Тематическое планирование по литературе. 6 класс. ФГОС. (В.Я. Коровина и др.).
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Акмарова Марина Леонидовна

Тематическое планирование по литературе для 6 класса составлено в соответствии с:

Нормативными правовыми документами федерального уровня:

• Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);

• Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);

• Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2016 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897». Нормативными правовыми документами локального уровня:

• Уставом МБОУ Девятовская ООШ;

• Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;

• Примерной программой основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013). Тематическое планирование ориентировано на учебник: Литература. 6 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Пояснительная записка.

Нормативно-правовые документы

Тематическое планирование по литературе для 6 класса составлено в соответствии с:

Нормативными правовыми документами федерального уровня:

  • Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (п. 18.2.2);
  • Приказом Министерства образования и науки РФ № 1577 от 31.12.2016 г. «О внесении изменений в ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897».

Нормативными правовыми документами локального уровня:

•        Уставом МБОУ  Девятовская ООШ;

•        Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Девятовская ООШ;

  • Примерной программой основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013).

Тематическое планирование ориентировано на учебник: Литература. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций.  В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд.  – М.: Просвещение, 2015.

На изучение предмета отводится 3 часа в неделю, итого 102 часа за учебный год.

2. Планируемые результаты изучения учебного предмета.

1.2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России,  чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.  

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России. готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

 4. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения.

 5. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

6. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

7. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления.   (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы).

1.2.4. Метапредметные результаты освоения ООП.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,        коммуникативные).

Межпредметные понятия.

Условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтезявляется овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первомуровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД:

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Обучающийся сможет:

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Обучающийся сможет:

  •  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.

Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.

Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • выделять явление из общего ряда других явлений;
  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
  1.  Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
  •  переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
  1. Смысловое чтение.

 Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
  • резюмировать главную идею текста;
  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
  • критически оценивать содержание и форму текста.
  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
  • определять свое отношение к природной среде;
  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
  •  распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
  1. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.

Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
  •  соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД:

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

 Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;
  • играть определенную роль в совместной деятельности;
  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
  1.  Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
  •  использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
  1.  Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).

 Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
  •  использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм.

Предметные УУД:

Ученик научится:

  • видеть черты русского национального характера в героях русских былин;
  • учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  • выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать былины, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для былин художественные приёмы;
  • осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ;
  • воспринимать художественный текст как произведение искусства, послание автора читателю, современнику и потомку;
  • определять для себя актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя своё отношение к прочитанному;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • рассказывать о самостоятельно прочитанной былине, обосновывая свой выбор;
  • сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;
  • сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
  • выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  • устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  • сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их;
  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей  XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

•  умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

•  понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.

3. Содержание учебного предмета.

Введение – 1 час

Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО – 4 часа (3+1 (р/р))

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.

Контрольная работа (далее — К.Р.). Контрольная работа № 1 по теме «Устное народное творчество».

Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 2 часа

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Устные и письменные ответы на вопросы.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА – 4 часа (3+1 (к/р))

Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий). Р .Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

К. Р. Контрольная работа № 2 по теме «Басня».

P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА – 39 часов (27+8 (р/р)+3 (к/р)+1 (п))

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 3 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное  чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи».  Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 5 по стихотворениям М.Ю. Лермонтова.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений). P.P. Выразительное чтение фрагментов. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.

Федор Иванович Тютчев. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте. Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Р. Р. Устный и письменный анализ текста.

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

К.Р. Контрольная работа № 6 по произведениям поэтов.

P .P . Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

КР № 7 по произведениям Н. А. Некрасова и Н. С. Лескова.

Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ – 3 часа (2+1 (в/ч))

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).

P.P. Составление викторины на знание текстов рассказов.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века – 4 часа (2+1(р/р)+1 (к/р))

Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»;  А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.

Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).

КР № 8 по стихотворениям русских поэтов XIX века

РР Составление план письменного высказывания. Устный и письменный анализы стихотворений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА – 8 часов ((7+1 (в/ч))

Александр Иванович Куприн. «Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).

Р.Р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.

Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).P.P. Выразительное чтение рассказа. Устное рецензирование выразительного чтения. Устная и письменная характеристика героев.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).

Р.Р. Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ эпизода.

Произведения о Великой Отечественной войне – 8 часов (7+1 (р/р))

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые». Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).

P .P . Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь  с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).

К. р. контрольная работа № 9 по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

P.P. Участие в коллективном диалоге. Составление плана характеристики героев. Устный и письменный анализ эпизода.

Родная природа в русской поэзии XX века – 2 часа

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,

выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия) 

К.Р. Контрольная работа N° 10 по стихотворениям о природе поэтов XX в.

P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.

Писатели улыбаются – 4 часа

Василий Макарович Шукшин. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.. Р.р. Устная и письменная характеристика героев. Участие в коллективном диалоге.

