«Цветы – любимым поэтам»
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

 Урок в 11 кл на тему «Цветы – любимым поэтам»

         по Серебряному веку русской поэзии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_11_kl_na_temu.docx26.7 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок в 11 кл на тему «Цветы – любимым поэтам»

         по Серебряному веку русской поэзии

                                                                                                                            2014 г

Тема: «Цветы – любимым поэтам» по Серебряному веку поэзии

Цель. Проверить знания по изученной теме «Русские поэты Серебряного века»; развивать связную речь учащихся и их творческие возможности; стимулировать работу учащихся в творческих группах при интерактивных формах обучения; вырабатывать стремление к активной познавательной деятельности посредством приобщения к изучению поэзии.

Воспитательная. Способствовать эстетическому воспитанию учащихся; побудить юношей и девушек к размышлению, сопереживанию; воспитывать чувство сопричастности каждого

с жизнью своего народа и своей Родины.

Оборудование. Портреты поэтов Серебряного века, свечи , стилизация помещения деталями эпохи, слайды, мультимедийный проектор, музыкальные записи : шедевры Л.Бетховена, В.Моцарта, П.Чайковского.

Есть имена и есть такие даты,

они нетленной сущности полны.

А.Т.Твардовский

Ход урока

1 Организационный момент

Создание благоприятной атмосферы урока

Психологический настрой:

- Вы знаете тему урока ?

- Вы знаете, что будут делать ваши товарищи?

- Какую роль вы отводите себе?

- Что вы ожидаете от урока?

Учитель: Сформулируйте, пожалуйста, в конце урока: оправдались ли ваши надежды.

П. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя. (Объявляется тема урока и ставятся задачи)

Сегодня у нас театр поэзии. Мы – актёры, у каждого своя роль, у кого-то литературоведа. у кого-то - поэта. Перед нами задача – сыграть трагедию, рассказать зрителям о сломанных судьбах поэтов Серебряного века так, чтобы закипела в сердце слеза, чтобы чужое горе мы почувствовали как своё.

Умение сопереживать – это одна из черт духовно развитого человека. От потрясений , от переживаний душа человека «взрослеет».

Мы зажигаем с вами свечу, которая может иметь много символических значений. (примерные ответы учащихся:

- возможно, она своим теплом растопит чьё-то циничное ледяное сердце;

- возможно, она является символом домашнего очага;

- возможно, ля кого-то это вечное горение любви к людям;

- это символ жизни, веры в то, что всё будет лучше;

- это символ знаний.

- А сегодня свеча – это символ пылающих сердец поэтов, которые, по словам А.С.Пушкина, призваны «глаголом жечь сердца людей».

Поэты Серебряного века творили в годы сталинского террора. О трагедии поэтов Серебряного века говорил русский пеоэт-диссидент Иван Елагин

Ш. Восприятие учащимися учебного материала

Учитель:

О своих исследованиях рассказывает первая группа.

От литературоведов.

Александр Блок стоит первым в трагическом списке поэтов Серебряного века. Его не преследовали, он не был в концлагере, но он умер, когда ему исполнилось всего 41 год. Статья последних лет «Интеллигенция и революция», «Крах гуманизма» свидетельствуют о глубоком разочаровании поэта в строительстве нового советского общества. Жизнь в голодном Петрограде, ощущение крайней усталости, восприятие действительности как спада революционной волны приводят его к творческому кризису и состоянию глубокой депрессии.

В своих воспоминаниях о Блоке Владислав Ходасевич приведёт фрагмент его юбилейной пушкинской речи: «И поэт умирает потому, что дышать ему больше нечем; жизнь потеряла смысл. Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий…творческую волю, тайную свободу».

И добавит: «Не странно ли: Блок умирает несколько месяцев, на глазах у всех, его лечили врачи и никто не называл и не мог назвать его болезнь. Перед смертью он сильно страдал. Но от чего же он всё-таки умер? Неизвестно. Он умер как-то «вообще», потому что не мог больше жить. Он умер от смерти…»

Несмотря ни на что, Блок утверждал: «Безумно люблю жизнь, с каждым днём всё больше, всё жизненное, простое и сложное, и бескрылое и цыганское».

