Главные вкладки

    Интересное изучение интересного писателя
    статья по литературе на тему

    Смирнова Елена Юрьевна

    Горький вышел в ряд писателей мирового уровня, не имея при этом высшего образования, но постоянно занимаясь самообразованием, он оттачивал своё писательское мастерство на жизненном материале. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде».

    Всё это и многое другое обязывает меня как учителя русского языка и литературы уделять особое внимание изучению биографии и творчества нашего знаменитого земляка.  В плане углубленного изучения жизни и творчества Максима Горького продуктивной формой занятий представляется исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Кроме того, широко практикуется посещение музеев, драматического театра, проведение творческих вечеров.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gorkiy_statya_2.odt25.73 КБ

    Предварительный просмотр:

    Интересное изучение интересного писателя.

    Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) русский писатель широкого диапазона (прозаик, драматург, поэт, публицист), родившийся в Нижнем Новгороде и прошедший суровую жизненную школу.

    В 1902 году за революционную деятельность он был сослан в Арзамас и прожил там с семьёй несколько месяцев, продолжая заниматься общественной и писательской работой, не забывая о революционных делах. В Арзамасе он сходится с новыми интересными людьми, которые скрашивают его вынужденное затворничество.

    Горький вышел в ряд писателей мирового уровня, не имея при этом высшего образования, но постоянно занимаясь самообразованием, он оттачивал своё писательское мастерство на жизненном материале. Позже Горький напишет: «Я не ждал помощи извне и не надеялся на счастливый случай… Я очень рано понял, что человека создаёт его сопротивление окружающей среде».

    Всё это и многое другое обязывает меня как учителя русского языка и литературы уделять особое внимание изучению биографии и творчества нашего знаменитого земляка.  В плане углубленного изучения жизни и творчества Максима Горького продуктивной формой занятий представляется исследовательская и проектная деятельность обучающихся. Кроме того, широко практикуется посещение музеев, драматического театра, проведение творческих вечеров.

    Арзамасскую страницу биографии писателя лучше всего, я думаю, удаётся прочесть при посещении музея Алексея Максимовича Горького в Арзамасе. Мы с ребятами оказываемся в доме купчихи Мелании Подсосовой на Сальниковой улице (ныне улица Карла Маркса), где 5 мая 1902 года поселился с семьёй Алексей Максимович. Интерьер вызывает живой интерес у ребят. Они разглядывают старинную мебель, посуду, многочисленные толстые книги, расположенные за стёклами шкафа. Здорово! Ведь в начале 20 века именно здесь жил человек, ставший впоследствии мировой знаменитостью. Из рассказа экскурсовода мы узнаём, что в тихом живописном провинциальном городке писателю хорошо жилось и работалось. Тут он закончил драму «На дне», начал пьесу «Дачники», написал очерк «Городок», рассказ «Как сложил песню». Кроме этого нам рассказали, что, несмотря на надзор и многочисленные запреты,  в этом гостеприимном доме частенько было шумно и весело. Приезжали и неделями жили столичные гости: писатели Леонид Андреев, Степан Петров (Скиталец), театральный деятель Владимир Немирович- Данченко и многие другие. Дополняя рассказ о Горьком как о неравнодушном и деятельном человеке, упоминают о его взаимоотношениях с протоиреем Фёдором Владимирским, занимающимся в то время устройством водопровода для арзамасцев. Он первым пришёл к ссыльному писателю, и в разговорах они находили много точек соприкосновения. Горький распознал во Владимирском подвижника, радеющего за общественное дело и, пренебрегая его социальным статусом, старался оказать священнику моральную и даже материальную поддержку.

    Таким образом, Арзамасская ссылка не обуздала прогрессивных рвений писателя, а многоголосый колокольный звон арзамасских храмов не заглушил подпольной революционной деятельности, которой Горький продолжал заниматься. Каким бы захолустным уездным городишком не был Арзамас, он не доставил Алексею Максимовичу никаких проблем. Об этом писал сам Горький в письме к Пятницкому: «Тихо здесь, славно. Окрестности мне нравятся, широко, гладко. Вообще должен сказать, что, если  начальство думало, посылая меня сюда, причинить мне неприятность — оно ошиблось».

    Сведения, полученные в музее, заинтересовали ребят, и они решили углубить свои знания, приступив к исследовательской работе на тему: «Горький и Арзамас». В ходе исследования необходимо было решить следующие задачи:

    1. Почему именно Арзамас стал местом ссылки Горького.

    2. Каким образом продолжалась революционная деятельность находящегося в ссылке Алексея Максимовича.

    3. Как сохранилась память о пребывании пролетарского писателя в Арзамасе.

