Планирование уроков литературы в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_urokov_po_literature_v_7_klasse.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование уроков по литературе в 8 классе

1 урок. Художественная литература как искусство слова. Художественная литература и научная литература. Художественная литература и другие виды искусства. Понятие о художественном образе.

Межпредметные связи. Музыка. Глинка М. Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Русский язык. Стили речи. Сложный план.

Основные вопросы. Какова роль искусства в жизни человека? Что сближает литературу с другими видами искусства, что отличает? Что является общим законом художественного творчества?

Вопросы на восприятие. Какие виды искусства вы знаете? Каким особенно интересуетесь? Что вы читаете? Чем привлекает вас чтение? Что является предметом изображения художественной литературы? Какие отрасли знаний изучают человека? В чем их основное отличие от художественной литературы?

Основные ЗУН.  Знать основные признаки понятия «художественный образ».

Виды работы. Знакомство с учебником литературы. Чтение и анализ, составление сложного плана статьи учебника «Искусство слова». Выполнение заданий после текста. Анализ стихотворения Пушкина «Цветок». Есть ли художественные образы в этом стихотворении? Какое настроение автора в этом стихотворении? Какое настроение вызывает у вас? Какие слова кажутся особенно выразительными? Над чем размышляет поэт, описывая цветок, засушенный в книге? Интересны ли вам эти строки? Чтение стихотворения Е. Винокурова «О, состраданье!». Определение его основной мысли. Обобщить и сформулировать вывод о роли искусства в жизни человека, записи в тетрадь.

Домашнее задание. Пересказ статьи учебника «Художественная речь». Подготовить наизусть чтение одного из стихотворений (по выбору). Определить настроение автора в стихотворении. Найти художественные образы.

2 урок. Час любимого стихотворения.

Прочитать статью учебника «Роды и виды литературы». Выполнить письменно задание после прочтения статьи. Анализ и прочтение любимых стихотворений.

3 урок. Лирика. Вольнолюбивый характер лирики Пушкина. Стихотворение «Во глубине сибирских руд». Развитие понятия о художественном образе.

Межпредметные связи. ИЗО. ВА Тропинин. «Портрет АС Пушкина». История. «Восстание декабристов».

Основные вопросы. Как вы понимаете слова Твардовского: «У каждого из нас – свой Пушкин»? Чем, с вашей точки зрения, стихотворение интересно современному читателю? Почему поэт так уверен: «Не пропадет наш скорбный труд»? Какой труд имеет в виду поэт?

Вопросы на восприятие. Есть ли у вас «свой» Пушкин? Каков центральный поэтический образ стихотворения «Во глубине сибирских руд»? Как стихотворение дополняет ваши знания о личности поэта? С какими известными вам стихотворениями Пушкина можно сопоставить это стихотворение?

УЗН

Обучение выразительному чтению лирических произведений. Знать тему  идею изучаемого произведения.

Виды работ

Слово учителя о поэте. Чтение учениками (про себя) статей учебника, беседа о них. Выборочное использование фактического и иллюстративного материалов. Чтение стихотворения. Прослушивание звукозаписи. Отзыв звукозаписи с мотивировкой своего отношения, сопоставление чтений. Выразительное чтение стихотворения учащимися. Самостоятельная работа. Подготовить чтение стихотворение «Ответ декабристов». Как поняли это послание те, кому оно адресовано? Беседа по вопросам учебника.

Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение «Во глубине сибирских руд».

4 урок. Стихотворение Пушкина «Анчар». Ненависть поэта к произволу и деспотизму. Жизненная правда и художественный вымысел в стихотворении. Понятие о языке художественной литературы.

Межпредметные связи. Русский язык «Устаревшие и новые слова»

Основные вопросы. Что изменил поэт в легенде о дереве смерти, и какой смысл обрело стихотворение в связи с изменениями? Как автор относится к владыке? К рабу? Почему человек мог послать человека к анчару?

Вопросы на выявление восприятия.

Какие чувства владеют рабом? Какое из них побеждает? О чем это стихотворение? Что сближает его с другими стихотворениями поэта?

