Главные вкладки

    Конспект открытого урока: «Поэт в России больше, чем поэт».
    план-конспект урока по литературе (10, 11 класс) по теме

    Кезина Елена Витальевна

    Урок "Поэт в России больше, чем поэт" может быть проведён как вводный в 10 классе перед началом изучения предмета на историко-литературной основе, так и как заключительный в 11 классе. Цель урока - показать роль поэзии в общественной жизни страны, высокий идеал русских поэтов и писателей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_poet_v_rossii_bolshe_chem_poet.doc68 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект открытого урока:

    «Поэт в России больше, чем поэт».

    Цель: 1. Образовательные: показать роль поэзии в общественной жизни страны; создать условия для восприятия материала о жизни и творчестве поэтов; учить анализировать прочитанное, делать выводы;

    2.  Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, патриотические чувства;

    3. Развивающие: развивать креативные способности учащихся.

    Оборудование: мультимедийная установка, ноутбук, наушники.

    Ход урока.

    1. Организационный момент.

    Учитель: Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Как ваше настроение? Пожалуйста, обозначьте одним прилагательным и не повторяйтесь.

    (ответы учеников)

     Учитель: У меня сегодня  тоже лирическое настроение, ведь говорить мы будем о поэзии и поэтах. Тема урока «Поэт в России больше, чем поэт». Это слова Евгения Евтушенко. Что ждёте от нашего урока? Какие цели ставите перед собой на этот урок?

    (ответы нескольких учеников)

    1. Основной этап. Работа по теме урока.

    Учитель: Обратимся к словам Евгения Евтушенко. Поэт в России больше, чем поэт. Если больше, то кто же поэт в России? Что вы думаете обо этом? Давайте составим кластер.

    ПОЭТ

    Гражданин               борец за свободу человека         борец за права человека            пророк        проповедник нравственных истин            мечтатель           пример для подражания           страдалец   ……

    Учитель: Великолепно, мы определили те роли, которые русские поэты брали и берут на себя. Но так ли это? Пока всё же это только наши предположения. Нужны доказательства. Где мы их можем найти?

    Ученики: В творчестве поэтов, в их стихах, в фактах биографии и т.д.

    Учитель: Ну что же поищем доказательства того, что поэт в России всегда играл очень важную роль в жизни страны и общества. Наша литература пережила несколько этапов небывалого расцвета. 19 век – Золотой век русской поэзии. Конец 19 – начало 20 века – Серебряный век. 60-ые – 80-ые годы 20 века дали нам поистине небывалый взлёт поэтической активности: Евтушенко, Рождественский … стояли в начале этого периода, а продолжился он распространением рок-искусства. Имена авторов песен и исполнителей рока стали подобны святым кумирам. Люди с жадностью вслушивались в тексты композиций, повторяли слова песен, ощущая, что в этот момент становятся свободными и независимыми. Толпы людей приходили на концерты рок-групп, вместе со своими кумирами пели или скандировали: «Перемен! Требуют наши сердца». Бронзовый век - назовём это время так.  

            У вас на столах есть сборники, с которыми вы будете работать и листы с рабочим материалом, в которых вы будете делать записи. Сборники состоят из 3-х разделов, которые соответствуют 3-м заданиям, которые мы будем выполнять. Эти задания также записаны в рабочих листах. Кроме того в рабочих листах у вас есть таблица, которую по ходу нашей работы вы будете заполнять. Итак, приступаем  к выполнению заданий.

    Задания.

    1. задание Прочитайте представленные стихотворения, выпишите цитаты, демонстрирующие взгляды поэтов на их роль в обществе. Сформулируйте связное высказывание на эту тему.
    2. задание Прочитайте представленные стихотворения, определите их темы и идеи. Охарактеризуйте особенности гражданской позиции поэтов?
    3. группа Ознакомьтесь с представленными биографическими сведениями поэтов 19 и 20 веков. Найдите факты, подтверждающие репрессии в адрес поэтов в каждой эпохе?