Чтение стихов:

1. «О, я хочу безумно жить…»

2. «Поэты»

3. «Рожденные в года глухие…»

4. «Ночь, улица, фонарь, аптека…»

Учитель. Почти через сорок лет, к восьмидесятилетнему юбилею поэта Анна Ахматова напишет:

Он прав – опять фонарь, аптека,

Нева, безмолвие, гранит…

Как памятник началу века,

Там этот человек стоит –

Когда он Пушкинскому Дому,

Прощаясь, помахал рукой

И принял смертную истому

Как незаслуженный покой.

(Свеча передается на другой стол)

(Во время действия демонстрируется презентация жизненного и творческого пути Н.Гумилёва)

От литературоведов.

Алексей Николаевич Толстой вспоминал о Гумилёве: «Смерть всегда была вблизи него. Думаю, что его возбуждала эта близость. Он был мужественен и упрям. В нём был постоянный налёт печали и важности. Он был мечтателен и отважен – капитан призрачного корабля с облачными парусами. В нём соединились мальчишество и воспитанность молодого человека, кончившего с медалью царско-сельскую гимназию, и бродячий дух, и непреклонный фанатизм будущего создателя «Цеха поэтов»

Гумилёв, не написавший ни строчки во славу победившего пролетариата или против него, вернувшийся в Россию, когда его единомышленники уже покидали её, не участвовавший ни в Белом движении, ни в контрреволюционных заговорах, был обречен. В последний год жизни, перед трагическим августом 1921 г., поэт обратился к своим читателям. Стихотворение так и называется : «Моим читателям». И каждый, кто читает это стихотворение, понимает, что оно обращено к нему, что это – завещание Николая Гумилёва:

…А когда придёт их последний час…

Я научу их сразу припомнить

Всю жестокую милую жизнь,

Всю родную, странную землю

И, представ перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами,

Ждать спокойно его суда.

  Николай Гумилёв был арестован в августе 1921 года, как утверждалось долгие годы, за участие в контрреволюционном заговоре. Обвинение не было подтверждено доказательствами. Теперь установлено, что преступление Гумилёва заключалось в том, что он не донёс органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию. «Суда не было. Его расстреляли без суда и следствия.»При аресте он не назван имен тех, кто с ним общался, считая, что это не достойно чести офицера.

  Алексей Николаевич Толстой писал: «Я не знаю подробностей его убийства, но, зная Гумилёва, - знаю, что стоя у стены, он не подарил палачам даже взгляда смятения и страха. Хмурая тень его, негодуя, отлетела от обезоруженной, окровавленной, страстно любимой им Родины»

  Николай Гумилёв почему-то думал, что он умрёт в 53 года. Он развивал мысль, что смерть надо заслужить изысканностью . Однако цифра 53 мистическим образом перевернулась, как в зеркале, и жизнь его трагически и несправедливо оборвалась в 35 лет.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой – нибудь дикой щели,

Утонувшей в густом плюще.

Вся жизнь Гумилёва – это любовь. Любовь такого вселенского масштаба, что вмещала в себя всё, что можно любить на этом свете и, безусловно, романтическая любовь к женщине. Главная её любовь –Анна Горенко (Ахматова), ей он посвяти целый сборник стихов «Романтические цветы»

«Из логова змиева, из города Киева

Я взял не жену, а…

  В.Брюсов напишет по этому поводу: «Стихи Гумилёва теперь красивы, изящны и большей частью интересны по форме…»

В сентябре 1908 года Николай Степанович выехал в Африку. Он пробыл там шесть недель, был в Египте. О таком путешествии он мечтал с детства. Африка – его страсть. Он будет мечтать о ней и в период войны, когда уедет на фронт.(Звучит песня Е.Ваенги «Жираф».)

(Свеча передается дальше)

  Владимир Владимирович Маяковский – один из ярчайших представителей авангардистского искусства, весьма противоречивая фигура отечественной поэзии. Он отказался от канонов прошлого, стремился создать поэзию будущего.

Идеалы Маяковского были связаны с коммунистическим будущим, а его мировосприятие можно назвать романтическим футуризмом.

И его творчество, и сама личность поэта были будто устремлены в будущее, в мир, «где будет много стихов и песен», «где будет радостен свободный труд свободных людей». В жизни он стремился вырваться из пут «мещанского существования», желал «космических преобразований души». Но реальность развивалась не по сценарию поэта.