Из литературы народов России – 2 часа

Габдулла Тукай. Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье,  традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.

Кайсын Кулиев. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.

Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ – 14 часов (11+1 (к/р)+2 (в/ч))

Мифы Древней Греции. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).

Геродот.  «Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки. 

Гомер. Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Мигель  де Сервантес Сааведра. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).

Фридрих Шиллер. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь –герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).

Проспер Мериме. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Антуан де Сент-Экзюпери. Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Меленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).

Подведение итогов за год – 7 часов (5+2 (икр)+2 (п))

Повторение за курс литературы 6 класса. Реализация заданий рубрики «Проект».

Итоговая контрольная работа. Задания для летнего чтения.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на изучение каждой темы.

№  урока

Название раздела

Тема урока

Количество часов

Четверть I (25 часа).     

1.

ВВЕДЕНИЕ – 1 час

Писатели – создатели, хранители и любители книг.

1

2.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО –

4 часа (3+1 (р/р))

Обрядовый фольклор. Обрядовые песни.

1

3.

Художественные особенности календарно-обрядовых песен.

1

4.

Пословицы и поговорки.

1

5 р/р.

Урок-конкурс на лучшее знание малых жанров фольклора.

1

6.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА -2 часа

«Повесть временных лет».

1

7.

«Сказание о белгородском киселе».

1

8.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XVIII ВЕКА – 4 часа

(3+1 (к/р))

Русская басня. И. И. Дмитриев. «Муха».

1

9.

И.А. Крылов. «Осёл и Соловей».

1

10.

И.А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик».

1

11 к/р.

Контрольная работа № 1 по теме «Басни».

1

12.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 14 часов

(9+4 (р/р)+1 (к/р))

А.С. Пушкин. Лицейские годы. Послание «И.И. Пущину».

1

13.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Узник».

1

14.

Стихотворение «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

1

15.

История создания романа А. С. Пушкина «Дубровский» (гл. I).

1

16.

Дубровский-старший и Троекуров. Суд и его последствия (гл. II-III).

1

17 р/р.

Владимир Дубровский против беззакония и несправедливости (гл. IV-V).

1

18 р/р.

Что заставило Дубровского стать разбойником? (гл. VI-VII).

1

19.

Учитель (гл. VIII-X).

1

20.

Два мальчика (гл. XVII).

1

21 р/р.

Маша Троекурова и Владимир Дубровский (гл. XI-XVI).

1

22.

Развязка романа (гл. XVIII-XIX).

1

23 к/р.

Контрольная работа № 2 по повести

«Дубровский».

1

24 р/р.

Подготовка к сочинению.

1

25.

А.С. Пушкин «Повести Белкина».

1

Всего:

25

Четверть  II (23 часа).

26.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 23 часа

(17+3 (р/р)+

2 (к/р)+1 (п))

А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка».

1

27.

М.Ю. Лермонтов. Личность поэта. «Тучи».

1

28.

М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы».

1

29.

М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Утёс».

1

30 к/р.

Контрольная работа № 3 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова.

1

31.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг».

1

32.

Герои рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг».

1

33.

Рассказы героев. «Бежин луг».

1

34.

Природа и её роль в рассказах Тургенева.

1

35

проект

Проект «Составление электронного альбома «Словесные и живописные портреты  русских крестьян» (по «Запискам охотника»).

1

36.

Переходные состояния природы в стихотворениях Ф. И. Тютчева.

1

37 р/р.

Человек и природа в стихотворениях Тютчева.

1

38.

Жизнеутверждающее начало в

стихотворениях А.А. Фета.

1

39 р/р.

Сопоставление пейзажной лирики Тютчева и Фета.

1

40.

А.А. Фет. «Еще майская ночь», «Учись у них – у дуба, у березы…».

1

41 к/р.

Контрольная работа № 4 по творчеству Тютчева, Фета.

1

42.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная

дорога».

1

43.

Картины подневольного труда в стихотворении.

1

44.

Композиция стихотворения «Железная дорога».

1

45 р/р.

Трёхсложные размеры стиха.

1

46.

Н.С. Лесков. Литературный портрет

писателя. Сказ «Левша».

1

47.

Характеристика персонажей сказа.

1

48.

«Ужасный секрет» тульских мастеров. Судьба левши.

1

Всего:

23

Четверть  III (32 часа).   

49.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА – 2 часа

(1+1 (р/р)

Особенности языка сказа «Левша». Проект.

1

50 р/р.

Контрольное сочинение по творчеству

Н.А.Некрасова и Н.С.Лескова.

1

51.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ

– 3 часа (2+1 (в/ч))

А.П. Чехов. Литературный портер писателя. Рассказ «Толстый и тонкий».

1

52.

Особенности юмора в рассказе «Толстый и тонкий».

1

53 в/ч.

Юмористические рассказы А.П. Чехова.

