Конспект открытого урока "Экономическое развитие России во второй половине 18в."
план-конспект урока истории (7 класс) по теме

 

Тема урока:«Экономическое развитие России во второй половине XVIIIвека».
Тип урока:интегрированный.

Образовательные технологии:ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)
Образовательные цели:

1. На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся,  что  в Росси начал развиваться процесс  разложения феодально - крепостнической системы.

2. На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики вовторой половине XVIIIвека.

3. Выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйствав условиях начала 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx57.45 КБ

Предварительный просмотр:

Методическое объединение учителей истории 11 мая 2012г.

 Открытый урок учителя истории и обществознания

МБОУ СОШ№1 с. Александров – Гай

Грищенковой Н.А.

Тема урока: «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века».
Тип урока:интегрированный.

Образовательные технологии: ИОСО  (индивидуально-ориентированная система обучения)  ИКТ (информационно – коммуникационные технологии)
Образовательные цели:

1. На конкретных примерах объяснить и доказать учащимся,  что  в Росси начал развиваться процесс  разложения феодально - крепостнической системы.

2. На основе статистических данных определить тенденцию экономического роста российской экономики вовторой половине XVIIIвека.

3. Выявить положительные и отрицательные стороны в развитии сельского хозяйствав условиях начала разложения феодально-крепостническойсистемы.

Развивающие цели:

1. Развивать умения учащихся работать со статистическимиданными, картой, историческими документами

2. Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, схемой, выбирать главное, анализировать, делать выводы;
Воспитательная цель:

На примере передовых людей русского общества воспитывать желание расширять свой кругозор, развивать интерес к наукам, патриотизм.

Оборудование урока: 
Учебник, мультимедийный проектор, иллюстрации, индивидуальные карточки, таблицы и диаграммы статистических данных по развитию экономики,карта «Россия во 2-ой половине 18 века»

Понятия и термины:товарное хозяйство, всероссийский рынок, специализация, экономика, мануфактура, крестьяне-отходники, денежный оброк, барщина, месячина.

Персоналии: Екатерина II, Воронцов Р.И., Орлов Г.Г.

Даты:1765 г. учреждено «Вольное экономическое общество»; 1775 г.- принятие манифеста о разрешении всем подданным заниматься любыми видами предпринимательства.

 

Формы урока: комбинированный

Методы, используемые на уроке: частично-поисковый, наглядный, коммуникативный, исследовательский.

Развитие умений учащихся:

Учебная деятельность на уроке позволяет обратить внимание на развитие следующих умений (видов деятельности), предусмотренных требованиями к подготовке выпускников основной школы:

- производить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках;

- сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие;

- описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи;

- определять характерные, существенные черты минувших событий и явлений, определять в них общее и различие;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий;

- проводить оценку исторических событий, изложенных в исторической литературе;

- определять и объяснять своё отношение и оценку наиболее значимых событий и личностей в истории.

Планируемые результаты: учащиеся узнают о

- проявлениях начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы;

- причинах создания, программе и значении деятельности Вольного экономического общества;

- прогрессивных методах ведения в области сельского хозяйства;

- особенностях развития мануфактурной промышленности;

- изменениях в структуре и объёмах торговли;

- новых явлениях в развитии финансов;

- об общих итогах развития экономики России в XVIII веке.


План урока:

1. Оргмомент – 2 мин

2. Беседа с учащимися по вопросам обобщающего повторения – 7 мин

3. Изучение нового материала  - 30 мин

4. Закрепление пройденного материала – 5 мин

5. Задание на дом – 1 мин.


1. Оргмомент – 1 мин

Учитель: Ребята, здравствуйте. Я пришла к вам на урок вот с таким настроением. А какое у вас настроение? У вас на столе лежат карточки с изображением солнца и солнца за тучей. Покажите, какое у вас настроение.

- Сейчас у большинства ребят хорошее настроение, посмотрим, какое у вас будет настроение к концу урока.

1 слайд

Учитель: Ребята посмотрите на слова, которые размещены на слайде, подумайте и скажите какую тему сегодня на уроке мы будем изучать?

