Литературный веб-квест по произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» «Давайте познакомимся, В.К. Арсеньев и Дерсу Узала».
методическая разработка по краеведению

ОНИЩЕНКО Оксана Николаевна

Литературный веб-квест по произведению В.К. Арсеньев "Дерсу Узала" "Давайте познакомимся, В.К. Арсеньев и Дерсу Узала"   можно провести в 6-ом классе на уроках внеклассного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_kvest_arsenev_dersu_uzala_.docx435.76 КБ

Предварительный просмотр:

Литературный веб-квест по произведению

В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»

«Давайте познакомимся, В.К. Арсеньев и Дерсу Узала».

Сценарий урока

Содержание деятельности учителя:

Содержание деятельности обучающихся:

Мотивация познавательной деятельности

Урок литературы

Словно приключение.

С книгою в космосе ты побываешь,

И в сказку поверишь,

И много узнаешь…

Книга с нами всегда.

Проверяют готовность к уроку.

Актуализация необходимых знаний

  • Какие произведения В.К. Арсеньева мы изучали раньше?
  • КАК УДИВИТЕЛЬНО ХОРОША ЖИЗНЬ!
  • Сегодня на уроке мы познакомимся с прекрасным произведением В.К. Арсеньева «Дерсу Узала».
  • Проведем урок в форме веб-квеста.

Образовательный веб-квест - (webquest) - проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Они охватывают отдельную проблему, учебный предмет, тему, могут быть и межпредметными. Особенностью образовательных веб-квестов является то, что часть или вся информация для самостоятельной или групповой работы находится на различных веб-сайтах.

- «Дерсу Узала»

- Знакомятся с проведением урока литературы в форме веб-квеста.

Организация познавательной деятельности

Данный веб-квест по произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» может быть   предложен как домашнее задание для высокомотивированных учащихся, интересующихся предметом. Его также можно провести в классе при наличии сдвоенных уроков. В завершении работы учащимися над проектом, после подведения итогов (защиты выполненной работы), важно использовать все возможные методы стимулирования высоких результатов.

Добрый день, уважаемые семиклассники!

     Сегодня мы с вами начинаем прохождение увлекательной игры (веб-квеста). Я приглашаю вас совершить путешествие с В.К. Арсеньевым по страницам произведения «Дерсу Узала».  При прохождении веб – квеста вам предстоит разбиться на определенное количество групп, выбрав роли, от лица которых вы будете   выполнять задания.     Вне зависимости от того, какую группу вы выберите, каждому из участников квеста нужно будет прочитать прозведение, воспользовавшись электронной библиотекой, где хранится текст произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» или текстом из библиотеки.  Затем вам будет предложено путешествие по всемирной сети Интернет в поисках интересной информации о произведении В.К. Арсеньева, при   ответе на вопросы в каждой группе.     Заключительный этап - самый сложный, вам предстоит обобщить все полученные в ходе выполнения квеста   знания и защитить вашу работу, создав (на выбор) презентацию, стенгазету, буклет, справочник или подготовив устное выступление.  Это будет являться своеобразным отчетом о работе каждой группы.

                                                                Желаю вам удачи!

                             Общий план работы.

  1. Выберите для себя одну из ролей, от лица которой вам бы хотелось пройти веб - квест, по этому принципу объединитесь в группы.
  2. Внимательно изучите задание своей группы (роли).
  3. Распределите роли в вашей группе (каждый участник может собирать материал по конкретному персонажу, заданию, вопросу, это сэкономит ваше время).
  4. Результатом работы может стать презентация, стенгазета, буклет, справочник или устное выступление.
  5. Подготовьтесь к защите свой работы, которая будет происходить на уроке литературы.

Количество ролей, их название.

  1. «Биографы»
  2. «Литературоведы»
  3. «Словесники»
  4. «Языковеды»
  5.  «Иллюстраторы»
  6. «Географы»
  7. Заполните входную анкету:

Фамилия, имя

Название группы (роли)

Адрес электронной почты

 

  1. Заполните рефлексивную (выходную) анкету:

Фамилия, имя

Оцените свою работу в группе

2 3 4 5

Оцените работу группы

2 3 4 5

Вам понравилось участвовать в веб-квесте?

