методические материалы О.В. Задорской. Изучение лирики в 5 классе
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

О.В. Задорская, учитель русского языка и литературы СОШ № 37 г. Выборга, - человек творческий. Она широко и глубоко мыслит, широта ее кругозора поражает. Уроки и мероприятия Ольги Викторовны оригинальны, интересны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izuchenie_liriki_v_5_klasse.docx41.12 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗУЧЕНИЕ ЛИРИКИ В 5 КЛАССЕ

Из опыта работы О.В. Задорской

                                        

                                                        Когда я вижу, как из школы уходят , пусть                                                         с четвёрками и даже пятёрками в                                                                         аттестате по литературе, выпускники,                                                                 которые поэзию не чувствуют, я думаю о                                                         том, что они оказались чем-то очень                                                                 важным обделены в жизни;                                                                          и в этом в значительной мере моя                                                                         личная вина, хотя многое не от меня тут                                                                 зависит, а прежде всего от того, как вели                                                         их в мир поэзии, начиная с самого первого                                                         класса.                                                                                                        Л.Айзерман

                                                                «Зачем я сегодня иду на урок                                                                         литературы»        

                                Введение

                                 

Многие методисты и исследователи справедливо считают вершиной читательского восприятия и литературного развития школьников и их эмоциональной сферы постижение лирического текста.

Цель данной работы – показать, как интересно и увлекательно можно ввести ученика в мир лирики, познакомить его с литературоведческими понятиями.

                                Урок 1

                        Лирика как род литературы. Её символы.

                                                Казалось бы, какой пустяк – несколько хороших,                                                 пусть даже прекрасных , на редкость прекрасных                                                 стихов !А меж тем они на весь век                                                                 вошли во всё моё существо, стали одной из                                                         высших радостей, прожитых мною на земле.

                                                        И.А.Бунин

-Обратите внимание, как называется наш учебник. («В мире литературы»)

-Откройте содержание. Прочитайте название разделов литературы. (Эпос, лирика , драма)

- Что это? ( Роды литературы)

- С каким родом литературы уже познакомились?                                                - -Начинаем знакомство с лирикой. Узнаем

  • о её происхождении ;        
  • что отличает лирику от других родов литературы;        
  • будем учиться понимать поэзию.

-Запишите тему урока  и эпиграф. Эпиграф всегда отражает главную мысль. Какова она у Бунина?                

-Лирика- слово греческое.  В переводе означает «произносимый под аккомпанемент лиры, музыкальный, волнующий».

- К какому слову исторически восходит слово лирика? (Лира)

-Лира и лирика – родственные слова. Они появились в Древней Греции, когда лира, щипковый инструмент, ещё не была символом поэзии, но имела непосредственное отношение к ней. Лирические стихи произносились в сопровождении лиры.

- Расскажите, как древние греки объясняли  появление лиры.

Рассказы учеников

        1. Миф об Аполлоне

        2.Миф о Гермесе

        3.Согласно другой версии, изобретателем лиры был древнегреческий поэт         Трепандр. Именно это предание использовал в своём стихотворении «Черепаха»        О.Э.Мандельштам.

-Что же собой представляла лира?

-О волшебной силе этого инструмента хорошо знали древние греки.

        Ученик рассказывает миф об Орфее.

- Древние греки считали, что вся деятельность человека регулируется богами. Боги жили на горе Олимп, вместе с ними жили музы.

Муза (греч.) – размышляющая, помышляющая, думающая.

Считалось, что отцом муз был Зевс, а матерью Мнемозина.

 Запись в тетрадях

Зевс- верховный бог. Отец муз

.Мнемозина – мать муз, богиня Воспоминаний, Памяти        Правая рука обёрнута                                                                                 широкой мантией – знак                                                                                 отказа от физического труда                                                                         в пользу умственного.

Дальнейший рассказ о музах сопровождается показом слайдов «Скульптура Павловского парка». Внимательно рассматриваем символы каждой музы.

        

Каллиопа – муза эпоса        Увенчана виноградными         листьями, в руках – свиток,         который является знаком         покровительствуемой ею         эпической поэзии.

Клио – муза истории        Увенчана лаврами,         украшена         браслетами, рядом – свиток.

