Урок литературы "Меня никто не зовет" по сказке-были А.П.Платонова "Неизвестный цветок
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Николаева Любовь Александровна

Урок литературы по сказке-были А.П.Платонова  построен с использованием материалов УМК "Вокруг тебя - МИР..." (для 5 класса)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon menya_nikto_ne_zovet.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Селычинская общеобразовательная средняя школа»

Тема: «Меня никто не зовет…»

(урок литературы по сказке – были А.П. Платонова «Неизвестный цветок»)

Автор: Николаева Любовь Александровна, учитель русского языка и литературы

с. Селычка, 2018

 «Меня никто не зовет…»

Урок по сказке-были А.А.Платонова «Неизвестный цветок» (6класс)

Стоит на земле цветок, крошечная капля голубого неба, такой простой и откровенный провозвестник радости и счастья …

Вот так и среди нас есть скромные люди с чистым сердцем, незаметные, маленькие, но с огромной душой. Они-то и украшают жизнь, вмещая в себя все, что есть в человечестве,- доброту, простоту, доверие.

                                        Б.Троепольский «Белый Бим, Черное ухо»

Цели урока:1)Показать учащимся, как ценой большого и кропотливого труда уцелел, выжил цветок.

2)Помочь понять, что слабый, беззащитный всегда нуждается в помощи.

3) Помочь усвоить учащимся авторскую мысль, что будущее – за детьми.

Материалы к уроку: 1) Книга «Вокруг тебя – МИР…»(5 класс)

2)Записи на доске

Методические приемы:

1)Чтение и обсуждение

2)Словарная работа

3)Работа над  афоризмами и пословицами

4)Дополнительная информация об авторе (сообщение учителя)

5)Цитирование текста

6)Анализ детали

7)Работа над особенностями жанра

8)Лингвистический анализ

9)Личный опыт учащихся

10)Устное словесное рисование

11Рисование цветка( творческая работа)

12)Сочинение (творческая работа)

13Работа над литературными терминами

14.)Озаглавливание частей

Записи на доске

Афоризм – это…

Олицетворение – это…

Пословицы

Терпение и труд все перетрут

Без терпения нет и умения

Жизнь ничего не дарует без тяжких трудов и волнений

(Гораций)

Труд

Трудиться

Труженик

Трудно

Ход урока

1.Сообщение цели урока, чтение эпиграфа

2.Вступительное слово учителя о писателе

Вот таким простым и скромным был и сам автор произведения. Жизнь его не баловала, трудно складывалась судьба, но это его не ожесточило, наоборот, сделало еще более внимательным  чужому горю, человеческим бедам, ко всему живому на земле.

Все его произведения объединяет одна главная мысль: жизнь есть борьба за превращение мира серого и бездуховного в мир звучащий и одухотворенный. Это тяжкий труд, который должен быть во благо человеку. Вот и в рассказе «Никита» отец мальчику говорит:  «Давай все трудом работать, и все живые будут»

Каждый человек, вглядываясь в окружающий мир, ежедневно делает какие-то маленькие открытия, которые оказываются в его жизни чем-то значительным. Вот об этом, мне кажется, это произведение. Согласны ли вы с этим мнением?

-Да, потому что  Даша нашла цветок на пустыре, который никогда еще не видела. Благодаря ей на этом месте уже через год было целое поле цветов.

- Как же это произошло? Дома вам следовало разделить текст на части и озаглавить. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Учащиеся называют части и их названия)

1.Неожиданная встреча

2.Цветок –труженик

3.Цветок цвета звезды

4.Благоухание цветка

5.Труд  детей на пустыре

6.Новая встреча

( Сказка «Неизвестный цветок» носит притчевый характер и тесно переплетается с действительностью, поэтому выясняем особенности жанра)

- Обратимся к началу сказки, где описывается жизнь цветка на пустыре. Здесь значима каждая деталь, каждое слово: « Жил на свете маленький цветок. Никто и не знал, что он есть на Земле»

- Почему не только слово «маленький» здесь очень важное, но и словосочетание «на земле»? Какое прилагательное хочется добавить?

- Маленький цветок на огромной Земле. ( Работа над эпитетами, антонимами)

- Вспомним, что отвечает цветок на самый обычный вопрос: «Как тебя зовут?»

- «Меня никто не зовет, я один живу»

- Какое чувство вызывает этот ответ цветка?

-Его очень жалко, потому что он совсем одинокий. У него даже имени нет.

- А для чего дается имя?

- Чтобы все знали, что он есть, что не такой,  как другие.

(Выясняем по словарю значение слова «имя»)

- И вот появляется в сказке девочка Даша, другие девочки, помогающие цветку выжить. Отчего были Даше так близки  понятны чувства цветка?

