Урок в 6 классе " Дерсу Узала - удивительный человек"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Монгуш Делгермаа Конгаровна

Урок-открытие в 6 классе " Дерсу Узала - удивительный человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-otkrytie.docx18.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок -  открытие  «Удивительный  человек» внеклассное чтение

по  рассказу  В.К. Арсеньева «Дерсу  Узала» в 5 б кл.

учитель: Монгуш Делгермаа Конгаровна.

МБОУ  СОШ  №2 с. Кызыл-Мажалык

Цели:

 1. Помочь учащимся усвоить содержание рассказа  путем выборочного чтения, закрепить умения характеризовать литературного героя.

2. Воспитывать  любовь  к  родному  краю,  к  ее  природе, милосердие, гордость за  своего соотечественника.

3. Развивать  умения  и навыки   анализа художественного  произведения, мышления и  речи  учащихся.

4. Напомнить год создания фильма (1975г- 2020год- юбилейный год фильма «Дерсу Узала»

                      Ход  урока:  1. Оргмомент

2.Показ  слайда «Кадр  из кинофильма» и беседа  с учащимися.

- Вы узнаете  кого-нибудь  на  экране?

- Это  кадр из кинофильма  японского  кинорежиссера  Акиры  Куросава  «Дерсу  Узала», снятого  в  1975  году  и  завоевавшего   престижную   кинопремию  «Оскар»

- Как  вы  думаете,  почему   я  вам  показала  этот  кадр?

3. Запись  даты, темы  урока, объявление  целей  урока

          -Сегодня мы  будем   анализировать  отрывок  из  рассказа В.К. Арсеньева - известного  ученого-  географа,  путешественника, писателя  «Дерсу  Узала», попробуем  воссоздать  образ  охотника Дерсу,   перенять  у  него такие положительные  качества  как доброта, милосердие, чуткость  и внимательность.

Посмотрите  на  портрет Владимира  Клавдиевича  Арсеньева.  Его   жизнь и деятельность  связана с  Уссурийским  краем, тайгой. Вот  она  эта  тайга,  знаменитая своими  обитателями – уссурийскими тиграми, кабанами.

Сообщение ученицы ( сильной).

- Ребята, вы любите  природу, лес? А что значит, беречь и охранять природу?

Прием «Верные и  неверные  утверждения»

Бывая  на  природе:

-Можно  заниматься  браконьерством.

-Можно  оставить  костер  непогашенным.

- Не  оставлять   горящие  или  тлеющие угли  в  кострах

- Можно  не   убирать  за собой после  экскурсии в  лес.

-Не  оставлять  не  потушенные  окурки, горящие  спички

Можно  разорять  гнезда  птиц,  ворошить  муравейники

-Не  оставлять  за  собой  мусор,  хлам

- Беречь  лес  от  пожара  и  загрязнения.

-Можно  ломать ветки  деревьев.

-Сажать  молодые  деревца.

- Молодцы, вы  знаете,  как  себя  вести в  лесу,  представляете , как  беречь  и  охранять  природу.

-А  теперь  вернемся  к нашим  учебникам.

-Работа  с  учебником  литературы  6 класса   авторов Н.С. Русиной, С.К. Бирюковой  и  др. Стр 66.

-Вы  дома  читали  рассказ?

  -Что  вы  узнали  о  Дерсу  Узала?

Учитель  с  помощью   приема  « кластер»   составляет  опорную  схему.

- Он по  национальности  ненец

- Он  охотник.

- Он  проводник.

-Наблюдательный ( заметил, что нет  на  тропе  конских  следов; по  сторонам  она  не  очищена  от  ветвей; повороты  на  тропе  очень  крутые; переправлялись  через  речку  по  бревну;  бурелом  не  прорублен; с  деревьев  снята  кора; дерево  рубили  два  человека и т.д.)

- Он  заботливый (оставляет после  себя   в  балагане  спички, соль, рис, завернув  в  бересту; заботится  о  животных,  даже  о  муравьях)

- Он чуткий  и  внимательный ( следит  за   костром, прикрывает  палаткой)

- Прав  ли  Арсеньев, назвав  его  удивительным  человеком? Почему?

Составление  синквейна  со  словами следопыт, охотник

                        Физминутка.

Как  ходит охотник?  (показываем)

Тихо, осторожно.

Как  ходит  следопыт? (показываем)

Наклоняясь к земле, исследуя  тропу.

Оглядываясь по  сторонам ( показываем)

-Ребята, какое  открытие  для  себя  мы  сделали?

          Открыли, что  Дерсу  следопыт, что  он  хорошо  знает  тайгу,  его  обитателей, что он добрый и  отзывчивый  человек,  надо вести себя  в  лесу  как  он,  постараться перенять  у него такие положительные качества,  как  внимательность и  чуткость, милосердие, любознательность.

