Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы
статья по литературе по теме

Шубина Ольга Олеговна

Материал содержит размышления о применении элементов ИКТ на уроках русского языка и литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsii.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

О.О.Шубина, учитель средней общеобразовательной школы №7 города Городца Нижегородской области

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

...весь смысл человеческой жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше!..

Э. Золя

Что есть учитель? В чём смысл нашей профессии? На что следует опираться в таком важном и ответственном деле – воспитании и обучении детей?

Целью своей работы я считаю развитие интеллектуальных и творческих способностей детей, формирование нравственных идеалов. К этому, несомненно, нужно идти через развитие универсальных учебных действий, мышления и познавательных интересов детей, через совершенствование содержания работы, ориентируясь при этом на общечеловеческие гуманистические ценности и идеалы, индивидуальные интересы и реальные возможности школьников.

В соответствии с целью и задачами стараюсь пробудить интерес у учащихся к изучению русского языка и литературы, ибо желание учиться 'помогает во многом.

Развитию творческих способностей, самостоятельности и коммуникабельности (что очень важно в современном мире) способствуют нестандартные уроки.

Современных подростков уже не устраивает роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они не склонны слушать слишком подробные объяснения учителя. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Великолепным способом решения данной проблемы является использование на уроке и во внеурочной деятельности компьютерных технологий.

Мы не можем не задумываться над тем, что ожидает наших детей в жизни. Будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий.

Например, сегодня уже более 90% предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний. Информационные технологии всё глубже входят в нашу жизнь, поэтому учителя и школьники должны быть знакомы с ними. Но дело не только в знакомстве, аив повышении эффективности процесса преподавания.

Ни для кого не секрет, что компьютер кардинально расширяет круг выбора материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.

Какими же достоинствами обладает соединение гуманитарного образования с компьютерными технологиями по сравнению с традиционным обучением?

  • Способствует активизации аналитической деятельности учащихся: идёт не только воспроизведение информации, но и оперирование ею.

Например, отбор материала для создания презентаций по определённой теме. На слайд дети отбирают только самое необходимое, таким образом, использование компьютера помогает превратить полученные знания в собственные убеждения.

  • Содействует углублению демократизации методики преподавания. Обучаемые освобождаются от тривиальной связки «учитель-ученик»,

тем самым раскрепощаются их творческие возможности, они абстрагируются от субъективизма, а порой, и консерватизма обучающих, получают возможность осуществлять самоконтроль уровня знаний. В этом отношении замечателен, на мой взгляд, методический комплекс «Школьный наставник», позволяющий детям изучить новый материал, проверить себя, потренироваться в выработке навыка, а учителю отследить степень понимания учащимся той или иной темы. Этот курс имеет ещё много возможностей, и знакомство с ним принесёт в работу учителя и детей немало приятных минут.

• Компьютерные технологии содержат огромные мотивационные возможности.

Важным мотивационным фактором служит игровой характер компьютерной техники. Например, игровым элементом компьютерного тестирования является состязательность, экстремальность ситуации, требующие от пользователя принятия неординарных решений. Даже самые элементарные контролирующие компьютерные программы стимулируют познавательные интересы, пробуждают у обучаемых желание выполнить поставленные задачи, достичь лучшего конечного результата, преодолеть возникающие препятствия.

Компьютер расширяет возможности самостоятельного обучения учащихся, что является движущей силой познавательного процесса.

По словам К. Д. Ушинского, «ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду и что эта обязанность более важна, нежели передача самого предмета». Потребность в самообразовании, переходящая в привычку, чрезвычайно актуальна в наше время, когда образование становится перманентным, когда в течение трудовой жизни человеку не раз и не два придётся поменять работу. Самообразование делает жизнь человека ярче, и компьютер –хороший помощник в этом.

К этим выводам я пришла, как только начала применять компьютерные

технологии на своих уроках. В январе 2002 года мне была предоставлена удивительная возможность знакомства с информационными технологиями и их использованием в школе - курсы в центре компьютерных технологий (INTEL) в университете имени Лобачевского. Тогда я вспомнила слова Б.Шоу, что «живая неудача лучше мёртвого шедевра», и решила попробовать. Чем же привлёк меня компьютер?

• Технология презентаций.

Как ярко, неординарно, живо можно преподнести детям новое. На фоне музыки и портретов (которые не всегда можно найти), на фоне шума водопада и прекрасных пейзажных зарисовок мы говорим о первой любви, о красоте природы и человека, о поэтах Серебряного века, о тайнах звука и 'бытия.

Первая моя презентация была по теме «Разряды имён прилагательных» (урок русского языка в 6 классе). Каждый слайд отражал только самое главное, а яркие наглядные примеры внесли в урок живость.

