Главные вкладки

    И.А.Солженицын. Рассказ "Матренин двор". Тема праведничества
    учебно-методическое пособие по литературе (9 класс) на тему

    Мержевич Марина Валерьевна

    Урок посвящен краткому обзору жизни и творчества И.А.Солженицына, рассматривается тема праведничества в рассказе "Матренин двор".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Учитель русского языка и литературы

    гимназии №114 Выборгского района

    г. Санкт – Петербурга Мержевич М.В.

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

    АЛЕКСАНДР ИСАЕВИЧ СОЛЖЕНИЦЫН.
    РАССКАЗ «МАТРЕНИН ДВОР».
    ТЕМА ПРАВЕДНИЧЕСТВА В РАССКАЗЕ

    Цели урока:

    - познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. И. Солженицына;

    -помочь учащимся задуматься над такими нравственными понятиями, как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть;

    - развивать умение работать с текстом художественного произведения: выделять главное, анализировать полученную информацию, делать выводы; развивать устную монологическую речь, логическое мышление, умение работать в группе.

    Оборудование:

    Портрет писателя А.И. Солженицына

    Выставка  книг  А.И. Солженицына

    Словарь С.И. Ожегова

    Опережающее домашнее задание:

    1 Сообщение учащихся о жизни и творчестве А.И. Солженицына.

    2 Сравнительный анализ образов Матрены Тимофеевны Корчагиной и Матрены Васильевны Григорьевой.

    Ход урока

    Не стоит село без праведника.

    А. И. Солженицын

    I Оргмомент

    II Целеполагание

    Учитель:

    -Ребята, знакомо ли вам имя писателя А.И. Солженицына?

    -Знаете ли вы, почему свой рассказ, о котором мы будем говорит сегодня, первоначально был назван «Не стоит село без праведника»?

    -Как бы вы определили цель нашего урока?

    III Работа по теме урока

    1 Слово учителя.

       Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Александра Исаевича Солженицына. А.И. Солженицын – выдающийся русский писатель, публицист и общественный деятель. Его имя в литературе стало известно в 60-е годы 20 века, затем исчезло на многие года. Почему? Потому что посмел сказать правду о страшном сталинском времени, создал произведения, которые вызвали гнев «отечественных чиновников от литературы».

    2 Сообщение учащихся о жизни и творчестве А.И. Солженицына.

       Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 г. в обеспеченной и образованной крестьянской семье

     в г. Кисловодске. Воспитывала будущего писателя мать (отец был ранен на охоте и умер через 6 месяцев после рождения сына).

       На всю жизнь мальчик запомнил  посещения с матерью церкви. Запомнились ему и длинные очереди женщин к тюрьмам НКВД в Ростове-на-Дону, куда переехали Солженицыны. С другой стороны, юноша вступил в комсомол, активно участвовал в общественной жизни, играл в любительских спектаклях, учился в 2-х институтах (физико-математический факультет Ростовского университета, затем заочно в Московском институте философии и литературы), мечтал стать писателем.

       Судьба посылает ему два испытания. Сначала была война. В октябре 1941 г. его призвали в армию. После окончания офицерского училища (с конца 1942г.) по 1945 он командует на фронте батареей, награждён орденами и медалями. В письмах к другу делится раздумьями об истории революции, о своих сомнениях, о Сталине. В феврале 1945г. арестовывают их обоих. А. Солженицын получил 8 лет исправительно-трудовых лагерей, 5 из которых провёл в лагерях Подмосковья и Москвы, а последние 3 года – в Средней Азии. Затем был сослан на вечное поселение в Казахстан, но через 3 года последовала реабилитация. В 1955 г. А. Солженицын узнаёт, что у него рак и что жить ему осталось несколько месяцев. Он лечится в Ташкенте. Впоследствии писатель признаётся друзьям, что в нём живёт уверенность: вся последующая жизнь дарована ему свыше, и пока он пишет – у него отсрочка. Так рождается из-под пера А. Солженицына и чудом пробиваются к читателю «Один день Ивана Денисовича» (1962), «В круге первом» (1968,1978), «Архипелаг ГУЛАГ» (1973-1980), в основу которых легли страшные воспоминания о тех, кто уцелел после сталинских репрессий.  Рассказ «Один день Ивана Денисовича» был высоко оценен редактором журнала «Новый мир» А. Т. Твардовским: «Ничего подобного давно не читал. Хороший, чистый, большой талант. Ни капли фальши». Писатель Григорий Бакланов говорил: «С выходом в свет повести А. Солженицына стало ясно, что писать так, как мы до сих пор писали, нельзя». Не случайно А.И. Солженицына назвали классиком «лагерной» прозы.