    Произведения:

    А.С. Пушкин «Эхо», «Пророк», «Деревня», М.Ю.Лермонтов «Пророк», «Поэт», «Дума», Н.А.Некрасов «Элегия», «Поэт и гражданин» (отрывки), «Размышления у парадного родъезда», Ф.И.Тютчев «Славянам», А.Блок «Возмездие» (1 глава), С.Есенин «Быть поэтом – это значит то же…», «Гой ты, Русь, моя родная», В. Маяковский «О дряни», В. Брюсов «Кинжал», А. Ахматова «Мужество», О. Мандельштам «Мы живём под собою не чуя страны…», Е.Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт», «Когда придёт в Россию человек», В.Высоцкий «Я не люблю», Ю. Шевчук «Я весь – скрученный нерв», И.Тальков «Памяти Виктора Цоя», «Россия», В.Цой «Перемен».

    Золотой век

    Серебряный век

    Бронзовый век

    «…Образ века своего и будущего призрачный прообраз»

    «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быт обязан»

    «Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар»

    Учитель: Приступим к выполнению 1 задания. Открываем 1 раздел «Образ века своего и будущего призрачный прообраз». Делимся на группы, чтобы работать быстрее. 1 ряд работает с материалом Золотого века, 2 – с Серебряным веком, 3 – с Бронзовым. Прочитайте представленные стихотворения, выпишите цитаты, демонстрирующие взгляды поэтов на их роль в обществе. Сформулируйте связное высказывание на эту тему. Работаем, пока звучит песня.

    (группы начинают работу под музыку И.Талькова «Памяти Виктора Цоя»)

    Учитель: Время истекло. Посмотрим, что у вас получилось.

    (учащиеся выступают с ответами по векам, учитель задаёт дополнительные вопросы)

    Учитель: Как Пушкин подчёркивает, что настоящим поэтом быть очень трудно?

    Изображая процесс перерождения человека из обычного поэта в пророка, Пушкин подчёркивает, что истинное служение своему призванию приносит человеку физическую боль.

    Учитель: Хочу продемонстрировать вам некоторые предметы (кинжал, чаша, звон колокола). Какое отношение они имеют к нашей теме?

    В стихотворении Лермонтова есть сравнение поэта «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы». Образ чаши и фимиама  - это образ того, без чего мы не можем представить пир и богослужение. Кроме того поэт сравнивается с вечевым колоколом.

    Учитель: Спасибо 1 группе, переходим к 2. Не забывайте заполнять таблицу.

    (учащиеся выступают с ответами по векам, учитель задаёт дополнительные вопросы)

    Учитель: Почему своему стихотворению Брюсов предпосылает эпиграф из стихотворения Лермонтова?

    Данный эпиграф подчёркивает, что Брюсов является продолжателем славной традиции литераторов 19 века, которые считали, что призвание поэта – служение своему народу. Кроме того, Брюсов согласен с Лермонтовым в том, что поэт обладает очень острым и сильным оружием – это оружие – слово, которое он вслед за Лермонтовым сравнивает с кинжалом.

    Учитель: Спасибо 2 ряду. Переходим к 3. Не забывайте в таблице фиксировать то, о чём говорим.

            (учащиеся выступают с ответами по векам, учитель задаёт дополнительные вопросы)

    Учитель: На что похожа 2 часть стихотворения Евтушенко «Поэт в России больше, чем поэт»? Чем вы можете это объяснить?

     2 часть стихотворения Евтушенко похожа на молитву. Это объясняется тем, что автор хочет творить так же, как и его предшественники. В просьбах лирического героя слышится очень меткая характеристика творчества каждого из этих поэтов.

    Учитель: Переходим ко 2 заданию.  Открываем 2 раздел «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Прочитайте представленные стихотворения, определите их темы и идеи. Охарактеризуйте особенности гражданской позиции поэтов? Работаем также по группам пока звучит музыка.

    (учащиеся представляют своё задание, учитель задаёт дополнительные вопросы)

    Учитель: Обратите внимание на финал стихотворения Пушкина «Деревня». С кем связывает Пушкин надежду на освобождение народа? 

    Пушкин надеется, что народ будет освобождён сверху «по манию царя». Пушкин считает, что перемены в обществе должны происходить за счёт реформ, а не за счёт революций. Это мудрый взгляд.

    Учитель: У стихотворения «Дума» Лермонтова есть одна интересная особенность. Поэт констатирует нравственный упадок современного ему поколения, выступает в этом произведении как строгий и непредвзятый судья. Только судит не только своих современников. А кого ещё? И как он это показывает?

