают выводы, приводят примеры из текста

    1.Композиция имеет кольцевой характер. Путешествие героя начинается в Сан-Франциско и заканчивается возвращением домой, в могилу, на берега Нового Света.

    2. Заполняют таблицу. Делают вывод по представленным данным

    Пароход «Атлантида» - символ общества. Символичен образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего на огромного идола и очень редко появляющегося на люди из своих таинственных покоев»; символичен образ героя, чье имя вынесено в название произведения. Он олицетворяет человека особой человеческой породы – стремление к наживе, жажда накопления.

    Атлантида – затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии.

    3. Возникает также ассоциация с погибшим в 1912 г. «Титаником».

    4. Сначала камера «наезжает» на корабль, скользит по этажам, показывая убранство кают, детали, подчеркивающие надежность «Атлантиды», а затем постепенно «отплывает», показывая громаду корабля в целом. Камера все удаляется от парохода, пока он не становится похож на ореховую скорлупку в огромном бушующем океане.

    5. один из учащихся читает вслух фрагмент текста (описание корабля). На слайде отражены основные моменты описания. корабль – это модель общества, разделенное на верхние этажи и подвалы. Разделение имеет характер антитезы: противопоставляются отдых, беззаботность, танцы и тяжелый труд, работа. Выстраивается картина рая и ада.

    6. 1-2 учащихся читают вслух фрагмент текста, затем выписывают слова в исследовательскую таблицу.Вывод: Жизнь протекала весьма размеренно; с удовольствием читали газету и спокойно ждали второго завтрака; два часа посвящались отдыху; океан был страшен, но о нем не думали; была изящная влюбленная пара, нанятая играть в любовь за деньги.

    7. устно отвечают на вопросы после обсуждения, заполняют исследовательскую таблицу

    1. Бытовые детали - жизнь общества на корабле. Детали одежды. Культ еды, азартные игры, танцы. С помощью детали Бунин привлекает внимание читателя к жизни героя на корабле.
    2. Герой как бы отстраняется от реального мира, за действиями пытается спрятаться от жизни. Он долго застегивает запонку. Герой как бы увидел себя со стороны. «Ужасно», - говорит он. Это наступающая старость, погоня за однообразными развлечениями.

    10.Сопоставляют иллюстрацию с авторским текстом, делают вывод

    11. Герой назван просто «господином», именно в этом слове заключается отношение героя к жизни. Бунин отмечает в герое те черты личности, которые присуще людям его круга. Он ничем не выделяется, он типичен. Сам себя он считает господином и упивается властью над людьми.

    12. Выписывают из текста слова в таблицу

    13. Лоренцо и абруццкие горцы появляются в конце рассказа и внешне никак не связаны с повествованием. Лоренцо – «высокий старик лодочник», беззаботный гуляка. Ему дано звучное имя в отличие от безымянного господина. Он знаменит по всей Италии, не раз служил моделью художникам. Этот бедняк останется жить вечно на полотнах художников, а богатого старика вычеркнули из жизни и забыли. Абруццкие горцы олицетворяют естественную радость бытия. Они живут в гармонии с миром.

    14. В конце рассказа возникает образ дьявола, который следит за человечеством. «Горе тебе, Вавилон, город крепкий». Это библейская фраза, напоминающая о пире Валтасара перед падением Халдейского царства. Звучит как грозное предсказание. В тексте упоминается Везувий, извержение которого погубило Помпею.

    15. Описание жизни господина, поведение людей, тема бездуховности, погоня за наживой. Острое чувство кризиса цивилизации, обреченной на небытие, сочетается с философскими размышлениями о жизни, о месте и функции человека в мире, о смерти.

    Умеют анализировать прозаический текст по вопросам, выразительно читать прозаический текст, пользоваться литературоведческими терминами

    Познавательные:

    владение смысловым чтение,

    умение анализировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи.

    Регулятивные:

    Определение цели, выдвижение версий, работа по плану.

    Коммуникативные:

    Создание устного высказывания, организация работы в группе, преодоление конфликтов.

    Осознание своих эмоций, осознание целостности мира и многообразия взглядов на него, умение выбирать, как поступить в неоднозначных ситуациях.

    Подведение итогов урока. Рефлексия

    Организует подведение итогов урока ,формулирует проблемный вопрос:

    Итак, что мы сегодня узнали на уроке? В чем заключается философский смысл рассказа?