      Параллельно с документально-художественными книгами о ГУЛАГЕ А.И. Солженицын создаёт ряд произведений о смысле бытия, о человеческой ответственности, о добре и зле («Матрёнин двор», «Случай на станции Кречеткова»), о жизни и смерти («Раковый корпус»).

       Лишь немногие из названных произведений появились в советской печати. Большинство текстов публиковалось на Западе, а в СССР они распространялись тайно, переписывались от руки, читались ночью. Всё это не могло не раздражать власти. В 1969 г. писателя исключает из Союза писателей.1970 год в жизни писателя знаменательный: А.И. Солженицын стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. В 1974 г . в связи с выходом 1 тома книги «Архипелаг ГУЛАГ» была организована травля, писатель был лишен гражданства и насильственно выслан из России. В немецкий город Франкфурт – на – Майне приземлился самолет с единственным пассажиром. Солженицыну было 55 лет.  

       С 1976 по 1994г. он живёт в Америке в штате Вермонт, сама природа которого близка русской. Отказывая себе во многом, работая по 10-12 часов в сутки, создаёт многотомный роман- эпопею «Красное колесо», в которой ищет ответ на вопрос: что стало истоком того скорбного пути, по которому пришлось пройти России в последующие 70 лет?

       1994 год. «Диссидент № 1» -Александр Исаевич Солженицын- возвращается на родину, чтобы жить и работать во имя будущего России. Он много пишет, встречается с молодыми талантами, учреждает собственную литературную премию (25 тысяч долларов). Первым лауреатом становится филолог В.Н. Топоров.

    3 Учитель об истории создания рассказа «Матренин двор».

       Сегодня мы будем говорить о судьбе русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить лучшие человеческие качества: добро, милосердие, способность любить и помогать людям. Это героиня рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» - Матрена Васильевна Григорьева.            Рассказ «Матренин двор» был написан в 1959 году. Это произведение автобиографическое. Автор повествует о ситуации, в которой он оказался, вернувшись из лагеря. Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, но он хотел работать учителем. После реабилитации в 1957 году ему удалось некоторое время работать учителем физики во Владимирской области, в деревне Мильцево, где он снимал жилье у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой. Этой женщине А. И. Солженицын и посвятил свой рассказ – «блистательный», «подлинно гениальное произведение», как его назвали специалисты в области литературы и искусства.     Постараемся понять образ главной героини и постигнуть ее судьбу через время, в которое ей довелось жить, через образы людей, которые были рядом, через художественные детали текста.

       Название рассказа из – за цензурных препонов придумал А. Твардовский, редактор журнала «Новый мир», где в 1963 году было впервые опубликовано это произведение. Первоначальное название – «Не стоит село без праведника».

    4 Обращение к эпиграфу. Словарная работа

    Обратимся к эпиграфу.

    -Кто же такой праведник? Какого человека мы можем назвать праведным?

    Найдите лексическое значение слова «праведник» в толковом словаре С.И. Ожегова:

    «Праведник – у верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов. Праведный – благочестивый, безгрешный».

    Итак, Праведник – человек, который живет праведной жизнью. Человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности.

    Праведный – 1) благочестивый, соответствующий религиозным правилам; 2) основанный на правде, справедливости.

    -Как вы думаете, можно ли слово «село» понимать не только как синоним к слову «деревня»?

    -Что же прежде всего подвигает русского человека на праведничество?

    (Христианская вера, Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми обусловливают его миропонимание).

    -Подберите антоним к слову праведник.

    -Назовите устойчивые сочетания со словом «душа».

    Душа болит, радуется. В чем только душа держится. Вложить душу.

    Души не чаять. Душа нараспашку. Жить душа в душу.

    -Про кого мы можем сказать: у него есть душа, про праведника или грешника?

    5 Работа в группах. Анализ рассказа.

    I группа. Приметы времени в рассказе.

    -Когда и где происходит действие?