( Учащиеся находят по тексту и зачитывают : «Она жила с подругами в пионерском лагере, а нынче утром проснулась и заскучала по матери»)

- Действительно, девочка особенно остро почувствовала сиротство цветка, потому что  и она была в этот момент в разлуке с матерью и ощущала себя одинокой и покинутой. Два бесприютных сердца тянутся друг к другу, находя один в другом надежду и опору.

- Вспомним о том, как помогли дети цветку. Почему автор решил, что поддерживать маленький и одинокий цветок в трудную минуту должны были дети? Случайно ли это?

( Учащиеся не всегда находят, что сказать, поэтому приходим им на помощь и говорим, что Платонов связывает особые надежды с детьми).

«Против враждебных сил мира,  - писал Платонов в статье «Знамена будущего», - нужно бороться людям с чистыми, как у детей, помыслами и открытым сердцем»

- Каким «враждебным силам» сопротивлялся цветок?

- «Боль», «голод», «усталость», «безжизненность почвы пустыря» (цитируют по тексту).

- Какой была жизнь у цветка?

- Трудной.

(Цитируют по тексту фрагмент на странице 25 из книги «Вокруг тебя – МИР…» ( «Нечем было ему питаться…»)

- Почему он выжил в таких суровых условиях?

- Он упорно трудился («Днем цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь…»)

- Ценой трудной борьбы за выживание цветок-труженик нашел продолжение в своем потомке, который упорным трудом и терпением проложит путь другим поколениям, еще более сильным и прекрасным.

(Обращаем внимание на ряд однокоренных слов: труд, трудиться, трудно, труженик и др.)

Обращаемся к пословицам. Неслучайно  народ их сложил. В них его опыт и мудрость.

- Как автор показал, что даже в очень трудные моменты цветок не унывал, не впадал в отчаяние?

- «Цветок, однако, не хотел жить печально…» (Зачитывают фрагмент)

Обратим внимание детей на то, что гармония, которая рождается в одухотворенной Вселенной, - гармония звучащая: здесь озвучены и краски, и запахи (Разъясняем  значение слова «гармония») Вот почему цветок зовет Дашу «безмолвным голосом благоухания»,т.е. притягивает своим запахом. Так и с людьми бывает: одни притягивают к себе своей добротой, простотой, открытостью души, а с другими бывает даже просто рядом тяжело находиться долго.

- Как писатель показал бережное, заботливое, внимательное отношение Даши и цветка друг к другу?

- «…Он впервые так близко слышал голос человека, впервые кто-то смотрел на него, и он не хотел обидеть Дашу молчанием». ( Страница 27)

(«Как же ты один живешь, как же ты из глины вырос и не умер, маленький такой?» «Даша склонилась к нему и поцеловала его в светящуюся головку»)

Далее можно предложить учащимся работу в парах: обсудить, с какими словами она могла бы обратиться к ребятам в лагере, чтобы убедить их прийти помочь цветку.

Затем обращаемся к афоризмам, помещенным после рассказа. Учащиеся внимательно их читают, учитель комментирует содержание. Дети должны определить, к кому или к чему можно применить, соотнести эти высказывания.

Начиная работу над анализом сказки, отметили притчевый характер ее, поэтому спросим у детей:

- Которое высказывание наиболее четко определяет мысль, которую хотел выразить автор, чему он учит этой сказкой?

Учащиеся без затруднения определяют, что это афоризм Альберта Швейцера. ( Поясняем, кто такой)

Дополняем мысль: в милосердии, в понимании и сострадании нуждаются не только люди, но и все живое на земле. Все мы в этом мире друг в друге нуждаемся. Будем каждым мгновением своей жизни стараться быть внимательными друг к другу, не обижать грубым словом, помогать в нужный момент.

В качестве домашнего задания учащиеся получают следующее:

  1. Нарисовать неизвестный цветок.
  2. Написать сочинение-миниатюру (на основе беседы с родителями) о том, как их семье доводилось чем-то кому-то когда-то помочь и что они при этом чувствовали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Анализ сказки-были А.Платонова «Неизвестный цветок».

Тип: урок- исследование  Цели:  1) познакомить с фактами биографии            А.Платонова; ...

А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.

Цели урока:Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художествен...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Конспект по литературе для подготовки к уроку по теме "НЕИЗВЕСТНЫЙ ЦВЕТОК"...

Разработка урока по литературе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок"

Разработка урока + рабочий лист по сказке-были "Неизвестный цветок"...

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.А. Платонова «Неизвестный цветок».

Урок литературы в 6 классе по сказке-были А.П. Платонова "Неизвестный цветок" + презентация к уроку....

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок»

Разработка урока литературы в 6-м классе по сказке-были А. А. Платонова «Неизвестный цветок» Тема урока: « Чтобы жить и светиться, надо много трудиться» ...