Сердце было наполнено любовью к людям. О своём гуманизме он сказал : «Я бы искупал всех в своей любви»(Читается стихотворение «Послушайте!»)

Несмотря на то, что он был признанным поэтом, глашатаем революции. Маяковский покончил жизнь самоубийством в 1930 г. Он несколько раз играл в рулетку, но не один год жил на грани жизни и смерти. Еще долго будут разгадывать тайну и причины гибели поэта, но можно с уверенностью сказать, что вклад в мировую поэзию неоспорим, что свеча любви не погасла  В разладе с действительностью и в мечтах о будущем родились в строках, к которым надо особо прислушаться, желая понять жизнь и личность поэта, его творчество. Они обращены к нам:

Грядущие люди!

Кто вы?

Вот – я, весь

Боль и ушиб.

Вам завещал я сад фруктовый

Моей великой души

(«Во весь голос»)

(Свеча передается на соседний стол)

Немногие для вечности живут.

Но если ты мгновенным озабочен –

Твой жребий страшен и твой дом непрочен!

Это стихи Осипа Мандельштама. Он учился в одном из самых лучших , старейших частных заведений тогдашней России – Тенишевском училище, в котором культивировались идеалы политической свободы и гражданского долга. Нетрудно догадаться, куда были обращены мысли будущего поэта, но мечтам жить и творить на своей родине .

Каким помнят Мандельштама его современники? Самоуверенный и легкомысленный, эгоистичный и чуткий, агрессивно-злой и нежный, очень привлекательный и совсем невыносимый для окружающих, и почти всегда беспомощный, бездомный.

Трагическим развитием судьбы он выделился из эстетических школ и направлений. Поэт самой божественной закваски не выдержал наступающего террора. Всей совестью поэта и гражданина он восстал против режима Сталина, написав стихи, направленные прямо против него, за которые в ночь с 13 на 14 мая 1934 г. был арестован.

(Чтение стихотворения «Мы живём под собою не чуя страны…»

В тюрьме Мандельштаму не давали есть и спать. Следователь хорошо знал весь круг знакомых поэта и вынудил его составить список лиц, слышавших стихотворение.

Приказ Сталина, подводящий итог следствию, был: «Изолировать, но сохранять». Мера наказания – ссылка в далёкий северный посёлок Чердынь, затем – в Воронеж.

В мае 1937 г. истёк срок воронежской ссылки, а 2 мая 1938 г. перед восходом солнца его снова арестовали, автоматически приговорили к пяти годам каторжных работ и отправили в Западную Сибирь.

Истощенный и исхудалый, печальный старик (а ему было всего 47 лет) с молодыми ясными глазами – таким запомнился он тем, кто видел его в последние месяцы жизни. Он умер 28 декабря 1938 года от разрыва сердца прямо на ходу. Смерть на конвейре, где кровавым палачом была Советская родина.

Анна Ахматова в 1957 г. в цикле «Венок мёртвым» посвятила стихотворение :

Я над ними склонюсь, как над чашей,

В них заметных заметок не счесть –

Окровавленной юности нашей

Это черная нежная весть.

Тем же воздухом, так же над бездной

Я дышала когда-то в ночи,

В той ночи и пустой, и железной,

Где напрасно зови и кричи.

О, как пряно дыханье гвоздики,

Мне когда-то приснившейся там,-

Это кружатся Эвридики,

Бык Европу везёт по волнам.

Это наши проносятся тени

Над Невой, над Невой, над Невой,

Это плещет Нева о ступени,

Это пропуск в бессмертие твой.

Это ключики от квартиры,

О которой теперь ни гу-гу…

Это голос таинственной лиры,

На загробном гостящей лугу.

(Свеча передается следующей группе)

Колесо истории не только перевернуло свет, но и проехалось по каждой отдельной судьбе. Марина Цветаева вступила в литературу в тревожное и смутное время. Её литературный манифест: «Записывайте точнее. Нет ничего не важного! Мои стихи – дневник. Моя поэзия – поэзия собственных имён». (Стихотворение «Красною кистью рябина зажглась…»

Марина – «морская», море – её лира: человека, жизни, любви.