УЗН

Обучение выразительному чтению лирических произведений. Знание наизусть стихотворения «Во глубине сибирских руд».

Виды работы

Чтение стихотворения учителем. Составление комментария к стихотворению (время создания, смысл названия, факты биографии, соотносящиеся со стихотворением, непонятные слова) – самостоятельная работа. Устное словесное рисование: какие картины, образы возникают при чтении стихотворения? Аналитическое чтение стихотворения. Беседа по вопросам учебника. Наблюдения над языком стихотворения, синтаксисом, лексикой, интонацией, стихотворным размером. Выразительное целостное чтение учащимися стихотворения. Прослушивание звукозаписи. Просмотр кинофильма. МЭШ. Вопросы, предваряющие просмотр фильма, для самостоятельной работы: когда и при каких обстоятельствах написано стихотворение «Анчар»? как работал над ним поэт? На что направлены изменения в окончательном варианте стихотворения? Что изменил поэт в легенде, и какой смысл обрело стихотворение в связи с изменениями? Выразительное чтение стихотворения. Чтение других стихотворений Пушкина, написанных в 1828 году, обобщение.

Домашнее задание. Прочитать повесть «Капитанская дочка» и подготовить комментарий к ней на основании материала учебника. Год создания, исторические события, время действия, характер работы Пушкина над повестью.

5 урок. «Капитанская дочка». Причины обращения Пушкина к теме Пугачевского восстания. Жанр, композиция произведения. Историческая основа. Жизненная правда и художественный вымысел в повести. Знакомство с героем. Работа над 1 главой.

Межпредметные связи. История. Крепостные крестьяне в 18 веке.

Основные вопросы. Почему Пушкин обращается к теме Пугачевского восстания? Чем объясняются композиционные особенности повести (рассказ от лица участника событий)?

Вопросы на выявление восприятия. Почему повесть называется «Капитанская дочка»? Кто ее главный герой?

УЗН. Знание героев и основных особенностей композиции произведения, умение формулировать вопросы к изучаемому произведению.

Виды работы.

Вступительная беседа об истории создания, исторической основе, жанре, композиции повести. Вопросы: Что особенно ценили в творчестве Пушкина другие писатели? Почему Пушкин через три года после создания труда «История Пугачева» написал художественное произведение «Капитанская дочка»? Анализ эпиграфов, названий некоторых глав, их связи с содержанием. Чтение 1 главы повести. Знакомство с героем.

2 вариант вступительного урока.

Выявление первоначального восприятия повести учащимися, определение проблемных вопросов. Самостоятельная работа учащихся по группам (15 минут). Задание 1 группы: определить условия работы писателя над повестью, время создания, время действия произведения. Задание 2 группы: причины, побудившие писателя к научному и художественному исследованию событий Пугачевского восстания? Задание 3 группы: анализ заглавия повести, заглавий некоторых глав, эпиграфов, наблюдение над жанром и композицией произведения, образной системой. Задание 4 группы: постановка проблемных вопросов. Кто является главным героем? Почему повесть так названа? Каков ее жанр? Почему повесть начинается с подробного описания детства Петруши Гринева? Почему она написана от лица рассказчика? Чтение 1 главы повести, знакомство с героем.

Домашнее задание. Перечитать 2 и 1 главы. Подготовить подробные и сжатые пересказы главы 1 (по вариантам). Индивидуальное задание. 1. Определить возраст и положение ПА Гринева в период создания им записок (на основании 1 и 4 глав, финала). 2. Подготовить выразительное чтение эпизода «Наставления отца сыну» из главы 1 (полный текст повести).

6 урок. Гринев, его роль в повествовании. Первое знакомство с рассказчиком. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Особенности композиции произведения. Работа над 1 и 2 главами.

Межпредметные связи. Изобразительное искусство. АА Пластов. «Метель» Встреча с вожатым».

Основные вопросы. Почему рассказ о событиях Пугачевского восстания автор доверяет дворянину Петру Гриневу? Как эпиграф ко всей повести помогает понять цель писателя?