    Лермонтов только в 1 строчке употребляет местоимение «я», во всем остальном стихотворении он использует местоимение «мы». Это значит, что он судит не только современников, но и самого себя. Правда, от современников он и отличается именно тем, что понимает пагубность такого положения вещей.

    Учитель: С помощью каких средств Некрасов изображает ужасающую жизнь русского крестьянства?

    Автор использует повтор слова «стонет». Именно это слово, повторённое неоднократно, помогает нам понять, как мучительно тяжела жизнь русского крестьянина. Всё, что он ещё способен, это стон.

    (учащиеся представляют своё задание, учитель задаёт дополнительные вопросы)

    Учитель: Спасибо ребята, передаём слово следующему ряду.

    Учитель: Российская рок-культура начала развиваться именно как выражение протеста против советской идеологии. Но именно здесь, в недрах рок-культуры, появились своеобразные шедевры, заставившие молодое поколение совершенно по-другому посмотреть на свою родину. Это и песни Талькова «Россия», «Бывший подъесаул», песня Андрея Сапунова «Звон» и многие другие. Давайте обратимся к словам песни Игоря Талькова «Россия».

    (читаю наизусть)

    Листая старую тетрадь

    Расстрелянного генерала,

    Я тщетно силился понять,

    Как ты могла себя отдать

    На растерзание вандалам.

    Из мрачной глубины веков

    Ты поднималась исполином,

    Твой Петербург мирил врагов

    Высокой доблестью полков

    В век золотой Екатерины.

    Священной музыкой времен

    Над златоглавою Москвою

    Струился колокольный звон,

    Но даже самый тихий, он

    Кому-то не давал покоя.

    А золотые купола

    Кому-то черный глаз слепили:

    Ты раздражала силы зла

    И, видно, так их доняла,

    Что ослепить тебя решили.

    Разверзлись с треском небеса,

    И с визгом ринулись оттуда

    Срубая головы  церквям

    И славя нового царя,

    Новоявленные иуды.

    Тебя связали кумачом

    И опустили на колени,

    Сверкнул топор над палачом,

    А приговор тебе прочел

    Кровавый царь-великий...гений.

    Листая старую тетрадь

    Расстрелянного генерала,

    Я тщетно силился понять,

    Как ты могла себя отдать

    На растерзание вандалам.

    О, генеральская тетрадь,

    Забитой правды возрожденье,

    Как тяжело тебя читать

    Обманутому поколенью.

    Учитель: Как вы думаете, почему это произведение затронуло души молодого поколения?

    Автор пишет искренне, слышится настоящая боль в его словах о России, о её истории, Тальков не может смириться с тем, что случилось с его страной. Наверно, написал он эту песню для того, чтобы подобное больше не повторилось.

    Учитель: Среди современных произведений есть настоящие шедевры, глубокие по содержанию, ни в чём не уступающие в мастерстве нашим классикам. Предлагаю посмотреть вам фрагмент выступления Олега Газманова. Обратите внимание на реакцию людей.

    (Отрывок из выступления О.Газманова с песней офицеры – 1 куплет)

    Учитель: Вы слышали эту песню? Знаете её? Не каждому автору удаётся создать произведение, которое при его жизни становится так любимо народом. Я знаю только 2 произведения, при исполнении которых люди встают, причём все без исключения. Это Гимн Российской Федерации и песня «Офицеры». В первом случае люди встают по долгу гражданина, во втором по зову сердца. Как вы думаете, чем это вызвано?

    Газманов в этой песне выразил глубокое уважение к людям этой профессии, к тому, что они делают. Это настоящее выражение дум и чувств всего народа к тем, кто охраняет наш покой, а если надо, грудью встаёт на защиту мира и свободы.

    Учитель: А теперь обратимся к 3 заданию.  Последний раздел «Не вы ль сперва так злобно гнали его свободный смелый дар». Ознакомьтесь с представленными биографическими сведениями поэтов 19 и 20 веков. Найдите факты, подтверждающие репрессии в адрес поэтов в каждой эпохе? Работаем также по рядам.

    (выступления учащихся по заданию)

    Учитель: Если бы вам пришлось быть адвокатами этих писателей и поэтов, что вы могли бы сказать в их защиту?