1

54-55.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XIX ВЕКА – 4 часа

(2+1 (р/р)+1 (к/р))

Стихотворения о природе Е.А. Баратынского, Я.П. Полонского, А.К. Толстого.

2

56 р/р.

Анализ стихотворений русских поэтов 19 в.

1

57 к/р.

Контрольная работа № 5 по литературе XIX века.        

1

58.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА – 8 часов

(7+1 (в/ч))

А.И.Куприн «Чудесный доктор».

1

59.

Тема служения людям в рассказе

«Чудесный доктор».

1

60.

А.С. Грин «Алые паруса». Автор и его герои.

1

61.

Победа романтической мечты над реальностью жизни.

1

62.

«Алые паруса» как символ воплощения мечты.

1

63.

А.П. Платонов. Литературный портрет

писателя. «Неизвестный цветок».

1

64.

А.П. Платонов. «Неизвестный цветок».

1

65 в/ч.

«Ни на кого не похожие» герои

А.П. Платонова.

1

66-67.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ   О  ВЕЛИКОЙ  ОТЕЧЕСТВЕННОЙ  ВОЙНЕ – 8 часов

(7+1 (р/р))

Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне.

2

68.

В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

1

69.

Нравственные проблемы рассказа.

1

70 р/р.

Творческая работа по рассказу Астафьева.

1

71.

В.Г. Распутин «Уроки французского».

1

72.

Нравственные проблемы рассказа.

1

73.

Творческая работа. Смысл названия рассказа В.Г. Распутина.

1

74.

ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ –

4 часа

В.М. Шукшин «Критики».

1

75.

Образ «странного» героя в рассказе Шукшина.

1

76.

Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг

Геракла».

1

77.

Смысл названия рассказа.

1

78.

РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ РУССКИХ ПОЭТОВ XX ВЕКА – 2 часа

Стихотворения о природе А. Блока,

С. Есенина, А. Ахматовой.

1

79.

Человек и природа в «тихой» лирике

Н.М. Рубцова.

1

80.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 1 час

Родина в стихотворениях Г. Тукая.

1

Всего:

32

Четверть IV (22 часа).     

81.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ – 1 час

Родина в стихотворениях К. Кулиева.

1

82-83.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ –

14 часов

(11+1 (к/р)+2 (в/ч))

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.

2

84.

«Легенда об Арионе».

1

85-87.

1.Гомеровский эпос.

2. Гомеровский эпос. «Илиада».

3. Гомеровский эпос. «Одиссея».

3

88

к/р.

Контрольная работа № 6 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера.

1

89-90 в/ч.

М. Сервантес Сааведра «Дон Кихот».

2

91.

Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка».

1

92-93.

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе».

2

94-95.

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

2

96-97.

ПОВТОРЕНИЕ  И  ОБОБЩЕНИЕ – 7 часов

(3+2 (икр)+2 (п))

Повторение за курс литературы 6 класса.

2

98-99

проект

Реализация заданий рубрики «Проект».

2

100-101

икр.

Итоговая контрольная работа за курс литературы 6 класса.

2

102.

 Задания для летнего чтения.

1

Всего:

22

ВСЕГО:

102

5. Контрольно-измерительные материалы и критерии оценивания

Контрольная работа № 1 по теме «Басни».

Вариант 1.

А 1. Басня это:

  1. Меткое народное выражение, вошедшее в нашу речь
  2. Краткий иносказательный рассказ поучительного характера (может быть в стихотворной форме)
  3. Произведение устного народного творчества, повествование, основанное на вымысле
  4. Краткий устный рассказ с остроумной концовкой.

А 2. И.И. Дмитриев написал басню:

  1. «Муха»; 3) «Осел и Соловей»
  2. «Свинья под дубом»; 4) «Листы и Корни»

А 3. Найдите мораль басни «Ларчик»:

  1. «А ларчик просто открывался»
  2. «Избави бог и нас от этаких судей»
  3. «От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили, Мы решили!»

  1. «Случается нередко нам

И труд и мудрость видеть там,

Где стоит только догадаться

За дело просто взяться»

А 4. В чем иносказательный смысл басни «Листы и корни»?

  1. Без корней дерево погибает
  2. Листы справедливо считают, что они «Краса долины всей»
  3. Корни не умеют ценить красоту
  4. Процветание государства зависит от всех социальных слоев общества.

В 1. Из какой басни эти строки? Запиши автора и название.

А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: «Откуда? Мы пахали!»

_______________________________________________

В 2. Как называется иносказательное изображение предмета или явления с целью наглядно показать его существенные черты? ____________________

С 1. В чем заключается мораль басни «Осел и Соловей»

______________________________________________________________

Контрольная работа по теме «Басни»

Вариант 2.

А 1. Мораль басни – это:

  1. краткое изречение, которое автор помещает перед текстом, чтобы помочь читателю понять основную мысль произведения.
  2. краткий поучительный вывод.
  3. художественный прием, основанный на иносказательном изображении предметов или явлений.
  4. та часть басни, в которой описываются основные события.

