Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Лариса Николаевна Шестакова

Конспект урока литературы в 10 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Цель: Создать условия для изучения фактов биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить тематику и художественные особенности сказок.  Сделать вывод  (или опровергнуть его) о том, что обличение пороков общества сатириком – урок и нашим дням.

Задачи:

1. Совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения с    использованием теоретико- литературных знаний.
2. – развитие  логического мышления, речи учащихся;

    - умение находить и обрабатывать информацию,  способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;

    - развитие образного и аналитического мышления, творческих способностей учащихся, читательских интересов.

 3. Воспитание толерантности (терпимости) к чужому мнению и личной ответственности за выполнение коллективной работы; формирование эмоциональной компетентности (вызывать сострадание, сочувствие, долг, совесть и пр.)

Оборудование: компьютер, экран, презентация учителя, раздаточный  материал (отрывок из рассказа А.И.Куприна «Исполин»)

Его послал бог Гнева и Печали
Рабам земли напомнить о Христе…
Н. Некрасов

Ход урока

  1. Запись темы урока (слайд)
  2. Постановка целей урока.

Исходя из темы сегодняшнего урока, определите его цели. Чему должны научиться? Какие выводы сделать? Как мы это будем делать?  Определение цели и задач урока учащимися (слайд )

  1. А) Сообщение новых фактов из биографии писателя,  сопоставление и анализ полученной информации.