Кто создан из камня, кто создан из глины, -

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина.

Я – бренная пена морская.

Кто создан из глины, кто создан из плоти –

Тем гроб и надгробные плиты…

- В купели морской крещена – и в полёте

Своём – непрестанно разбита!

Главным героем цветаевского творчества всегда была Душа. Тема души. Тема любви и тема души тесно связаны между собой. У Цветаевой – любовь страсть, любовь – разрыв.

Судьба поэтессы трагична. В России она жена белого офицера, за границей, в Чехии и Франции, неистовая большевичка. Стихи не печатают. Дочь Ариадна арестована, другая , Ирина, умерла в приюте от голода и тоски. Сын Георгий, Мур, - как его звали в семье, пропал без вести в годы Великой Отечественной войны.

Цветаевой завидовали. Цветаеву ненавидели. В Россию она вернулась в июне 1939 года. Возвращение состоялось в годы жесточайших репрессий. Муж и дочь оказались арестованными. К 1941 г. огонь её души погас окончательно. Грянула война. Цветаева эвакуировалась в город Чистополь, затем в Елабугу. Нищета. Тоска. 31 августа Марина Цветаева ушла «во Вселенную». Ей было 49 лет.

(Стихотворение «Вскрыла жилы: не остановимо…»

Марина Цветаева погибла, когда её реальная жизнь, решительно оттеснив жизнь духа, одержали победу. Когда не выдержала её израненная, живая душа…

По свидетельству современников, кто-то из чекистов посетил М.Цветаеву буквально за день до её смерти. Цель этого посещения – великая поэтесса приняла единственное решение – самоубийство.

Стихотворение «Пригвождена к позорному столбу» (Романс Таривердиева на стихи Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну…»

Учитель. Евгений Евтушенко написал стихотворение «Елабужский гвоздь», посвященное Марине Цветаевой.

(Свеча передается следующей группе)

Звучит песня на стихи Б.Пастернака «Зимняя ночь» в исполнении А.Пугачевой)

В сравнении с Н.Гумилёвым, который был расстрелян в 35 лет, с Осипом Мандельштамом, который погиб в 47, с Маяковским, который погиб в 47 , с Маяковским, который прожил лишь 37, а Цветаева – 49, Бориса Пастернака можно считать долгожителем. Он умер, когда ему было 70 лет. Но какие это были годы! 1890 – 1960. Жизнь Пастернака могла бы вместить несколько жизней: столько в ней было разочарований, радостей, невзгод и печалей.

Каким было прошлое ХХ столетие?

Столетием атомной бомбы? Столетием тоталитаризма? Ужасного геноцида и погромов? Всеобщего распада? Духовного обнищания? «Да», - скорбно скажем мы, , но с радостью можем дополнить, что ХХ столетие – это столетие Б.Пастернака.

Судьбы поэтов, о которых, о которых сегодня шла речь, тесно переплетены со временем.

Поэт всегда «у вечности заложник, у времени в плену». Но больше всего это утверждение подходит Пастернаку, который был распят на кресте времени, как Иисус, Гамлет ХХ столетия – это столетие Б.Пастернака. (Исполняется стихотворение «Гамлет»)

В 1956 году Пастернак закончил роман «Доктор Живаго». Тревожный роман о гибели русской интеллигенции, об утрате духовности, о неугасимом огне свечи…

В 1958 г. Пастернак был удостоен Нобелевской премии за этот роман. На родине это было расценено как предательство, а роман «Доктор Живаго» назвали антисоветским. В разделенном по политическим предубеждениям мире это событие стало поводом для гонений, несправедливых нападок и прямой опасности изгнания из страны.

Б. Пастернак вынужден был отказаться от Нобелевской премии. И главное объяснение этого отказа: «Выезд за пределы моей Родины для меня равносильно смерти» (Звучит стихотворение «Нобелевская премия»)

В 1960 г. Пастернака не стало. В последний путь его провожали все, кто 2 года тому назад голосовал за исключение поэта из Союза писателей, те, для кого чужое горе - только зрелище. Рассказывают, что после похорон была сильная гроза – словно и природа прощалась с поэтом. Но на- перекор судьбе : «Мело, мело на всей земле, во все пределы

Свеча горела на столе, свеча горела…»

(Свеча передается последней группе)

Удары судьбы в годы террора сыпались на Анну Ахматову один за другим: в 1921 г. расстреляли Гумилёва, второго мужа, известного специалиста по европейскому модерну Николая Пунина арестованного в 1935 г. , друзья оказались в эмиграции или погибли в концлагерях. История не оставляла её в покое. Ахматова со свойственным ей поразительным чутьем почувствовала надвигающиеся перемены ещё в 1913 году, задолго до известных событий:»Брошена! Придуманное слово –

Разве я цветок или письмо?

