Литературная гостиная по творчеству Марины Цветаевой
план-конспект урока по литературе (9, 11 класс)

Зрелова Елена Михайловна

Нестандартный урок по литературе помогает совершенствовать построение учебного процесса,  способствует развитию интеллектуально-творческих

 возможностей обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_gostinaya_po_tvorchestvu_mariny_tsvetaevoy.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная гостиная

Тема: «В певучем граде моём купола горят...»

Цели: Более глубоко познакомить учащихся с творчеством М. И. Цветаевой,

проследить её биографию, выяснить «включённость» в эпоху,

Развить представление о своеобразии поэзии Цветаевой.

Учить детей глубокому уважению к истории и культуре страны.

Оборудование: портреты М. И. Цветаевой (разных лет), С.Эфрона, дочерей и сына Цветаевой; выставка книг М.И.Цветаевой, ваза с веткой рябины.

Аудиозаписи :«Стихи М.И. Цветаевой (в исполнении О Кулешовой)»

Видеозаписи: песни на стихи М.И.Цветаевой («Мне нравится...», «Монолог»)

3 ведущих

                               Комментарии учителя.

         Обучающиеся готовят чтение стихов наизусть.

Учитель: чтение стихотворения «Красною кистью рябина зажглась»

Так написала о дне своего рождения Марина Цветаева -одна из неугасимых звёзд на небосклоне русской поэзии. Рябина навсегда вошла в геральдику её поэзии. Пылающая и горькая, она стала символом её судьбы. Дата проведения выбрана не случайно.8 октября -день рождения М.И.Цветаевой.

30 октября -День Памяти жертв сталинских репрессий, М.И.Цветаева одна из них.

           1ведущий: Марина Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года в семье профессора -искусствоведа Ивана Владимировича Цветаева и его жены -Марии Александровны Мейн, талантливой пианистки. Отец остался навсегда в памяти России как создатель Музея изобразительных искусств (теперь имени Пушкина).

Домашний мир Цветаевых был пронизан интересом к искусству. Главенствующим в формировании её характера Марина Ивановна считала влияние матери, которая пожертвовала музыкальной карьерой во имя семьи. Музыкальность, восприятие мира через звук -это от матери. Мария Александровна по крови была и немкой, и полькой, и чешкой, что, как считают специалисты, сказалось на взрывчатом характере дочери. Но эта взрывчатость в соединении с музыкальностью и дала миру неповторимый музыкальный мир Цветаевой.

2 ведущий: Влияние отца было скрытым, но не менее сильным (страсть к труду, отсутствие карьеризма, простота, отрешённость).Воздух дома был не буржуазный и даже не интеллигентский, а рыцарский -«жизнь на высокий лад». Отец и мать растили не барышень, не баловниц судьбы, растили юных спартанцев, в духе аскетизма и строгости быта.

3 ведущий: Из «Воспоминаний» Анастасии Цветаевой: «Были «копилки» (Зачем? Кто их выдумал?) Глиняные: у Муси была собака, у меня кошка. И вот копилка- полна! Как билось сердце, чтобы увидеть деньги, надо разбить копилку! Ни я, ни Муся - не могли. Разбивал, зажмурясь, Андрюша (сводный брат). Стук, паденье, треск - и какое отчаяние! Мокрые

 от слёз руки пытались узнать в куче глиняных обломков - погибших кота, пса. Ноги убегали под   рёв наш от места погибели. Я не помню ни счёта монет, ни- покупок. Это, может быть, было всего -раз? Разве можно было опять - ради денег- разбить насмерть собаку или кошку? Своей волей их уничтожить?

Чудовищность такого конца повторению не подлежала. Не в тот ли день детского горя родилось Маринино и моё отвращение к богатству, подозрение, что оно, как те монеты, купалось в слезах...»

