Использование разных технологий на уроках русского языка и литературы
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Альбина Ахкамовна Галина

Технология развития критического мышления через чтение и письмо При использовании данной технологии происходит обучение обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. у учителя появляется возможность объединения отдельных дисциплин. Создаются условия для вариативности и дифференциации обучения. Формируется направленность на самореализацию, вырабатывается собственная индивидуальная технология обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОВЕСТЬ О ШЕМЯКИНОМ СУДЕ.

       В некоих местах жили два брата земледельца: один богатый, другой бедный. Богатый же ссужал много лет бедного, но не мог поправить скудости его.

      По некоторому времени пришел бедный к богатому просить лошадь, чтобы было на чем ему себе дров привезти. Брат же не хотел дать ему лошади, говорит: «Много тебя я ссужал, а поправить не мог». И когда дал ему лошадь, а тот, взяв её, начал просить хомута, обиделся на него брат, стал поносить убожество его, говоря: « И того-то, и хомута у тебя нет своего». И не дал ему хомута.

     Пошел бедный от богатого, взял свои дровни, привязал за хвост лошади и привез к своему двору. И забыл он выставить подворотню. Ударил лошадь кнутом, лошадь же изо всей мочи рванула с возом через подворотню и оторвала себе хвост.

     И вот бедный привел к брату своему лошадь без хвоста.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

 И увидел брат его, что у лошади его хвоста нет, начал брата своего поносить, что, выпросив у него лошадь, испортил её. И, не взяв назад лошади, пошел на него бить челом в город, к Шемяке - судье.

        А бедный брат, видя, что брат его пошел бить на него  челом, пошел и сам за братом, зная, что будут всё равно за ним из города посылать, а не пойти, так придётся еще и приставам проездные  платить.

       И остановились они оба в одном селе, не доходя до города. Богатый пошел ночевать к   попу того села, затем что был тот ему знакомый. И бедный пришел к тому попу, а придя, лёг у него на полатях. И стал богатый рассказывать попу про погибель своей лошади, ради чего в город идет. И потом стал поп с богатым ужинать, бедного же не зовут с собою есть. Бедный стал  с полатей смотреть, что едят поп с братом его, сорвался с полатей на зыбку и задавил попова сына насмерть.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

И тот также поехал с богатым братом в город бить челом на бедного за смерть сына своего. И пришли они к городу, где жил судья; а бедный за ними следом идет.

       Шли они через мост у города. А из жителей города некто вёз рвом в баню отца своего мыть. Бедный же, зная, что будет ему погибель от брата и от попа, задумал себя смерти предать. А бросившись, упал на старика и задавил отца на смерть. Схватили его, привели к судье.

     Он же раз размышлял, как бы напасти избыть и что бы дать судье. И, ничего у себя не найдя, надумал так: взял камень, завернул в платок, положил в шапку и стал перед судьею.

      И вот принес брат его челобитную, иск на него за лошадь, стал бить судье Шемяке челом. Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!». Бедный, не зная, что говорить, вынул из шапки завёрнутый камень, показал судье и поклонился.

ТРЕТЬЯ СТАНОВКА

А судья, чая, что бедный ему мзду посулил, сказал брату его: «Коли он лошади твоей оторвал хвост, не бери у него лошади своей до тех пор, пока  у лошади не вырастет хвост. А как вырастет хвост, в то время и возьми у него свою лошадь».  

        И потом начался другой суд. Поп стал искать за смерть сына своего, за то, что он сына у него задавил. Бедный же опять вынул из шапки тот же узел и показал судье. Судья увидел и думает, что по другому делу другой узел золота сулит, говорит попу: «Коли он у тебя сына зашиб, отдай ему свою жену – попадью до тех пор, покамест от попадьи твоей не добудет он ребенка тебе; в то время возьми себе попадью с ребенком».

      И после начался третий суд за то, что, бросаясь с моста, зашиб он отца – старика у сына. Бедный же, вынув из шапки камень, в платке завёрнутый, показал в третий раз судье. Судья, чая, что за третий суд он третий ему узел сулит, говорит тому, у кого убит отец: «Взойди на мост, а убивший отца твоего пусть станет под мостом. А ты сверзись  сам на него и убей его так же, как он отца твоего».

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА

       После суда вышли истцы с ответчиком из приказа. Стал богатый у бедного спрашивать свою лошадь, а тот ему отвечает: «По судейскому указу, как - де у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь». Богатый же брат дал ему за свою лошадь пять рублей, чтобы он ему, хоть и без хвоста, её отдал. А он взял у брата пять рублей и отдал ему лошадь. И стал бедный у попа спрашивать попадью по судейскому указу, чтоб ему от неё ребенка добыть, а добыв, попадью назад ему отдать с ребенком. Поп же стал ему бить челом, чтоб он попадьи у него не брал. И взял тот с него десять рублей.  Тогда стал бедный говорить и третьему истцу: «По судейскому указу я стану под мостом, ты же взойди на мост и бросайся на меня так же, как и я на отца твоего». А тот думает: «Броситься мне, так его, поди, не зашибёшь; а сам расшибёшься». Стал и он с бедным мириться, дал ему мзду за то, чтоб  бросаться на него не велел. И так взял себе бедный от всех троих.