Чему научились, выполняя задания веб-квеста?

Какие трудности возникли при выполнении веб-квеста?

  1. Критерии оценки прохождения веб-квеста:

https://web-kwest-godunov.blogspot.ru/p/blog-page_77.htmlт 

Интернет-ресурсы для выполнения заданий веб-квеста:

Биография, произведения В.К. Арсеньева

на сайте all-biography.ru

Центральное задание.

  • Работа по произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»;
  • Сбор информации   из ресурсов сети Интернет (по определенным направлениям).

- Знакомятся с сайтом и порядком выполнения веб-квеста.

- Определяют последовательность работы над разделами страницы.

Работа на страницах сайта веб-квеста

1-й урок

Обучающиеся выступают в роли биографов и выполняют задания на одноименных страницах сайта Интернета:

1) Биографы:

Выбирают просмотр видеоролика о жизни и творчестве автора произведения В.К. Арсеньева –

Иллюстрации известных художников к произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»:

6) Проверочная работа «Знаю ли я биографию В.К. Арсеньева». Результаты сообщить учителю.

2-й урок.

Обучающиеся выступят в роли «литературоведов», «словесников», «языковедов», «мудрецов», «иллюстраторов», «географов» и выполнят задания на одноименных страницах сайта веб-квеста:

Роль 2. «Литературоведы»        https://sites.google.com/site/vebkvestevgenijonegin/_/rsrc/1313583460495/hraniteli-tradicij/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B8%201.png?height=400&width=326

                                 

             

    Вы выбрали роль литературоведов для анализа   произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала». Распределите роли в вашей группе.

  •     Руководство для литературоведов: ваша задача прочитать текст произведения, пронаблюдав за Дерсу Узала, найти информацию, ответить на вопросы, раскрыть образ Дерсу Узала.  Выйдите по ссылке https://sweetbook.net/dersu-uzala-arsenev-vladimir (аудиокнига к произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»)
  • https://www.youtube.com/watch?v=nnxrAREb-rk (аудиокнига к произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»), где найдёте текст произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»», найдите нужные цитаты и занесите их в отчёт вашей группы.

   Воспользовавшись предложенным вам электронным ресурсом, ответьте на следующие вопросы:

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2014/11/10/dersu-uzala (образ Дерсу Узала)

  1. Какие черты характера отмечает автор, рассказывая о Дерсу Узала, который стал его другом? С кем сравнивается герой?
  2. Какие особенности речи Дерсу Узала отмечает автор?
  3. Что мы узнаём о жизни героя?  Как характеризуется герой в различных жизненных ситуациях?  (на биваке – с. 203; в походе – с.212)
  4. Как характеризует героя содержимое его котомки? (с. 203)
  5. Каково отношение Дерсу Узала к природе (с.204, с. 205),
    к солнцу (с.230),
    к животным (с.240),
    к растениям (с.242).
  6. Какие выразительные средства используются для характеристики героя? (эпитеты, сравнения)
  7. Какую роль играет портрет в характеристике персонажа?

Занесите ответы в отчет вашей группы

Отчет группы литературоведов:

состав вашей группы

Сколько времени понадобилось для выполнения данного задания квеста?

Ответ на 1 вопрос

Ответ на 2 вопрос

Ответ на 3 вопрос

Ответ на 4 вопрос

Ответ на 5 вопрос

 что нового вы узнали для себя об этом произведении

Роль № 3 «Словесники»:

  Вы выбрали роль словесников для анализа произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала».  Распределите роли в вашей группе.

  Руководство для словесников: ваша задача выбрать задание (или задания) для самостоятельного выполнения, пройдя по ссылкам:

- викторины онлайн:

http://keepslide.com/books/34214 или

http://izlov.ru/docs/100/index-2996.html 

Роль № 4 «Языковеды»

http://penzaobr.ru/files/irrpo_pnzreg_ru/news/30_03_16/1448459366general_pages_25_november_2015_i18355_engelsskie_liceisty_poluchili_nagradu_v_federacii_mira_i_soglasiya_0.jpg

https://sites.google.com/site/webkvestvgostikzatejnik11am/_/rsrc/1472875736778/marsrutnyj-list-bibliotekarej/--1/gramotaru.jpg

   Вы выбрали роль языковедов для анализа произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала». Распределите роли в вашей группе.