    Учитель: Мы выполнили все задания. Что для себя вы вынесете с этого урока?

    (ответы учащихся)

    Учитель: Наш урок подходит к концу. Как оцените свою работу на уроке? Совпали ли ваши ожидания с тем, что было на уроке? Сделали для себя какие-нибудь выводы?

    (ответы учащихся)

    Учитель: Спасибо за урок, с вами очень интересно было работать. На память об этом уроке хочу подарить вам стихотворение Эдуарда Асадова.

    - В чем смысл твоей жизни? - Меня спросили. -

    Где видишь ты счастье свое, скажи?

    - В сраженьях, - ответил я, - против гнили

    И в схватках, - добавил я, - против лжи!

    По-моему, в каждом земном пороке,

    Пусть так или сяк, но таится ложь.

    Во всем, что бессовестно и жестоко,

    Она непременно блестит, как нож.

    Ведь все, от чего человек терзается,

    Все подлости мира, как этажи,

    Всегда пренахальнейше возвышаются

    На общем фундаменте вечной лжи.

    И в том я свое назначенье вижу,

    Чтоб биться с ней каждым своим стихом,

    Сражаясь с цинизма колючим льдом,

    С предательством, наглостью, черным злом,

    Со всем, что до ярости ненавижу!

    Еще я хочу, чтоб моя строка

    Могла б, отверзая тупые уши,

    Стругать, как рубанком, сухие души

    До жизни, до крохотного ростка!

    Есть люди, что, веря в пустой туман,

    Мечтают, чтоб счастье легко и весело

    Подсело к ним рядом и ножки свесило:

    Мол, вот я, бери и клади в карман!

    Эх, знать бы им счастье совсем иное:

    Когда, задохнувшись от высоты,

    Ты людям вдруг сможешь отдать порою

    Что-то взволнованное, такое,

    В чем слиты и труд, и твои мечты!

    Есть счастье еще и когда в пути

    Ты сможешь в беду, как зимою в реку,

    На выручку кинуться к человеку,

    Подставить плечо ему и спасти.

    И в том моя вера и жизнь моя.

    И, в грохоте времени быстротечного,

    Добавлю открыто и не тая,

    Что счастлив еще в этом мире я

    От женской любви и тепла сердечного...

    Борясь, а не мудрствуя по-пустому,

    Всю душу и сердце вложив в строку,

    Я полон любви ко всему живому:

    К солнцу, деревьям, к щенку любому,

    К птице и к каждому лопуху!

    Не веря ни злым и ни льстивым судьям,

    Я верил всегда только в свой народ.

    И, счастлив от мысли, что нужен людям,

    Плевал на бураны и шел вперед.

    От горя - к победам, сквозь все этапы!

    А если летел с крутизны порой,

    То падал, как барс, на четыре лапы

    И снова вставал и кидался а бой.

    Вот то, чем живу я и чем владею:

    Люблю, ненавижу, борюсь, шучу.

    А жить по-другому и не умею,

    Да и, конечно же, не хочу!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    В Высоцкий- больше ,чем поэт!

    Жизненный путь великого музыканта и поэта....

    Конспект открытого урока по истории России в Специальной (коррекционной) школы - интернат №9 VIII вида.

    Конспект открытого урока по истории России в 8 классе на тему "Полтавская битва"...

    сценарий "Поэт в России - больше, чем поэт"

    Сценарий   "Поэт в России - больше, чем поэт"  посвящен поэтам военного времени....

    презентация "Поэт в России - больше. чем поэт"

    Презентация дает краткое содержание жизни и творчества Бориса  Пастернака....

    открытый урок "Поэт в России - больше, чем поэт"

    Конспект урока по творчеству Б.Пастернака в 11 классе....

    Классный час « Поэт в России больше чем поэт»

    …поэты ходят босиком по лезвию ножаи режут в кровь свои босые души…Цель классного часа:Образовательная: сформировать у учащихся представление о творчестве В. Высоцкого, выявить черты его индивидуально...

    Конспект открытого урока литературы в 11 классе «В.В.Маяковский. Портрет поэта».

    Данный урок проводится в 11 классе перед изучением творчества Маяковского. Цель урока - показать неординарность Маяковского, заинтересовать его творчеством....