АП Платонов. Судьба писателя.
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

Презентация жизни русского писателя 20 века А.П. Платонова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ap_platonov.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Андрей Платонович Платонов 1899 – 1951 гг

Слайд 2

Автор произведений: Книга стихов «Голубая глубина» 1922г. Повесть « Епифанские шлюзы» - 1926г. Повесть Сокровенный человек» 1927 г. Социально-философский роман « Чевенгур », повесть «Усомнившийся Макар» - 1929г. Антиутопическая повесть «Котлован» – 1930 г. Повести «Ювенильное море», « Джан » – 1934 г. Повесть «Река Потудань» - 1937г. Повесть «Возвращение» – 1946 г. Сборник рассказов «Одухотворённые люди» - 1942г. Пьеса «ученик Лицея» – 1942г. Сборник сказок «Волшебное кольцо» – 1950 г.

Слайд 3

Родина «Я родился в слободе Ямской, при самом Воронеже». Деревню же я до слез любил, не видя ее до 12 лет. В Ямской были плетни, огороды, лопуховые пустыри, не дома, а хаты, куры, сапожники и много мужиков на задонской большой дороге. Колокол «Чугунной» церкви был всею музыкой слободы, его умилительно слушали в тихие летние вечера старухи, нищие и я. А по праздникам (мало-мальски большим) устраивались свирепые драки Ямской с Чижевской или Троицкой

Слайд 4

Отец писателя Отец писателя Платон Фирсович Климентов родом был из шахтерской семьи; работал слесарем в воронежских железнодорожных мастерских, очень любил рыбную ловлю. Он был настолько предан своему увлечению, что в одной из автобиографических заметок Андрей Платонов написал: «Я был сыном рыбака... Потом стал писателем, потом инженером...». Однако в Воронеже Платон Фирсович Климентов был человеком небезызвестным: о нем неоднократно публиковались очерки в местных газетах, и посвящены они были его рационализаторским предложениям.

Слайд 5

Учёба «Потом наступило для меня время ученья» «… отдали меня в церковно-приходскую школу. Была там учительница — Аполлинария Николаевна, я ее никогда не забуду, потому что через нее я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого “всякому дыханию”, траве и зверю, а не властвующего бога, чуждого буйной зеленой земле...».

Слайд 6

Работа Школа - городское училище 1914 год - работа «Работал я во многих местах у многих хозяев. У нас семья была одно время в 10 человек, а я старший сын — один работник, кроме отца. Отец же, слесарь, не мог кормить такую орду».

Слайд 7

Инженер, поэт, журналист 1918 год оказался наполнен важными для Платонова переменами. Он поступает учиться в Воронежский политехникум по специальности электротехника. Тогда же начинается и активная писательская жизнь Платонова — в воронежской прессе появляются его первые публикации. Кроме того, в 1918 Платонов вступает в РКП(б). Партийная карьера Платонова, впрочем, закончилась не начавшись: уже в 1921 он был исключен из партии — за отказ участвовать в плохо организованном субботнике.

Слайд 8

Губернский мелиоратор Под руководством Платонова исполнены в Воронежской губернии следующие работы: Построено 763ипруда; Построено 315 шахтных колодцев; Осушено 7600 десятин; Исполнены дорожные работы(мосты, шоссе, дамбы, грутновые дороги и построены 3 сельские электрические силовые установки.

Слайд 9

Гражданская война В 1919 как рядовой стрелок железнодорожного отряда, а также как «журналист советской прессы и литератор», участвовал в Гражданской войне, получив боевое крещение в стычках с белыми частями Мамонтова и Шкуро .

Слайд 10

Жена и муза писателя В 1920 году в Воронежском отделении пролетписателей он познакомился с Машей Кашинцевой , «Вечная Мария», она стала женой и музой писателя, ей посвящены « Епифанские шлюзы» и многие стихи, которые слагал Платонов на протяжении всей жизни. С 1927 года семья перебирается в Москву.