Товарное хозяйство - хозяйство, главная цель которого продажа или обмен товаров на рынке

Всероссийский рынок - устойчивые хозяйственные связи между различными регионами России

Специализация - переход  жителей региона на производство одного или нескольких видов продукции

Мануфактура - предприятие, основанное на ручном труде при полном его разделении

 Барщина - плата за аренду земли физическим трудом. Измеряется в днях

Месячина (оброк)- содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами

Ребята, называют тему и объясняют термины.

Учитель: Все, что вы сказали верно, мы завершаем изучение истории второй половины 18века. И рассмотрев политическую, социальную политику переходим к экономическому развитию.

2 слайд

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Учитель: Открывайте тетради и запишите число 11 мая и тему урока:Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Учитель:Назовите экономические отрасли, которые рассматривают при изучении экономики?

Ученики: С-х, промышленность, банковское дело - финансы, торговля (внутренняя – внешняя)

Учитель: Ребята, давайте вместе, определим задачи и цели нашего урока. Т.е., что мы должны научиться за этот урок, что мы будем рассматривать???

3 слайд  - цели урока

1.Рассмотреть и проанализироать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине 18 века.

2.  Охарактеризовать развитие промышленности (успехи и трудности) в данный промежуток времени

3. Рассмотреть  и проанализировать развитие торговли  (успехи и трудности) во второй половине 18 века.                                                                                                   4. Оценить итоги развития экономики во второй половине 18 в.                                                    

Цель урока: сформировать представление об общем характере экономического развития России во второй половине XVIII века;

- раскрыть предпосылки, сущность и последствия начавшегося в те годы разложения феодально-крепостнической системы;

- показать достижения и противоречия промышленного и аграрного развития;

 

4слайд – план урок

  1. Начало разложения феодально-крепостнической системы
  2. Вольное экономическое общество
  3. Сельское хозяйство
  4. Промышленность
  5. Торговля
  6. Финансы
  7.  Итоги развития
  1. слайд

Учитель: Выяснить, каким образом развивалась экономика России во второй половине XVIII века;

Какие черты этого развития новые, а какие традиционные

Учитель: Итак, дорогие друзья, мы с вами переходим непосредственно к рассмотрению экономического развития России во второй половине 18в.

Хочу представить Вам членов Арбитражной комиссии – представителей Совета старшеклассников. Учениц 11 класса  Кадымову Ирину и Логачеву Викторию. Они будут помогать, мне оценивать ваши ответы. Т.к. мы изучаем экономику, было бы точнее оценивать вас с помощью условных денежных единиц, которые в конце урока Арбитражная комиссия переведет в оценки.

Урок, мы проводим в групповой работе, у каждой группы есть ответственный – Адеми, Кирилл, Мадина.  Ваша задача также оценивать ответы своих товарищей, пользуясь таблицей.

6 слайд- аукцион знаний 5 мин.

Учитель: Предлагаю поиграть в аукцион знаний. Правила игры вам всем знакомы. Каждой группе необходимо называть слова, даты, события связанные экономикой России первой половины 18в., т.е. надо вспомнить эпоху Петра Великого (вот и проверим прочность ваших знаний).

Та, группа, которая последней назовет слово – будет награждена, т.е. одержит победу в данной игре.

Начинаем: Я говорю слово Экономика при Петре

Ответы: Меркантилизм – преобладание вывоза товаров из страны над ввозом с целью концентрации денежных средств внутри страны, протекционизм - поддержка развития отечественной пром-ти, особенно мануфактурной, посессионные крестьяне и тд.)

 

Отмечаю, деятельность Петра дала мощный импульс развитию экономики страны.

Учитель: Скажите, пожалуйста,  а какие проблемы  в экономике страны остались после смерти Петра:

Ответы: истощение казны, разорение крестьян, содержание войска и приказных людей тяжелым бременем лежало на народе.

Колонизация, мануфактура, меркантилизм. Протекционизм, экспорт, импорт, Товарное хозяйство, Всероссийский рынок, Специализация,  Барщина, Месячина, Приписные крестьян. Оброк

Годы правления Петра 1, Екатерины 2, дворцовые перевороты, северная война, битва при Лесной, Жалованная грамота дворянству, Синод, Сенат, коллегии, восстание Пугачева.