  Руководство для языковедов: ваша задача: найти в произведении В.К.  Арсеньева «Дерсу Узала» непонятные слова, объяснить их значение.
Чтобы найти значение слова, выйдите на справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех: ссылка  http://www.gramota.ru/slovari/ 

В строку "Проверка слова" вводите слова и нажмите кнопку «проверить».

Можно воспользоваться школьным толковым словарём. 
Составьте
словарик. Занесите ответ в таблицу.

Словарик.

Слово

Значение

   

Роль № 5 «Иллюстраторы»

Вы выбрали роль иллюстратора для анализа произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала».   Распределите роли в вашей группе.

    Руководство для иллюстраторов: нужно подобрать иллюстрации и строки из произведения, которые пояснят фрагменты рисунков.

Чтобы найти иллюстрации известных художников к произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» выйдите по ссылке:

Отчет группы иллюстраторов: создать файл «Иллюстраторы», всю информацию скинуть в файл.

Роль № 6 «Экологи»

https://arhivurokov.ru/multiurok/7/d/e/7de5594a35eaa6df148a278bd460b0c76059c4df/konspiekt-uroka-po-tiemie-snova-v-shkolu-spotlight-5-s-illiustratsiiami_11.jpeg

Вы выбрали роль экологов для анализа произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала». Распределите роли в вашей группе.  

 Руководство для экологов: ответить на вопросы.

  1. Если сейчас совершить путешествие по местам, описанным в произведениях В. Арсеньева, то заметишь, что многое утрачено. Вопрос учащимся: Изменение каких факторов среды (абиотических, биотических, антропогенных) привели к таким последствиям?
  2. Какие качества таежного охотника следует (хотелось бы) перенять, чтобы сохранить природу родного края?

Воспользовавшись предложенными вам электронными ресурсами, ответьте на вопрос:

Занесите ответы в отчет вашей группы

Отчет группы экологов:

состав вашей группы

Сколько времени понадобилось для выполнения данного задания квеста?

Вопрос 1

Вопрос 2

Что узнали нового, выполняя

 это задание

                       Роль № 7 «Клипмейкеры»

http://www.shkola-48.ru/data/objects/249/images/rezhisser3.jpg

Вы выбрали роль клипмейкеров для анализа произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала». Распределите роли в вашей группе.  

Руководство для клипмейкеров:

  Клипмейкеры, ваша задача - изучить композицию повести, просмотреть фильм и создать свой клип (видеоролик) по повести.

- Просмотрите фильма ссылка для просмотра фильма

- Выберите основные эпизоды из произведения для видеоролика

- Сформулируйте тему ролика (клипа) с учётом проблем, поставленных в произведении.

http://www.klipfilm.ru/articles/klipmake_trade.html   профессия клипмейкер

http://ru.wikipedia.org/wiki/Windows_Movie_Maker  -  программа для создания видео

                     

                        Роль № 8 «Режиссёры»

http://laoblogger.com/images/co-producer-clipart-9.jpg

Вы выбрали роль режиссёров для анализа произведения В.К. Арсеньева «Дерсу Узала». Распределите роли в вашей группе.  

Руководство для режиссёров:  режиссёры, вам предстоит сопоставить фильм с текстом повести.

- Посмотрите фрагменты фильма (Главная страница) по произведению и сопоставьте сюжет и композицию произведения с режиссёрским замыслом. Понравилась ли вам экранизация?
- Какая сцена в повести - кульминация? Почему? 