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН (Салтыков) Михаил Евграфовичν (наст. фам. Салтыков; псевд. Н. Щедрин) родился 15 (27) января 1826, с. Спас-Угол, ныне Калязинский р-н Тверской обл. Родился 27 января, однако через тридцать лет, в 1856 году, он появился на свет ещё раз, но уже как литератор.
          Был шестым ребенком потомственного дворянина коллежского советника Е. В. Салтыкова, мать происходила из семьи московских купцов. До 10 лет жил в имении отца. Детские годы прошли в атмосфере крайней бережливости и строгости матери, зачастую оборачивавшейся жестокостью. Отношения между членами семьи – равнодушие, разобщенность, деление детей на любимых и «постылых», физические наказания, считавшиеся необходимым элементом воспитания – позднее стали основой для ярких художественных образов семейств Головлевых («Господа Головлевы», 1875-80) и Затрапезных («Пошехонская старина», 1887-89). В 1836 был зачислен в московский дворянский институт, в котором десятью годами ранее учился М. Ю. Лермонтов (в то время назывался благородным университетским пансионом), а в 1838 как лучший ученик института был переведен в Царскосельский лицей. Страстный поклонник русской литературы, Салтыков сразу же прослыл первым поэтом на курсе, и его стихи стали появляться в периодических изданиях, однако сам будущий писатель осознавал, что лишен поэтического дара. Во время обучения сблизился с выпускником лицея М. В. Буташевичем-Петрашевским, оказавшим серьезное влияние на мировоззрение будущего писателя. С увлечением изучал философские труды французских социалистов-утопистов Шарля Фурье и Сен-Симона, знакомился с прогрессивными взглядами сторонников эмансипации, идеями В. Г. Белинского.
         В 1844 был определен на службу в канцелярию военного министерства, бюрократическая служба его тяготила — Салтыков мечтал заниматься только литературой. В 1847 начал работу над первой повестью «Противоречия», «повестью из повседневной жизни» — как сам определил ее автор, опубликованную в журнале «Отечественные записки ». В повести явственно слышен отзвук идей петрашевцев, а в противоречивом и сложном образе главного героя Нагибина угадываются черты друзей и единомышленников самого писателя. Вторая повесть «Запутанное дело» (1848) продолжала и по-своему развивала традиции, с одной стороны, Гоголя и Достоевского, с другой, — представителей натуральной школы. Рельефно выписанная история своеобразного «маленького человека», обитателя Петербургских низов, имела неожиданный резонанс: выход «Дела» совпал с ужесточением цензурных ограничений после Великой французской революции и организацией секретного комитета под председательством князя Меншикова, в результате повесть была запрещена, а ее автор выслан в Вятку и назначен на должность писца в Губернском правлении.
Блестящего выпускника Царскосельского лицея ожидали годы отчаяния, рутинной бумажной работы, мучительной неизвестности относительно своего будущего (в это время начались аресты членов кружка петрашевцев) и внутреннего одиночества. В 1850 круг обязанностей писателя неожиданно меняется, Салтыков становится членом комиссии по подготовке вятской выставки плодов крестьянского труда. Новое занятие дало возможность глубже познакомиться с бытом народа, проникнуть в специфические особенности экономического развития русской провинции. В 1855 получил долгожданное разрешение на возвращение в столицу. Еще во время вятской ссылки произошло важное событие — знакомство с Лизой Болтиной, ставшей женой Салтыкова в 1856, несмотря на активное недовольство родителей писателя.
        Семилетние наблюдения за неэффективной, а порой преступной работой чиновничьего аппарата, отсталостью и косностью законов, регулирующих экономическую жизнь деревни, скучным и невежественным существованием обывателей нашли отражение в «Губернских очерках» (1856-1857), опубликованных в журнале «Русский вестник » под псевдонимом Щедрин. Время написания очерков было пропитано духом свободы и либерализма: эпоха реформ Александра II вернула независимость и насыщенность литературной жизни, возродила интерес к сатире, оживила надежду интеллигенции на возможность коренных преобразований в устройстве общества и духовном мире человека. В «Губернских очерках» на первый план выходит талант Салтыкова-обличителя, страстного борца со всем отсталым, нечистым, ограниченным, порочным. В 1958-62 свет увидели два сборника: «Невинные рассказы» и «Сатиры в прозе», в которых впервые появился город Глупов, собирательный образ современной российской действительности.
          В феврале 1862 решает выйти в отставку и всецело посвятить себя писательскому и издательскому делу, принимает активнейшее участие в издании «Современника ». Однако в 1866 возвращается на службу на этот раз в должности управляющего пензенской Казенной палатой, где продолжает активно работать над «глуповскими» памфлетами, пополняя коллекцию уродливых образов за счет наблюдений за нравом своих начальников и подчиненных. В 1868 оставляет должность и переходит в журнал «Отечественные записки», а после смерти Некрасова, бывшего главным редактором, становится во главе журнала.
В конце 1860-х гг. начинает работу над «Историей одного города» (1970), при этом портрет Глупова, запечатленный в сатирических памфлетах, существенно меняется, обрастая новыми чертами. Раньше корень всех российских бед виделся в дворянских инертности и произволе, теперь к этому прибавились крестьяне с их тупой покорностью и готовностью терпеть этот произвол. Размышляя о причинах такого положения, Салтыков обращается к истории, так формируется основной замысел книги. Талант сатирика и безграничная фантазия породили причудливый гротескно-фантастический мир «Истории», мир страшный и обреченный, населенный монстрами, причем уродливы и градоначальники, и сам народ. Главной задачей, стоявшей перед писателем, было не создание собственно пародии на официальную историографию, несмотря на то что в образах градоначальников отражены характерные черты их прототипов, и каждый глуповский правитель соответствует реальному историческому деятелю, здесь Салтыков поднимается до уровня обобщения, предлагая собирательный образ российского общества с его вневременными пороками (в этом плане нарисованный писателем образ России оказался во многом пророческим). Параллельно работает над публицистическими статьями, в 1870 выпускает сборники рассказав «Признаки времени» и «Письма из провинции», «Помпадуры и Помпадурши» (1873), «Господа Ташкентцы» (1873), «Дневник провинциала в Петербурге» (1873), «Благонамеренные речи» (1876), ставшие заметным явлением не только в литературе, но и социально-политической жизни.
           В 1878 свет увидел самый серьезный и значительный роман «Господа Головлевы». История семьи Головлевых — это подавляющая своей трагичностью и глубиной история разложения и смерти дворянского семейства, мучительной агонии рода. Писателя интересует процесс распада человеческой личности, одержимой страстью: страстью стяжательства, страстью к алкоголю, словесным запоям. Наряду с социальной проблематикой Салтыков-Щедрин поднимает ряд онтологических вопросов, напрямую касающихся основ духовной жизни человека, как непременного условия жизни физической.
Сказки Салтыкова-Щедрина (впервые появились в 1869, но основная их часть была написана в период 1883-86) органично вписываются в сатирическое русло писателя. Этот жанр оказался очень близок художественным методам Салтыкова-Щедрина, таким как гиперболизация образов, гротескное смешение деталей, включение элементов фантастики и фантасмагории, иносказание. При этом активно использует жанр классической народной сказки о животных: за каждым животным у Салтыкова-Щедрина закреплен традиционный набор пороков и отрицательных качеств, дополненный узнаваемыми социальными характеристиками.
Роман «Пошехонская старина» (1886) во многом повторяет основные идеи «Господ Головлевых». Однако в композиционном отношении роман намного более сложный и многоплановый: хроника, жизнеописание героев (значительная часть которых представляет собой автобиографию) и эпическая историко-бытовая панорама крепостничества предопределяют три основных уровня построения романа. Кроме того, писатель почти полностью отказывается от сатиры, роман мыслится как исторический документ ушедшей ужасной эпохи рабства и бесправия. Ушла ли эта эпоха? Превратились ли мрачные годы в настоящую «старину»? На эти принципиальные для всего творчества писателя Салтыков-Щедрин дает отрицательный ответ.
10 мая (28 апреля по ст. стилю) 1889 года М.Е. Салтыкова- Щедрина не стало.

