Литературный салон по творчеству «МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»
методическая разработка по литературе на тему

Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из которых была по-своему трагической. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_salon_po_tvorchestvu_ahmatovoy_i_tsvetaevoy.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный салон по творчеству

«МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»

Третьякова Лариса Борисовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №40», г. Ангарск

 

Сегодня мы собрались в этом зале, чтобы поговорить об удивительном явлении в русской литературе – поэзии «серебряного века» - поэзии первых двух десятилетий 20 столетия. 

Начало 20 века вобрало в себя столько, сколько могла вобрать вся история иного государства. Два десятилетия вместили в себя три революции и гражданскую войну – драмы и трагедии мирового масштаба.

Бальмонт и Сологуб, Брюсов и Блок, Гумилев и Ахматова, Мандельштам, Волошин, Цветаева, Северянин, Есенин, Маяковский и другие знаменитые поэты в этот период написали свои лучшие творения. Невозможно себе представить Серебряный век русской поэзии без творчества двух гениальных поэтесс – Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. ( ПРОЭЦИРУЮТСЯ ПОРТРЕТЫ ПОЭТОВ)

Сегодня наша литературно-музыкальная гостиная собралась для того, чтобы вспомнить этих великих русских женщин-поэтов Марину Цветаеву и Анну Ахматову. (портреты )

Звучит  видеоклип на стихи М. Цветаевой «Мне нравится, что вы больны не мной»

  Сейчас прозвучала музыкальная композиция, которую мы все  хорошо знаем и слышали много-много раз. Кто-то из вас знает, на чьи стихи она написана?

Да, действительно. Это стихи Марины Цветаевой. 

Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из которых была по-своему трагической. Период творчества поэтесс выпал на тяжелое для русского народа время: Первая мировая война, падение царской власти, сталинские репрессии. Их произведения поддавались жесткой цензуре и многие из них не только не были изданы при жизни поэтесс, но и спустя десятилетия после их смерти. Но несмотря ни на что, две великие женщины продолжали творить(. Портреты)

Сейчас   прозвучит ещё одно стихотворение Марины Цветаевой

Если душа родилась крылатой —

Что ей хоромы — и что ей хаты!

Что Чингис-Хан ей и что — Орда!

Два на миру у меня врага,

Два близнеца, неразрывно-слитых:

Голод голодных — и сытость сытых!

Анну Ахматову и Марину Цветаеву недопустимо сравнивать в творческом плане: здесь нет лучшей и худшей, первой и второй. Они обе незаменимые и неповторимые составляющие одного целого – русской поэзии. Разные, но несомненно трагические судьбы этих женщин не помешали им стать символами русской литературы начала XX века.

Идёт видеоролик на стих-е А. Ахматовой «Я научилась просто мудро жить» 

«Вечерний альбом» и «Вечер» – так  похоже, не сговариваясь, они назвали свои первые книги. Эта творческая перекличка двух поэтов продолжалась всю их жизнь. Примечательно и то, что среди своих современников и Ахматова, и Цветаева выбирали себе в кумиры одних и тех же поэтов. У обеих был поэтический роман с А. Блоком, никого из поэтов своего времени они не ставили так высоко.

Поразительное сочетание женственности и изящества с мужеством и волей, страстностью и порывистостью, с чеканной филигранностью стиха, неподдельная искренность чувства и глубокие философские раздумья о вечных проблемах бытия – вот что объединяет таких самобытных, таких непохожих поэтов, как Анна Ахматова и Марина Цветаева. «Юность всегда отдает предпочтение Цветаевой, – но с годами, со зрелостью, взоры (и души и сердца) всё чаще и увереннее обращаются к Ахматовой. Наше счастье состоит в том, что у нас есть и та и другая

 

Чугунная ограда,

Сосновая кровать.

Как сладко, что не надо

Мне больше ревновать.

Постель мне стелют эту

С рыданьем и мольбой;

Теперь гуляй по свету

Где хочешь, Бог с тобой!

Теперь твой слух не ранит

Неистовая речь,

Теперь никто не станет

Свечу до утра жечь.

Добились мы покою

И непорочных дней…

Ты плачешь – я не стою

Одной слезы  твоей.

Ахматова и Цветаева, как две противоположных грани, очертили контуры русской женской поэзии в самом классическом ее проявлении, подарив современникам и потомкам огромное количество ярких, самобытных и очень искренних стихов. Но если творчество Ахматовой — это спокойная и уверенная сила воды, то в стихах Цветаевой мы ощущаем жаркое, порывистое пламя.