Вопросы на выявление восприятия. Какое впечатление произвел на вас Петруша Гринев? Над чем вы смеетесь, читая 1 главу? Как характеризует Гринева его способность к самоиронии? Какие эпизоды из главы 1 показались самыми серьезными и значительными?

УЗН. Аналитическое прочтение 1 главы. Выразительное чтение наставления отцу сыну. Как вы понимаете завет рода Гриневых? Чему служили из поколения в поколение все члены этой семьи?

Самостоятельная работа по группам.

  1. Перечитать эпизод «Первые шаги Петра Гринева в самостоятельной жизни» («В ту ночь приехал я в Симбирск» до конца 1 главы) и ответить на вопрос: как проявил себя Петр, оказавшись без родительского попечения, как это его характеризует?
  2. Чтение 2 главы, анализ эпизода «Буран в степи» (лексика, синтаксис, точность эпитетов, метафор), выразительное чтение отрывка.
  3. Подготовка и выразительное чтение по ролям диалога вожатого с хозяином постоялого двора. Как этих людей характеризует их речь? Что понял Петр Гринев, слушая этот разговор? Как это его характеризует?

Домашнее задание. Перечитать 3-5 главы. Подготовить выразительное чтение эпизодов из главы 3. На основании глав 3-5 подготовить индивидуальную характеристику Гринева «Петр Гринев на службе в Белогорской крепости».

7 урок. Гринев в Белогорской крепости. Знакомство с героями. Вопросы чести в повести. Работа над главами 3-5.

Межпредметные связи. ИЗО. П. Соколов. «Обучение солдат в Белогорской крепости», «Савельич останавливает дуэль». Иллюстрации учебника.

Основные вопросы. Какое значение для Гринева имело знакомство с «добрым семейством» Мироновых? Что добавляют главы 3-5 для понимания личности Гринева? Как эпиграфы к главам помогают понять отношение автора к героям повести? Какие нравственные вопросы решает Пушкин в повести?

Вопросы на выявление восприятия. Какое впечатление произвела на Гринева Белогорская крепость? Что оскорбительного сказал Швабрин для Марьи Ивановны? Каким вы видите Гринева в сцене дуэли? Как изменяется Гринев, оказавшись на службе в крепости?

УЗН  Обучение индивидуальной и сравнительной характеристике. Умение выделять элементы композиции в произведении и понимать их роль (экспозиция и завязка). Обучение выразительному чтению.

Виды работы

Аналитическое чтение глав 3-5. Иллюстрации. Как художнику удалось передать ироническое отношение Пушкина к состоянию крепости? Звукозапись. Отзыв о прослушивании (отрывок «Приезд Гринева в Белогорскую крепость»).

Самостоятельная работа.

Выбрать из прочитанных глав портреты Гринева и Швабрина. Составить письменный план сравнительной характеристики Гринева и Швабрина.

Домашнее задание. Чтение 6-7 глав. Составить письменно план (можно цитатный) на основании глав 3-6 по теме: «Как развиваются и нарастают события восстания». Подготовить выборочный пересказ по плану. Индивидуальные задания. 1. Проследить по тексту повести, как эпиграфы связаны с содержанием глав, и ответить на вопрос, почему большинство из них взято из народного творчества. 2. Из главы 2 выбрать описание внешности Пугачева. 3. Подготовить выразительное чтение эпизода первой встречи с Пугачевым из главы 2. («Эй, ямщик! – закричал я…его хладнокровие ободрило меня»).

Урок 8. Работа над главами 6-7. Стремительность развития действия в повести. Вопросы долга в повести. Капитан Миронов. Пугачевщина. Роль эпиграфов.

Межпредметные связи. Русский язык. Стили литературного языка. ИЗО. С. Герасимов. «Пугачев у стен Белогорской крепости», «Пугачев в Белогорской крепости». Иллюстрирование. А. Пластов. «Пугачевцы у крепости». «Суд Пугачева».

Основные вопросы. В чем трагедия капитана Миронова? Как относятся автор и рассказчик к описываемым событиям и героям?