А глаза глядят уже сурово

В потемневшее трюмо.

Это трюмо открывает галерею зеркал, в которые поэтесса вглядывалась в течение всей своей жизни, видя в них отражения минувшего и тени будущего. Сына, Льва Гумилёва, будущего академика, а тогда студента Ленинградского университета, арестовали в 1938 г.. Он провёл в лагерях целых 13 лет: «Муж в могиле, сын в тюрьме! Помолитесь обо мне!» - напишет Ахматова.

Это была трагедия народа. И Анна разделила её с теми, с кем стояла часами в страшных очередях под мрачными стенами «Крестов».

(Стихи «Семнадцать месяцев кричу…»)

Ахматову считают трагическим поэтом, но это не вся правда. Она пережила ослепительный успех своих первых книг, которые прославляли её как « русскую Сафо». Ахматова писала о любви, о горечи расставаний, о красоте природы. Жизнь её безраздельно связана с русской землёй и с народом, с его бедами, горестями, которые стали и её:

Эта встреча никем не воспета,

И без песен печаль улеглась.

Наступило прохладное лето,

Словно новая жизнь началась.

Сводом каменным кажется небо,

Уязвленное желтым огнём,

И нужнее насущного хлеба

Мне единое слово о нём.

Ты, росой окропляющий травы,

Вестью душу мою оживи,-

Не для страсти. Не для забавы,

Для великой земной любви.

Чтение сти0творения «Показать бы тебе, насмешнице…»

1У. Итог урока.

Заканчивая урок, мы обратимся к эпиграфу.- Как вы поняли слова Твардовского?

- Какие выводы можно сделать из всего услышанного?

Рефлексия: Вернёмся к вопросам, которые я зала каждому из вас в начале нашего действа.

(учащиеся оценивают свою роль, впечатление от неё и выступления товарищей)

У. Д.З. написать сочинение «Что мне дал этот урок»

Комментарий к д.р.: напишите об одной из судеб сегодняшних наших героев. Может, избранный вами поэт и не совпадет с исполнением вами роли. Что бы вы хотели добавить к услышанному и как бы это всё подали.

- Всем спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение "Сергей Есенин – мой любимый поэт"

Конкурсное сочинение, посвященное юбилею С.А. Есенина "Сергей Есенин - мой любимый поэт"...

С Днем рождения любимейшего поэта - А.С.Пушкина!

А.С.Пушкин - Моя родословная. * * * Смеясь жестоко над собратом, Писаки русские толпой Меня зовут аристократом: Смотри, пожалуй, вздор какой! Не офицер я, не асессор, Я по кресту ...

Что есть цветы? Любимые цветы поэтов и писателей. (поэтическая экскурсия в мир цветов).

Это воспитательное мероприятие  носит познавательный характер – углубляет знания учащихся по литературе, помогает учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, фо...

Конспект урока "Цветы - любимому поэту и писателю-юбиляру"

Урок посвящён писателям и поэтам-юбилярам. Это урок-отповедь тому, кто не признаёт литературу и не любит читать....

Мини-проекты "Цветы любимому поэту"

Стихотворения к конкурсу "Цветы любимому поэту" в рамках школьного проекта "Содружество всех муз"...

Литературный вечер "Цветы любимому поэту"

           Цветы любимому поэтуОформление: портрет С.Я. Маршака; выставка рисунков – первые цветы;выставка поделок; книги о цветах; книги С.Я.Маршака....

Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов «Цветы любимому поэту», занятие посвященное Всемирному дню поэзии.

Данное занятие разработано с целью ознакомления, приобщения и интереса обучающихся к поэзии 1930-х начала 1940-х годов.Актуальность разработки — это одна из личностно-ориентированных технологий....