А 2. Назовите автора басни «Муха»:

  1. И.А Крылов
  2. Ж. де Лафонтен
  3. Эзоп
  4. И.И.Дмитриев

А 3. В басне «Ларчик» И.А. Крылов высмеивает:

  1. пустое мудрствование
  2. жадность
  3. невежество
  4. самолюбование

А 4. В какой басне говорится о том, что об искусстве часто берутся судить невежды?

  1. «Листы и Корни» 3) «Осел и Соловей»
  2. «Ларчик» 4) «Ворона и Лисица»

В 1. Из какой басни эти строки? Запиши автора и название.

От басни завсегда

Нечаянно дойдешь до были.

Случалось ли подчас вам слышать, господа:

«Мы сбили, Мы решили!»

В 2. Какой художественный прием лежит в основе басни?

С 1. В чем заключается мораль басни «Листы и Корни»?

Контрольная работа № 2 по повести «Дубровский».

Задания с выбором ответа

(за каждый правильный ответ 1 балл)

  1. Замысел произведения возникает у автора на основе:

А Услышанного рассказа от своего приятеля П.В. Нащокина о разоренном дворянине

Б Вымысла автора

В Заимствования сюжета из французской литературы

Г Истории, рассказанной лицейским другом И. Пущиным

  1. Название произведения «Дубровский» дано:

А Самим автором при его создании

Б Литературным критиком В.Г. Белинским

В Издателями при первой публикации

Г Приятелем Нащокиным, который подсказал автору и сюжет

  1. В произведении автор затрагивает темы:

А Бесправного положения крепостных крестьян

Б Произвол и безнаказанность помещиков

В Продажность чиновников

Г Восстание крестьян под предводительством Пугачева

  1. Представителями «барства дикого, без чувства, без закона» являются:

А Дубровский А.Г.

Б Троекуров К.П.

В Дубровский В.А.

Г Князь Верейский

  1. Выберите эпизоды, подчеркивающие жестокость, отсутствие человеческих ценностей у помещиков-самодуров:

А Забава с медведем

Б Пожар в Кистеневке

В На псарне Троекурова

Г В беседке у ручья

  1. Владимир Дубровский отказался отомстить Троекурову, потому что:

А Простил Троекурову нанесенную обиду

Б Испугался, что будет облечен и наказан

В Глубоко и искренне полюбил Машу Троекурову

Г Еще не до конца продумал план мести

Задания с кратким ответом

  1. По какой причине Владимиру Дубровскому пришлось покинуть родовое гнездо и стать разбойником?
  2. Почему крестьяне подчинились и пошли за Дубровским-разбойником?
  3. Кто из литературных героев так отзывается о К.П. Троекурове:

«Во владение Кирилу Петровичу! Господь упаси и избави - у него часом и своим плохо  приходится, а достанутся чужие, так он с них не только  шкуру, но и мясо-то отдерет». 

  1. Определите, кому из героев принадлежат данные характеристики-описания:

А «Толстый мужчина лет пятидесяти с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком, ввалился в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиниться..»

«…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

Б «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти; играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости…».

В «…выказывал все пороки человека необразованного. Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума…»

Г «...было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровие и положили на нём свою неизгладимую печать…»

Д «Всегдашние занятия … состояли в разъездах около пространных его владений, в продолжительных пирах, и в проказах, ежедневно при том изобретаемых и жертвою коих бывал обыкновенно какой-нибудь новый знакомец…»

Е «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке…»

  1. Что стало с Дубровским после несостоявшегося освобождения Маши Троекуровой? (концовка произведения).

Задание с развернутым ответом

(дайте развернутый ответ на один из поставленных вопросов)

  1. По какой причине Маша Троекурова отказывается от предложения Дубровского быть свободной после венчания с князем Верейским?

  1. Почему Владимира Дубровского можно назвать «благородным разбойником»?

3. Напишите свое продолжение романа. Начните с предложения «Прошло несколько лет…».Начало формы

Контрольная работа № 3 по стихотворениям М.Ю.Лермонтова.

  1. Даты жизни М.Ю. Лермонтова:
  1. 1812-1852
  2. 1814-1841
  3. 1914-1941
  4. 1912-1952
  1. Что общего в тематике стихотворений М. Ю. Лермонтова «Тучи», «Листок», «На севере диком», «Утес», «Парус»?

а) гражданская тематика

б) вольнолюбие

в) пейзаж

г) тема одиночества

  1. Каким внутренним смыслом наполнены символические образы моря, утеса, паруса, листка?

а) одиночества, изгнанничества

б) бунтарства, стихийного порыва

в) непонятости, страдания, тоски

г) избранности

4. В начале стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи» поэт сопоставляет себя с тучками небесными, а последней строфе отвергает это сравнение. Как это объясните?