Вопросы на выявление восприятия. Какие черты личности капитана Миронова проявляются в новых обстоятельствах? Какие чувства вызывает у вас поведение капитана Миронова? Какие эпизоды свидетельствуют о жестоких мерах правительства по отношению к другим народностям? В чем необычность первого появления Пугачева?

УЗН. Обучение выразительному чтению. Умение выделять элементы композиции (развития действия) и определять их роль. Обучение выборочному пересказу.

Виды работы.

Выборочный пересказ по плану о развитии событий. Чтение начала главы 6. Анализ прочитанного отрывка. Чем стиль, лексика отрывка отличаются от стиля всего повествования? Какова основная мысль отрывка? С какой целью писатель вводит этот фрагмент в художественное повествование? Чтение и анализ эпизода «Допрос башкирца» из главы 6. Кому сочувствует Гринев в этом эпизоде? Почему спустя годы он так отчетливо помнит все происходящее? Как ведет себя капитан Миронов, и чем вы объясните его поступки? Наблюдения над поведением капитана Миронова во время приступа (главы 6-7). Анализ эпиграфов к главам 3 и 7. Обобщение наблюдений над характером капитана Миронова. Чтение встречи с Пугачевым (глава 2). Анализ эпиграфов к главам, рассказывающим о Пугачеве. Чтение и анализ эпизода из главы 7 «Суд Пугачева». Как поведение Пугачева в этой сцене раскрывает его внутреннее состояние? Сопоставление иллюстраций А. Пластова и С. Иванова «Суд Пугачева» (самостоятельная работа в группах). Отличается ли в иллюстрациях трактовка этой сцены и образа Пугачева и чем? Какие моменты этого эпизода изображены на иллюстрациях?

Домашнее задание. Письменный ответ на вопрос: «Как в поведении Гринева перед казнью раскрывается его душевное состояние»? Перечитать главу 8.

9 урок. Урок развития речи. Обучение сочинению-рассуждению по изучаемому произведению. Работа над эпизодом из главы 8 («Я не почел нужным оспорить мнения казака… Гости выпили еще по стакану»). Развернутый ответ на вопрос: «Что открыл для себя Гринев, присутствуя на военном совете»?

Межпредметные связи. ИЗО. П. Соколов. «Гринев у Пугачева».

Домашнее задание. Перечитать главы 8-9. Групповое задание: подготовить выразительное чтение по ролям эпизодов из главы 8 «Разговор Гринева с Пугачевым» («Несколько минут продолжалось наше обоюдное молчание….  Казалось, все в нем было тихо»). И глава 9 «Пугачев и Савельич» («Наконец Пугачев вышел из сеней… Народ пошел провожать Пугачева»). Групповое задание. Проследить по содержанию глав 2, 7-9, к  чему приводят добрые поступки в отношениях Гринева и Пугачева. Индивидуальное задание. Дать развернутый ответ на вопрос: «Согласны ли вы со словами ВФ Одоевского, что Савельич «лицо самое трагическое» в повести и почему? (Главы 1, 4-5, 8-9).

10 урок. Необычайные встречи Пугачева с Гриневым. Образ Пугачева – главного героя повести. Образ Савельича. Работа над главами 8-9.

Основные вопросы. Почему Пугачев так настойчиво предлагал Гриневу служить у него? В чем трагедия Савельича?

Вопросы на выявление восприятия. Как Пугачев относится к Гриневу? К чему приводят добрые поступки в отношениях людей друг к другу? Что в личности Савельича вызывает ваше уважение к нему? Над чем смеемся, читая главу 9? Как автор относится к Савельичу?

УЗН. Обучение выразительному чтению и проблемной характеристике (индивидуальной и сравнительной).

Виды работы.

 Выразительное чтение эпизодов из глав 8,9. Речь героев. Поведение Пугачева. Отношение Пугачева к людям. Сообщение о характере Савельича.