Из статьи Марины Цветаевой «Мундир»

У Ивана Владимировича костюм после пятилетней носки потерял прежний вид. Дети просили отца приобрести новый, ведь он же профессор. Иван Владимирович объяснил детям, что не привык бросаться тем, что ещё может послужить. Он давным-давно сделал выбор между вещью и сутью. Человеку, живущему духовной жизнью, было просто ничего не нужно.

Учитель: Детство Марины и Аси (Анастасия Ивановна-младшая сестра поэтессы)

прошло в доме № 8 в Трёхпрудном переулке. Давным-давно, ещё в 17 веке, этот район был собственностью патриарха поэтому 3 глубоких пруда, вырытых здесь, назывались Патриаршими. Название сохранилось и поныне, хотя из трёх прудов уцелел только один.

Слово «Трёхпрудный» стало для Цветаевой паролем на всю жизнь, символом детства, розового, беспечного, играющего солнечными бликами мира. Дом в Трёхпрудном навсегда остался в памяти - лик и облик счастья и полноты существования.

Чтение стихотворения «Переулок Трехпрудный» «Ты, чьи сны ещё непробудны»

            Это стихотворение написано в 1913г., а в 1918г. дом в Трёхпрудном переулке был разрушен.

2 ведущий: Любимое занятие Марины с 4лет - чтение, с5 лет писание. Когда юная Цветаева отнесла в типографию Мамонтова 1-ый поэтический сборник «Вечерний альбом». Ей исполнилось 18 лет.  В книгу вошли стихи, написанные в 15-17лет (некоторые ещё раньше), которые получили высокую оценку известных поэтов: М.Волошина, В.Брюсова. Одобрительно отозвался о книге

Н. Гумилёв: «Марина Цветаева внутренне своеобразна. Эта книга, -заключил он свою рецензию, -не только милая книга девических признаний, но и книга прекрасных стихов».

Чтение стихотворения «Христос и Бог!  Я жажду чуда»

           1 ведущий: А впереди -большая творческая жизнь, нелёгкий жизненный путь. С детства она была погружена в атмосферу А.Пушкина, в юности открыла для себя Гёте и немецких романтиков, очень любила Державина, Лескова, Аксакова. Очень рано ощутила в себе «тайный жар», «скрытый двигатель жизни» и

назвала его «любовь».

Звучит песня из кинофильма «Ирония судьбы...»Музыка М.Таривердиева,

слова М.И Цветаевой «Мне нравится...»

На протяжении всей жизни в Цветаевой неугасимо горел душевный  и творческий костёр любви к природе, к живущим людям, к истории, к друзьям. Через всю жизнь, через все скитания, беды и несчастья она пронесла любовь к Родине, к русскому слову. к русской истории.

3 ведущий:.5 мая 1911года на пустынном, коктебельском берегу встретились Марина Цветаева и Сергей Эфрон -выпускник Гельсингфоргского пансиона. Высок, худ, красив, с поразительными огромными, в пол-лица глазами, цвета моря. Любовь с первого же дня и на всю жизнь!3а Сергея Эфрона Марина вышла замуж в январе 1912года.

Чтение стихотворения: «Я с вызовом ношу его кольцо!»

2 ведущий: Их семейная жизнь, в которую они вошли совсем юными (Марине исполнилось 19лет, а Сергею 18), сначала была безоблачной, но недолго. И эти первые 5-6лет были, вероятно, самыми счастливыми по сравнению со всеми  последующими годами. Она много писала, вдохновлённая Эфроном. Если сказать, что Марина любила мужа, значит, ничего не сказать: она его

боготворила.  Чтение стихотворения    «Писала я на аспидной доске»

1 ведущий: Где-то в начале совместной жизни она сказала: «Только при нём я могу жить, как живу: совершенно свободно». Он был единственным, кто её понял и, поняв, полюбил Сергея не устрашила её сложность, противоречивость, особость, непохожесть на других.

В сентябре 1912года у Марины и Сергея родилась дочь. Центром внимания и любви становится маленькая Ариадна. (Аля), названная в честь героини греческой легенды о Минотавре. В стихах появляются новые темы, новые ритмы.