а) тучи свободны от всего: и страстей, и страданий

б) тучи никто не гонит, у них «нет Родины»

в) «тучки» легковесны, ни к чему не привязаны

5. Определите стихотворный размер, которым написано стихотворение «Тучи».

а) ямб

б) хорей

в) дактиль

г) амфибрахий

6. Чем обусловлено чувство одиночества в стихотворении «Утес»?

а) свободолюбивым порывом

б) неразделенностью любви

в) непрочностью человеческих отношений

г) бунтарством, мятежным неприятием мира

7. В чем вы видите основную проблематику стихотворения «Три пальмы»?

а) потребительское отношение человека к природе

б) трагическое столкновение красоты с законами бытия

в) роковой смысл ропота пальм на Бога

8. Определите жанр стихотворения «Три пальмы».

а) баллада

б) поэма

в) сонет

г) элегия

9. Какова основная тема стихотворения М.Ю. Лермонтова «На севере диком...»?

а) разлука двух влюбленных

б) трагическая непреодолимость одиночества

в) неразделенная любовь

10. Какой принцип положен в сюжет стихотворения «Листок»

а) сопоставления мира чинары и листка

б) антитезы двух миров

в) стремления к единению

Контрольная работа № 4 по творчеству Тютчева, Фета.

 

Вариант I

А 1. Укажите стихотворение Ф.И. Тютчева

1) «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

2) «Учись у них - у дуба, у берёзы»

3) «Неохотно и несмело

4) «Ещё майская ночь»

А 2. О чувствах лирического героя, который оказался один в лесу, рассказывает стихотворение:

1) «Ещё майская ночь» 2) «С поляны коршун поднялся»

3) «Листья» 4) «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А 3. Какой художественный приём использован в строках?

Всё злей метели и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы…

1) метафора 3) антитеза

2) олицетворение 4) сравнение

А 4. В стихотворении «С поляны коршун поднялся» поэт говорит о:

1) быстротечности человеческой жизни 2)гармонии в природе

3) недосягаемости для человека желаемого идеала 4) беззащитности человека перед природой

В 1. Из какого стихотворения эти строки? Запишите автора и название:

Какая ночь! Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

В 2. Определите стихотворный размер:

С поляны коршун поднялся,

Высоко к небу он взвился…

С 1. Какова основная мысль стихотворения «Учись у них – у дуба, у берёзы…» (напишите связный ответ 3-4 предложения).

Контрольная работа по творчеству Ф.И. Тютчева, А. А. Фета

Вариант II

А 1. Укажите стихотворение А.А. Фета:

1) «Листья» 2) «С поляны коршун поднялся»

3) «Ещё майская ночь» 4) «Неохотно и несмело…»

А 2. О грозе рассказывается в стихотворении:

1) «Неохотно и несмело…»

2) «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

3) «Учись у них – у дуба, у берёзы»

4) «Листья»

А 3. Какой художественный приём использован в строках?

Ель рукавом мне тропинку завесила….

1) эпитет 2) метафора

3) сравнение 4) олицетворение

А 4. В стихотворении «Учись у них – у дуба, у берёзы», поэт призывает учиться у природы:

1) мужеству и стойкости 2) гармонии

3) умению жить недолго, но ярко 4) стремлению к свободе

В 1. Из какого стихотворения эти строки? Запишите автора и название:

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим….

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

В 2. Определите стихотворный размер:

Какая ночь! На всем такая нега!

Благодарю, родной полночный край!

С 1. Какова основная мысль стихотворения «С поляны коршун поднялся…»? (напишите связный ответ 3-4 предложения).

Ключи к тесту:

Вариант I:

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

В 2

Ответ

3

4

2

3

А. А. Фет «Ещё майская ночь»

ямб

Вариант II:

А 1

А 2

А 3

А 4

В 1

В 2

Ответ

3

1

4

1

Ф.И. Тютчев «Листья»

ямб

Контрольная работа № 5 по литературе XIX века.

Вариант 1.

А1. Кому посвящены эти строки А.С.Пушкина?

Мой первый друг, мой друг бесценный!

  1. В.А.Жуковскому.
  2. В.К.Кюхельбекеру.
  3. И.И.Пущину.
  4. А.А.Дельвигу.

А2. Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс» посвящено теме:

  1. Тоски и одиночества
  2. Свободы
  3. Поэта и поэзии
  4. Любви.

А3. Сборник, куда вошёл рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг», называется:

  1. «Записки путешественника»
  2. «Записки охотника»
  3. «Записки писателя»
  4. «Воспоминания».

А4. В рассказе «Толстый и тонкий» А.П.Чехов высмеивает:

  1. Человеческую глупость
  2. Неспособность постоять за себя
  3. Необразованность, неумение грамотно говорить
  4. Чинопочитание, приспособленничество

В1. Какие художественные приёмы использованы в строках?

