Духовно-нравственное развитие на уроках литературы.
статья по литературе на тему

Геладзе Марина Рафиковна

Статья. Из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno-nravstvennoe_razvitie_na_urokah_literatury.docx31.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАНИЕ И ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В УСЛОВИЯХ ДВУЯЗЫЧИЯ

Геладзе М.Р., учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ №28 г. Владикавказа.

           В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить   духовно - нравственные и культурно - исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский и современный периоды его развития.

   Цель литературного образования – способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса. Именно с духовно-нравственным образованием связывают сегодня возможность сохранения как самой личности, так и всего общества.    

 Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанием такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру.

   В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.  Литература в школьном изучении полифункциональна по своим целям и задачам, полифонична по содержанию: в ней звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, а иногда даже стратегии и тактики боевых сражений. Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

             Уроки литературы тем выигрышны, что они побуждают вести взволнованный разговор о непростых проблемах нашей жизни, о сложной судьбе героев произведений, о бездуховности, об утрате нравственных идеалов, о добре и зле, даже о роли семьи в воспитании человека. Невозможно не обсуждать на уроке литературы слова самого А.Платонова при знакомстве с его рассказом «Юшка»: «Любовь одного человека может вызвать к жизни талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно…»

                  Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Это позволяет каждому учителю участвовать в духовном становлении своих учеников.

   Русский язык и литература – это предметы, позволяющие на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания учащихся.

     Будущее любой страны решается за школьной партой.  Если вопросам нравственного воспитания учащихся придавать серьезное значение и проводить регулярную работу по духовному оздоровлению, то труд не будет напрасным.          Духовно- нравственное воспитание обучающихся в современной школе является необходимой составляющей учебного процесса, важным средством формирования у обучающихся доброты, щедрости души, уверенности в себе, умения наслаждаться окружающим миром.

     Воспитательный потенциал гуманитарных дисциплин вообще и русской литературы в частности достаточно велик. Он позволяет сформировать мировоззренческую позицию школьника, понимание назначения человека и смысла его жизни в нормативно-ценностной форме (О.Г.Дробницкий). Изучая литературу, учащиеся получают представление не только об обычаях и традициях, но и о нравственных и духовных качествах, присущих людям.

       Главной целью литературного образования на сегодняшний день является формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова.

  Напряженно ищут писатели ответы на самые жгучие вопросы нашей жизни: что есть добро и правда?  Почему так много зла и жестокости? в чем высший долг человека? Путешествуя по дорогам их нравственного мира, мы становимся лучше и мудрее...

     Трудности в работе преподавателя литературы в условиях двуязычия двоякого рода: методологические, связанные с уяснением сущности литературы, ее закономерностей, и методические, обусловленные поисками наилучших средств раскрытия идейно-эстетического содержания художественного текста.

      Уроки литературы по национально-региональному компоненту – это достаточно слабое место, так как количество часов, отведенное на применение регионального компонента, недостаточно.  В связи с этим я не только стараюсь проводить отдельные уроки по изучению творчества осетинских   писателей, но и на   уроках   при анализе программных произведений анализировать тексты наших писателей - земляков. Мы соотносим поднимаемые писателями проблемы, анализируем, при помощи каких средств авторы достигают поставленных целей.

          Богато и неисчерпаемо осетинское устное народное творчество. Оно соткано из ума и сердца народа. В удивительных произведениях устного народного творчества ярко представлены страдания и мечты многих поколений осетинского народа.

      По словам М.Горького, народ самый могущественный поэт и художник. «Нельзя знать подлинную историю народа, не зная его устного народного творчества», - писал выдающийся писатель первой половины ХХ века.

      Многообразен осетинский фольклор. Его вершина – это «Нартовский эпос», который стоит в ряду величайших поэтических творений народов мира. Нартовский эпос – художественное воплощение мировоззрения народа.      Изучение учащимися устного народного творчества осетин помогает не только лучше узнать историю этого народа, но и постичь удивительные качества этого так называемого «маленького народа», который подарил миру великого талантливого поэта-интернационалиста Коста Хетагурова, который во время Великой Отечественной войны дал в расчёте на душу населения наибольшее количество Героев Советского Союза.