текстильных мануфактур, металлургических и металлообрабатывающих заводов.

(наемные рабочие, посессионные и «приписанные» крестьяне-  знать кто это такие).

Освоение новых земель, ярмарки

Изучают вместе начало разложения феодально-крепостнической системы, итоги экономического развития

___ слайд

  1. Начало разложения феодально-крепостнической системы

Учитель: Ребята, давайте вместе, определим     факты, свидетельствующие о начале разложения феодально-крепостнической системыв России во второй половине 18в. Для этого, я попрошу Вас открыть учебник параграф 26 на стр.  154.

Прочитайте этот раздел и ответьте на вопрос: Какие же факты свидетельствуют о начале разложения феодально-крепостнической системы.

(Группам на знакомство с учебником дается 5 минут)

На доске таблички с фактами, их прикреплять магнитом,по ходу рассказа

детей или учителя

Учитель:Во 2–й пол 18 в. В России началось разложение крепостнической системы:

Т.е.наряду со старыми порядками (феодальными) появляются новые порядки (капиталистические)

Феодальные

Капиталистические

сдерживание развития новых форм труда

Но старые порядки тормозили развитие страны.

Источники формирования рынка рабочей силы были ограничены сохранением крепостного права. Помещик мог отозвать крестьянина отходника. Техника практически не применялась. Т.к.крестьяне были прекрасной бесплатной рабочей силой. Крестьяне не имели денег  и поэтому торговля развивалась слабо, это мешало развитию внутренней торговли.

разрушается натуральное хозяйство,    

 начало продажи производимых про-

дуктов на рынке – ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО(т.е. производимые продукты не потреблялись самими производителями, а вывозились на продажу)

-начало использования наемного труда, рост численности наемных рабочихэторостки новой экономической системы

(т.о. число мануфактур, где использовался наемный труд, постоянно росло)

тройное увеличение оброка с крестьян

Барщина увеличилась с 3 до 5-6 дней в неделю, оброк в 5 раз, а государственные налоги в 4.Крестьянство оказалось на грани обнищания

Разрешение крестьянам, имеющим свой капитал создавать свои предприятия

(в 1775г., если капитал достигал 100 тыс. руб. – «капиталистые» крестьяне)

разорение и упадок крестьянских хозяйств

 А, они являлись основой экономической системы страны, и их разорение упадок подводил к тому, что необходимо применять меры по обновлению экономической жизни. Иначе крепостническую систему ждет крах. Это понимала и власть. Поэтому предпринимало попытки подъема экономики страны. А какими способами, мы рассмотрим на сегодняшнем уроке.

??? группам Скажите еще раз. (подведение итогов выступлению)

И не забывайте, что каждый правильный ответ группы Арбитражная комиссия выдает банкноту.

____ слайд

Но, прежде чем перейти к характеристикам с-х, промышленности, торговли России в данный период времени. Мы послушаем выступление с небольшим сообщением о Вольном экономическом обществе, которое подготовила Леденева Ольга. Это было опережающее д-з.

____ слайд (вопрос классу, после прослушивания сообщения)

Учитель:Для чего нужно было создавать вольное экономическое общество?

В чём вы видите главное значение деятельности ВЭО?

С какой целью было создано Вольное экономическое общество? Выполнило ли оно поставленные задачи?

Создано для оказания помощи помещикам в освоении новейшего отечественного и зарубежного опыта ведения сельского хозяйства.

Никаких практических результатов этот конкурс не имел. Все осталось как было. И крестьянский вопрос  становился главной проблемой для России.

Отметить, что Екатериной II впервые в истории страны был объявлен конкурс на лучшую экономическую теорию по улучшению экономики России. Победителем конкурса стал француз де Ламбей, который доказывал, что самымглавным условием успешного развития экономики России является отмена крепостного права.

Работа в группа. Раздача конвертов с заданиями.