Чтение стихотворения «Ты будешь невинной, тонкой»

2 ведущий: В 1912году выходит книга стихов «Волшебный фонарь», посвященная мужу, Сергею Эфрону. А через год - сборник с заглавием «Из двух книг».

Годом рождения ПОЭТА Цветаевой считается 1916 год. Почти все стихи, написанные в этот удивительно плодотворный период, войдут в сборник «Вёрсты», изданный в 1922году.

В своих стихах Цветаева предельно искренна. Она обострённо воспринимает смерть, насилие, кровь, муки людей. Трагично, горестно, бедственно звучат стихи, вызванные войной. Голос в защиту страдающего человека в стихах Цветаевой хорошо слышен. Бедствие народа -вот что пронзало её

душу.

Чтение стихотворения: «Белое солнце и низкие, низкие тучи»

1 ведущий: Именно в это время в стихи Цветаевой входит народное слово. Всё -сказка, былина, заклятия, частушки -входит в ее поэтическую речь. Фольклор в ней как бы очнулся.

Чтение стихотворения «Заклинаю тебя от злата»

Потом фольклор станет основой целых поэм: «Царь -Девица», «На красном коне», «Молодец»

С1917года для Цветаевой настаёт пора испытаний. В ноябре 1917 года её муж Сергей Эфрон уехал на Дон, где формировались первые части Белой армии Россию он любил фанатично. И, служа в Белой армии, свято верил, что спасает Россию. Чтение стихотворения: «Белая гвардия, путь твой высок»

3 ведущий: В это время Марина пишет книгу «Лебединый стан», в которой прославляет Белую армию, прославляет только за от, что в её рядах – её любимый и единственный.

Чтение стихотворения: «С новым годом, Лебединый стан!»

У Цветаевой всегда была ненависть к миру «сытых», к «буржуазности», поэтому её не угнетала общая бедность того времени. Всем высоким строем своей смятенной и сумбурной души она была на стороне голодных и всегда любила подчеркивать это важное для неё обстоятельство: «Себя причисляю к  рвани» .В то время она печалилась и страдала только об отсутствии весточки от мужа

, а красная Москва ей даже нравилась.

Чтение стихотворения: «Москва! Какой огромный странноприимный дом»

1ведущий: Почти 3 года жила Марина в голодной Москве, не получая вестей от Сергея. Терпела не просто нужду, а нищету. На руках у неё остались две дочери: Ариадна- старшая, и Ирина-трёх лет. Прокормиться было очень трудно, но она билась, старалась как могла: ездила с мешочками по деревням менять вещи на сало и муку, таскала саночки с гнилой картошкой. Однако эти поездки по деревням, попытки менять вещи на продукты всегда оканчивались не так, как бы надо, не так,

как у всех. Она была слишком неумелой в быту.

2 ведущий:Осенью1919года в самое тяжёлое, голодное время Марина по совету знакомых отдала девочек в подмосковный приют, но вскоре забрала оттуда заболевшую Алю, а в феврале 20-го года потеряла маленькую Иру, погибшую от голода.

 Чтение стихотворения: «Две руки»

3 ведущий: Таково было её хождение по мукам. «Жизнь, где мы так мало можем…»-писала Марина Цветаева. Зато сколь много она могла в своих тетрадях! Как ни удивительно, никогда ещё не писала она так вдохновенно, напряжённо и разнообразно. Но голос поэта резко изменился. Из её стихов

навсегда ушли прозрачность, лёгкость, певучесть, искрящаяся жизнью и задором.

Аудиозапись: «Пригвождена»

Учитель: Поэтесса безоглядно ломала инерцию старых, привычных для слуха ритмов. «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся-да». Её ритмика всё' время настораживает внимание.

1 ведущий:С1912по 1920 года Марина Цветаева пишет непрерывно, но ни одной книги не вышло. Только несколько случайных стихов в петербургских «Северных записках».3нали её лишь завзятые любители поэзии.