Идёт видеоклип с песней в исполнении Тамары Гвердцетели «Посвящение женщине»

Песня, которая сейчас  прозвучала написана на стихи Марины Цветаевой, а исполнила её великолепная Тамара Гвердцители

А нынче – всё косится в сторону!

Вчера еще до птиц сидел,-

Всё жаворонки нынче – вороны!

 

Я глупая, а ты умен,

Живой, а я остолбенелая.

О, вопль женщин всех времен:

“Мой милый, что тебе я сделала?!”

 

И слезы ей – вода, и кровь –

Вода,- в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха – Любовь:

Не ждите ни суда, ни милости.

 

Увозят милых корабли,

Уводит их дорога белая…

И стон стоит вдоль всей земли:

“Мой милый, что тебе я сделала?”

 

Вчера еще – в ногах лежал!

Равнял с Китайскою державою!

Враз обе рученьки разжал,-

Жизнь выпала – копейкой ржавою!

 

Детоубийцей на суду

Стою – немилая, несмелая.

Я и в аду тебе скажу:

“Мой милый, что тебе я сделала?”

 

Спрошу я стул, спрошу кровать:

“За что, за что терплю и бедствую?”

“Отцеловал – колесовать:

Другую целовать”,- ответствуют.

 

Жить приучил в самом огне,

Сам бросил – в степь заледенелую!

Вот что ты, милый, сделал мне!

Мой милый, что тебе – я сделала?

 

Всё ведаю – не прекословь!

Вновь зрячая – уж не любовница!

Где отступается Любовь,

Там подступает Смерть-садовница.

 

Самo – что дерево трясти! –

В срок яблоко спадает спелое…

– За всё, за всё меня прости,

Мой милый,- что тебе я сделала!

Ведущий.  

Конец XIX века принес России четыре удивительных года.
В 1889-м родилась Анна Ахматова.
В 1890-м – Борис Пастернак.
В 1891-м – Осип Мандельштам.
В 1892-м – Марина Цветаева. (Портреты поэтов)

Каждый год выдавал по гению. И что самое удивительное: из четырех поэтов – две женщины, женщины – ПОЭТЫ, а не поэтессы. На этом настаивали обе: и Ахматова, и Цветаева.  До них не было дано подняться ни одному женскому имени в литературе.
Анна Ахматова (Горенко) родилась 23 июня 1889 года в пригороде Одессы в семье морского инженера. Она была третьей из шестерых детей. Когда ей исполнилось одиннадцать месяцев, семья переехала под Петербург: сначала в Павловск, потом – в Царское Село. Это место навсегда освятилось для Ахматовой именем великого Пушкина. В одиннадцать лет девочка тяжело заболела, еле выжила, и на какое-то время оглохла. С этого момента стала писать стихи.


Марина Цветаева родилась 8 октября 1892 года в Москве, в семье профессора. Детство провела в Москве, в Тарусе (между Серпуховом и Калугой), в швейцарских и немецких пансионах; в Ялте: мать болела туберкулезом, и все переезды были связаны с ее лечением. Училась музыке: мать хотела видеть ее пианисткой. По-видимому, лет в девять-десять уже сочиняла стихи – к неудовольствию матери. Детей было четверо: от первого брака – дочь и сын, и от второго – Марина и ее младшая сестра – Анастасия. Когда сестрам было четырнадцать и двенадцать лет, мать умерла от чахотки.

 

Детство той и другой было печальным: “И никакого розового детства”, – сказала Ахматова, – то же могла сказать и Цветаева.
Анна Горенко была тоненькой, изящной и болезненной девочкой, а уже девушкой – дружила с морем, плавала, как рыба; отец в шутку звал ее “декаденткой”. Марина в детстве и отрочестве отличалась неплохим здоровьем, была полновата, румяна, застенчива. К морю, которое впервые увидела в детстве, не привыкла никогда, не полюбила, – не оправдав тем самым свое имя Марина (“морская”).

Что же объединяет творчество Ахматовой и Цветаевой? Через свой внутренний мир, через свои эмоции и переживания обе они раскрыли нам духовную сторону своего времени. Раскрыли по-женски ярко и тонко, подарив читателю множество незабываемых мгновений.

Сейчас вы увидите видеоролик на стихотворение Марины Цветаевой «Вот опять окно»

Идёт видеоролик на стихи Марины Цветаевой «Вот опять окно»

Ведущий.  

Хорошо сказал о поэтическом и психологическом различии Ахматовой и Цветаевой известный русский эмигрантский исследователь литературы Константин Мочульский – еще в 1923 году:
“Цветаева всегда в движении; в ее ритмах – учащенное дыхание от быстрого бега. Она как будто рассказывает о чем-то второпях, запыхавшись и размахивая руками. Кончит – и умчится дальше. Она – непоседа. Ахматова – говорит медленно, очень тихим голосом; полулежит неподвижно; зябкие руки прячет под “ложноклассическую” (по выражению Мандельштама) шаль.