- Какую роль играет в романе пейзаж?

http://www.bukinistu.ru/kompozitsiya.html   литературный глоссарий, композиция

http://didaktor.ru/shablony-xronologii-ot-microsoft-uchitelyu-na-zametku/  - шаблон презентации

https://rama909.livejournal.com/3984116.html (иллюстрации к книге В.К. Арсеньева «Дерсу Узала»)

https://yandex.ru/video/search?filmId=13282595925324988787&text=%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%83%20%D1%83%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0&noreask=1&path=wizard&reqid=1521872066284533-883192800159693331435507-man1-4461-V (фильм «Дерсу Узала», 1975 год)

https://yandex.ru/video/search?source=oo&entref=0oCgpydXcyMjI0NzE1Eg5ydXc4NjM1Mi1hc3NvYxgCB5u9tQ&filmId=5886227495221381279&text=%D0%B4%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%83%20%D1%83%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0%20%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%201961&reqid=1521872204993837-1351082654809997465235183-man1-3600-V (фильм «Дерсу Узала», 1961 год)

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D1%80%D1%81%D1%83_%D0%A3%D0%B7%D0%B0%D0%BB%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC,_1975)(экранизация фильма «Дерсу Узала»)

https://www.vokrug.tv/product/show/dersu_uzala/  (история фильма «Дерсу Узала»)

1-й урок. Выполняют задания страниц по ссылкам.

 

 

 

2-й урок. Выполняют задания страниц по ссылкам.

Домашнее задание.

Знакомство с выполнение Д/З на страницах сайта веб-квеста:

«Задание» http://veb-kvesty.webnode.ru/zadanie/

«Заключение»

http://veb-kvesty.webnode.ru/protsess/zaklyuchenie/

Заполните рефлексию

https://sites.google.com/site/webkvestvgostikzatejnik11am/zaklucenie 

Знакомятся с инструкцией выполнения Д/З.

Итог работы над веб-квестом

Подготовьтесь к защите свой работы, которая

будет проходить на уроке литературы.

Чтобы узнать критерии оценки выйдите по этой ссылке:

https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnxrdmVzdHVyb2t8Z3g6NGViZjdjOWI4NWVmNDE 

Работают над презентацией, видеороликом, буклетом (по выбору) и сдают учителю.

СПАСИБО ЗА ВЫПОЛНЕНИЕ   ВЕБ-КВЕСТА!

   

Используемые источники:

  1. Веб-квест по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» https://web-kwest-godunov.blogspot.ru/ 
  2. Веб-квест по повести Р. Фраермана, «Дикая собака Динго или повесть о первой любви».
  3. Интегрированный урок литературы и экологии "Природа Дальнего Востока глазами В.К. Ареньева - путешественника, учёного, писателя" https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/02/01/integrirovannyy-urok-literatury-i-ekologii-priroda-dalnego 
  4. https://multiurok.ru/files/proiekt-po-ghieoghrafii-po-sliedam-vladimira-arsie.html (маршрут Дерсу Узала)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка по теме «Давай познакомимся» в 4 классе с использованием Интернет – ресурсов

Данный урок является уроком-обобщением по теме «Давай познакомимся» с использованием дополнительных Интернет-ресурсов. Урок ориентирован на формирование у учащихся навыков аудирования с извлечением об...

Родительское собрание " Давайте познакомимся!"

Во время первого  родительского собрания проводится знакоство родителей и классного руководителя.  Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать эмоциональный настрой на совмест...

Презентация к уроку по дальневосточной литературе "Дерсу Узала"

Данная презентация приводится в помощь учителю для подготовки к первому, вводному уроку по произведению "Дерсу Узала". В ней имеются фотографии актеров, сыгравших главных персонажей в оскароносном фил...

«ПЕРВЫЕ ЗЕМЛЕПРОХОДЦЫ ПРИМОРЬЯ: 95 ЛЕТ СО ДНЯ ИЗДАНИЯ КНИГИ АРСЕНЬЕВА В.К. «ДЕРСУ УЗАЛА», 110 ЛЕТ ЭКСПЕДИЦИИ АРСЕНЬЕВА В.К. НА СИХОТЭ-АЛИНЬ»

Выдающийся путешественник, учёный, писатель Владимир Клавдиевич Арсеньев (1872-1930) занимает достойное место в истории изучения Дальнего Востока России. Его имя стоит в одном ряду с именами лучших ру...

Урок в 6 классе " Дерсу Узала - удивительный человек"

Урок-открытие в 6 классе " Дерсу Узала - удивительный человек"...