Лекции по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание".
учебно-методический материал по литературе (10 класс) на тему

Шульгина Наталья Борисовна

Лекции по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Ответы на экзаменационные вопросы по роману:

1. Причины преступления Раскольникова.

2. Почему Раскольников признался в убистве именно Соне?

3. Нравственное возрождение Раскольникова.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsii._dostoevskiy._prestuplenie_i_nakazanie.docx16.21 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Причины преступления Раскольникова

      Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. В его личности самым непостижимым образом переплелись гуманизм  и  наполеонизм.

     Родион Раскольников — студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Нищета, постоянное чувство голода, необходимость врать, оправдываться перед квартирной хозяйкой угнетают его.  Мать Родиона  изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраивается гувернанткой в семью богатых помещиков Свидригайловых, где подвергается унижению. Раскольников сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей обречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Всюду его окружают «униженные и оскорблённые»: его мать и сестра, семья Мармеладовых, Соня, Лизавета, пьяная девочка на бульваре. Общество вынуждает людей жертвовать собой ради близких. Вот почему, получив письмо матери, в котором она пишет о Дуне, Раскольников восклицает: «Соня, Сонечка Мармеладова. Вечная Сонечка, пока мир стоит!» Он находится в мучительном  поиске выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

     Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,— признаётся он в разговоре с Соней.  Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей  («материал») молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие — «необыкновенные» люди («Наполеоны»)  - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Это люди – «имеющие право». Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье «О преступлении» за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

     Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам. Им движет гордыня.

       Почему Раскольников признался в убийстве именно Соне?

       После совершённого преступления Раскольников испытывает чувство разъединённости с людьми, отчуждения от них. Он убеждён, что прежнее, обыкновенное его положение в жизни неотвратимо утрачено. Это ощущение невыносимо.

       Перед тем, как идти с повинной, Раскольников сам себе скажет: «Нет, - мне не слёз её надобно было… надо было … на человека посмотреть». Итак, самое сильное ощущение Раскольникова – тоска по человеку, желание найти потерянную связь с людьми. Самое страшное наказание – отчуждённость от людей.

     Почему он выбрал  именно Соню?

1. «Пойдём вместе…- ты тоже преступила… смогла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою». Сначала Раскольников не замечает разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так. Соня «преступила» не ради себя и не во имя какой-то идеи, а чтобы спасти от голодной смерти близких людей.

2. Раскольников чувствует, что Соня не способна кого-то осудить. Даже оступившегося человека, преступника, она может по-христиански пожалеть. Когда Соня поняла, что Раскольников убийца, она воскликнула: «Что же, что же это вы над собой сделали?!», то есть она понимает, что он погубил прежде всего себя. Соня пожалела Раскольникова: «Нет, нет тебя теперь несчастнее никого в целом свете!»

3. Религиозность Сони влияет на Раскольникова, он просит Соню прочитать евангельскую легенду о воскрешении Лазаря. Раскольников ждёт от Сони чуда воскрешения. Он понимает, что спасти собственную душу он может теперь, только если его поведёт за собой Соня, что в её душе, в её жизни есть какая-то правда, пока недоступная ему. «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собой неумолимый приговор, решение без перемены. Тут или её дорога, или его».

4. Раскольников убеждён, что Соня не покинет его, пройдёт вместе с ним весь его мучительный путь: «Так не оставишь меня, Соня?»

                  Нравственное возрождение Раскольникова

     Утверждая «правду» Сони в романе, Достоевский хочет убедить читателей в том, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.

     Раскольников решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, так как убеждён, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только  перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.

       Отражением постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. В этом сне главный герой видит результаты воплощения в жизнь  теории, созданной им. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных – тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно, «чистыми» людьми не могут быть властелины. Где же искать «чистых»? Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встаёт перед ней на колени, плачет…). Эти слёзы – начало новой жизни: начинается возврат к людям, Раскольникову легче дышать. Мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему. Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению автора романа, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освящённые религией.

       В конце романа, истерзавшись от одиночества, сомнений и  душевных мук, Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном  счёте – отказывается от какого-либо протеста.

       Завершить ответ можно словами Достоевского: «Обрести Христа – значит обрести собственную душу». И вспомним строчки из эпилога романа: «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечные источники жизни для сердца другого».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по теме: "Художественное изображение идеи в романе Ф. Достоевского "Преступление и наказание"

Приступив к изучению романа «Преступление и наказание», мы пришли к выводу, что это роман идей. Практически каждый герой является носителем идеи. В связи с этим возникает множество вопросов.·...

Интеллектуальная игра по роману Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

Игра позволяет ученикам продемонстрировать знание текста романа и обратить внимание на эпизоды, которые подробно не рассматривались на уроке...

Интегрированный урок "Символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание"

На интегрированном уроке литературы и изобразительного искусства рассматривается символика цвета и пространства в романе Ф.Достоевского "Преступление и наказание" (1 часть)....

Лекция по роману "Доктор Живаго"

Лекция по роману "Доктор Живаго", 11 класс...

Урок – лекция по роману М.Булгакова «Мастер и Маргарита» Тема: «Аллегоричность образов всадников Апокалипсиса в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»»

Урок в 11 классе в форме лекции с последующим заданием. Материал лекции способствует углубленному изучению романа, приоткрывает тайны автора....

Разработки практических заданий по роману Ф. Достоевского "Преступление и наказание": задания и ответы

Разработки практических заданий к изучению романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" по темам: Образ Сонечки, Обобщение и выводы по роману. Разработки представляют из себя индивидуал...