    -Расскажите, привлекая текст рассказа, о бедственном положении деревни 1950-х годов.

    -Когда и как начинался Матренин день?

    -Какие хлопоты Матрёне были в тягость, какие – доставляли радость и почему?

    -Почему козе она выбирала из подполья самую мелкую картошку, себе --  мелкую, а  мне --  с куриное яйцо.

    -Как изображена власть в рассказе?

    (Она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе -- не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть  за утерю  кормильца.  Стоял вокруг леса, а  топки  взять  было  негде.  Рычали кругом экскаваторы на болотах, но  не продавалось торфу  жителям, а только везли --

    начальству, да кто при начальстве. Председатель новый, недавний, присланный из города,  первым  делом

    обрезал  всем инвалидам огороды. Пятнадцать соток песочка оставил Матрене, а десять соток  так  и  пустовало  за  забором.

    Жена  председателя приходила к Матрене. Она была  тоже женщина городская, решительная,  коротким серым полупальто и грозным взглядом как бы военная.

    Вызывали  врача однажды,  та приехала  злая очень,  велела  Матрене,  как отлежится, приходить на  медпункт  самой. Матрена ходила против воли, брали анализы, посылали в районную больницу -- да так и заглохло.

    ВЫВОД: власть враждебна человеку.

    II группа. Характеристика Матрены Васильевны.

    -Составьте устный словесный портрет Матрены.

    -Какие стороны народного характера воплощены в образе русской женщины – Матрены?

    -Каким образом в Матрёне уживались такие качества, как языческое суеверие и вера в Бога?

    -В каких эпизодах Матрёна ведёт себя как язычница, в каких – как истинная христианка?

    -Вспомните случай с котелком. Подумайте, почему именно с Матрёной произошла эта история? Обиделась она после этого на людей? Ожесточилась? Отдалилась от Бога?

    -Почему Матрёна, если и молилась, то не «показно», будто стесняясь или боясь притеснить того, кто рядом?

    -С какой молитвой Матрёна могла чаще всего обращаться к Богу? Что это было - просьба о помощи, жалобы или слова благодарности?

    (Матрена соблюдает традиции и правила жизни воцерковленного человека: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всеношной»  и с утра по праздникам. «Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки, та – мышей душила». Игнатич, постоялец Матрены, говорит, что всякое дело она начинала «С Богом»).

    -Какие художественные детали создают картину быта Матрены?

    (Неравнодушна к красоте – фикусы).

    - Какова речь героини?

    (Речь Матрены – это речь крестьянской женщины из глубинки. «Дуэль, разведка, картонный суп. Не умемши, не варемши – как   утрафишь», - предупреждала она квартиранта).

    -Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? Почему?

    -На каких портретных деталях Матрены сосредоточено внимание писателя? Какова роль деталей?

    (Автор отмечает простоту и неприметность героини и в то же время исходящий от нее внутренний свет).

    -Как Матрена  относится к тем, кто ее окружает? (Эпизод с лошадью, отношение к кошке, Кира, поросенок)

    - Как вы понимаете фразу автора «У тех людей лица всегда хороши, кто в ладах с совестью своей»?

    - Как Матрена воспринимает музыку?  Анализ эпизода «Матрена слушает музыку».

    - А какой мы видим героиню в работе?

    -Какие черты главные в характере Матрены?

     (Искренность, доверчивость, трудолюбие, деликатность, сердечность, простота, бескорыстие, умение прощать, терпеливость. Матрена Васильевна – труженица. В работе она находит смысл жизни. Ни одна пахота в селе не обходилась без нее. Никому она не могла отказать в помощи. Оставляя свою работу, шла помогать соседке. Текст. Говорила без зависти: «Ах, Игнатич, и крупная картошка же у нее! В охотку копала, уходить с участка не хотелось…» Она – редкой доброты человек).

    III группа. Прошлое Матрены.

    -Что  узнал Игнатич о Матрене?

    -Вспомните  первый эпизод, повествующий о прошлом Матрёны (начало 2-ой части).

    -Что это за события?  

    -Какие чувства вызывает у вас прочитанное?

    -От кого Игнатич мог узнать эту историю (ведь сама Матрёна не любила говорить о своём прошлом)?

    -Почему так же, как и рассказчик, мы даже не подозреваем найти там что-нибудь интересное?