Чтение стихотворения «Вчера ещё в глаза глядел...»

Однажды отвечая корреспонденту, с горечью сказавшему, что её, Цветаеву, «не помнят в России, она ответила: «Нет, голубчик, меня, не «не помнят», а просто не знают». Надо ли говорить, что для поэта это подлинная трагедия.

Аудиозапись: «Моим стихам, написанным так рано»

2 ведущий: 14 июля 1921 года Цветаева получила «благую весть»-письмо от Сергея Эфрона. Он находился в Чехии. Сергей не мог вернуться в Россию Марина делает решительный шаг: в1922году едет к мужу, взваливая на свои хрупкие плечи непомерную ношу русской беженки. Так начались годыэмиграции-17-летняя одиссея за рубежом. Сначала-Германия, потом-Чехия.

3 ведущий.: Исследователь творчества Цветаевой Анна Саакянц считает, что в Чехии Марина Цветаева выросла в поэта, который в наши дни справедливо причислен к великим. Самой заветной темой в это время стала философия и психология любви....

В Чехии Цветаевой удалось издать несколько книг: «Разлука», «Психея», «Ремесло» -это был своего рода пик, после которого наступил резкий спад -не в смысле творчества, а в отношении изданий.1 февраля 1925 года родился давно желанный сын Георгий - в семье его

будут звать Мур.

Учитель: Из дневника Марины: «Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умиленною, благодарною любовью.  Алю бы я жалела за другое и по- другому. Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил ...Буду любить его -каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за

сходство, за то, что он есть. Мальчиков нужно баловать, - им, может быть, на войну придётся.»

1 ведущий: Вскоре семья переезжает в Париж. Во Франции им суждено прожить13 с половиной лет. В феврале 1926года состоялся её литературный вечер, который принёс ей триумф, известность, но одновременно нелюбовь и зависть очень влиятельных людей В эмиграции Цветаева не прижилась.

Эмигрантские литературные круги не очень жаловали Марину, особенно З.Гиппиус и Д. Мережковский. Да и сама она не больно -то к ним тянулась.

«Они не Русь любят, а помещичьего гуся -и девок»-,так говорила она об эмигрантских «вождях» «политиканах». Вместе с разочарованием в эмиграции приходило понимание, что её читатель там, на родине, что русское слово может найти отклик прежде всего в русской душе.

Звучит аудиозапись :«Тоска по Родине»

3 ведущий «Эмиграция делает меня прозаиком»,-говорила она, имея в виду, что стихи всё труднее устроить в печать. А о заработке Цветаева помнит постоянно. Она писала очерки: «Отец и его музей», «Мать и музыка», «сказка матери» и др.

Интересны письма Цветаевой. Это своего рода заочные романы. Это монологи взволнованной души. Марина увлекалась не только стихами, но и поэтами. Такие увлечения были недолговечными, но бурными, как ураган .Это были «романы души», а не романы тела, но Марину никто не хотел понять, по-настоящему она любила только Эфрона и была однолюбкой.2 ведущий: Письма её знакомым и близким полны сетований на одиночество и беспросветную нужду. «В Париже бывали дни, когда я варила суп на всю семью из того, что удалось подобрать на рынке»,-вспоминала Марина. У Сергея заработки случайные. Найти же постоянную работу невозможно: Франция охвачена безработицей. Но в письмах были и стихи ... Главным

адресатом её стихов в России, в Москве, был Б.Пастернак. Его мнением она дорожила.

Пастернаку Цветаева посвятила много стихов. Вот одно из них, написано оно в марте 1925г.«Расстояние: вёрсты, мили,..»