Б)  Работа с отрывком из рассказа А.И. Куприна «Исполин». (слайд )

      Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю.

«Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и…

Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями…»

Вопросы классу:      

Каким вам видится сатирик со страниц рассказа Куприна?  Почему испугался Костыка?                         (Писателя боялись все, в ком была совесть нечиста.)

В)   «Сказки для детей изрядного возраста»(слайд ) 

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.
М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.

     - Сопоставление сказки Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками,  нахождение  в них общих и отличительных черт. (слайд)

             -  О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? — «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.            

 -   Каковы же объекты сатиры Салтыкова-Щедрина? (слайд)

                 -    Сатирические приемы, используемые в сказках писателем (слайд).

  1. Групповая работа: Практическая работа с текстами сказок сатирика,  каждая из групп  находят приемы сатирического изображения действительности Салтыковым-Щедриным, выступление и защита.

  «Дикий помещик», «Премудрый пискарь», «Коняга», «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»

В результате работы у групп получаются таблицы, которые можно свести в одну:

Сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина

Проблематика

Художественные особенности

Самодержавие и угнетенный народ

 («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Отношения мужика и барина

(«Дикий помещик», «Повесть о том, как

один мужик двух генералов прокормил»)

Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

Положение народа («Коняга», «Кисель»)

Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

Подлость буржуазии («Либерал»,

«Карась-идеалист»)

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

Правдоискательство («Дурак»,

«Христова ночь»)

Гиперболизация

  1. Обсуждение результатов работы
  2. Рефлексия:  Выводом звучат слова Н. Некрасова:

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Учащиеся возвращаются к эпиграфу урока и находят связующую нить двух отрывков из стихотворений Некрасова, их актуальность на нашем уроке, звучит ответ на вопрос, предложенный в начале урока.

- Являются ли сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина актуальными в наше время? Что позволяет им сохранять актуальность и в наши дни? Достигли ли цели, которую ставили в начале урока?

(Доказали на примере анализа фактов биографии сатирика и его творчества мысль, что обличение пороков общества сатириком – урок и нашим дням.)

  1. Домашнее задание: Анализ (подробный) сказки Салтыкова-Щедрина
  2.  Подведение итогов. Выставление оценок

Примерный план анализа сказки

  1. Основная тема сказки (о чем?).
  2. Главная мысль сказки (зачем?).
  3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
  4. Особенности образов сказки:
    а) образы-символы;
    б) своеобразие животных;
    в) близость к народным сказкам.
  5. Сатирические приемы, использованные автором.
  6. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
  7. Соединение фольклорного, фантастического и реального


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина,  считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...

Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...

Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...

Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова

Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами  творческой рабо...

Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...