1 гр. – с-х

2 гр. – промышленность

3 гр. – торговля

Учитель: Сейчас мы с вами поработаем в группах. У  каждой группы на столах лежит конверт с заданием. Ваши задача при помощи материала учебника, текстов документов, исторической карты, ответить на вопросы задания. На все отводится время 5-7 минут.

(Работа групп)

Учитель:Все ребята, время вышло. Давайте же охарактеризуем, проанализируем каждую отрасль экономики – ее успехи и трудности.

Российская империя являлась аграрной страной, следовательно, сельское хозяйство было основой экономики Российской империи.

____ слайд

Слово первой группе: Вам нужно было выписать успехи и трудности в области  с-х. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих тетрадях.

Рассмотреть и проанализировать развитие сельского хозяйства (успехи и трудности) во второй половине 18 века.

Успехи

Трудности

1.Освоение новых земель

 (Новороссия, Северное Причерноморье, Сибирь, Поволжье)

-  выделение земель

2. Внедрялись новые породы скота

 и сельскохозяйственные культуры

  1. Отсутствие новых форм труда
  2. Личная зависимость крестьян

Вывод: Сельское хозяйство развивалось экстенсивно, т.е. за счёт освоения вновь присоединённых малонаселённых земель.

Учитель: У вас, на столах лежит раздаточный материал, в котором, есть карта №1-2- посмотрите на нее внимательно

____ слайд РАБОТА С КАРТОЙ

Учитель: скажите, на какойтерритории России преобладал сбор с крестьян  оброка, на какой барщина

В каких районах России сеяли лен и коноплю, где занимались выращиванием зерновых культур, скотоводством.

Несмотря на начало разложения феодально-крепостнической системы, сельское хозяйство страны в 60—90-х годах развивалось довольно успешно. Но это было связано не с новыми формами труда, а с освоением новых земель, которые Россия завоевала в Северном Причерноморье. Стремясь быстро освоить новые земли и заселить их, Екатерина II приказала выделять помещикам, согласным на переселение своих крепостных в южные районы (Новороссию), от 1,5 тысячи до 12 тысяч десятин земли в этих плодородных местах. Кроме того, участки размером 60 десятин здесь могли получить любыежелающие, кроме крепостных крестьян. В результате к концу царствования Екатерины II Новороссия стала в большом количестве не просто производить, но и вывозить за границу хлеб.

Новые земли осваивались в Поволжье, на Урале и в Сибири крестьянами-переселенцами. Местные жители этих частей страны, традиционно занимавшиеся кочевым скотоводством, переходили к земледелию.

Внедрялись новые породы скота и сельскохозяйственные культуры. Все большее значение постепенно приобретали картофель и подсолнечник.

____ слайд

Слово второй группе: Вам нужно было определить успехи и трудности в области  промышленности. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих тетрадях.

Успехи

Трудности

1.Высокие темпы развития

(непрекращающиеся войны, нужды армии и флота, дешевые русские товары)

2.Рост числа купеческих и крестьянских мануфактур, на которых трудились вольнонаёмные рабочие

1.Преобладание вотчинных мануфактур, на которых трудились крепостные крестьяне.

2. Преобладание посессионных и казённых мануфактур

3.Превращение феодальных отношений в тормоз промышленного развития.

Вывод: Переплетение на российских мануфактурах новых, буржуазных отношений с отживающими, феодальными

____ слайд

Учитель:Давайте посмотрим диаграмму «Рост мануфактур»,которая подтвердит. Что в России, идет рост мануфактур.

_____  прокомментируй.Смотрим и анализируем диаграмму

в начале 18 в. насчитывалось 30 мануфактур, 1725 г. – 200, 1750 г. – 600, в конце 18 в. – 1200.

Учитель:  У вас, на столах лежит раздаточный материал, в котором, есть карта №3- посмотрите на нее внимательно                                        

____ слайд    РАБОТА С КАРТОЙ

Учитель: скажите, какие отрасли промышленности были развиты в России во второй половине XVIII века.

Торговля

Слово третьей группе: Вам нужно было определить успехи и трудности в области  торговли. Сейчас вы их называете, мы вместе проверяем. А, все остальные группы записывают в своих тетрадях.