Мельпомена – муза трагедии.        Трагическая мантия. Голова         украшена лаврами и         повязкой ;в         руках палица         Геракла,        трагическая        маска.

Талия – муза комедии        Одета в хитон, в руке –         маска раба, пастушеский         посох.

Терпсихора – муза танца        В лавровом венке, в руках –         лира.

Полигимния – муза гимнов в честь богов и героев        Увенчана лавром, перст на         устах – воспоминание о         прошедшем.

Урания – муза астрономии и математики        В руках глобус и мерило.

Эрато – муза любовной поэзии        В руках лира – знак того,         что любовная поэзия –         царица поэзии.

Эвтерпа  - муза лирической поэзии        В руках –двойная флейта.

-Покровителем муз считался Аполлон – бог красоты. Он жил вместе с музами на горе Геликон и на горе Парнас.

У подножия Парнаса лежали древние города Криса и Дельфы, а в Дельфах шумел знаменитый источник поэтического вдохновения – Кастальский ключ.

Запись в тетради.

Кастальский ключ- символ поэтического вдохновения.

Другой ключ такого же магического действия был выбит крылатым конём Пегасом на горе Геликон, он назывался Гиппокрена (Иппокрена) -         Лошадиный источник, он был фиалково-тёмного цвета. Здесь, перед тем, как петь, купались музы.

С тех пор Пегас стал символом поэтического вдохновения, а выражение

«оседлать Пегаса» стало означать «писать стихи»                 

музы

Задание на дом.                            1.Выучить имена муз.                        

                                        2. Написать творческую работу  «Музы Павловского                                                         дворца и парка».

                                        3.Подготовить выборочный пересказ сказки Андерсена                                         «Соловей»

  • Как пел настоящий Соловей.
  • Как пел искусственный Соловей.

                                                                                                                                Творческие работы учащихся

                        «Музы Павловского дворца и парка»

                (Работы писались после экскурсии в Павловск)

        При посещении Павловского дворца и парка я окунулся в мир прекрасного,

 В мир искусства. Я был восхищён шедеврами древних мастеров: скульпторов, архитекторов, художников.

        Когда я попал в библиотеку Павла Первого, то увидел на книжном шкафу статуэтки девяти муз – покровительниц искусств и наук. Они были источниками вдохновения для поэтов и писателей.

        В картинной галерее я восхищался мастерством художников и скульпторов, чувствовал присутствие муз где-то рядом. Наверху я увидел необычный потолок, где был изображён Аполлон, летящий по небу на колеснице в сопровождении своих постоянных спутниц – девяти муз. Мне показалось, что музы с неба оберегают эти картины и скульптуры.

        Потом я пошёл гулять в парк. На одной из аллей я увидел Аполлона, увенчанного лавровым венком, вокруг которого водили хоровод девять прекрасных муз. Я очень обрадовался встрече с ними.

        Позже, уже дома, музы вдохновили меня на написание этого сочинения.

                                                        Михаил Смирнов

Совсем недавно я побывала в Павловске. Дворец большой и такой красивый! А парк – просто чудо ! Самое красивое место в парке – это аллея Муз.

        На этой аллее на двенадцати дорожках стоят статуи муз. В центре – статуя Аполлона,  бога Солнца в греческой мифологии. Рядом со статуями муз стоят статуи Гефеста, вестника богов, Флоры, богини растительного мира. Все эти статуи поставлены в парке не случайно: там человек находится наедине с природой, и всё должно напоминать о прекрасном.

        Статуи муз можно увидеть не только в парке, но и во дворце. Если зайти в библиотеку Павла первого, то можно увидеть статуи муз. Они сделаны из белого мрамора.

        Изображения муз можно увидеть и в картинной галерее.  Аполлон едет в колеснице, а вместе с ним едут и семь муз. Ещё две сидят на облаке, чуть вдалеке. Перед колесницей летит Венера, богиня утренней зари.

        Павловск – самое красивое место в мире.

                                                        Елена Смирнова

        Павловск оставил у меня неизгладимые впечатления.

        В библиотеке Павла Первого на книжном шкафу расположены фигуры девяти муз. Они сделаны из мрамора. Павел Первый приобрёл их в Риме за очень большие деньги. Я думаю, Павел Первый приказал расположить фигуры муз в библиотеке, чтобы создать в ней атмосферу спокойствия, тишины и уюта.