    -Каким это прошлое предстаёт из её собственного рассказа (2-ая часть; разговор Матрёны и Игнатича после визита Фаддея)?

    -Объясните чудесное преображение Матрёны в то время, когда она вспоминает прожитое.

    «Я…в первый раз совсем по-новому увидел Матрёну…по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой. И из него выступала Матрёна. И щёки её померещились мне не жёлтыми, как всегда, а тоже с розовинкой».  

    -Захотела бы Матрёна, если бы у неё была такая возможность, изменить своё прошлое: от чего-то отказаться, что-то повернуть  вспять?

    IV группа.  Взаимоотношения Матрены и Фаддея Мироновича.

    -Первая встреча с Фаддеем на страницах рассказа. Каким человеком предстаёт перед вами старик?

    -Что поражает в его внешности?

    -Какое впечатление произвёл Фаддей на Игнатича, какое – лично на вас?

    -Почему во время визита Фаддея Матрёна почти не участвует в разговоре?

    -Даже после ухода старика весь долгий вечер Матрёна предпочитает отмалчиваться. О чём молчит Матрёна Васильевна?

    - Почему слово добро автор выделяет курсивом?  

     «…что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо».

    -Почему они такие разные?

    (Ответ заключен в самом сопоставлении героев: как бы тяжела и неотвратима ни была судьба, она только ярче проявляет меру человеческого в каждом из людей.)

     

    V группа. История с горницей.

    -Почему Матрена разрешает ломать дом?

    (Чтобы  получить  и  удержать  участок  земли, надо  было  молодым поставить какое-нибудь строение.  Шла для этого  вполне Матренина горница. А другого нечего было и поставить, неоткуда лесу взять.  И не так сама Кира, и не так муж ее, как за них старый Фаддей загорелся захватить  этот участок  в Черустях)

    -Как Матрёна воспринимает всё происходящее с её домом?

    (Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться. Не жалко было саму горницу, стоявшую без дела, как вообще  ни  труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда. И горница  эта все равно была завещана  Кире.  Но  жутко ей было начать  ломать  ту  крышу, под  которой  прожила сорок лет.  Даже  мне, постояльцу, было  больно, что  начнут отрывать доски и  выворачивать  бревна дома. А для Матрены было это -- конец ее жизни всей).

    -Что необычного (даже странного) происходит за то время, пока горницу готовились вывезти со двора? Объясните эти «странности».

    (Но в тот же день началась метель, внезапно потеплело,  в  один день разом распустило, стали сырые туманы,  журчали ручьи, прорывшиеся в снегу, и нога в сапоге увязала по все голенище, кошка колченогая сбрела со двора -- и пропала).

    -Каков смысл заглавия рассказа?

     (Двор, дом – образ микромира)

    IV группа. Отношение односельчан к Матрене.

     – Расскажите о судьбе Матрены.

    -Как относятся к ней односельчане?

    -Понимают ли они Матрену?

    -Почему считают ее глупой?

    (По мнению соседей и родственников, вся жизнь Матрены была несуразной и никчемной: жила бедно, одиноко и убого, работала бесплатно на других, вечно лезла в мужицкие дела, пренебрежительно относилась к собственности: и за обзаводом не гналась; и не бережная, и даже поросенка не держала… Даже после смерти Матрены они приходят не «поплакать о ней», а забрать ее «добро». Для раскрытия характера окружающих Матрену людей автор использует метод психологического наблюдения. Выясняется, что ни жалость, ни сострадание им не свойственны. Люди злы, они погрязли в грехах)

    -Каково авторское отношение к героине? Приведите примеры из текста.

    (Матрена живет по другим меркам, по другим правилам. В ней нет жадности, корысти, зависти.Она оказывается необыкновенным, душевным, чистым, открытым человеком. Тем острее чувство вины, которое испытывает рассказчик: «Нет Матрены. Убит родной человек. И в день последний я укорил ее за телогрейку». «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».)

    6 Индивидуальное задание. Сопоставление образов Матрены Тимофеевны из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и Матрены Васильевны из рассказа Солженицына.

    Учитель: русская литература не раз воссоздавала образ женщины – труженицы, и А.И. Солженицын продолжает традицию русской классической литературы.

    -Кого из героинь литературы 19 века напоминает Матрена?

    -Что общего у этих героинь?