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали…

____________________________________________________________________________

В2. Определите стихотворный размер.

Славная осень! Здоровый, ядрёный

Воздух усталые силы бодрит…

_____________________________________________________________________________

С1. Что стало причиной трагедии, произошедшей с Андреем Гавриловичем Дубровским?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант 2.

А1. Какое стихотворение А.С.Пушкина посвящено теме свободы?

  1. «Узник»
  2. «Зимнее утро»
  3. «Зимний вечер»
  4. «И.И.Пущину»

А2. Стихотворение «Три пальмы» М.Ю.Лермонтова заставляет читателя:

  1. Заинтересоваться путешествиями
  2. Задуматься о добре и зле
  3. Сожалеть о неразумных поступках людей
  4. Любоваться природой

А3. Какой основной художественный приём лежит в основе рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий»?

  1. Метафора
  2. Антитеза
  3. Олицетворение
  4. Аллегория

А4. Как автор рассказа «Бежин луг» относится к своим героям – крестьянским мальчикам?

  1. Чувствует свое превосходство над ними
  2. Абсолютно не понимает их
  3. Подсмеивается над их необразованностью, наивностью
  4. С симпатией и сочувствием.

В1. Какие художественные приёмы использованы в строках?

Бледный месяц невидимкой

В тесном сонме сизых туч

Без приюта в небе ходит…

_____________________________________________________________________________

В2. Определите стихотворный размер.

Братья! Вы наши плоды пожинаете!

Нам же в земле истлевать суждено…

_____________________________________________________________________________

С1. Почему Маша Троекурова не стала женой Владимира Дубровского?

_____________________________________________________________________________

Ответы:

Вариант 1:

А1 – 3

А2 – 1

А3 – 2

А4 – 4

В1 – олицетворение, эпитеты.

В2 – дактиль.

Вариант 2.

А1 – 1

А2 – 3

А3 – 4

А4 – 2

В1 – олицетворение, эпитеты.

В2 – дактиль.

Контрольная работа № 6 по древнегреческим мифам и поэмам Гомера.

1. О ком мифы большинства народов?

А) о людях и их жизни

Б) о примудростях и жизненном опыте людей

В) о богах

2. Чем Мифы Древней Греции отличаются от всех остальных?

А) размером повествования

Б) у них есть автор

В) повествуют не о богах, а о героях

3. Жанр «Иллиады» Гомера?

А) рассказ

Б) повесть

В) эпическая поэма

4. Главный герой поэмы Гомера «Одиссея»?

А) Одиссей, царь Итаки

Б) нимфа Калипсо

В) боги Олимпа

5. Где происходит действие в поэме «Одиссея»?

А) действие постоянно изменяется

Б) Франция

В) остров Крит

6. Где происходит действие в поэме «Иллиада»?

А) город Троя

Б) Северная Африка

В) остров Сицилия

7. Какой грех искупал Геракл своими подвигами?

А) кражу

Б) убийство жены и детей

В) вранье и предательство

8. Сколько подвигов совершил Геракл?

А) 10

Б)12

В) 3

9. За что Геракл убил Авгия?

А) за то, что тот не убирал свои конюшни 30 лет

Б) за то, что тот не отдал ему проигранный в споре скот

В) за то, что тот похитил прекрасную Елену

10.Почему Эврисфей отправил Геракла в сад Гесперид

А) хотел от него избавится

Б) боялся силы Геракла и хотел омолодится с помощью яблок Гесперид, чтобы ему противостоять

В) хотел попробовать известный фрукт

Итоговая контрольная работа за курс литературы 6 класса.

Итоговая контрольная работа

по русскому языку

Выполнил ученик(ца) 6__класса

ФИ_______________________________________

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Вариант этого ответа укажите в бланке ответов № 1 под соответствующим номером задания. Задания16,  17, 18, 19,   не содержит ответов. Выполняйте его самостоятельно на отдельном листе.

Задание 20 – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объёмом не менее 5-6 предложений.

 

Вариант 1.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является словосочетанием.

А) Чёрное и белое;                     Б) думать постоянно;

В) мастер рассказывает;           Г) через лес.

 

2. В каком ряду  слова не являются синонимами?

 

А) Крепкий, богатырский, глубокий, непробудный;

Б) известный, популярный, знаменитый, прославленный;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) осмелеть, храбро, мужество, бесстрашный

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

 

А) Переделать;            Б) водолазный;

В) неприятный;           Г)  настольный.

 

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_казать, пр_школьный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нтерсный, подп_рать;

В) пр_украсить, без_сходный, соб_ру;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рать.

 

5. В каком слове пропущена буква е?

 

А) Гореть в пламен_;             Б) стоять в коридор_;

В) ждать на станци_;              Г) забывать о времен_.

 

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Врач Ахметова прописала больному лекарство.

Б) Наш Марат такой сластёна!

В) На сцене стоял большой черный рояль.