        В картинной галерее я увидела большой яркий плафон. На нём изображён Аполлон, который едет в колеснице. Рядом с ним с одной стороны летят семь муз, а с другой – две .Они изображены в виде молодых дев. Впереди всех летит богиня, раскидывающая цветы, указывая дорогу  Аполлону. Она облачена в воздушный наряд. Волосы развеваются по ветру. Художник использовал для этого плафона много ярких красок. Голубое небо, плывущие облака навевают воспоминания о лете, о тепле. Глядя на него, забываешь всё плохое. На душе становится спокойно и легко.

        В парке Павловска мы тоже встречаемся с музами. Рядом с ними статуи Гермеса, Флоры и танцующей девушки. В центре круга – Аполлон. Он в центре, так как повелитель муз. Музы навевают раздумья, создают атмосферу умиротворённости. Так и хочется сесть рядом с ними, почитать и полюбоваться на эту красоту.

                                

                                                Елена Ларина

                                Урок 2

                Тайны поэзии. Стихотворная и прозаическая речь.

                                                        Это – круто налившийся свист.

                                                        Это – щёлканье сдавленных льдинок,

                                                        Это – ночь, леденящая лист,

                                                        Это – двух соловьёв поединок.

                                                                Б.Пастернак

-Вспомните, о чём узнали на прошлом уроке.

Вставьте имена муз в стихотворении Магна Авсония.

__________________________прошлых времён дела вещает потомству,

 __________________  трагический вопль исторгает печали,

Радует  ________________ шуткой, весёлым словцом и беседой,

Сладкую песню поёт с тростниковою флейтой ____________________,

 __________________кифарой влечёт, бурей чувства владея,

С плектром в руке  __________________ чарует и словом, и жестом,

Звёзды небес изучает  _______________, неба вращенье,

Жестами всё выражая,  ____________________славит героев.

                                                Децим Магн Авсоний

Кифара – струнный музыкальный инструмент, похожий на лиру, но больших размеров.

Плектр – палочка для извлечения звуков у струнных инструментов  кифары, лиры

Выборочный пересказ сказки Андерсена «Соловей».  (Дом задание) 

- При пересказе обратите внимание на то, как пел настоящий и искусственный соловей.

Настоящий соловей        Искусственный соловей

«Словно стеклянные колокольчики         «Как заведённая шарманка»

звенят»

«Пение хватало за сердце»

-Какого соловья можно сравнить с поэтом? Почему?

- Поэт – соловей. Это метафора, ею часто пользуются поэты.

-Прочитайте эпиграф к уроку. Настоящая поэзия – тайна, их в поэзии много, начнём понемногу открывать.

М.Е.Салтыков- Щедрин шутил, что писать стихи – всё равно что ходить на разостланной на полу верёвочке, да ещё на каждом шагу приседая.

Но нет на свете народа, у которого бы не было поэтической речи. На ранних этапах развития она сливается с напевом.

-Проведём эксперимент. Прочитайте тексты.

Я вас любил, может быть,                        Я вас любил : любовь ещё, быть может,

В моей душе любовь не совсем        В душе моей угасла не совсем ;

Угасла, но пусть она больше        Но пусть она вас больше не тревожит ;

Вас не тревожит. Я не хочу         Я не хочу печалить вас ничем.

ничем вас печалить.        Я вас любил безмолвно, безнадёжно,

        То ревностью, то робостью томим ;

        Я вас любил так искренно, так нежно,

        Как, дай вам бог, любимой быть другим.

        А.С.Пушкин

- В чём сходство и различие этих текстов?

- О чём и как в них рассказывается?

- Что легче запомнить?  Почему?

-Первый текст- проза, второй- стихи.

Инсценировка отрывка комедии Мольера «Мещанин во дворянстве».

-Чем ещё отличается прозаическая речь от стихотворной?

-Подошли к ещё одному открытию: стихотворная речь дробится, а прозаическая нет.

Строфа – сочетание стихов, образующих единство

Стих – одна стихотворная строка.

                                Урок 3

                                Ритм

                                                Раскрыв глаза, гляжу на яркий свет

                                                И слышу сердца ровное биенье,

                                                И этих строк размеренное пенье,

                                                И мыслимую музыку планет.