Рассмотреть и проанализировать развитие торговли (успехи и трудности) во второй половине 18 века.

Успехи

Трудности

  1. Развитие внутренней и внешней торговли
  2. 1754 г. – отмена внутренних торговых пошлин (оживление торговых связей)
  3. Увеличение сельских торжков,  ярмарок(втягивание крестьян в рыночные от-я)
  4.  усиление товарообмена между городом и деревней
  5. Ярмарки приобретают общероссийское значение (25)

  1. Экспорт сырья и полуфабрикатов (зерно, металл)

вывозились из страны в основном сырьё или полуфабрикаты (европейским поставщиком сырья)

  1. Проникновение на внутренние рынки  посредников – иностранных купцов

Успехи в развитии промышленности и сельского хозяйства способствовали дальнейшемуразвитию внутренней и внешней торговли

Крупнейшие торговые центры – Москва, Петербург.

В Петербург ежегодно доставлялось 11 млн. пудов хлеба.

Новые ярмарки появились на Украине и в Сибири, 25 крупнейших ярмарок приобрели в это время общероссийское значение.

Нежинская – товары свозились три раза в год со всей России, из Западной Европы, Турции.

Между русскими и украинскими купцами заключались торговые сделки на Коренной ярмарке под Курском.

Ирбитская ярмарка – служила торговым посредником между Европейской Россией и Сибирью.

Внешняя торговля – Рига, Петербург – оборот увеличился в четыре раза.

Началось строительство южных портов – Одессы, Херсона и др.

.

___ слайд(на этом слайде 3 эффекта)

Учитель: Ребята, давайте внешнюю торговлю России в данный период времени. Посмотрите на следующие данные: СЛАЙД

В 1763-1765 гг. экспорт составил 12 млн. руб., импорт – 9,3.

В 1781-1785 гг. экспорт –23,7, импорт – 17,9.

В 1763-1765 гг.  импорт – 9,3.

В 1781-1785 гг. импорт – 17,9.

 Учитель:  У вас, на столах лежит раздаточный материал, в котором, есть карта №4- посмотрите на нее внимательно                                        

____ слайд    РАБОТА С КАРТОЙ

Учитель: Ребята, подумайте и скажите, что могла Россия вывозить на продажу, какие продукты, товары, а, что могла ввозить. Т.е., что Россия экспортировала, и какой импорт ввозился  в страну.

Щелкнуть слайд

                    Экспорт

                        Импорт

Лен, пенька, пакля, кожа, ткани, лес, смола, канаты, щетина, сало, железо, пушнина, хлеб.

Сахар, сукно, шелк, шерсть, хлопок, вино, фрукты, пряности, краски, фарфор, парфюмерия, чай, металлические изделия.

то есть предметы, непосредственно используемые человеком.

Щелкнуть слайд

Учитель: Давайте, теперь посмотрим карту вместе

Щелкнуть слайд

Учитель:Существенным недостатком внешней торговли было то, что велась она

в основном через посредников, на иностранных, но большей частью на английских судах

___ слайд

Учитель: посмотрите диаграмму: И, сделайте, мне вывод: Главный продукт экспорта – металл ( 1762 г. – 800 тыс. пудов в год, к 1780 г. – почти 4млн. пудов

Учитель: А, сейчас немного отдохнем, физминутка.

___ слайдФинансы

Учитель:2-3 мин. если буду не успевать, пропустить

Во второй половине 18в., резко очутилась нехватка финансов в гос-ой казне. Это было связано, с непрерывными войнами(активной внешней политикой, содержание флота и армии).

 Ростом кол-ва чиновников, т.о. увеличение расходов на содержание гос. аппарата (1775г.-реформа местного управления). Содержанием флота

Денег не хватало, впервые Екатерина прибегла к внешним займам под большие проценты (голландские купцы, а потом генуэзские), на уплату % к концу века расходовалось до 5 % бюджета.

В 1768 г. – Екатерина объявила о создании ассигнационных банков, начавших выпуск бумажных денег (1769 г.).

