Проблемы анализа философской лирики XIX – XX веков на уроках литературы в 10 – 11 классах
презентация к уроку по литературе (10, 11 класс) на тему

Презентация содержит материалы по классификации поэтического текста, примеры анализа поэтического текста. Материал рассчитан на учителей, преподающих в старшей школе, и на учащихся 10 - 11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofskaya_lirika_xix_veka_publ.ppsx76.04 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проблемы анализа философской лирики XIX – XX веков на уроках литературы в 10 – 11 классах М.Г.Карновская методист ГБУ ДППО ЦПКС «Информационно-методический центр» Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Слайд 2

Содержание: 1. Предмет художественного изображения философской лирики 2. Особенности сюжета философской лирики 3. Особенности структуры логического определения и особенности его воплощения в поэтическом тексте 4. Примеры 5. Структура и система художественных образов философской лирики

Слайд 3

Предмет художественного изображения философской лирики определяет такие ее особенности: с убъектная организация; характер сюжетообразующих оппозиций; о собенности движения авторской концепции; с труктура и система художественных образов; х удожественное пространство и время.

Слайд 4

субъектная организация Характерны внеличные и обобщенно-личные формы выражения авторского сознания (характерны безличные или обобщенно-личные синтаксические конструкции). Нет лирического героя.

Слайд 5

Специфика сюжета философской лирики проявляется в: характере сюжетообразующих оппозиций; особенности движения авторской концепции В основе сюжета – а ) нравственно-философские, б) натурфилософские или в ) социально-философские оппозиции. Сюжет строится на сопоставлении понятий: - всеобщих, - общезначимых, - обозначающих субстанциональные начала жизни

Слайд 6

Натурфилософские оппозиции (Тютчев): ч еловек и природа («Певучесть есть в морских волнах», «Два голоса», «Итальянская villa », «Не то, что мните вы, природа…»); л ичность и всеобщий закон бытия («Фонтан», «Из края в край, из града в град…»); ж изнь и смерть («Смотри, как на речном просторе,,,», «Сижу задумчив и один…»); г армония и хаос («О чем ты воешь, ветр ночной?», «Цицерон», «Сон на море», «День и ночь» и др.)

Слайд 7

Натурфилософские оппозиции (Боратынский): наивно-непосредственная реакция героя и аналитическая, трезво-рассудочная оценка жизни («Две доли», «Уныние», «Признание», «На что вы, дни! Юдольный мир виденья…»); движение и покой, связь и свобода («Смерть», «Мудрецу»)

Слайд 8

1 особенность: влияние контекста философской лирики на нравственно-психологические произведения; 2 особенность: логика движения авторской мысли напоминает логическое определение, (в роли родового понятия выступает один из членов сюжетной оппозиции)

Слайд 9

Структура логического определения: Видовое понятие Родовое понятие 1 – 2 видовых признака + Один из членов сюжетной оппозиции

Слайд 10

Особенности структуры логического определения в поэтическом тексте: х удожественно реализуется лишь первая часть приема (подведение объекта изображения под широкое родовое понятие без указания на его видовые отличия), н е соблюдается требование подведения под ближайший род (выбор родового понятия зависит от системы нравственных ценностей художника, в нем проявляются субъективность и ассоциативность художественного мышления поэта)

Слайд 11

Любовь , любовь – гласит преданье – Союз души с душой родной – Их съединенье , сочетанье, И роковое их слиянье, И … поединок роковой ( Ф.И.Тютчев ) Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусством губит человека, Что, может статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. ( Ф.И.Тютчев ) А есть В

Слайд 12

Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь . ( Ф.И.Тютчев ) Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам! Животворящая святыня!.. ( А.С.Пушкин ) А есть В

Слайд 13

Не тем, Господь, могуч, непостижим Ты пред моим мятущимся сознаньем, Что в звездный день Твой светлый серафим Громадный шар зажег над мирозданьем И мертвецу с пылающим лицом Он повелел блюсти Твои законы, Всё пробуждать живительным лучом, Храня свой пыл столетий миллионы. Нет, Ты могуч и мне непостижим Тем, что я сам, бессильный и мгновенный, Ношу в груди, как оный серафим, Огонь сильней и ярче всей вселенной. Меж тем как я – добыча суеты, Игралище ее непостоянства, — Во мне он вечен, вездесущ, как Ты, Ни времени не знает, ни пространства . Сознание человека – самое большое чудо жизни (хотя родовое понятие прямо не названо, а дано опосредованно, путем описания) А есть В

Слайд 14

А есть В Стихотворение А.С.Пушкина «Вновь я посетил…» Движение сюжета – распространение изменений на новые и новые области жизни героя. Весь мир подвержен изменению, оно – общий закон. В этом стихотворении нет прямого обобщения, но логика движения авторской мысли – определение объекта через другое, выступающее в контексте стихотворения как родовое по отношению к определяемому (изменение – общий закон жизни).

