Интегрированный урок ( история, литература) "Один день Ивана Денисовича ... и всей страны"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Мутыгулина Оксана Валерьевна

Цель данного интегрированного урока: изучить жизнь в тоталитарном государстве на примере повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича". В ходе урока обучающиеся определяют социальный статус заключённых, описанных в повести А.И.Солженицына, составляют карту ГУЛАГа, обсуждают  масштабы трагедии и степени свободы в СССР.

Авторы данной методической разработки стали победителями Регионального конкурса методическиз разработок к 100-летию А.И.Солженицына.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.83 КБ

Предварительный просмотр:

                    Интегрированный урок ( литература, история)

по повести А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»

Тема: «Один день из жизни Ивана Денисовича  (и всей страны...) »

(Создание метаобразовательной среды: в одной части  кабинета -  атмосфера, передающая  Сталинскую эпоху: на чёрных шторах плакаты, лозунг« Спасибо товарищу Сталину за нашу счастливую жизнь», портрет Сталина, в другой- фотографии концлагерей, лиц заключённых, обелиска в г.Свияжске, посвящённого памяти жертв политических репрессий)

На доске:

«... Я тогда была с моим народом,/там, где мой народ, к несчастью, был.../»

А. А. Ахматова

« Широка страна моя родная,/ Много в ней лесов, полей и рек./

Я другой страны такой не знаю,/Где так вольно дышит человек...»

                                                                                                      В. Лебедев-Кумач

Предварительная подготовка к уроку:

Класс делится на группы в зависимости от интересов и получает опережающие  задания:

группа № 1- биографы изучают биографию А.И.Солженицына

группа № 2- историки изучают  факты из жизни СССР, связанные с периодом правления И.Сталина , находят информацию о  ГУЛАГе и определяют его роль в индустриализации страны

группа№3- социологи  подбирают цитаты из произведения, характеризующие социальный статус заключённых

группа № 4- литературоведы подбирают эпизоды из повести А.Солженицына,  наиболее ярко иллюстрирующие жизнь в лагере и за его пределами и анализируют их

группа № 5- оформители принимают участие в создании метаобразовательной среды ( создают онлайнфотоколлажи, иллюстрирующие эпоху Сталинизма, оформляют кабинет в соответствии со стилем того времени)

1.Прочитать повесть А.И.Солженицына «Одинь день Ивана Денисовича»

2. Подумать, какие вопросы возникают после прочтения произведения А.Солженицына?

Цель: изучить жизнь в тоталитарном государстве на примере повести А.И.Солженицына

Задачи:

  1. Проанализировать произведение А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
  2. Выяснить социальный статус заключённых, описанных в повести А.И.Солженицына
  3. Составить карту ГУЛАГа
  4. Определить, насколько свободно жилось гражданам СССР.

Планируемые результаты:

Личностные: подвести обучающихся к осмыслению трагической судьбы личности в тоталитарном государстве, формирование осознанного патриотизма ( любви к родине, основанной на понимании исторического прошлого своей страны и принятия его, стремления не повторить ошибок прошлого)

Предметные:обучащиеся познакомятся с  биографией А.И.Солженицына,  научатся соотносить конкретный художественный  текст с историческим временем, продемонстрируют умение анализировать художественное произведение, понимать авторскую позицию

Метапредметные: обучающиеся продемонстрируют умение аргументировать свою позицию, выстраивать монологические ответы, преобразовывать сплошной текст в несплошной, разрабатывать критериальную модель оценивания ответов, демонстрируют  умение  производить самооценку и оценку ответов.

Ход урока:

Звучит песня «Широка страна моя родная» В. Лебедева-Кумача, постепенно стихает, звучат строки из поэмы А.Ахматовой «Реквием» ( читаются шёпотом, монолог переходит в многоголосье, и снова звучит песня, заглушая хор голосов, на проекторе -  фрагмент  из художественного фильма Н.Михалкова «Утомленные солнцем», когда солцне закрывает поднимающийся в небо портрет И.Сталина).

Учитель:Мы попытаемся  прожить один день вместе с героем А.Солженицына в стране, «где так вольно дышит человек».

Подумайте, каким образом связаны 2 цитаты, вынесенные на доску, с произведением А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

(примерные ответы обучающихся: « Данные строки написаны в период сталинского режима и посвящены жизни в Советском Союзе. Строчки из «Реквиема» отражают реальную жизнь в тоталитарном государстве, песня на стихи В. Лебедева-Кумача  является официальной пропагандой»)

Учитель: Я предлагаю данные цитаты записать в качестве  эпиграфов  к нашему уроку.