С 1770 г. банки впервые стали принимать деньги на хранение. В 1786 г. на базе ранее существовавших банков был создан единый Государственный заёмный банк. Вскоре бумажный рубль был на 40 % дешевле серебряного. Всё это не могло не привести, с одной стороны, к росту цен, а с другой – к инфляции, т.е. обесцениванию денег. Так в 1796 г за один рубль ассигнациями давали лишь 68,5 копеек серебром. Постоянно рос и дефицит бюджета.

 

___ слайдИтоги развития экономики

Учитель: Мы, с Вами рассмотрели, охарактеризовали, проанализировали экономическое развитие России во второй половине 18в. Теперь, давайте подведем итоги развития экономики. Посмотрите на доску, я вам сделала подсказку. Противоречивый процесс: и две стрелочки. Подумайте, обсудите в группе, какие противоречия, мы можем найти в экономическом периоде изучаемого периода времени.

С одной стороны, нарастало развитие новых форм хозяйства, основанных на наемном труде и рыночных отношениях.

С другой стороны, сохранение крепостнической системы тяжелым бременем ложилось на экономику страны, в особенности на крестьянское хозяйство. Отсюда — противоречивый характер результатов экономического развития. Высокие результаты были лишь там, где меньшим было влияние крепостнических порядков.

Bcё, это свидетельствовало о необходимости изменения самих основ господствующего феодально-крепостнического строя.

___ слайд

Учитель: Т.О., нашу задачу урока:мы решили.

выяснить, каким образом развивалась экономика России во второй половине XVIII века

какие черты этого развития новые, а какие традиционные

___ слайд

Закрепление слайд

   Выберите тенденции, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений.

  1. Рост количества мануфактур.
  2. Преобладание крепостного труда.
  3. Экстенсивная система землепользования.
  4. Рост числа «капиталистых» крестьян.
  5. Рост оброчной повинности.
  6. Разрешение на организацию мануфактур и заводов.
  7. Разложение натурального хозяйства.
  8. Рост наемного труда.
  9. Рост барщины.
  10. Рост денежного оброка.
  11. Низкая покупательная способность крестьян.
  12. Внедрение новых сельскохозяйственных культур.
  13. Сохранение прежнего уровня развития орудий труда.

(следующий слайд – с выделенными правильными ответами)

Учитель: Давайте, посмотрим, у какой группы больше всего получилось собрать умов.  Слово Арбитражной комиссии.

Учитель: Наш урок подошел к завершению, давайте посмотрим, изменилось ли у Вас настроение. Поднимите карточки. Мне очень приятно.

Задание на дом :

§26, задания и документы в конце параграфа. Выполнить задания в рабочей тетради.

Выставление и проговаривание оценок.

Спасибо за урок

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX века

Структура российского общества во второй половине XIX века:◦Сословия◦КлассыОсобенности экономического развития во второй половине XIX века◦Развитие сельского хозяйства◦Развитие промышленности◦Же...

Презентация к уроку истории в 8 классе "Культурное развитие России во второй половине 19 века"

Презентация содержит описание особенностей культурного развития России во второй половине 19 века...

Конспект урока по истории в 7 классе по теме " Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. Эпоха Екатерины Второй"

Конспект урока  по истории России в 7 классе по теме "Экономическое развитие России  во второй половинеXVIII  в. Эпоха Екатерины  Второй". Даная методическая разработка содержит по...

Урок «Экономическое развитие России во второй половине XVIII века»

Урок истории по теме "Экономическое развитие России во второй половине XVIII века"  7 класс. Цель: изучение особенностей экономического развития России во второй половине XVIII  века, о новы...

Конспект урока по истории России 11 класс по теме "Внешняя политика России во второй половине XIX в.» ( к учебнику под авторством В.С.Измозик, С.Н.Рудник под общей редакцией Р.Ш.Ганелина; М.: "Вентана-Граф").

Урок содержит подробную разработку с указанием цели и типа , наличие схемы, таблицы, что позволяет облегчить учащимся подготовку к ЕГЭ по истории России....

Экономическое развитие России во второй половине XVIII века.

Вторая половина 18 века ярко показывает, что крепостное право тормазит развитие России....

Статья "Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в."

Статья "Социально-экономическое развитие России во второй половине XIX в."...