Слайд 15

А есть В Est in arundineis modulatio musica ripis * Певучесть есть в морских волнах, Гармония в стихийных спорах, И стройный мусикийский шорох Струится в зыбких камышах. Невозмутимый строй во всем, Созвучье полное в природе,- Лишь в нашей призрачной свободе Разлад мы с нею сознаем. Откуда , как разлад возник? И отчего же в общем хоре Душа не то поет, что море, И ропщет мыслящий тростник ? * Есть музыкальная стройность в прибрежных тростниках (лат.). Понятие определяется через «контрастное» сопоставление его с другим столь же широким понятием – в стихотворении раскрывается оппозиция «человек – природа» (это происходит, когда определяемое понятие такое широкое, что к нему трудно подобрать более широкое родовое понятие)

Слайд 16

Структура и система художественных образов философской лирики Предельная обобщенность образа: отказ от эмоционального элегического эпитета, употребление старославянизмов, использование мифологических образов, использование библейских образов, возвращение к ритмико-интонационному строю оды

Слайд 17

Философская лирика ХХ века: Импрессионистская деталь – укрупняет образ до символа (Блок) ; Метафора (Блок ) ; Аллегория ( Вяч.Иванов ); Гипербола (Маяковский); ; Метафорический гротеск (Маяковский); Сложная сюжетная метафора (Мандельштам)

Слайд 18

Система художественных образов отличается рационалистической четкостью (в результате обнажается смысл авторской концепции и акцентируется понятие, лежащее в основе художественного образа) Этому может способствовать симметричность композиции

Слайд 19

о браз п редельная обобщенность Конкретно-чувственное воплощение идеи с убъективность выбора определяющего родового понятия Отождествление объекта с разными видовыми вариантами родового понятия Метафора сложная, «обнаженная»

Слайд 20

В презентации использованы тексты произведений Ф.И.Тютчева , А.С.Пушкина , А.А.Фета .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Метод проектов как средство изучения пейзажной лирики русских поэтов XIX века на уроках литературы в 6 классе"

На уроках литературы необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, развивать умения устанавливать причинно-следс...

Философская лирика Ф. И. Тютчева. Конспект урока в 10 классе

Тема «Творчество Ф. И. Тютчева» в 10-м классе рассчитана на 2 часа. Она входит в раздел «Литература 19 века». Предварительно был проведен 1 урок по биографии Тютчева. Связь с предыдущим мат...

Имажинизм: особенности литературного направления. Имажинизм в лирике Сергея Есенина. (Презентация к уроку литературы в 11 классе в двух частях)

презентация разбита на две части только для  удобства скачивания материала, изначально это было единое целое, тем не менее презентацию можно использовать и отдельными частями, например, по темам ...

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»

Философская лирика Ф.И. Тютчева. Обучение анализу философской лирики на примере стихотворения «Тени сизые смесились…»...

Использование нравственно-эстетического, воспитательного потенциала русских писателей второй половины XX века на уроках литературы (на примере творчества В.М.Шукшина)

Данная статья позволяет  понять, что дает современному читателю погружение в мир произведений В.М.Шукшина,как влияет чтение на развитие качеств талантливого читателя, чуткого к художественному сл...

А. де Сент - Экзюпери. Философская сказка "Маленький принц". Презетация к урокам литературы.

Учебно- методические разработки и иллюстрации в форме презентации к урокам литературы по произведению А. де Сент - Экзюпери "Маленький принц"....

Анализ поэмы "Демон" М. Ю. Лермонтова на уроках литературы в 10 классе

В презентации даётся художественный анализ поэмы "Демон". Основная тема всего творчества М. Ю. Лермонтова - тема личности в её отношении к обществу. Центральный герой  — гордая, свободолюбивая, м...