Учитель:Какие вопросы возникли после прочтения произведения?

( на основе данных вопросов учитель выстраивает план урока)

(примерные вопросы обучающихся:

  1. Как люди могли жить и выживать в тоталитарном государстве?
  2. Возможно ли было что-либо изменить в данной системе?
  3. Каким образом в этих условиях человек мог остаться Человеком?
  4. Почему писатель обратился к образу И.Д.Шухова?
  5. Что общего между автором и главным героем произведения?
  6. Определите социальный состав людей, находящихся в лагере,  и причины, по которым они там оказались.
  7. Есть ли существенные различия между заключенными и теми, кто находится на свободе?

Учитель: Чтобы ответить на эти вопросы, на какие моменты необходимо обратить внимание?

Учитель: Почему Александр Исаевич Солженицын обратился к образу  Ивана Денисовича Шухова? Что могло быть общего между автором произведения и главным героем?

Литераторы представляют биографическую справку о Солженицыне, учащиеся сравнивают  отдельные  фрагменты биографии Солженицына и Шухова, анализируют и отвечают на поставленные вопросы.

( примерные ответы обучающихся: и тот, и другой – крестьяне по происхождению, оба воевали, оба прошли советские лагеря: Шухов осуждён за измену Родине « А было вот так: в феврале 1942 года на Северо-Западном окружили их армию всю...И так  помалу немцы  по лесам их ловили и брали...Шухов в плену побыл пару дней». Впоследствии его обвинили в измене Родине : выполнял задание немецкой разведки. « Какое же задание- ни Шухов сам не мог придумать, ни следователь. Так и оставили: просто-задание.»  Солженицын за переписку).

Учитель: Определите социальный состав людей, находящихся в лагере,  и причины, по которым они там оказались.

Группа социологов подобрала цитаты для ответа на данный вопрос.

Задание для класса: проанализировать данные фрагменты  текста и разработать  свой вариант социологической карты: какие пункты возможны для составления социологического портрета заключённых.

Вариант таблицы:

Имя героя

Социальный статус

Причины ареста

Фрагмент текста

( Обучающиеся приходят к выводу, что в лагере находятся и художники, и студенты, и киносценаристы, и баптисты, и крестьяне, и военные – представители всех социальных групп, которые были в СССР.)

Учитель: Зачем автор показывает читателям такое разнообразие человеческих судеб? Что объединяет этих героев?

( Фактически представлен социальный портрет страны, в лагере могут находиться люди разных социальных слоёв: от крестьян до военачальников – никто ни от чего не застрахован.Многие обвинения надуманы, люди оказывались в местах заключения за то, что не совершали).

Историки на основе документальных источников представляют информацию о системе ГУЛАГа,

Учитель:Задание для класса:прослушав информацию,составьте онлайнкарту, указав наиболее крупные концлагеря на территории Советского Союза. Определите размеры катастрофы.

Д.З: 1.Составить экскурсию по лагерю, в котором находился И.Д.Шухов

2. Подберите цитаты из произведений, песен, иллюстрирующих официальную и неофициальную жизнь  советских людей, сделайте выводы.

3. Напишите эссе на тему « Сталинская эпоха глазами неочевидцев».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературе в 11 классе по теме « Свет, проникающий в душу. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве»(на примере рассказа А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича»)

же спасёт человека в бесчеловечной жизни,  каково его высшее предназначение; помочь разобраться, что способствует нравственному очищению....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИНФОРМАТИКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ : ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ АНАЛИЗЕ РАССКАЗА А.И.СОЛЖЕНИЦЫНА «ОДИН ДЕНЬ ИВАНА ДЕНИСОВИЧА»

В связи с юбилейной датой со дня рождения А. И. Солженицына, выдающегося русского писателя, публициста, общественного деятеля, в школе уделяется большое внимание изучению его жизни и творчества. Урове...

Урок литературы в 11 классе. Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве. По рассказу А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Вызвать интерес к личности и творчеству писателя, ставшего символом открытости, воли и русской прямоты; показать "необычный жизненный материал", взятый в основу повести "Один день Ивана...

План-конспект урока "А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича"

Урок-расследование с применением частично-поискового метода позволяет интересно изучить произведение А. И. Солженицына, размышляя над вопросом "Возможно ли остаться человеком в нечеловеческих усл...

Урок в 11 классе по литературе "Остаться человеком" (по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Урок в  11 классе по литературе"Остаться человеком"(по повести А.И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича")...

Презентация к уроку литературы в 11 классе "Остаться человеком..." (по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича")

Презентация к уроку литературы в 11 классе по повести А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" - "ОСТАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ..."...