                                                Всё ритм…

                                                        И.А.Бунин

-Какое открытие сделали на прошлом уроке?

-Сегодня продолжим наши открытия. Запишите тему урока.

Ритм (греч.) – стройность, соразмерность.

- Где мы можем услышать какой-либо ритм? (Дети приводят свои примеры)

(Ритм шагов, кадры кинофильма, смена дня – ночи, времён года, расположение окон в доме, телеграфных и электрических столбов вдоль дороги, вращение Земли вокруг Солнца за определённый промежуток времени, ритм сердца и т.д. )

- Найдите примеры ритмов в математике ( таблица умножения и др.)

-Перед вами пифагоров квадрат, найдите примеры ритмов, скрытые в нём.

1         2          3          4         5         6           7         8           9            10

11        12         13          14        15        16         17         18         19           20

21        22        23      24       25       26         27        28         29            30

31           32        33        34       35        36         37        38         39         40

41        42        43        44          45       46          47       48          49           50

51        52        53        54          55        56         57      58          59          60

61        62        63        64       65        66        67        68         69          70

71        72        73        74       75        76         77       78          79          80

81        82        83        84       85        86         87        88        89           90

91        92         93       94       95        96         97        98        99          100

             - числа, кратные 2

             - числа, кратные 3

             - числа, кратные 4

  У чисел в одной строке совпадают первые цифры.

  У чисел в одном столбце совпадают вторые цифры.

- Ритмом пронизана и музыка

- Прослушайте «Болеро» Равеля. (Слушаем фрагмент произведения).

-Ритм шагов тоже можно отстучать. Попробуйте отстучать ритм, записанный на доске.

                        та та        та та    та туту   та та

                        

                        та туту    та туту   та тата

- В стихотворной речи  тоже есть свой порядок – ритм.

- Откройте учебник попробуйте отстучать ритм любого стихотворения.

Задание на дом  1. Привести примеры ритмов.

                        2. Отстучать ритм любого стихотворения.

                                                Урок 4

                                                Рифма

                        

                                                                        Рифма, звучная подруга

                                                                        Вдохновенного досуга,

                                                                        Вдохновенного труда,

                                                                        Ты умолкла, онемела,

                                                                        Ах, ужель ты улетела,

                                                                        Изменила навсегда!

                                                                                А.С.Пушкин

- Какие тайны поэзии мы уже открыли?

- Прочитайте стихотворение.

                                                Б.Заходер

                                        Где поставить запятую?

Очень-очень

Странный вид:

Речка под окном

Горит,

Чей-то дом

Хвостом виляет,

Пёсик из ружья стреляет,

Мальчик

Чуть не слопал

Мышку,

Кот в очках

 Читает книжку,

Старый дед

Влетел в окно,

Воробей

Схватил зерно.

Да как крикнет

Улетая :

Вот что значит

Запятая!

- Попробуйте поставить запятую на место. Прочитайте текст. Что случилось?

(Стихи объединяются в целое средством покрепче, чем запятая, это ритм).

- Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку. Он нам поможет открыть ещё одну тайну поэзии.

-Прочитайте в  эпиграфе подчёркнутые слова. Как вы думаете, почему я их подчеркнула? Может быть, знаете, как называются эти слова? (Подсказка в эпиграфе)

Рифма (греч.) – соразмерность

- Гармония стиха создаётся не только размером, но и совпадениями окончаний, строк, рифмами. Строки будто аукаются, как эхо, повторяют друг друга, иногда чуть меняя звучание. У Пушкина есть такое стихотворение, которое так и называется

                                        Рифма

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея,

        Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.

Нимфа плод понесла восторгов влюблённого бога;

        Меж говорливых наяд, мучась, она родила

Милую дочь. Её приняла сама Мнемозина.

        Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,

Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,

        Музам мила; на земле Рифмой зовётся она.

-Воскрешая мир Древней Греции, Пушкин сам сочиняет миф.

Древние греки опоэтизировали эффект отражения звука в мифе о нимфе Эхо, которой гневная богиня Гера велела молчать и отзываться на вопросы лишь повторением последних слов или слогов. Даже любовь Эхо к прекрасному, но холодному юноше Нарциссу не освободила нимфу от обета молчания. Страдая то любви и никому не показываясь, нимфа отзывалась на всякий звук, но её возгласы, как и её чувства, оставались безответными.