    Понимают проблематику произведения, знают основные понятия темы, могут применить знание при анализе конкретного произведения.

    Домашнее задание

    В качестве домашнего задания предлагаю заняться исследовательской деятельностью: как вы понимаете смысл рассказа?


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ГБПОУ Колледж кулинарного мастерства Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Преподаватель Выдомская Л. В. Санкт-Петербург, 2018

    Слайд 2

    Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот… Л. Н. Толстой И. А. Бунин 1870- 1953

    Слайд 3

    Теория литературы Рассказ – малый эпический жанр, прозаическое произведение небольшого объема, в котором изображаются одно или несколько событий жизни героя. Круг действующих лиц в рассказе ограничен, а описываемое действие непродолжительно по времени. Композиция – построение художественного произведения: расположение и взаимосвязь его частей, образов.

    Слайд 4

    Основные символические образы рассказа “ Атлантида” - затонувший легендарный мифический континент, символ погибшей цивилизации, не устоявшей перед натиском стихии. “ Нет имени у господина” – олицетворение человека буржуазной цивилизации “ Океан, ходивший за стенами” парохода – символ стихии, природы, противостоящей цивилизации. “ Влюбленная пара”, нанятая за деньги, чтобы изображать любовь-символ того, что в буржуазном обществе все продается и покупается. Образ капитана, «рыжего человека чудовищной величины и грузности, похожего… на огромного идола и очень редко появляющегося на люди из своих таинственных покоев». Господин из Сан-Франциско – олицетворение человека буржуазной цивилизации.

    Слайд 5

    Пароход – знаменитый «Атлантида» ‑ был похож на громадный отель со всеми удобствами, ‑ с ночным баром, восточными банями, с собственной газетой, ‑ и жизнь на нем протекала весьма размеренно… По вечерам этажи «Атлантиды» зияли во мраке огненными несметными глазами, и великое множество слуг работало в поварских, судомойнях и винных подвалах…

    Слайд 6

    С какой целью герой отправляется в путешествие? С помощью словесного ряда создайте портрет героя. Что представляет собой этот человек с психологической точки зрения?

    Слайд 7

    Вспомните поведение героя перед смертью. Почему Бунин так подробно описывает приготовление «господина» к ужину?

    Слайд 8

    Иллюстрация художника О. Коровина. Герой перед последним выходом. Побрившись, вымывшись, ладно вставив несколько зубов, он, стоя перед зеркалами, смочил и прибрал щетками в серебряной оправе остатки жемчужных волос…Пол еще качался под ним., запонка порой кусала дряблую кожу, но он был настойчив…

    Слайд 9

    Иллюстрация художника О. Коровина. . Следует обратить внимание на реакцию отборного общества на смерть своего «коллеги». «Вечер был непоправимо испорчен. Хозяин…подходил то к одному, то к другому, всех уверяя, что он отлично понимает, «как это неприятно»…

    Слайд 10

    Какой образ является обобщающим образом ничтожности и тленности земного богатства и славы? Как вы понимаете слово «тленность», если испытываете затруднение, обратитесь к информационному листку. Вспомните, что такое эпиграф? Как вы понимаете эпиграф к рассказу? Какая деталь в тексте рассказа указывает на гибель цивилизации?

    Слайд 11

    Домашнее задание Исследовательская деятельность Как вы понимаете смысл рассказа И. А.Бунина «Господин из Сан-Франциско» ?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

    Осуждение бездуховности существования в рассказе И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Урок совершенствует навыки работы обучающихся с художественным текстом; развивает умение сравнивать, обобщать, делать выводы, аргументировать, отстаивая свою точку зрения свою точку зрения; позволяет ...

    Конспект урока по литературе в 11 классе "Анализ рассказа И.А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Характеристика господина из Сан-Франциско, описание его внешности, характера, идеалов....

    Урок по И. Бунину Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

    Иван Алексеевич Бунин — писатель сложный и противоречивый. Его произведения, при всей их занимательности, довольно не простые и своеобразные, заставляющие читателя размышлять над прочитанными страница...

    Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И. А. Бунина "Господин из Сан-Франциско"

    Основна цель урока: раскрыть философское содержание рассказа И.А.  Бунина «Господин из Сан-Франциско», выявить, как соотносится в нем национальное, социальное и общечеловеческое....