Слайд 11

«Сокровенные люди» Платонова «Сокровенный человек»(1928г.) Платоновские «душевные бедняки», как называл их сам писатель, мучаются чувством «неправильности» мироустройства, но не могут ясно осознать это. Таков Фома Пухов из повести «Сокровенный человек» (1928). Жизнь Пухова предстает перед нами как история напряженных исканий. Фома Пухов внешне не одарен чувствительностью: он не любит и не умеет внешне выражать свои переживания, будь то горе или радость. Но чувства эти живут в глубине его души. Дело в том, что Пухов — «человек сокровенный». Это делает его необычным, помогает ему «жить всему напротив». Прослеживая развитие пуховского характера, Платонов показывает, как герой все больше приобщается к людям, их деяниям, открывая всей «роскоши жизни» свою душу.

Слайд 12

Разочарование Еще недавно Платонов горячо и искренне верил в революцию, был партийным пропагандистом. И вдруг — будто что-то надломилось в нем, не стало былой уверенности, началась пора мучительных сомнений. В 1929 году Платонов написал рассказ «Усомнившийся Макар» — о мужике, который не может принять жизнь такой, какова она есть. Рассказ, опубликованный в журнале «Октябрь», попался на глаза Сталину. Тот счел произведение «идеологически двусмысленным» и подверг безжалостной критике тех, кто не проявил достаточной бдительности и пропустил вредный текст в печать.

Слайд 13

Потрясение Шкловский сказал: «Вы хотите переделать Платонова? Вы его не переделаете, его нельзя переделать, потому что Платонов — гениальный писатель!» Однако после «испытания критикой» Платонова ожидало новое потрясение: в 1938 был арестован его сын Платон. Тоше тогда было 15 лет. В 1943 году сына не стало.

Слайд 14

Великая Отечественная война Война застала Платонова в Москве. Юрий Нагибин вспоминает: «...К нам зашел Андрей Платонович. Он был совершенно спокоен. Испуганная мама бросилась к нему со словами: “Андрей Платонович, что же будет?” Он посмотрел так удивленно: “А что?.. Россия победит”. — “Но как?! – воскликнула мама. – Немцы уже в предместьях Москвы!” Платонов пожал плечами: “Как? Я не знаю, как. Пузом!”» С 1942 и до конца войны Андрей Платонов был фронтовым корреспондентом газеты «Красная Звезда», выпустил четыре книги военной прозы.

Слайд 15

Повесть «Котлован» Повесть «Котлован» (1930) — реквием по утопии Изнурительная, выматывающая силы работа — это рытье котлована, — котлована под «единственный общепролетарский дом вместо старого города, где и посейчас живут люди дворовым огороженным способом». Это дом-мечта, дом-символ .

Слайд 16

Проблемы, поднятые в произведении: - разгромленная войной страна; - грандиозные проекты коммунизма; - раскулачивание крестьян; - процветание бюрократии; - уничтожение религии, фанатичное поклонение новой идее; - всеобщая подозрительность; - атмосфера бездуховности.

Слайд 17

Строители Рухнув на пол после трудового дня, люди спят вповалку, «как мертвые». Вощев «всмотрелся в лицо ближнего спящего — не выражает ли оно безответного счастья удовлетворенного человека. Но спящий лежал замертво, глубоко и печально скрывались его глаза, и охладевшие ноги беспомощно вытянулись в стертых рабочих штанах. Кроме дыхания, в бараке не было ни звука, никто не видел снов и не разговаривал с воспоминаниями, — каждый существовал без всякого излишка жизни, и во время сна оставалось живым только сердце, берегущее человека».

Слайд 18

«У нас с тобой был один и тот же женский человек». «У нас с тобой был один и тот же женский человек». Девушка Чиклина, старшего артельщика, умирает, а ее дочь Настю Чиклин приводит в барак к строителям. Он ведет Прушевского посмотреть на останки некогда встреченной девушки, после чего заваливает дверь помещения, где она лежит, кирпичом и камнями, поясняя Прушевскому : «Мертвые тоже люди». Когда землекопы находят в овраге сто пустых гробов, спрятанных крестьянами впрок, Чиклин забирает два из них для девочки: один в качестве кровати, другой — для игр, в качестве «красного уголка».

