Конспект урока литературы в 6 классе. А.Платонов "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

А.Платонов "Неизвестный цветок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.platonov_neizvestnyj_cvetok.docx23.18 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Лицей №3 имени П.А.Столыпина г.Ртищево Саратовской области»

Конспект мастер – класса по литературе (6 кл.)

(Технология продуктивного чтения)

А.П.Платонов «Неизвестный цветок»

Подготовила : Марютина Н.А.

Тема урока :  А.Платонов «Неизвестный цветок»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Использованная технология: технология продуктивного чтения

Оборудование: ИКТ, иллюстрации учащихся

Цель урока :

выяснить идейно-художественные особенности сказки-были «Неизвестный цветок;

формировать  у обучающихся деятельное отношение к жизни, нравственные понятия;

развивать навыки анализа литературного произведения , умение выражать свои мысли, сравнивать , обобщать;

воспитывать нравственные качества, прививать любовь к литературе

Этапы урока

Содержание урока

Формирование УУД

Ι.Орг.момент

Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного текста .

6. Пользоваться словарями.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме .

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста как произведения искусства.

ΙΙ. Введение в тему

1.Актуализация знаний.

2.Формулирование темы урока.

Беседа по вопросам.

1.Вы видите портрет.( слайд презентации - портрет А.Платонова).

Знакомы ли Вы с этим писателем?

Ответ учителя. ( слайд презентации)

2.Какие произведения известны?

На доске иллюстрация цветка.

( слайд)

3.Как Вы считаете, с какой целью дома Вы подготовили иллюстрации цветов?

4.Предположите название произведения А.Платонова.

5.Попытайтесь сформулировать тему урока.(слайд )

6.Попытайтесь определить цели урока.

ΙΙΙ. Работа с текстом до чтения

1.Анализ подзаголовка произведения.

2.Определение жанра « сказка-быль».

Индивидуальная работа в паре.

Определить черты сказки и были в произведении А.Платонова. Заполнить таблицу

Сказка

Быль

Индивидуальная работа со статьёй учебника «История создания сказки-были «Неизвестный цветок»

3.Предположите, о чём пойдёт речь в тексте? Кто главные герои?

ΙV. Работа с текстом во время чтения

1.Прочитайте 1-2 предложения. Где и как рос цветок? Предположите, о чём пойдёт речь дальше.

2.Прочитайте 2 абзац. Легко ли было цветку?

3.Прочитайте самостоятельно 3-4 абзацы. Расскажите, как рос цветок.

4.Назовите предложение, раскрывающее основную мысль.

(Слайд «Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости»)

5. Реализация индивидуального задания об истории создания рассказа.

6.Что объединяет автора и героя произведения?

7.В 5-7 абзацах найдите описание цветка. Какие выразительные средства использует автор для описания цветка. Приведите примеры.

8.Найдите главное предложение в описании. (Слайд «И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь»)

9.Каким вы увидели цветок? Дайте характеристику. Соотнесите с предыдущим выводом.(Слайд «Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнём, и его видно было даже в тёмную ночь»).

10.Считал ли себя цветок звездой? Кто его таким видел?

11.Предположите, что с цветком будет дальше?

12.8-10 абзац. Чтение диалога по ролям.

Индивидуальная работа с толковым словарём.

Лексическое значение слов «пионер», «пионерский лагерь».

13.Предположите, чем может закончиться встреча?

14.Как поступит Даша? Как поступили бы вы?

15. Прочитайте о том, что предприняли пионеры. Почему они так поступили?

16. Как оцениваете поступок пионеров? Какую проблему поднимает автор? Какое значение имеет данная проблема  сейчас?

17.Финал истории. Можно ли сказать, что цветок зря прожил жизнь и старания Даши и пионеров оказались напрасны? (Слайд, иллюстрации учащихся)

18.Анализ составленной таблицы (реализация индивидуального задания).

V. Анализ текста после чтения

1.Вспомните, что отвечает цветок на вопрос Даши: «Как тебя зовут?»

2.Чего может не хватать и цветку, и человеку для жизни?

3.Что является корнями для человека?

4.Почему цветок выжил?

5.Что произошло с цветком в конце произведения? Только ли о цветке идёт речь?

6.Какова идея сказки-были?

7.Чему научило вас это произведение? Каково ваше впечатление?

8. Какие проблемы поднимает А.Платонов в сказке-были «Неизвестный цветок»?

VΙ. Рефлексия

Самоанализ.

VΙΙ. Домашнее задание (слайд)

1.Стр.29-31 - рассказ о личности А.Платонова

2.Сочинение-миниатюра:

1) «Чему научила меня сказка-быль «Неизвестный цветок?»  

 или

2) «Чтобы жить и светиться, надо много трудиться».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы для 7 класса. Преодоление препятствий, как одна из ценностей жизни (По произведению А.П.Платонова «Неизвестный цветок»

Данный конспект может быть использован на уроке литературы при изучении творчества А. П. Платонова. Тип урока - изучение нового материала с учётом личностно-ориентированного обучения в общеобразовател...

Конспект уроков литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Данный конспект содержит два урока по сказке-были  А.Платонова "Неизвестный цветок". Перед этими уроками с детьми обсуждаются некоторые факты из биографии автора, учитель им сообщает о духов...

Конспект урока литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок"

Урок литературы в 10 классе по рассказам А.П.Чехова "Припадок" и В.М.Гаршина "Красный цветок" содержит  музыкальный ряд, который является и мотивацией и рефлексией, и зрительный ряд - репрод...

Конспект урока литературы в 6 классе по сказке-были А.Платонова " Неизвестный цветок".

Представлена разработка урока по сказке- были Андрея Платонова "Неизвестный цветок"....

Методическая разработка интегрированного урока литературы и биологии по теме: «Цветок в природе, легендах, поэзии и музыке»

Интегрированный урок - одно из новшеств современной методики. Данный урок связывает на первый взгляд несовместимые предметы: биологию и литературу. Он позволяет учащимся увидеть мир в многообразии и е...

Урок литературы А.А. Платонов "Неизвестный цветок"

Знакомство с творчеством А.А. Платонова...