Тема другой презентации «Я помню время золотое». Она посвящена творчеству Ивана Сергеевича Тургенева и Фёдора Ивановича Тютчева. Лирическое настроение на уроке позволяет создать музыка Э.Грига и П. И. Чайковского, на фоне которой мы сравниваем стихи Тютчева и рассказы Тургенева о любви. На слайдах - портреты, ключевые слова стихотворений, вечерний романтический пейзаж, ассоциации со словами « первая любовь»: облачко, лучик солнца, бабочка, капелька росы, след самолёта в небе, льдинка, плывущая по весенней реке...

Ещё одна презентация называется «От тайны звука к тайнам бытия». Тема этой презентации была предложена на конкурсе «Учитель года-2003». Здесь слайды отражали следующее:

  • Звуки природы - вечность.
  • Звуки музыки — вечность.
  •  Звуки молитвы - исцеление души.
  • Звуки речи (возвышенные, ведущие к свету, пробуждающие добрые чувства) - вечность.
  •  Красота стихотворений поэтов Серебряного века.
  •  Тайна звука. В чём она? В красоте, в проникновении в душу, именно она помогает проникнуть в тайны бытия.
  •  Тайны бытия. Вечность, бессмертие, смерть, что есть мы на Земле.

 Сейчас дети создают и свои презентации: проекты уроков, отзывы о книгах, путешествия в мир литературных героев, рассказы об авторах того или иного произведения. Всё это пробуждает интерес, из интереса вырастает положительная мотивация и даже так называемый «терапевтический эффект» урока.

  • Технология контроля знаний (тестирование).

Составление контрольных тестов и проверочных работ и их проверка с

помощью компьютера экономят много драгоценного времени.

  • Создание веб-сайтов и буклетов.

Создание сайта класса помогает посмотреть на себя со стороны, обладает хорошим воспитательным эффектом, учит навыкам проектной деятельности.

  • Использование мультимедийных учебников.

Интересно проходят уроки с демонстрацией мультимедийных учебников. Они помогают найти нужную информацию, обеспечивают превосходным наглядным материалом. Осталось в памяти внеклассное мероприятие с шестиклассниками, которое было посвящено прошлому, настоящему и будущему России. Использовала на уроке мультимедийный учебник «История России». По ленте веков мы путешествовали как на машине времени: видели гербы и флаги прошлых лет, слушали гимны, узнавали информацию о правителях Руси. А потом побывали во всех областях нашей необъятной страны, посмотрели на особенности флоры и фауны, одежды и быта местных жителей. Повеселили детей национальные напевы. Это удивительно интересно даже взрослому человеку! А затем ребята фантазировали: рисовали герб, флаг будущего, а кто-то даже сочинял слова гимна.

Не менее полезной в работе оказалась мультимедийная пушкинская энциклопедия, которая содержит материалы по всем произведениям. Это и иллюстрации, и фрагменты из кинофильмов, и музыкальные отрывки из опер, романсов...

Безусловно, владение компьютером – самый короткий и надёжный путь к современной информации. Больше того, оно формирует способы её поиска, добывание и извлечение из огромного массива, даже систематизации; повышает возможности умственной деятельности человека, избавляя от многих рутинных операций, предлагая наилучшие алгоритмы.

Но компьютер поставил немало педагогических проблем, а впереди их ещё больше. Особенно остро мы сталкиваемся с ними в процессе общения ' детей с компьютером дома, когда они проводят долгие часы за нескончаемыми компьютерными играми. В этой ситуации использование компьютера на уроках, где детей учат грамотному обращению с этим чудом интеллекта и техники, является очень нужным и актуальным.

Но и в классе работа должна вестись очень осторожно, ненавязчиво. Если слишком много, тогда уже приторно и неинтересно.

Моё видение работы с компьютером: работа для души, ни в коем случае не сведение к выполнению каждодневных компьютерных тестов, орфографических задач, к просмотру мультимедийных учебников.

Педагог - носитель живого языка, эмоций и чувств, его душевные переживания и общение с ним во сто крат важнее общения с умной машиной, вместо души у которой – процессор.

Вспомним мудрого кота Леопольда: «Давайте жить с компьютером дружно!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Статья об использовании компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы.

Возможности использования информационных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы....

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка, литературы, литературного краеведения

Представлена мини-статья на тему использования компьютерных технологий на уроках, также разработка урока с использованием компьютерных технологий на тему "Вводные конструкции и знаки препинания на них...

Статья "Использование современных компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы"

В этой статье рассказывается о том, как на уроках русского языка и литературы используются компьютерные технологии, способствующие более успешному усвоению нового материала и закреплению ранее и...

Использование компьютерных технологий на уроках русского языка и литературы

     Мы живем в XXI веке – веке информационных технологий. Нас  окружают компьютеры и компьютерные системы, аудио- и видеотехника, различные электронные устройства. И ...