Слайд 19

«…ликвидация кулачества как класса…» Строители докопались до странной глубины, обнажили какие-то корни традиций, исконной народной психологии. Они дорылись до некоей пещеры, в которой деревенские жители хранили заготовленные заранее, уже «облежанные» гробы. Их отдали крестьянам, связали затем веревкой, как лодки, и посланец деревни «Елисей уперся и поволок, как бурлак, эти тесовые предметы по сухому морю житейскому». По следу гробов пошел в ту же деревню, как раз к раскулачиванию, Вощев и все остальные землекопы.

Слайд 20

«…обострение классовой борьбы…» Когда Вощев прибывает из деревни с известием об убийстве Сафронова и Козлова, Чиклин, захватив два гроба, вместе с Вощевым отправляется в колхоз. Ночь он проводит в сельсовете рядом с телами убитых, потом ложится спать между ними. Утром, обращаясь к убитым, Чиклин говорит: «Пускай хоть весь класс умрет — так я один за него останусь и сделаю всю его задачу на свете! Все равно жить для самого себя я не знаю как!..»

Слайд 21

Медведь-молотобоец Фантастична и реальна фигура «самого угнетенного батрака, который почти спокон века работал даром на имущих дворах, а теперь трудится молотобойцем в колхозной кузне», превратившегося в настоящего медведя. «Жил с людьми — вот и поседел от горя», – объясняет Чиклин Насте. Кузнец наводит организаторов коллективизации на кулаков, как зверь, рыча, обозначая таким образом «присутствие здесь своего классового врага». Он мстит теперь тем, кто мучил его.

Слайд 22

«…ты ничего хорошего не видела…» «— Отчего бывают мухи, когда зима? – спросила Настя. — От кулаков, дочка! – сказал Чиклин. <...> — А ты убей их как класс! А то мухи зимой будут, а летом нет: птицам нечего есть станет». Человек, что муха, убьешь — не заметишь.

Слайд 23

Гибель ребёнка Настя умерла от одиночества, неприкаянности, от отсутствия тепла. « Вощев стоял в недоумении над этим утихшим ребенком, он уже не знал, где же теперь будет коммунизм на свете, если его нет сначала в детском чувстве и в убежденном впечатлении. Зачем ему теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького, верного человека, в котором истина стала бы радостью и движением?»

Слайд 24

Братская могила Котлован — та же могила, могила всей будущей жизни, в которой нет места детству, человечности, счастью. В общей работе не участвует Жачев : «Я теперь ни во что не верю!» И дальше: «Пойду сейчас на прощанье товарища Пашкина убью». «Смутное» в сознании Жачева верно указывает ему на одного из тех конкретных людей, чьими активными усилиями котлован превращен в братскую могилу «строителей коммунизма».

Слайд 25

На закате В последние годы жизни, тяжело больной (прогрессирующий туберкулез), Платонов зарабатывал на хлеб переложением народных сказок. Материально его поддерживали Шолохов и Фадеев, который когда-то «по должности» обрушивался на «Усомнившегося Макара». Шолохов помог и с изданием книг сказок.

Слайд 26

«Я... понял, что все делается, а не само родится...» Жил Платонов во флигеле Литературного института имени М. Горького. Кто-то из литераторов, увидев, как он метет двор под своими окнами, запустил легенду, будто он работает дворником. Андрей Платонов уходил из жизни непризнанным. Один из самых значительных писателей XX века, главные свои произведения — роман « Чевенгур », повести «Котлован», «Ювенильное море», — он не увидел опубликованными.

Слайд 27

В 1951году Андрей Платонович Платонов ушел из жизни. Похоронен он в Москве на Армянском кладбище рядом с сыном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слово о Чехове. Личность и судьба писателя

Дифференциация на уроках литературы в старших классахВ последние годы работа учителя во многом изменилась. Мы ведём поиск собственных эффективных путей, методических приёмов, прорабатываем  сущес...

«Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя. Рассказ «После бала»

Урок по теме: «Л. Н. Толстой. Личность и судьба писателя.Рассказ «После бала». Цели урока: познакомить с основными биографическими сведениями писателя; помочь учащимся раскрыть особенности расска...

Личность и судьба писателя. А Грин.

Презентация к уроку литературы 6 класс...

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя».

Технологическая карта урока, составленная в соответсвии с ФГОС ООО. Содержит материалы для сообщений о жизни  Н.В.Гоголя. В урок включены задания, позволяющие развивать умение выделять в тексте г...