     Хочется начать с Нартского эпоса. Очень интересны параллели, проводимые Всеволодом Миллером между героями и мотивами нартовского эпоса, с одной стороны, и русскими былинами, с другой. Нечаянное убийство Урузмагом своего сына сравнивается с эпизодом в цикле об Илье Муромце. Образ русского богатыря Святогора В. Миллер сравнивает с образом Мухара из нартских сказаний. В нартском эпосе замечателен образ Сатаны. Дети, знакомясь со сказаниями, узнают, что Сатана – истинная мать народа. К ней сходятся все нити. Без её участия и совета не обходится ни одно знаменательное событие. Вот как уважали женщину нарты. Это она взрастила нартам двух славнейших героев – Сослана и Батраза, не будучи им кровной матерью. Не это ли пример гуманности и истинного человеколюбия? Это Сатана открывает им свой гостеприимный чертог, когда их постигает голод. Это она, мудрая и вещая, выручает их в труднейшие минуты.

     Прекрасный материал для воспитания находим мы в циклах сказаний о Сослане, о Батразе. В них народ видел идеал мужчины, воина. Всесокрушающая сила, отвага, не знающая границ, всегда честное, открытое и стремительное нападение, презирающее хитрости и уловки, неукротимая ярость к врагам и насильникам – всё это в соединении со стальным неуязвимым телом, закалённым в кузнице Курдалагона, делает из них идеального витязя железного века.

     Основные нравственные принципы нартов, их идеалы – это героизм, готовность каждого умереть за свой народ, говорить одну лишь правду, гордо держать голову и не клонить её даже перед богом; воздержанность в еде и питье, чтобы не терять отвагу и разум; уважение к старикам и рыцарское отношение к женщине.

     Не менее интересны осетинские пословицы и поговорки. Устная народная поэзия – источник красоты и мудрости, который обогащает речь, делает её красивой и мудрой, ясной и доходчивой. Коллективизму, взаимному участию учат слова поговорки: «Общими силами и горы ворочают». Скромности и достоинству учит пословица «Найди место среди людей и сядь так, чтобы никто не сказал тебе: «Подвинься».

      Не нашли пока должного места в программе глубоко содержательные осетинские легенды и предания, разнообразные как по тематике, так и по содержанию.

      Светом правды и добра пронизана вся осетинская поэзия. Поэт высокой нравственности, Коста высвечивает лучшие черты народного характера: мудрость и оптимизм, стойкость в беде и чувство собственного достоинства, трудолюбие и стремление к свободе. Темы его произведений тесно связаны с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова. Ему свойственно мудрое отношение к духовным ценностям своего народа, к истокам его нравственных и творческих сил.  

       К сожалению, Коста сегодня не менее актуален, потому что всё, против чего он боролся, вновь вернулось в нашу жизнь: жестокость, насилие, террор, невежество чиновников. Защищая интересы горцев, он призывал свой народ к новой жизни, к солидарности с другими народами и к процветанию всего Кавказа. Вместо кинжала и взрывчатки он взял кисть и перо, вместо кремневого оружия он действовал горячим, вдохновенным словом.

     Подросток - осетин воспринимает родную и русскую литературу несколько иначе, чем взрослый читатель: своеобразен жизненный опыт подростка, обусловленный культурно-историческими и национальными традициями. Обычаи и традиции донесли до нас мудрую организацию воспитания. Осетинский народ в процессе своего развития создал определенный идеал человека. Этот идеал воплотил в себе наиболее высокие моральные качества: честность, правдивость, любовь к своему народу, преданность земле своих предков, рыцарское покровительство женщине, почтительное отношение к старшим.

     Сегодня, как никогда раньше, важно так организовывать изучение родной литературы, чтобы идейно-нравственное содержание произведений художественной литературы вошло во внутренний мир школьника как неотъемлемая часть его духовного опыта, основа размышлений о личном нравственном выборе. Возможности литературы в этом отношении действительно неограниченны, так как именно арсенал идейно-эстетических средств, которыми располагает художественное произведение, позволяет проникнуть одновременно в сознание и душу человека, вызвать эмоциональный отклик и стремление к самоусовершенствованию.