     Судья же прислал слугу к ответчику и велел у него те показанные три узла взять. Стал слуга у него спрашивать: дай то, что ты из шапки судье казал в узлах; он велел у тебя то взять». А то, вынувши из шапки завязанный камень, показал. Тогда слуга говорит ему: «Что же ты кажешь камень?» А ответчик сказал: « Это судье. Я – де,- говорит, когда бы он не по мне стал судить, убил его тем камнем».

     Вернулся слуга и рассказал все судье. Судья же, выслушав слугу, сказал: «Благодарю и хвалю бога, что по нему судил. Когда бы не по нем судил, то он бы меня зашиб».

    Потом бедный пошел домой, радуясь и хваля бога.         



Предварительный просмотр:

Учитель. Галина А.А.

Класс: 8

Тема: «Повесть о Шемякином суде».  

Цель: познакомить учащихся с текстом повести; раскрыть тематику и идейное содержание произведения   через своеобразие сюжета и композиции; развивать критическое мышление с помощью стратегии «Чтение с остановками»  и написание эссе, работу в парах, группах; способствовать  воспитанию высоконравственной личности.

Ход урока.

Организационный этап.

  1. Этап побуждения.
  •  (На доске записаны слова: ПОВЕСТЬ         КОМПОЗИЦИЯ

                                                    СЮЖЕТ             ТЕМА       ИДЕЯ

- Предположите, пожалуйста, о чем мы сегодня будем говорить на уроке, что обсуждать? Какова, по-вашему, цель урока?  

  • Переход к следующему этапу.

-  Хотите узнать, о чем  говориться в этом произведении?

  1. Этап реализации.
  • Инструкция по чтению текста с помощью стратегии Чтение с остановками».
  • Чтение текста по стратегии «Чтение с остановками».
  1. Чтение до первой остановки.

- Почему богатый не дал бедному хомут?

- Какие ваши впечатления о бедном? О чем заставили вас задуматься его поступки?

- Какая, по-вашему, будет реакция богатого?

    2)  Чтение до второй остановки.

 - Какая же будет реакция попа? Что он предпримет? Какие возникли вопросы? Что взволновало? Предположите, как   решил выйти из такого безвыходного положения бедный?

 ( запись вопросов, затем обсуждение в группах и запись главных на доске по одному от группы).

    3) Чтение до третьей остановки.

 -  Какие чувства вызывает у вас бедный? (И смех, и сочувствие).

- Какие вопросы возникли? (запись и обсуждение в группе). Можете предположить, какие  приговоры получит бедный за эти  преступления? - Для чего достал бедный завернутый камень? Что мог подумать судья?  

   4) Чтение до четвертой остановки.

-Как теперь поведут себя истцы, после приговора Шемяки?

- Какие вопросы у вас возникли? Запишите их и выберите от группы наиболее важный. (Спикер озвучивает вопрос. Если достойный вопрос, то учитель записывает его на доске).  

  5) Чтение до конца.

-Что можно сказать о суде Шемяке?  Почему из всех действующих лиц  только у судьи есть имя?

Чем являются приговоры, с точки зрения композиции,  для трех эпизодов первой части?  

6) Каждая группа отвечает на один вопрос, записанный на доске  (обсуждение  в группах и ответ спикера).

-Так какова тема и идея произведения? (обсуждение в группе)

-Каковы особенности  сюжета  и композиции? 

   (Повесть состоит из двух частей. Первая состоит из трех эпизодов, каждый из которых имеет свою композицию, вторая – рассказ о суде Шемяки, который  включает приговоры и историю о камне, завязанном в платок).

  1. Этап рефлексии.
  • Понравилось ли вам это произведение? О чем оно заставило вас задуматься? Как-то могут впечатления от  сегодняшней беседы  повлиять на вас, ваши поступки в дальнейшем?
  • Инструкция по написанию эссе по РАФТу или традиционного на тему «Как я поступил бы на месте судьи».  

Р – РОЛЬ                Я,  Шемяка,   бедный, поп, богатый   

А – АУДИТОРИЯ    Шемяка,   бедный, поп, богатый

Ф – ФОРМА              письмо

Т – ТЕМА                размышления после прочитанного

  • Написание эссе.
  • Авторский стул.
  1. Этап информации о домашнем задании.
  • Комментирование оценок (можно и в ходе урока).
  • Д/З: выявить авторскую позицию и оформить ответ письменно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы

Укрепление здоровья наших учеников в учебом процессе школы...

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В о...

Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.

Применение информационно-коммуникационных технологии делает урок более информативным, содержательным, ярким, по-настоящему современным.  Урок в современной школе. Основные преимущества ИКТ....

Доклад на тему: "Использование педагогических технологий на уроках русского языка и литературы как условие обеспечения современного качества образования"

Новые образовательные технологии предлагают инновационные модели построения такого учебного процесса, где на первый план выдвигается взаимосвязанная деятельность учителя и ученика, нацеленная на решен...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

СТАТЬЯ "Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Сегодня нет такого преподавателя, который не мечтал бы о том, чтобы его общение с учащимися было бы увлекательным, интересным, эмоциональным, а главное - тем ценным приобретением, которое бы ученики с...