- Прочитайте изложение мифа об Эхо и Нарциссе у Рене Менара и подумайте, что Пушкин изменил в этом мифе.

-Укажите, какие отличия стихотворения Пушкина от греческого мифа вы заметили.

-Зачем Пушкину понадобилось изменить миф? Наверное, он сделал его более радостным. Феб (Аполлон), бог света и покровитель искусств, стал отцом Рифмы, восприемницей – богиня памяти Мнемозина. У Рифмы от матери – чуткий слух, она любит созвучия предшествующих строк и строго по памяти повторяет их, исполняя завет Мнемозины.

-Чтение рассказа Б.Шергина «Рифмы». Найдите рифмы в стихах Шиша, запишите их.

-Поиграем в рифмы.

Первая игра – «Подскажи словечко».

        Когда порою одиноко,

        Вдруг в тишину ворвётся звон,

        И голос друга издалёка

        Тебе подарит …

                                (телефон)

        Едет он на двух колёсах,

        Не буксует на откосах.

        И бензина в баке нет.

        Это мой …

                                (велосипед)

        На столе передо мной

        Закружился шар земной.

        Арктика, экватор, полюс…

        Уместил всю землю…

                                (глобус)

        Идёт спокойно, не спеша –

        Пусть видят все, как хороша!

        Удобна и прочна рубаха,

        В которой ходит …

                                (черепаха)

-А сейчас задание посложнее. Даны рифмы – сочините стихотворение.

                                        Апрель

                                        Капель

                                        Скворец

                                        Певец

Чтение стихотворений, выбор лучшего.

                                Творческие работы учащихся

Пришла весна, пришёл апрель, 

На крышах белые снега уж тают,

 И серые скворцы, здесь пролетая,

Услышали, как началась капель.

Птицы, слушавшие ритм капели,

Увидели, что скворцы прилетели.

Заголосили они: «Прилетели скворцы!

Споют нам лучшие в мире певцы.

Услышим от них про весну, про апрель,

А вместе с апрелем и про капель.

Про то, как она теперь началась,

Про то, как по городу со звоном прошлась.»

Станислав Кабалин

Урок 5

Игры с рифмами

                        И вот уже трещат морозы

                        И серебрятся средь полей…

                        (Читатель ждёт уж рифмы розы –

                        На вот, возьми её скорей).

                                А.С.Пушкин

- Прочитайте стихи, которые сочинили дома, выбираем лучшие, обосновывая всоё мнение.

-Какие тайны поэзии мы уже открыли?

- Сегодня поиграем с рифмами, это любимая игра всех поэтов.

  1. Буриме (от фр. Buts -  концы,  rime s – рифмованные).

Игра возникла в 17 в. во  Франции. Это стихотворения на заранее заданные рифмы, которые нельзя переставлять и изменять.

Сочините стихи на заданные рифмы:

                Окошки-дорожки

                Дожди-подожди

                Свеча-горяча

                Душный- воздушный

                Роса-небеса

                Краски- сказки

                Ветерки- мотыльки

                У реки- глубоки

Творческие работы учащихся

С неба полились дожди.

«Постой, тучка, подожди!»-

Закричали голубки,

Что сидели у реки.

Сказал голубь:

-Мой домик душный,

Я сижу такой воздушный.

Утром выпадет роса,

Улечу я в небеса,

Туда, где дуют ветерки

И летают мотыльки.

Он взлетел , внизу- дорожки, в домиках горят окошки.

В каждом там горит свеча-

До чего же горяча!

И сидит художник там,

Взявшийся за краски.

На листе рисует он

Про голубку сказки.

                                                        (Сабина Кошелюк)

                2.Каламбур. Бывают шутки, построенные на омонимах.

                -Прочитайте стихотворение, найдите каламбурные рифмы.

                                Веснушкам нету сноса,

                                Не исчезают с носа.

                                Я , не жалея мыла,

                                Нос терпеливо мыла, -

                                Зависело б от мыла,                 

                                Веснушки я б отмыла.