Сейчас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой  «Сжала руки под тёмной вуалью»

Сжала руки под тёмной вуалью…

”Отчего ты сегодня бледна?

”- Оттого, что я терпкой печалью Напоила его допьяна.

 Как забуду?

 Он вышел, шатаясь ,Искривился мучительно рот…

Я сбежала, перил не касаясь,Я бежала за ним до ворот.

 Задыхаясь, я крикнула: “Шутка Всё, что было.  Уйдешь, я умру.

”Улыбнулся спокойно и жутко  И сказал мне: “Не стой на ветру” 

 

В стихах Ахматовой постоянно звучат ноты тревоги и печали, муки совести, постоянное ощущение сумятицы внутри и боль за судьбу Родины. У Цветаевой — кипение страстей, постоянные контрасты и острое предчувствие гибели.

Видеоклип на стихи Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой «Реквием»

Песня, которую вы сейчас услышали написана на стихи Марины Цветаевой, а исполнила её Алла Пугачёва.

Ведущий.  

У Анны Ахматовой очень часто слышится традиционный для женской поэзии молитвенный стиль, и молится она о судьбе своей страны. Сейчас для вас прозвучит стихотворение Анны Ахматовой в исполнении  

Когда в тоске самоубийства

Народ гостей немецких ждал,

И дух суровый византийства

От русской церкви отлетал,

Когда приневская столица,

Забыв величие своё,

Как опьяневшая блудница,

Не знала, кто берёт ее,-

 

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорил: “Иди сюда,

Оставь свой край, глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

 

Я кровь от рук твоих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид”.

 

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью недостойной

Не осквернился скорбный дух.

Ведущий.  

Ахматова и Цветаева были резко противоположны, полярны. – и прежде всего, по своим природным качествам, которые даются от рождения и остаются неизменными. Прежде всего, каждой был отмерен свой жизненный срок; Ахматова немного не дожила до 77 лет, Цветаева – до 49-ти. Между тем литературное наследие Цветаевой значительно обширнее, нежели ахматовское.
Одна из важнейших загадок природы состоит в запасе энергии, по-разному отпущенной каждому человеку. У Анны Ахматовой эта энергия была гармонично распределена на протяжении ее долгой – притом весьма трагической, жизни – и не иссякала до последнего дня, хотя здоровье  у неё было слабое (слабые легкие и сердце),откуда и возник классический образ полулежащей Ахматовой, запечатленный на фотографиях и рисунках Модильяни.

Сейчас вы посмотрите ролик, где прозвучит  песня на стихи Анны Ахматовой «Я пью за разорённый дом». Обратите внимание на видеоряд. В нём будут изображения Анны Ахматовой, выполненные художником Модильяни, а также фото разных лет.

Идёт видеоролик «Я пью за разорённый дом»

Ведущий.  

Ахматова, познала в юности сладкую отраву безответной любви, а с другой стороны – любовь к себе, на которую не могла ответить. С ранних лет у нее было множество поклонников, но, пожалуй, никто не смог вызвать в ней костер чувств, подобных цветаевским.
Ахматова обладала поразительной внешностью. Современник, поэт Георгий Адамович, знавший ее смолоду, вспоминает: “Красавицей она не была. Но она была больше, чем красавица, Никогда не приходилось мне видеть женщину, лицо и весь облик которой выделялся бы своей выразительностью, неподдельной одухотворенностью, чем-то сразу приковывавшим внимание. Позднее в ее наружности отчетливее обозначился оттенок трагический… когда она, стоя на эстраде… казалось, облагораживала и возвышала все, что было вокруг… Бывало, человек, только что ей представленный, тут же объяснялся ей в любви”.
Облик Ахматовой просился на портрет; художники, наперебой рисовали её .

Сейчас  вы услышите сразу два стихотворения Анны Ахматовой.

И когда друг друга проклинали

В страсти, раскаленной добела,

Оба мы еще не понимали,

Как земля для двух людей мала,

И, что память яростная мучит,

Пытка сильных – огненный недуг! –

И в ночи бездонной сердце учит

Спрашивать: о, где ушедший друг?

А когда, сквозь волны фимиама,

Хор гремит, ликуя и грозя,

Смотрят в душу строго и упрямо

Те же неизбежные глаза.

 

 

В ту ночь мы сошли друг от друга с ума,

Светила нам только зловещая тьма,

Свое бормотали арыки,

И Азией пахли гвоздики.