      Таким образом, уроки литературы и внеурочная деятельность по применению регионального компонента в школе дают прекрасную возможность для всестороннего развития и воспитания личности, создают условия для формирования гражданина-патриота, чтобы не выросли Иваны Непомнящие, чтобы наши дети с самых ранних лет своих знали свою малую родину, имели представление о людях её, её истории и культуре, о прошлом ее и о настоящем. Не с этого ли начинается воспитание любви к земле родной?

          Любой народ силен землей своих предков, преемственностью традиции и накопленной веками мудростью. В современном мире, полном противоречии, важно сохранить свои корни, ведь народная культура, традиции народов веками передавались из поколения в поколение. Сегодня, перед нами, работниками учебных заведений стоит задача восстановления всей утерянной национальной культуры. Решить это можно при одном условии - правильном использовании национально- регионального компонента в учебном процессе и воспитании учащихся.

     Кто же может достучаться до души каждого?  Ответ понятен: литература. В.Астафьев писал: «Всегда надо начинать с себя, тогда дойдешь до общего, до общегосударственных, до общечеловеческих проблем". Сегодня, мне кажется, проблема нравственности становится ведущей. Ведь даже если наше общество сумеет перейти к рыночной экономике и стать богатым, богатство не сможет заменить доброты, порядочности, честности.  Наоборот, все пороки людей могут обостриться.

Сейчас идет духовная перестройка человека как личности. Катастрофа нашего времени в том, что мы часто не слышим друг друга, мы эмоционально глухи к чужим проблемам и бедам. Литература нравственно нас воспитывает, формирует наше сознание, открывает нам глубины прекрасного, которое часто в повседневной жизни мы не замечаем.

     Литература - это своеобразная форма выражения творческой концепции писателя, отражение мировосприятия автора в художественных образах и картинах. Своеобразие воздействия художественной литературы на человека заключается в том, что оно формирует у него не только способность эстетического восприятия литературы как вида искусства, но и способность эстетической реакции на все жизненные явления, отраженные в произведении или ассоциативно вызванные произведением в сознании человека.  Жизненные наблюдения, убеждения писателя, оценочные суждения, его переживания и чувства - все это воплощается в ткань художественного произведениям конкретную картину жизни, воздействующую на ум, чувства, волю читателя. Особенность этого воздействия состоит в том, что оно осуществляется в процессе переживания, формирование определенных взглядов, гражданских и нравственных качеств личности находится в прямой связи с глубиной пережитого эстетического чувства, вызванного художественным произведением.

        «Все мы родом из детства…». Неважно, кем сказаны эти слова, важно, что сказаны для многих из нас забывших, откуда мы родом. Именно детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и Себе делают нас теми, кем становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаенным дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач, побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое, если не перевернет, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребенка. Вот почему важно почаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему почаще надо обращаться к ребенку, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, веселыми, не умер ли в нас тот великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание.

          Огромное значение имеют русский язык и литература и в патриотическом воспитании, ведь патриотизм – одна из составляющих нравственного воспитания. Вряд ли можно считать нравственным человека, не знающего историю своего народа, своей Родины, родного языка и литературы. У литературы немало образцов патриотизма. Богатыми возможностями воспитательного воздействия на учеников обладают произведения о Великой Отечественной войне. Именно в военной прозе сходятся волнующие современного читателя проблемы долга и личной ответственности за судьбу отечества, мира, проблемы нравственного выбора и патриотической памяти.  Книги о войне несут огромный воспитательно-патриотический заряд. Они о беззаветной стойкости нашего народа. В лучших произведениях о войне мы находим ключ к решению проблем сегодняшнего дня, прежде всего проблем нравственных. Эти книги заставляют гордиться своей страной, своим народом, помогают понять самого себя, осознать значение каждого человека, заставляют искать свое место в жизни, по–доброму относиться к окружающим людям.

     Перед нами, филологами, проблема духовно-нравственного и патриотического воспитания стоит особо остро. Ведь мы имеем очень сильное оружие – это слово, художественная речь, книга. А «Книга,- по словам А.Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых человеку, заступающему на его место». Сталкиваясь ежедневно с книгой, мы имеет богатейшей материал для воспитания юных сердец.