3 ведущий: Стихи, преодолевая все препоны, воздвигнутые на их пути сталинским режимом, текли в Россию, их заучивали и запоминали. В 1928г.  появился последний прижизненный сборник «После России», включивший в себя стихи 22-25-годов.Но ведь Цветаева писала по крайней мере ещё 15 лет. В 1937году Ариадна, первая из семьи, возвращается в Советский Союз. По французским законам, достигнув совершеннолетия, она должна была

выбрать подданство. Ариадна, не задумываясь, принимает советское. Уезжает она из Парижа радостная, полная надежд. И Бунин предупреждал её: «Дура, куда ты едешь? Тебя сгноят в Сибири» Но Аля не воспринимала эти слова всерьёз.

1 ведущий : Следом покидает Францию Сергей Эфрон . Последние годы он активно       участвовал в работе Союза дружбы с Советским Союзом. Разочаровавшись в Белом движении, он фанатично и безоглядно стал служить Советской России.  По некоторым источникам, даже выполнял задания НКВД.

Обстоятельства сложились так, что он срочно уезжает в Россию. Марина Ивановна вернулась в Россию вместе с сыном 18 июня 1939года.Наконец семья воссоединилась. Все вместе они жили в подмосковном посёлке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа. Семья Цветаевой-Эфрон вернулась в Россию в жестокое время. Тех, кто приезжал из-за рубежа, или тех, кто побывал в командировке за рубежом, считали потенциальными шпионами.

2 ведущий: Марина Ивановна осталась с сыном без квартиры, без средств к существованию. «Уж коль впустили, то нужно дать хоть какой-то угол! И у дворовой собаки есть конура. Лучше бы не впускали: если так»-, это из писем, разговоров со знакомыми.

Чтобы хоть как-то   зарабатывать на жизнь, она занималась переводами. Осенью 1940г.Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник её стихов, но и он был отвергнут.

 В начале войны Цветаева вместе  с  сыном  эвакуировалась  в  составе писательской организации в Чистополь, а 8августа 1941г. Б.Пастернак и В.Боков проводили их в небольшой городок Елабугу на Каме. Но в Елабуге навис ужас остаться без работы. Сохранилось её заявление в Совет Литфонда: «Прошу принять меня на работу    в качестве судомойки в

открывающуюся столовую Литфонда. 26 августа 1941 г. М. Цветаева».

1 ведущий: Но в работе ей отказали, а денег не было. И не было никакой надежды на поддержку. Жизнь обрушивалась сыпучей лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепиться... «...я постепенно утрачиваю чувство реальности: меня -всё меньше и меньше ...Никто не видит, не знает, что ягод   ищу   глазами-   крюк...Я   год   примеряю   смерть. Всё   уродливо   и страшно. Я не хочу умереть. Я хочу не быть...»

3 ведущий.: Было воскресенье 31 августа 1941г.Хозяев не было, сына -тоже. Марина Ивановна осталась одна, написала 3 записки, одна из которых-сыну:

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже...Передай папе и Але -если увидишь- что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик». Набросила петлю на шею.

Чтение стихотворения: «Знаю, умру на заре.»

Звучит песня на стихи М. Цветаевой «Монолог»

Учитель: Марина Цветаева писала: «Мне все эти дни   хочется написать своё завещание. Мне вообще хотелось бы не быть. Иду с Муром или без Мура, в школу или за молоком - и изнутри, сами собой складываются слова завещания. Не вещественного - у меня ничего нет, а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали разъяснение.

ПИСЬМО ДЕТЯМ:

Милые дети! Я никогда о вас отдельно не думаю: я всегда думаю, что вы - люди или нелюди, -как мы. Но говорят, что вы –есть, что вы особая порода, ещё не поддающаяся воздействию. Поэтому:

- Никогда не лейте зря воды, потому что в эту же секунду из-за её отсутствия погибает в пустыне человек.

-Но оттого, что я не пролью этой воды, ведь он её не получит!-Не получит, но на свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

Поэтому ж никогда не бросайте хлеба, а увидите на улице, под ногами, поднимите положите на ближний забор, ибо есть не только пустыни, где умирают без воды, но и трущобы, где умирают без хлеба. Может быть, этот хлеб заметит голодный, и ему менее совестно будет взять так, чем с земли. Никогда не бойтесь смешного, и если видите человека в смешном положении:

1)постарайтесь его из него извлечь, если же невозможно-2)прыгайте в него к человеку, как в воду, вдвоём глупое положение делится пополам: по половинке на каждого - или же на худой конец -не видьте смешного в смешном!