    (Матрену Тимофеевну Корчагину из поэмы Некрасова… «Терплю, а не ропщу!»)

     

    Матрена Тимофеевна Корчагина

    Матрена Васильевна Григорьева

    «… Пал на сердце Филипп!» - замуж вышла, полюбив.

    За любимого Фаддея «без малого не вышла… Война германская началась».

    Дай башмаки Оленушке (золовке), //Жена! – сказал Филипп. //А не вдруг ответила. //Корчагу подымала я, //Такая тягость: вымолвить //Я снова не могла. //Филипп Ильич прогневался, // Подождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

    «Меня сам ни разику не бил… То есть бил таки раз – я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил»… Все мешки были мои, по пять пудов тяжестью не считала…»

    (Еще раз сосчитаем: 16 * 5 = 80 кг!)

    Пять сыновей и погибший первенец Демушка.

    Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй  Матрены  –   жены Фаддея. Из них – Кира, отданная в приемыши).

    Потуги лошадиные //Несли мы; погуляла я, //Как мерин, в бороне!

    «Тальновские бабы установили доточно, что одной вскопать свой огород лопатою тяжелее и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрену в помощь». 

    IV Итог урока

    1 Беседа.

    -Кто еще из русских писателей 19 века обращался к теме праведничества?

    (Н.С. Лесков, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский).

    1) Как же сама Матрена принимает свою судьбу? Держит ли она обиду на людей?

    (Матрену Васильевну несправедливо обидела судьба, люди, власть… ее не понимали ни сестры, ни жители села – не похожая на других. Несмотря ни на что, она не ожесточилась; эта женщина, добрая и бескорыстная, сохранила способность любить…)

    2) Как заканчивается судьба Мартены?

    (Трагически)

    3) Кто виноват в смерти героини?

    (Матрену убила чужая корысть, жадность, алчность).

    Учитель: лучше всего о своей героине сказал автор: «все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». Это и есть идея рассказа.

    2 Составление концепта

    -Можем ли мы назвать Матрену Васильевну праведницей?

    -Какими качествами обладает праведник?                                            

    3 Вывод: праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества. По Солженицыну, «смысл земного существования – не в благоденствии, а в развитии души». С этой идеей связано понимание писателем роли литературы, ее связи с христианской традицией. Солженицын продолжает одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит свое назначение в проповедовании истины, духовности, убежден в необходимости ставить «вечные» вопросы и искать на них ответ. Об этом он говорил в своей нобелевской лекции: «В русской литературе издавна вроднились нам представления, что писатель может многое в своем народе – и должен… Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всем зле, совершенном у него на родине или его народом».

    V Домашнее задание: написать мини – сочинение:

    1 Можно ли Матрену Григорьеву считать праведницей? 

    2 Какова позиция автора в рассказе «Матренин двор»?

    VI Рефлексия


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Испытание праведника страданием ( по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор")

    Статья посвящена одному из лучших произведений малой прозы А. Солженицына, который продолжил традиции Н.Лескова в изображении образа русского героя-труженика, праведника....

    Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор"

    Урок-размышление с использованием мультимедийной презентации, раздаточного материала. Основная форма работы- работа в группах....

    Праведничество в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»

    Технологическая карта урока по литературе "Праведничество в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" 9 класс...

    Учебно-методическая разработка по теме "Не стоит село без праведника..." (по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор")

    Данный материал представляет учебно -методическую разработку урока в 8 классе по рассказу А. И. Солженицына "Матрёнин двор". Материал предмтавлен в виде технологической карты к уроку....

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)

    УРОК ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ:«ЖИТЬ ПО СОВЕСТИ» (ПО РАССКАЗУ А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА « МАТРЕНИН ДВОР»)...

    Урок-лекция по теме: «А.И. Солженицын «Матренин двор»

    Цель урока:познакомить учащихся с основными периодами жизни и творчества А.И.Солженицына;его взгляды на литературу и искусство;чтение и анализ рассказа «Матрёнин двор»....

    Конспект урока литературы в 9 классе по рассказу А.И. Солженицына «Матрёнин двор» по теме « История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской…»

    Урок по рассказу А.И. Солженицына "Матрёнин двор" строится как аналитическая беседа с использованием  групповой формы работы, что позволяет  школьникам осмыслить прочитанное литера...