           Мы  узнали, что по  мотивам произведений В.К. Арсеньева  был  снят фильм. А  главную  роль – роль  Дерсу Узала – исполнил  актер  тувинского музыкально – драматического театра Максим Монгужукович Мунзук. Вот  посмотрите на снимок, где он сидит со  своей  женой – известной актрисой и  замечательной певицей Кара – Кыс Мунзук. Это  заслуженные  и  народные  артисты Республики  Тыва, РСФСР,  кавалеры   многих орденов  и медалей.

         Сегодня  мы  посвятили свой  урок  замечательному событию – 45  летию фильма. 2020 год-юбилейный год фильма «Дерсу Узала».Он был показан в 1975 году. А Максим  и  Кара – Кыс  Мунзуки внесли  огромный  вклад  в развитии тувинской национальной  культуры, в процветании нашей  родной  Тувы. Вот  какое  еще  мы  открытие  для  себя  сделали.

                  Стихотворение  «Дерсу Узала- Максим Мунзук» (самосочинение).

                  Автор: Делгемаа Конгаровна Монгуш.

                         (ученики читают выразительно)

Эзим, арга Тыва чурттун толу болгаш,

Эрес,сергек Максим Мунзук чиик чаагай.

«Дерсу Узала» маадырны монгежидип,

Тергиин чараш, эн кол рольду куусеткен.

Аннап, меннээр тайга чернин ээзинин

Амыдырал –чуртталгазын оттур ойнаан.

Ава торээн кара чажы агарган бол,

Адак-бышкаа чиик- сергек кууседип каан.

Арат чонга эргим ынак артизивис,

Ам бо хунде аравыста чок-даа болза,

Алдар-ады делегейде монгежирээн,

«Арат кижи толу мен»-деп бадыткап каан.

«Дерсу Узала» чырык черге унгенден бээр

Дортен беш чыл юбилейлиг чылы келген.

Балаттынмас тоогуну арттырып каан,

Максим Мунзук база катап экранда.

Февраль 2020г

          А  вы  знаете, что  в  Кызыле  еще  в  январе 2004   года открыт  общественный  благотворительный  фонд «Дерсу  Узала» имени Максима  Мунзука,  в  числе  его  учредителей его дочери Светлана и Галина  Мунзуки, обе  заслуженные одна работник  культуры, другая артистка Республики  Тыва. Фонд  оказывает  помощь  ветеранам,  инвалидам  культуры, их детям,  проводит различные  мероприятия с  участием  детей. Учащиеся школ республики Тыва тоже участвуют в конкурсах сочинений и награждаются.

            Вот  еще  какое открытие  мы  сделали.

Ребята, как  можно  назвать  наш  урок -…?(открытие)

Домашнее  задание:

1.     Напишите  письмо в  фонд  «Дерсу  Узала»,  о  том,  что  вы  узнали  на  уроке.

2.     Напишите  сочинение «Что  я  узнал  о  Дерсу  Узала»

3.     Индивидуальные задания: ответить  на  вопросы карточки.

Вывод: Какие  открытия  мы  сделали?

Чему  мы  научились  у  Дерсу?

Подведение  итогов урока. Комментирование  оценок.

 

Использованная  литература:

Н.С Русина,     Бирюкова и др.  Учебник литературы 6кл.

Газета «Тувинская правда» N15  за 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок 11 класс по теме "Влияние человека на эволюцию биосферы"

Обобщить знания о глобальных экологических проблемах ипутях их решения....

Презентация к уроку по дальневосточной литературе "Дерсу Узала"

Данная презентация приводится в помощь учителю для подготовки к первому, вводному уроку по произведению "Дерсу Узала". В ней имеются фотографии актеров, сыгравших главных персонажей в оскароносном фил...

Урок 10 класс Бионика, или Удивительный мир живой природы

Человечество пытается присмотреться к методам природы, чтобы потом разумно использовать их в технике. Природа может помочь нам найти правильное техническое решение довольно сложных вопросов. Природа п...

Обществознание. Урок. 9 класс. Права и свободы человека и гражданина.

Урок-практикум с применением групповой работы....

Литературный веб-квест по произведению В.К. Арсеньева «Дерсу Узала» «Давайте познакомимся, В.К. Арсеньев и Дерсу Узала».

Литературный веб-квест по произведению В.К. Арсеньев "Дерсу Узала" "Давайте познакомимся, В.К. Арсеньев и Дерсу Узала"   можно провести в 6-ом классе на уроках внеклассного чт...

Конспект урока 9 класс.Селекция-эволюция,направляемая человеком.

.Урок формирует у учащихся знания о селекции животных и растений....

Урок 6 класс география "Атмосфера и человек".

Откытый урок в 6 классе "Атмосфера и человек"....