Технологическая карта урока литературы в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя».
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Технологическая карта урока, составленная в соответсвии с ФГОС ООО. Содержит материалы для сообщений о жизни  Н.В.Гоголя. В урок включены задания, позволяющие развивать умение выделять в тексте главную информацию, систематезировать материал, делать выводы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biografiya_gogolya.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературы

в 5 классе по теме «Краткие сведения о Н.В. Гоголе. Малороссия в жизни и судьбе писателя»

  1. Цель деятельности учителя: 
  2. Тип урока: урок открытия  новых знаний.
  •  Планируемые образовательные результаты.
  • Предметные:  познакомить  учащихся с некоторыми фактами биографии Н.В.Гоголя, оказавшими влияние на становление личности писателя и его творчество; познакомить с историей создания сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки»; формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, Формировать умение работать с учебником и иллюстрациями; воспитывать интерес к личности и творчеству Н.В.Гоголя.

Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное.

Личностные: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

  1. Методы и формы обучения: эвристическая беседа, исследовательская работа с текстом, индивидуальная работа.
  2. Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
  3. Наглядно-демонстрационный материал: мультимедийная презентация.
  4. Основные понятия:  фантастика, повесть.

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Постановка учебной задачи.

Формулирование темы урока.

Дома, вы должны были прочитать повесть «Ночь перед Рождеством». Кто является автором этого произведения?

А известно ли вам что-нибудь об авторе этого произведения?

О чем сегодня мы будем говорить на уроке? Какова тема урока? Цели.

Устные ответы учащихся, формулирование темы урока, целей, задач.

Р: Самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

2. Сообщения учащихся о жизни писателя.

Биография Н.В. Гоголя 

1 ученик

Николай Васильевич Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Большие Сорочинцы на границе Миргородского уезда Полтавской губернии. Отец Гоголя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, умер, когда сыну было 15 лет. Василий Афанасьевич получил образование в полтавской духовной семинарии, рано вышел в отставку. Он обладал даром весёлого рассказчика, и к нему часто съезжались гости.

Мать Гоголя Мария Ивановна, в девичестве Косяровская, была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет.

Жизнь в деревне до школы и после, в каникулы, шла в полнейшей обстановке украинского быта, как панского, так и крестьянского.

2 ученик

В возрасте десяти лет Гоголя отвезли в Полтаву к одному из местных учителей, для приготовления к гимназии; затем он поступил в Гимназию высших наук в Нежине. Гоголь не был прилежным учеником, но обладал прекрасной памятью, за несколько дней готовился к экзаменам и переходил из класса в класс; он был очень слаб в языках и делал успехи только в рисовании и русской словесности.

3 ученик

В декабре 1828 года Гоголь переехал в Санкт-Петербург. Здесь впервые ждало его жестокое разочарование: скромные средства оказались в большом городе совсем незначительными, а блестящие надежды не осуществлялись так скоро, как он ожидал. В Петербурге он первое время держался общества земляков, состоявшего отчасти из прежних товарищей. Он понял, что Малороссия возбуждает живой интерес не только среди украинцев, но также и среди русских.

Чтение сообщений, демонстрация презентации.

Класс слушает, делает короткие записи.

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля.

Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

П: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато выборочно.

3. Беседа

Что вам стало известно о писателе?

Какой была жизнь писателя в деревне?

Что вы можете сказать об успехах Н.В.Гоголя в гимназии?

Что ожидало Н.В. Гоголя в Петербурге?

Что такое Малороссия?

Устные ответы

 П: Строить рассуждения

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации

4.Сообщение учителя

Малая РусьМалая РоссияМалороссия — историческое название ряда регионов на территории современной Украины. Появилось в началеXIV века как византийское церковно-административное определение Галицко-Волынского княжества. С XVI века название всех русских земель в составе Речи Посполитой (позже из них выделили Белую Русь). С XVII века Малороссия — одно из официальных названий Гетманщины. В дальнейшем использовалось для обозначения исторического региона Российской империи и Малороссийской губернии. После Октябрьской революции термин оказался фактически под запретом.

Ученики слушают, делают записи.

П: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато выборочно

Л: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

5. Беседа

Как вы считаете какую роль сыграла Малороссия в жизни автора?

Воспоминания о людях, об их быте и жизни легли в основу произведения.

