Презентация к уроку "Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"
презентация к уроку по литературе (10 класс) по теме

Лариса Николаевна Шестакова

Презентация к уроку литературы в 10 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска Шестакова Лариса Николаевна

Слайд 2

Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить тематику и художественные особенности сказок.

Слайд 3

Задачи: Познакомиться с новыми фактами биографии писателя; Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности русской народной и авторской сказок»; Определить основные проблемы сказок Салтыкова-Щедрина; Найти приемы сатирического изображения действительности; Составить характеристику героев произведения.

Слайд 4

Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе Н. Некрасов

Слайд 5

А.И.Куприн «Исполин» Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю. «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило глаза, озвездило его зрачки молниями…»

Слайд 6

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия "Приключение с Крамольниковым". В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем - и о муках русского подневольного литератора. "Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности".

Слайд 7

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии "М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество" (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: "Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист - таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин"

Слайд 8

«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть "пороки российской действительности" и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Слайд 9

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Слайд 10

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

Слайд 11

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности сатиры С.-Щ.: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать "детей изрядного возраста" Салтыков-Щедрин? "Дети изрядного возраста" должны возмужать и перестать быть детьми.

Слайд 12

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку . Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Слайд 13

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

Слайд 14

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем: а) Разные способы смеха : ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм - едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск - предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

Слайд 15

б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в) " Эзопов язык" - художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. г) Гипербола - чрезмерное преувеличение.

Слайд 16

Проблематика сказки (объект сатиры) Реалии времени Сатирические приемы

Слайд 17

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает "океан-море". И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Слайд 18

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин .

Слайд 19

Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Слайд 20

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика Художественные особенности самодержавие и угнетенный народ ("Медведь на воеводстве", "Орел-меценат"); отношения мужика и барина ("Дикий помещик", "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил"); положение народа ("Коняга", "Кисель"); подлость буржуазии ("Либерал", "Карась-идеалист"); трусость обывателя ("Премудрый пискарь"); правдоискательство ("Дурак", "Христова ночь") фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)" "эзопов язык" (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация

Слайд 21

"Сказки" - это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок - 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

Слайд 22

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить...

Слайд 23

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.Некрасов

Слайд 24

Домашнее задание: Анализ сказки (по группам) Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок «ДИКИЙ ПОМЕЩИК» Злободневность и политическая острота сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина”.

Уроки по изучению М. Е. Салтыкова- Щедрина,  считаю, требуют серьезной подготовки самого учителя. Предлагаю подробный материал проведения урока по сказке" Дикий помещик."Основное внимание сосредо...

Разработка урока по литературе по теме" Труд и паразитизм как две антагонистические стороны сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

В данной методической разработке в форме сравнительного анализа раскрывается паразитическая сущность класса помещиков. Сатирические приёмы писателя ярко обличают нравственную бездуховность правящих кр...

Научно - исследовательская работа "Идейно - эстетическое своеобразие сказок М.Е.Салтыкова - Щедрина"

Данный материал поможет учителям при подготовке к уроку по творчеству М.Е. Салтыкова - Щедрина...

Смех сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина и рассказов А.П.Чехова

Это поисково-исследовательский урок, где учащиеся, анализируя произведения А.П. Чехова и М.Е. Салтыкова-Щедрина, овладевают литературоведческой терминологией и различными формами  творческой рабо...

Модульные карточки к уроку литературы в 10 классе "Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина"

Данные карточки помогут проанализировать сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина, выявить их художественное своеобразие. К ним прилагается словарик литературоведческих терминов....

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина

Конспект урока литературы в 10 классе...

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина"

Технологическая карта урока литературы по теме "Особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина" на примере сказки "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил". Ведущая технол...