     Нравственное воспитание подрастающего поколения – главная и первостепенная задача учителя литературы. И решить её помогают произведения литературы. В числе писателей, поставивших в центр своего творчества нравственные проблемы личности можно назвать Ч. Айтматова,     Б. Васильева, В. Астафьева, В. Распутина, Ю. Бондарева и многих других.

Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда к нашей общей печали не прорастают совсем.

    Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия долг, честь, ответственность, порядочность не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.

     Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Однако распад Советского Союза, происшедшие в России изменения, вызванные переходом из одной экономической формации в другую, привели к деградации сложившейся системы патриотического воспитания. В сознание людей стали проникать безыдейность, эгоцентризм, цинизм, агрессивность. . Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова “патриотизм” призваны образовательные учреждения, т.к. детство, юность - самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературы. . Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает литература. Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.

      Русский язык и литература являются одним из наиболее важных предметов с точки зрения воспитательных возможностей.  Именно учитель русского языка и литературы, по мнению П.М. Неменского, «формирует душу, обогащает узкий личный опыт гигантским опытом человечества».

      След, который должны оставлять мы, учителя, -  это доброе слово, посеянное в душах учеников. А.С. Пушкин взял в качестве эпиграфа к «Капитанской дочке» слова «Береги честь смолоду». Молодость всему открыта, она верит тому, что видит, не сформированы еще социальные шаблоны, не довлеют над юной личностью предрассудки: что посеешь сейчас в этой душе, то и пожнешь потом.

   К сожалению, изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов и образовании идеологической пустоты.

     Именно поэтому мы все вместе должны защитить наших детей от мира насилия, сделать их невосприимчивыми к злу и способными творить добро. А это можно решить одним – единственным способом – дать подрастающему поколению полноценное духовно – нравственное воспитание, основа которого – многовековая традиция российского образования и воспитания, сформировавшаяся на нравственных и этических ценностях христианства. И у нас должно хватить мужества поставить и решать эту задачу средствами школьных предметов, и в первую очередь на уроках русского языка и литературы.

      Русская литература – основа воспитания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

     Нравственность - наивысшая мера человечности. Она начинается с осознания долга личности, с добровольного решения поступиться своими интересами в пользу другого человека в обмен на обыкновенное чувство благодарности. И наша обязанность - воспитать это в детях, чтобы они поступали именно так.

Процесс формирования духовных ценностей – длительный, быстрого результата быть не может, но та работа, которая проводится учителями на уроках русского языка и литературы, поможет «заронить» драгоценное зерно в души наших учеников.

     Конечно, необходимо воспитание и в семье, и в школе. Но только чтобы семья и школа не спорили между собой, как это случается сплошь и рядом, не ломали ребенка разнобоем воспитательных средств, а действовали в согласии.                                                      

   Словесник в школе – главная фигура. За ним стоят Пушкин, Гоголь, Толстой, Достоевский, Тютчев, Коста Хетагуров, Сека Гадиев, Гриш Бицоев, Михаил Булкаты, Гайто Газданов и весь сонм великих нашей отечественной словесности.

     За учителем каждого предмета стоят великие задачи, но духовность, к которой литература имеет самое прямое отношение, – это особое и наиболее значительное дарование России, смысл ее цивилизации. Литература, родной язык, затем история прежде всего творят сына Отечества.



   

Литература

  1.  Абаев В.И. Избранные труды. Религия, фольклор, литература. Т. 1. -          Владикавказ: ИР, 1999. -639 с.
  2. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы II ступени обучения.  Саморокова Валентина Анатольевна
  3. Национально-региональный компонент в содержании урока. Минуллина Е.Г.  ЕГПУ, г.Елабуга.
  4.  Джигкаев Ш.Ф. Осетинская литература: Краткий очерк. Орджоникидзе: Изд-во СОГУ, 1980. - 112 с.
  5. ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ И ВО          ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ). Донченко Лидия Михайловна.
  6.  Дробницкий О.Г Проблемы нравственности. /О.Г.Дробницкий - М.: Просвещение,1977. - 376с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....

Формирование духовно-нравственных качеств личности на уроках литературы и русского языка.

Работа над формированием нравственности проводится как на уроках литературы, так и на уроках русского языка.Опираясь на собственный опыт в этой статье я привожу некоторые приёмы работы на уроках русск...