Г) Наша директор выступила на совещании с докладом.

 

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

 

А) Кирпичик;              Б) замочик;

В) извозчик;                Г) смазчик.

 

8. В каком слове пропущена буква о?

 

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;

В) ж_лтый;                     Г) ш_пот.

 

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

 

А)  Холодный (ветер) – качественное прилагательное;

Б)  классный (журнал) – относительное прилагательное;

В) лисья (нора)  -  притяжательное;

Г)  железная (дверь) – качественное прилагательное.

 

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

 

А) Эта школа вовсе (не)новая.

Б) Новая книга оказалась (не)интересной.

В)  Я допустил (не)значительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

  

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) Дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Б) лу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) голуби__ый, кожа__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

 

А) Француз__ий;

Б) немец__ий;

В) киргиз__ий;

Г) матрос__ий.

13. Какое прилагательное пишется слитно?

 

А) (Юго)восточный (район);

Б) (светло) зелёная (листва);

В) (сельско)хозяйственная (академия);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

 

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

 

А) Сем_надцать;                     Б) восем_сот;

В) спряч_те;                           Г) отреж_те

 

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

 

А) Думал обо мне – личное местоимение;

Б) через несколько минут – неопределённое местоимение;

В) взял его книгу – притяжательное местоимение;

Г) каждый из нас мечтал – относительное местоимение.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

Б

В

Г

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

 

Ненецкие меховые куклы – замечательные образцы прикладного искусства северных народов. На палочку, служащую телом куклы, надевают нарядную, сшитую из разных кусочков меха шубку-паницу. Часто головку куклы заменял утиный клюв. Этот обычай связан с древними поверьями ненцев.

Считалось, что изображение уточек приносит счастье, охраняет от бед и ненастий. Такие куклы были предметом гордости детей, и часто они делали их сами.

Шитьё из меха требует большого умения и мастерства. С детских лет девочек приучают к нему. Мастерица как бы играет кусочками меха, создавая из них мозаику. Сочетание тёмных и светлых полос меха образует простой и выразительный узор.

16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых звуков больше, чем букв.

17. Подберите синонимы к слову древними.

18. Из третьего предложения выпишите глагол заменял. Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  третьего абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие ремёсла и промыслы есть в нашей стране.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итоговая контрольная работа

по русскому языку

Выполнил ученик(ца) 6__класса ГБОУ школы №477 Пушкинского района Санкт-Петербурга

ФИ_____________________________________

Перед вами контрольная работа по русскому языку. Она состоит из тестовых заданий. Каждое тестовое задание содержит вопрос, на который даны 4 варианта ответа. Только один из четырёх ответов является правильным. Внимательно читайте вопрос и выбирайте правильный ответ на него. Вариант этого ответа укажите в бланке ответов № 1 под соответствующим номером задания. Задания16,  17, 18, 19,   не содержит ответов. Выполняйте его самостоятельно на отдельном листе.

Задание 20 – это творческая работа. Сначала вам нужно ответить на вопросы, поставленные в задании, а затем написать сочинение объёмом не менее 5-6 предложений.

Вариант 2.

1. Определите, в каком предложении выделенное сочетание слов является

словосочетанием.

А) Большое и красивое;                     Б) ходит  регулярно;

В) автор  высказывает;                       Г) перед школой.

 

2. В каком ряду  слова не являются синонимами?

 

А) Крепко, богатырский, сильный, неодолимый;

Б) известность, популярность, знаменитость, признание;

В) большой, громадный, немалый, великий, огромный;

Г) смело, храбро, мужественно, бесстрашно.

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?

А) Переделка;             Б) непролазный;

В) ненарядный;          Г)  подоконник.

 

4. В какой строке во всех словах пропущена буква и?

А) Пр_ехать, пр_клонный, сверх_нтересный;

Б) пр_город, без_нициативный, подп_реть;

В) пр_украсить, меж_нститутский, заб_рать;

Г) пр_терпевать, сверх_звестный, отд_рут.

 

5. В каком слове пропущена буква и?

 

А) Гореть синим пламен_м;            Б) стоять на перрон_ ;

В) встречать на пристан_;               Г) вспоминать о родин_.

 

6. В каком предложении допущена грамматическая ошибка?

А) Завуч Айдарова пригласила ученика  Иванова в кабинет.

Б) Наш Марсель такой книгоноша!

В) в клетке находился большой шимпанзе.

Г) Молодая терапевт  выступила на совещании с докладом.

 

7. В каком существительном допущена ошибка в написании суффикса?

 

А) Буфетчик;            Б) возчик;            В) подписчик;                Г) работничик.

 

8. В каком слове пропущена буква ё?

 

А)  Галч_нок;                 Б) ч_рствый;             В) ж_нглёр;           Г) ш_рты.

 

9. У какого прилагательного неверно определён разряд?