 

И мы проходили сквозь город чужой,

Сквозь дымную песнь и полуночный зной,—

Одни под созвездием Змея,

Взглянуть друг на друга не смея.

 То мог быть Стамбул или даже Багдад,

Но, увы! не Варшава, не Ленинград,

И горькое это несходство

Душило, как воздух сиротства.

 И чудилось: рядом шагают века,

И в бубен незримая била рука,

И звуки, как тайные знаки,

Пред нами кружились во мраке.

 

Мы были с тобою в таинственной мгле,

Как будто бы шли по ничейной земле,

Но месяц алмазной фелукой

Вдруг выплыл над встречей-разлукой…

И если вернется та ночь и к тебе

В твоей для меня непонятной судьбе,

Ты знай, что приснилась кому-то

Священная эта минута.

 Ахматова – тишина… Цветаева – вихрь.  Ахматова в созерцании… Цветаева вся в действии Слово любовь для Марины Цветаевой ассоциировалось со словами Александра Блока: тайный жар. Тайный жар – это состояние сердца, души, – всего существа человека. Это – горение, служение, непрекращающееся волнение, смятение чувств.    Она утверждала, что начала любить, “когда глаза открыла”. Это чувство, состояние тайного жара, любви – мог вызвать исторический или литературный герой , какое-нибудь место на земле, и, конечно, конкретные люди, встреченные в жизни. “Пол и возраст ни при чем”, – любила повторять Цветаева. И на этих живых, реальных людей она, не зная меры, обрушивала весь шквал своих чувств. И “объект” подчас спасался бегством. Он не выдерживал раскаленной атмосферы страстей, требований, которые Цветаева предъявляла к нему. Ее открытость, распахнутость отпугивала мужчин, и она это понимала и признавала: “Меня любили так мало, так вяло”. Анну Ахматову художники часто изображали в полулежащей позе. Представить в подобной позе Марину Цветаеву немыслимо. Недаром она называла свое здоровье железным: имела крепкое сердце, была неутомимым ходоком, спала мало, и ранним утром спешила к письменному столу.

Но люди, наделенные необычайной творческой, психической энергетикой, никогда долго не живут. Мощная, бурная энергия так же бурно и мгновенно обрывается. Так было с Мариной Цветаевой, о самоубийстве которой существует множество различных неумных версий, в  то время как о самом главном почему-то не говорят: о том, что жизненная сила, психическая энергия иссякает. Цветаева ушла из жизни, убедившись, что она больше ничего не может: ее воля к жизни иссякла.

Стихотворение Марины Цветаевой «Прохожий»

ПРОХОЖИЙ

Идешь, на меня похожий,

Глаза устремляя вниз.

Я их опускала — тоже!

Прохожий, остановись!

 

Прочти — слепоты куриной

И маков набрав букет,

Что звали меня Мариной,

И сколько мне было лет.

 

Не думай, что здесь — могила,

Что я появлюсь, грозя…

Я слишком сама любила

Смеяться, когда нельзя!

 

И кровь приливала к коже,

И кудри мои вились…

Я тоже была, прохожий!

Прохожий, остановись!

 

Сорви себе стебель дикий

И ягоду ему вслед,—

Кладбищенской земляники

Крупнее и слаще нет.

 

Но только не стой угрюмо,

Главу опустив на грудь,

Легко обо мне подумай,

Легко обо мне забудь.

 

Как луч тебя освещает!

Ты весь в золотой пыли…

— И пусть тебя не смущает

Мой голос из-под земли.

 Ну а закончить очень хочется всё-таки на позитивной ноте. Какой бы трагичной не была  судьба этих великих женщин. Они своими стихами сделали жизнь чуточку лучше. Были в их творчестве и стихи о природе, о Родине, о любви к детям. Сегодня мы, к сожалению, не можем охватить всё их  необъятное творчество. А вы почитайте, пожалуйста, и другие стихи. Вы обязательно найдёте что-от на свой вкус.

В заключение послушайте ещё одну песню на стихи Марины Цветаевой. «Легкомыслие»

Идёт видеоклип «Легкомыслие»

  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

«Красною кистью рябина зажглась…» Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой

Жизнь и творчество великой поэтессы. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней.В 1906 году поэтесса знакомится в Кры...

В литературном салоне Встречи с Мариной Цветаевой

Стихи Марины Цветаевой звучат в исполнени учителя, учеников как от лица поэта, и  гости салона переживают трагическую судьбу русской поэтессы как свою собственную...

Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой

Нестандартный урок по литературе помогает совершенствовать построение учебного процесса,  способствует развитию интеллектуально-творческих возможностей обучающихся....