Урок литературы по повести В. Распутина «Живи и помни» Тема: Кто виноват в случившемся?
методическая разработка по литературе (10 класс) на тему

Нарышкина Дарима Ивановна

                                            Урок литературы в 10 классе.(по повести В. Распутина «Живи и помни».)Тема: Кто виноват в случившемся?

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Урок литературы в 10 классе.

(по повести В. Распутина «Живи и помни».)

Тема: Кто виноват в случившемся?

    Цель: Осмысление прочитанного и выявление основной идеи произведения.

    Задачи:

  1. Проследить жизненный путь А. Гуськова, причины нравственной неустойчивости и падения Андрея. Выбор Настены.
  2. Развитие теоретического мышления и эмоционально-чувствительной сферы.
  3. Формирование потребности осознанного жизненного выборак.

                          Этапы урока.

  1. Вводно-мотивационный этап.
  1. Вопрос: Ваше впечатление о книге? О чем оно?

Ответы: Отношения между людьми; о трусости и предательстве; о человеческом эгоизме; о том что, человек должен быть гуманным в любое время; о войне и человеке; о совести человеческой; о том что, ничего не может пройти бесследно; о совести;  о жизни женщины во время войны; о способности к самопожертвованию; о счастье и о любви; О человеке, о войне; о поведении человека в экстремальной ситуации.

Учитель: Валентин Распутин в своем рассказе «Пожар» писал: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни и земля, на которой стоит твой дом. И все четыре одна важней другой. Закачает какая весь свет внаклон. »

 

Если человек теряет хоть одно это звено в жизни, то он не состоится. Отношением к этим ценностям жизни испытывает Распутин в своих  героев в повести «Живи и помни».

Обратимся к образу Андрея Гуськова и к образук Настёны.

Кто виноват в случившемся?

2. Операционно-содержательный этап.

Работа в группах.

1 группа:

1) В каких поступках ,чувствах, мыслях отразилось отношение Андрея Гуськова к войне?

2) Как вы понимаете слова: «Он завидовал тем, кто шел на войну, как на работу»

3) Почему Андрей стал дезертиром?

4) Проследить путь Андрея домой. Что с ним происходит, в каком он состоянии?

2 группа:

1) Какие новые стороны характера раскрывают  эпизоды: встреча с домом, с Настенной? Как меняется в Андрее поведение, речь?

2) Как вы оцениваете выбор Андрея Гуськова?

3 группа:

1) Зачем Настена делит вину на двоих?

2) Почему Настёна со своей бедой не идёт к людям?

4 группа.

Пришла долгожданная победа.

  1. Как в чувствах, мыслях, поступках героини проявляется душевное состояние?

Во время работы в группах ребята вместе с учителем должны нарисовать схему, в которой отражается линия жизни Андрея и линия жизни Настены.

Вопрос: Кто виноват в случившемся?

 

Вывод: Вина Андрея в том, что он своим поступком, дезертирством отделил себя от общенародной судьбы, «отрезал себя от людей», ему нужно перед ними покаяться, но ему это не дано!  Потянул за собой своих близких.

Учитель: Может автор ещё через заглавие найти ответ на наш вопрос?

Ответ: «Живи и помни»- обращение к Андрею, чтобы он жил и помнил о потерянной совести, о погубленной своей душе, о погубленных жизнях близких ему людей: Настёны, не родившегося ребёнка, отца. Живи- это ему в наказание. Живи долго и помни.

3. Рефлексивно- оценочный этап.

Вопрос: Что взяли для себя с урока?

4. Домашняя работа.

Творческое задание:

1,2.группа. Напишите письмо Андрею Гуськову. Что вы думаете о нем?

3,4 группа. Каким я вижу будущее Андрея Гуськова?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока-конференции "Война все спишет..." (по повести В.Распутина "Живи и помни"

Произведения В.Г.Распутина читаются на одном дыхании, а после прочтения – вопросы, вопросы – к самому себе. Это книга о войне, драма ещё одной жизни. Распутин обнажил ещё одну сторону войны...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Нравственный смысл повести В.Распутина "Живи и помни"""

Презентация-сопровождение урока по повести В.Распутина "Живи и помни" содержит материал о жизни и творчестве писателя, представляет содержание повести (цитаты, иллюстрации), организует беседу по произ...

Конспект урока по повести Валентина Распутина "Живи и помни". Путешествие в глубь человеческой души.

Данная разработка урока литературы  в 11 классе по прекрасному произведению В.Г. Распутина "Живи и помни"  поможет учащимся разобраться в сложных  философских вопрос...

Урок по повести В.Распутина "Живи и помни"

Данный урок представляет собой комбинированное сочетание лекции, аналитической беседы, чтение отрывков текста....

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс.

Презентация к уроку литературы по повести В.Распутина "Живи и помни". 11 класс....

Конспект урока литературы"Нравственные проблемы в повести В.Распутина "Живи и помни".(10 класс)

В.Распутин- один из русских писателей,обращающийся к нравственным проблемам в своих произведениях."Уроки французского","Живи и помни","Пожар","Прощание с Матёрой","Последний срок"-вот те немногие из е...