Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.
статья (10 класс) по теме

Мартынова Ольга Владимировна

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._mortynova.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Мартынова О.В.

МАОУ СОШ №11, г.Калининград

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

       

          Век новых технологий диктует свои правила. Сфера образования – не исключение. Сейчас активное распространение получают компьютерные технологии, которые позволяют оптимизировать, индивидуализировать и модернизировать процесс обучения. Увеличивается темп работы; появляется возможность организовать различные формы деятельности обучаемых по самостоятельному извлечению и представлению знаний; развиваются навыки исследовательской деятельности; повышается мотивация учащихся к обучению; формируютя коммуникативные умения; развивается познавательный интерес учащихся; поддерживается их интерес на протяжении всего занятия. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа. Школьникам нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно.      

    Интернет — незаменимый источник для актуализации материалов учебников, поиска дополнительной информации, инструмент, позволяющий значительно сэкономить время и средства при разработке уроков.

   Благодаря Интернету открывается уникальная возможность совершать виртуальные экскурсии по памятным местам поэтов и писателей, например: побывать в Государственном музее-заповеднике С. А. Есенина, на родине М. Ю. Лермонтова в Тарханах, совершить путешествие по пушкинским местам или побывать в Третьяковской галерее.

  Не всегда можно найти аудиозапись с голосами поэтов и писателей, такую возможность открывает перед нами Интернет. Для этого в ресурсах Интернета есть некоммерческий проект — Золотой стихофон. Его цель — популяризация искусства художественного чтения и литературы. Материалы сайта могут быть хорошим пособием для уроков словесности
и развития речи в общеобразовательных школах.

   Для проведения уроков русского языка используются готовые электронные образовательные ресурсы, которые дают возможность не только наглядно объяснить материал урока, но и получить обратную связь.

    Учащиеся, используя книги, журналы, методические указания, материалы из сети Интернет, участвуют в создании электронных версий материалов урока.

  Такое знакомство и дальнейшее активное использование уникальных возможностей Интернета позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, разнообразным, учитывающим интересы, потребности
и компетенцию индивидуума, а контроль работы учащихся — более эффективным и оперативным.

   Изучение познавательных интересов учащихся показывает, что в большинстве случаев русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки среди ребят. Причины этого заключаются в высокой сложности изучения: большое количество исключений из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Повышать мотивацию
необходимо за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, активного внедрения ИКТ, способствующих развитию интереса, дифференциации и индивидуализации обучения. Подготовка и проведение уроков с компьютерной поддержкой требуют от учителя очень много времени и терпения, создают некоторые неудобства организационного характера. Но зато такие уроки приносят большое удовлетворение и ученикам, и учителю. Основной целью использования сети Интернет является повышение эффективности урока.  Творчески работающий учитель всегда имеет возможность использовать компьютерные технологии на своих уроках.

        Можно  назвать несколько видов работ с применением ИКТ:

1. Работа со схемами. При подготовке к уроку составляю презентацию со схемами, но только их основы, которые учащиеся заполняют с помощью интерактивной доски. Одну и ту же презентацию можно использовать несколько раз:  при объяснении нового материала, при закреплении и для контроля знаний.

 2.Работа с текстами. С помощью презентаций очень удобно проверять словарный диктант, проверочный диктант или списывание. Для этого на одном слайде появляется текст с пропущенными буквами или с допущенными ошибками. После выполнения работы учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг друга по следующему слайду, где другим цветом выделены вставленные или исправленные орфограммы. Учащиеся сразу выставляют оценки по критериям, данным на третьем слайде. Данный вид работы удобен тем, что учащиеся сразу видят свои ошибки, исправляют их и получают оценку за знания.

3.Для оперативного контроля знаний можно использовать диски «Репетитор по русскому языку от Кирилла и Мефодия». ИК-пульты (система оперативного контроля знаний) позволяют моментально проверить знания каждого ученика, оценить их и определить пробелы в знаниях для последующей индивидуальной работы. С тестами можно работать и индивидуально с одним учительским компьютером. После установки такой программы каждый ученик вносит свое имя и пароль. Программа запоминает его результаты,  и каждый ученик отрабатывает свои пробелы в знаниях.

4.Презентации учащихся.

     Таким образом, систематическое использование ИКТ на разных этапах урока и по различным направлениям являются эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Словом, ИКТ заслуживают право дополнить традиционные формы обучения и воспитания.

         

         

 Литература.

 1.Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность : Пособие для учителя. – 5-е изд. – М.: Вита – Пресс, 2003.

 2.Власкин А. А., Сенцова Т. М. Автоматизированная система обучения русскому языку. Материалы VI международной конференции “Информационные технологии в образовании” (“ИТО-97/98”)

 3. Поташник. Инновационный процесс в школе. Москва, 1991.

 4. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.: 1994.

 5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. Дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.

 10. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы, литературного краеведения

Представлена мини-статья на тему использования компьютерных технологий на уроках, также разработка урока с использованием компьютерных технологий на тему "Вводные конструкции и знаки препинания на них...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

Материал содержит размышления о применении элементов ИКТ на уроках русского языка и литературы....

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

     Мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. Нас  окружают компьютеры и компьютерные системы, аудио- и видеотехника, различные электронные устройства. И ...