    Литературные источники на эту тему не слишком многочисленны. Это очерки об Арзамасе, путеводители по городу, местные газеты, но, используя их целенаправленно и сопоставляя в них факты, юные исследователи решили поставленные задачи и пришли к определённым выводам. Арзамас был выбран местом ссылки из-за своей интересной социальной структуры. Основную массу  жителей города  составляли мещане, купцы и духовенство, что обеспечивало тихую жизнь городу и надёжную опору самодержавию.

    Ссылка не помешала Горькому заниматься подпольной революционной деятельностью. Ему удаётся установить тесные связи с Марией Валерьяновной Гоппиус, которая сообщила ему о существовании нелегального кружка в Выездном. Позже Алексей Максимович знакомится с членами этого кружка и беседует с ними о политической обстановке в стране.

    Прожив в Арзамасе всего несколько месяцев, Максим Горький сделал немало полезного, благодаря его содействию и помощи в городе появилась первая публичная библиотека имени Некрасова, названная позже в честь своего создателя. Также в Арзамасе есть улица имени Горького, которая находится недалеко от дома, в котором он жил со своей семьёй. Этот дом стал впоследствии музеем Максима Горького. Рядом, на улице Карла Маркса, расположена средняя специальная школа №1 имени Максима Горького. При пересечении улицы Горького с улицами 1-го Мая и Советской разбит небольшой сквер. В дни 100-летнего юбилея Горького здесь поставлен памятник, созданный арзамасским скульптором Лимоновым. Ценные материалы, относящиеся к пребыванию Горького в Арзамасе, экспонируются в городском историческом музее.

    В наши дни отношение к революционным писателям изменилось, особенно к тем, которые зарекомендовали себя не как писатели-однодневки, выполнявшие тот или иной социальный заказ. Но если писателя глубоко волнует судьба Родины, если он прошёл жизненные университеты, испытав голод, холод, всевозможные лишения, то, наверняка, такой человек заслуживает внимательного рассмотрения своего творчества. Именно с этой целью я провожу творческие вечера неординарных писателей, к числу которых принадлежит и Алексей Максимович Горький. На эти мероприятия приглашаются работники библиотеки, творческие люди, которые в непринуждённой беседе с ребятами раскрывают секреты мастерства писателя.  В центре внимания Максима Горького всегда был человек с его душевными качествами, многие его произведения заставляли задуматься о том, какую жизненную позицию должен занимать гражданин в обществе. На творческом вечере непременно исполняются произведения писателя, не входящие в школьную программу, но представляющие интерес для художественного прочтения, например, «Девушка и смерть», «Легенда о Марко» и другие.  Несомненно, его произведения отличаются высокой художественностью: особый слог, доступная лексика, образность, поэтичность. Всё это повышает читательский интерес к произведениям Алексея Максимовича Горького.

    Глубоким погружением в драматическое творчество писателя является посещение Арзамасского драматического театра, на сцене которого часто ставятся горьковские пьесы. Мы с ребятами посмотрели пьесу «Зыковы» и обсудили своеобразие художественного оформления спектакля, а также интересную игру актёров. Ребята загорелись желанием реализовать театральный проект, результатом которого будет спектакль по какому-либо произведению Максима Горького. В настоящее время мы подбираем актёров, обсуждаем костюмы и декорации, далее приступим к репетициям и к 150-летнему юбилею Алексея Максимовича Горького, который будет отмечаться 28 марта 2018 года, постараемся осуществить постановку.

    Таким образом, проделанная работа по изучению жизни и творчества писателя привела к определённому результату. Обучающихся заинтересовала личность человека, сумевшего многого добиться своим трудом и упорством. Живой интерес вызвали многие произведения Горького, что актуально в плане повышения читательского интереса школьников.

          Смирнова Елена Юрьевна учитель русского языка и литературы МБОУ Хватовская ОШ Арзамасского района, Нижегородской области.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Создание электронных пособий. Приложение к урокам в 10-11 клссах. "Изучение биографии писателя на уроках литературы"

    В современных образовательных учреждениях большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практ...

    Пропаганда здорового образа жизни при изучении биографий писателей (поэтов)

    Автор делится организацией работы по пропоганде здорового образа жизни на уроках литературы  при изучении биографий писателей и поэтов....

    Формы изучения творчества писателей- земляков на уроках чувашской литературы в русскоязычной школе

    В курсе чувашской литературы 10-11классов  изучается творчество писателей, оказавших неоценимое влияние на формирование чувашской современной литературы. С учащимися выяснили, что в курсе програм...

    Технология мастерских на уроках литературы в 9 классе при изучении творчества писателей начала 18 века

    Опыт использования новых технологий для повышения мотивации учащихся к чтению...

    Интересные факты о писателях

    Интересные факты о писателях...

    Результаты Всероссийского конкурса «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»

    Результаты Всероссийского конкурса  «Мой лучший урок» «Интересно учителю – Интересно ученикам», издательство «Просвещение»http://www.school-russia.prosv....