 

А)  Сухой (воздух) – качественное прилагательное;

Б)  школьная (форма) – относительное прилагательное;

В) заячья (нора)  -  притяжательное;

Г)  деревянная (доска) – качественное прилагательное.

 

10. В каком предложении не с выделенным словом пишется раздельно?

 

А) Эта книга  (не)интересная.

Б) Новая папка оказалась (не)нашей.

В)  Я допустил (не)простительную ошибку.

Г) Мы с Ваней (не)разлучные друзья.

 

11. В каком ряду во всех прилагательных пишется нн?

А) лебеди__ый, ряже__ый, стекля__ый;

Б) безлу__ый,  деревя__ый, стари__ый;

В) дли__ый, серебря__ый, стекля__ый;

Г) глиня__ый, оловя__ый, безветр__ый.

 

12. В каком прилагательном нужно писать суффикс к?

 

А) Рус__ий;       Б) тунгуз__ий;          В) брос__ий;           Г) матрос__ий.

 

13. Какое прилагательное пишется слитно?

А) (Северо)восточный (регион);

Б) (ярко) зелёная (трава);

В) (желено)дорожный (вокзал);

Г) (лукаво)хитрый взгляд.

 

14. В каком слове на месте пропуска ь не пишется?

А) Нареж_те;              Б) восем_сот;

В) спряч_те;                Г) восем_надцать;

 

15. У какого местоимения неверно определён разряд?

 

А) Ему не повезло – личное местоимение;

Б) через сколько-то минут – неопределённое местоимение;

В) взял её тетрадь – притяжательное местоимение;

Г) всякий из нас просил – относительное местоимение

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

А

Б

В

Г

Прочитайте текст и выполните задания 16 -20.

 

С рубкой деревьев у разных народов связано немало неожиданных суеверий. В Центральной России, например, крестьяне никогда не строили дом на месте, где прежде росли берёзы, так как их корчёвку полагали грехом. У тунгусов на Алдане снимать кору с берёзы для крыши чумов разрешалось лишь один раз в два года – она ведь при этом «плачет». Герои русской сказки «Курочка и петушок», когда им потребовалось взять немного лыка у липы, прежде посылают к корове за маслом – чтобы помазать липе «больное место».

Так веками воспитывалось в человеке чувство бережного, осторожного, любовного отношения к деревьям, к самой природе. (В Борейко)

 16. Из первого предложения выпишите все слова, в которых е обозначает два звука - [йэ].

17. Подберите синонимы к слову дом.

18.  Из третьего предложения выпишите глагол строили. Сделайте  морфологический разбор глагола.

19. Выпишите из  первого абзаца первое предложение. Разберите по членам предложения.

20. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи. Напишите, какие поверья, связанные с бережным отношением к природе, есть у вашего народа?

Оценка контрольных работ

При проведении контрольных работ по литературе (зачёт, тест и т.п.) критерии оценок следующие:

Высокий уровень. «5» - 85 – 100 % верно выполненных заданий;

Повышенный уровень. «4» - 60 – 84 % верно выполненных заданий;

Базовый уровень. «3» - 30 – 59 % верно выполненных заданий;

Пониженный уровень. «2» - менее 30 % верно выполненных заданий. 

Низкий уровень. «1» - работа не выполнена

6. Учебно-методический комплекс.

Для обучающихся:

 1. Литература. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций.  В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд.  – М.: Просвещение, 2015.

2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2009.

3.  Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс»: Электронное учебное пособие на СD-RОМ / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.

4.  Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.

5. Контрольно-измерительные материалы. Литература: 6 класс / Сост.   Н.С.Королева. М.: ВАКО, 2011.

Для учителя:

1. Литература. 6 класс. Учеб. для  общеобразоват. организаций.  В 2 ч./ В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. – 5-е изд.  – М.: Просвещение, 2015.

2. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

3. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсальные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-тематическое планирование для 2 класса(ФГОС)

Программа рассчитана на 2 часа в неделю для лицеев и гимназий, работающих по УМК И.Н. Верещагиной, К.А. Бондаренко "Английский язык 2 класс"...

Календарно-тематическое планирование Музыка 1 класс ФГОС

Календарно-тематическое планирование составлено  в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования по программе для общеобразоват...

Перспективно-тематическое планирование уроков литературы по программе В.Я.Коровиной

Планирование предназначено учителям словесникам для работы в 7 классе...

Перспективно-тематическое планирование уроков литературы по программе В.Я.Коровиной

Планирование предназначено учителям словесникам для работы в 7 классе...

Тематическое планирование по литературе 7 кл. по программе Коровиной

Тематическое планирование по литературе 7 кл. по программе  В.Я.  Коровиной рассчитана на 3 часа в неделю...

Тематическое планирование по литературе 11 кл. по программе Коровиной

Рабочая программа по литературе ( 4 чвса в неделю) предназначена для использования в 11 классе общеобразовательной школы (базовый уровень)....