Устные ответы и рассуждения:

П: Строить рассуждения

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации

  1. Сообщение учителя

Повесть «Ночь перед Рождеством» входит в цикл повестей Вечера на хуторе близ Диканьки». Также в цикл этот входят повести «Сорочинская ярмарка»

 «Вечер накануне Ивана Купалы»

 «Майская ночь, или Утопленница»

 «Пропавшая грамота»,  «Ночь перед  Рождеством»

«Страшная месть»

«Иван Фёдорович Шпонька и его тётушка»

 «Заколдованное место».

Первая часть «Вечеров…» была готова летом 1831 года. В начале сентября 1831 года книга выходит из печати и поступает в книжные магазины. Хвалебные отзывы, «Вечера…» идут нарасхват.  

Ученики слушают, делают записи.

П: Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато выборочно

Л: формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

7.Эмоциональное восприятие, беседа по содержанию произведения

Как отозвался Пушкин о «Вечерах»?

Вы прочитали произведение. Понравилась вам повесть? Чем?

Блиц-опрос

  • Что делала ведьма Солоха в ночь пред Рождеством на небе?
  • За что черт хотел отомстить кузнецу Вакуле?
  • Зачем черт украл месяц?
  • Куда отправился Чуб, когда сбился с дороги и перепутал свою хату с хатой Левченко?
  • Куда Солоха прятала своих гостей?
  • С кем в одном мешке сидел Чуб?
  • Какой подарок просила Оксана у Вакулы?
  • К кому за помощью отправился кузнец?
  • Что необычного увидел Вакула в доме Пацюка?
  • Почему черт повиновался Вакуле? Чего он боялся?

Самостоятельная работа с учебником.

Отвечают на вопросы по содержанию, составляют вопросы.

  1. Работа в группах

Игра «Задайте мне вопрос» 

Каждая группа составляет вопросы  по содержанию повести для другой группы.  

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля.

Выступать перед аудиторией сверстников.

Формирование умения работать в группе.

  1. Эвристическая беседа

Заметили ли вы что-то необычное в повести, Что-то особенное?

Действительно, в повести соединяется реальность и фантастика.

Что значит фантастика? Как вы думает?

Фантастика – изображение необычных сказочных, неправдоподобных явлений.

Какие явления вам показались неправдоподобными, фантастичными?

А что, на ваш взгляд вполне реально?

 «Вечера…», несмотря на всю свою сказочность, получились удивительно реалистичными – в дело пошли не только сведения, присланные родными, но и труды по этнографии, лингвистические статьи и даже трактаты по колдовству. Сам Гоголь признавался, что не может придумывать сюжеты из ничего, ему необходима была некая канва, которую он с удивительной точностью и мастерством разворачивал в завораживающее повествование.

Вывод: Итак, мы познакомились с биографией Николая Васильевича Гоголя и историей создания «Вечеров». И мы видим, что в творчестве писателя очень часто находят отражение воспоминания автора из детства и юности, легенды и сказки некогда им услышанные. А иногда и в основу произведения положены реальные исторические события.

Устные ответы учащихся

П: Строить рассуждения.

К: уметь излагать свою точку зрения и обосновывать ее; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зарения.

Л: Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.

  1. Рефлексия

Прием неоконченного предложения

  1. Домашнее задание

Индивидуальное задание: сообщения о черте, ведьме, колядках, колдуне.

Пересказ эпизода полета Вакулы на черте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока в 4 классе по теме "Краткие формы вспомогательных глаголов"

Данная технологическая карта разработана на основе УМК "Английский с удовольствием" Биболетовой З.И. и Трубанекой Н.Н., предполагает использование на уроке материалов обучающей компьютерной программы ...

Технологическая карта урока в 5 классе на тему "Реальное и фантастическое в повести Н.В.Гоголя "Заколдованное место"

В плане расписаны все этапы современного урока, отвечающего требоаниям ФГОС. В нетрадиционной форме представлен этап актуализации знаний, также урок включает работу с интерактивной доской....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»

Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом». Технологическая карта урока литературы. 5 класс.

Урок:  ЛитератураТема урока: И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».Дата проведения урока: 27.10.2017 г.Класс: 5Автор-ра...

технологическая карта урока биологии 5 класс по теме "Жизнь в морях и океанах"

Технологическая карта урока биологии в 5 классе "Жизнь в морях и океанах" Технологическая карта соответствует программе Сонина Н.И.....

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор».

Технологическая карта урока в 8 классе на тему: «Он – как вода, принимающая форму любого сосуда» (Юрий Манн). Образ Хлестакова в произведении Н.В. Гоголя «Ревизор»....