                                                (Я.Козловский)

-Мастером каламбурной рифмы был поэт Д.Минаев.

                                Область рифм – моя стихия,

                                И легко пишу стихи я ;

                                Без раздумья и отсрочки,

                                Я бегу к строке от строчки;

                                Даже к финским скалам бурным

                                Обращаюсь с каламбуром.

- Придумайте стихи с омонимичными рифмами.

                                        Право – вправо

                                        О том – Том

                                        Банка (сосуд) – из банка

                                        Автомат – томат

                                        Изба рано – из барана

                                        Избежать- вниз бежать

                                        Стих (стихотворение)- стих (замолчал)

                        Творческие работы учащихся

-Я расскажу о том,-

Сказал маленький Том,-

Как наш стройотряд

Спрятал в томат автомат.

Мы строили подлодку,

Была она похожа на селёдку.

Поворачивалась только вправо,

Да не вру я , право…

Но не поверил никто

В каламбурный стих,

И наш Томми затих.

-Ох, я скажу вам, право,

Вчера я свернул вправо.

Но вообще-то я не о том,-

Промолвил Том.

В руке моей была банка,

когда я вышел из банка.

Я зашёл позвонить в автомат

И нечаянно свалился в томат.

Вставала вся изба рано,

Приготовила суп из барана.

Но супа пришлось избежать-

Ведь за бараном нужно вниз бежать.

                                        (Алёна Балаева)

Бандиты вставали в избе рано,

Шашлык все ели из барана.

Я с другом их решил поймать,

Но не умел следы я заметать.

Замечен был – пришлось удрать,

Хотел я кары избежать,

И припустил я вниз бежать.

Прицельно бил тот автомат,

А сам я угодил в томат.

У них ведь нет такого права!

Пришлось свернуть скорее вправо.

Там на столе стояла банка,

Тут выскочил бандит из банка.

И вам я рассказал о том,

А помогал мне мальчик Том.

                                (Алексей Василевский)

Задание на дом. 1. Придумать свои каламбурные рифмы.

        2.Сочинить стихотворение с ними.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Варга Б,.Димень Ю., Лопариц Э. Язык, музыка, математика.М.,1981

2. Вишневский К. Мир глазами поэта. М.,1979

3.Граник Г.,Концевая Л., Бондаренко С., Владимирская Г. Речь, язык и секреты пунктуации.М.,1995

4.Илюшин А. Русское стихосложение.М., 1988

5.Калачёв С. Стих и ритм. М., 1995

6.Княжицкий А., Лейбова А., Хурумов С. Опыты стиховедения. М., 1996

7. Миропольская Н. Вслушиваясь в слово. СПБг,2004

8.Приходько В. Постижение лирики. М.,1988

9. Урбан А. Стихи-собеседники.Л.,1978

10. «Литература» (приложение к «Первому сентября»

  • №15 1996;
  • №24 2003

                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методические материалы к проведению урока литературы в 9 классе по анализу эпизода романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

Материал содержит конспект урока "И снится чудный сон Татьяне", презентацию к уроку и методическое сопровождение по использованию презентации. Все они могут быть использовваны на уроке литературы в 9 ...

Методическая разработка серии уроков по изучению лирики А.С.Пушкина.

Данная разработка включает  в себя систему  уроков в 5 классе с использованием музыкальных произведений  для углубления восприятия. Для обучения   выбраны следующие стихотворе...

Методические материалы к уроку английского языка в 5 классе "Факты о погоде"

В материалах содержится технологическая карта урока и презентация к нему. Урок подготовлен к УМК "Английский нового тысячелетия"...

Учебно-методические материалы по теме Множественное число существительных (11 класс к УМК М.З.Биболетовой)

Образование множественного числа существительных для 11 класса к УМК М.З. Биболетовой. Материал включает в себя презентацию материала и тесты....

Методические материалы для окружной выставки «Изучение природы Самарского края в курсах биологии и географии»

Данная методическая разработка разработана с целью познакомить учащихся с экологической ситуацией Самарской области и природоохранными мероприятиями, направленными на сохранение биологического ра...

Учебно-методические материалы к уроку русского языка в 5 классе

Материалы предназначены для изучения темы по русскому языку в 5 классе "Ться и Тся в глаголах"...