Никогда не говорите, что так все делают: все всегда плохо делают, раз так охотно на них ссылаются! У всех есть второе имя- никто и совсем нет лица – пробел. Ну а если вам скажут: «Так никто не делает (не одевается, не думает и т.д.)- отвечайте: «А я – кто!» Не ссылайтесь на «немодно», а только на «неблагородно». Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.  Кроме того, для вас они родители, для самих себя-я. Не осуждайте своих родителей на смерть раньше (своих) сорока лет. А тогда -рука не поднимется!

Увидев на дороге камень- уберите, представьте себе, что это вы бежите и расшибаете себе нос; из сочувствия (хотя бы себе - в другом!) уберите. Не стесняйтесь уступить место старшему в трамвае. Стыдитесь - не уступить!

Не отличайте себя от других - в материальном. Другие - это тоже вы (все одинаково хотят есть, спать, сесть)

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно сознания. После победы -протяните руку.

Не отзывайтесь при других иронически о близком (хотя бы даже о любимом животном); другие уйдут- свой останется.

Книгу листайте с верхнего угла страницы. Почему? Потому что читают не снизу вверх, а сверху вниз. Это у вас должно быть в руке - как у меня.

Доедая суп, наклоняйте тарелку к себе, а не от себя к другому: чтобы в случае беды пролить суп не на скатерть, а на собственные колени. Когда вам будут говорить: «Это - романтизм», вы спросите: «что такое романтизм?» - и увидите, что никто не знает. что люди берут в рот (и даже дерутся им, и даже плюются, и запускают вам в лоб) - слово „ смысла которого они не знают.

Когда же окончательно убедитесь, что не знают, сами отвечайте бессмертным словом Жуковского: -Романтизм - это душа»

На фоне органной музыки И С Баха звучит стихотворение «О, чёрная гора, затмившая весь свет»

На этой ноте последнего отчаяния оборвалось творчество Марины Ивановны Цветаевой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Красною кистью рябина зажглась..." Литературно-музыкальная композиция, посвященная жизни и творчеству Марины Цветаевой.

Методическая разработка знакомит с основными вехами жизни М.И.Цветаевой и определяет основные черты личности поэтессы. Сопровождается лирическими стихотворениями, отражающими различные периоды жизни и...

Литературный журнал. Поэтический мир Марины Цветаевой. Темы творчества.

Литературный журнал по творчеству М. Цветаевой для учащихся 11 класЦель данного урока:: изучить темы поэзии в лирике А. Цветаевой; рассмотреть особенности этих тем, совершенствовать навыки анализа поэ...

Литературно - музыкальная композиция «Красною кистью рябина зажглась...» Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…

Посвящается жизни и творчеству Марины Цветаевой…Цель:    привлечь   внимание   учащихся   к   поэтической   судьбе   МариныЦв...

Сценарий литературной гостиной "За всех страдать под звук органа"( Жизнь и творчество Марины Цветаевой)_

В сценарии литературной гостиной рассматривается жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой...

Литературный салон по творчеству «МАРИНА ЦВЕТАЕВА И АННА АХМАТОВА»

Две женщины, которые прошли через множество преград и испытаний для того, чтобы благодаря своему несравненному поэтическому дару сделать мир немного лучше. Две разные судьбы, каждая из котор...

Литературно-музыкальная гостиная, посвященная творчеству Марины Цветаевой "Бог, не суди! – Ты не был женщиной на земле…" (Страницы жизни поэта).

laquo;Маленькая история большой любви» – так можно на­звать нашу сегодняшнюю встречу. Тема тонкая, деликатная. Пусть го­ворит Цветаева – своими стихами, песнями и письмами. ...