Домашнее задание. Прочитать главы 10-12. Подготовить сжатый пересказ содержания глав 10 и 11. Индивидуальное задание. Подготовить подробный пересказ эпизода «Во дворце Пугачева».

11 урок. Пугачев, его взгляды на жизнь. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Работа над главами 10-12.

Межпредметные связи. Русский язык. Описание помещения. ИЗО. А. Пластов «В Бердской слободе», «Пугачев освобождает Машу Миронову». С. Герасимов. «Сцена свидания Гринева с Пугачевым».

Основные вопросы. В чем Пугачев видит смысл жизни? Почему он о самом заветном говорит именно с Гриневым?

Вопросы на выявление восприятия.  Как Пугачев относится к Гриневу? Чем объясняется это отношение? О чем разговор Пугачева с Гриневым? Почему Пугачев освободил Машу Миронову?

УЗН. Умение выделять элементы композиции (кульминация) в художественном произведении и понимать их роль. Умение характеризовать героев, сопоставлять их с целью выявления авторского отношения. Обучение выразительному чтению.

Виды работы. Беседа о продолжающихся странных приятельских отношениях Гринева и Пугачева. Чтение эпизода из 11 главы «Разговор в кибитке» («Легко можно себе представить……Оба мы замолчали, погрузясь каждый в свои размышления»). Авторские ремарки. Речь. Интонация. Жесты. Мимика говорящих. Выразительное чтение эпизода по ролям. Какие чувства испытывает Гринев к Пугачеву? Какое из них преобладает? Как это его характеризует? Как в этом диалоге раскрываются взгляды Пугачева на жизнь? Прослушивание записи «Сказка об орле и вороне». Самостоятельная работа (по вариантам). Задание 1. Сравнить поведение Гринева и Швабрина (глава 12) в эпизоде приезда Пугачева и Гринева в комендантский дом («Кибитка подъехала к крыльцу…   закутим, запьем – и ворота запрем!»). Как этот эпизод дополняет наши представления о характере Гринева и Швабрина? Задание 2. Прочитать эпизод из главы 12 («Чего я опасался, то и случилось… а я остался под предлогом приготовлений к отъезду») и дать развернутый ответ на вопрос: «Как в жестах, мимике, речи, интонации Пугачева, узнавшего, что Гринев его обманул, раскрывается его душевное состояние?».  Подготовить выразительное чтение отрывка.

Домашнее задание. Выучить наизусть калмыцкую сказку, рассказанную Пугачевым. из глав 8-11 выписать несколько пословиц из речи Пугачева и сделать обобщение (как характеризует Пугачева его речь). перечитать главы 13-14. Прочитать статью учебника «Точность и краткость пушкинской прозы». Привести свои примеры выразительности языка повести.

12 урок. Маша Миронова. Проявление душевной стойкости девушки, преданности и верности любимому человеку в сложных жизненных условиях. Вопросы чести и долга в повести. Работа над главами 13-14.

Межпредметные связи. ИЗО. П. Соколов «Гринев и Маша Миронова».

Основные вопросы. Почему повесть названа «Капитанская дочка»? Кто главные герои повести? Как эпиграф ко всей повести относится к каждому из героев?

Вопросы на выявление восприятия. Почему Гринев на суде не назвал имя Маши? Правильно ли он поступил? Почему и Швабрин не назвал имя Маши? Как это его характеризует? Какие стороны характера Маши проявляются после ареста Гринева? Как отец Гринева воспринял весть об аресте сына?

УЗН. Знание наизусть отрывка из повести. Знание текста изучаемого произведения.

Виды работы. Беседа по содержанию глав 13-14. Чтение и анализ эпизода встречи и разговора Маши Мироновой с неизвестной дамой, глава 14. Чьими глазами мы видим эту встречу? Могла ли Маша по поведению, внешности, мимике, словам дамы догадаться, что перед нею императрица? Как ведет себя с этой приятной, но властной дамой Маша? Обобщение о характере Маши, об  изменениях, происшедших с нею, о ее роли в судьбе героев повести.

Домашнее задание. Перечитать финал повести. Составить сложный план сравнительной характеристики Гринева и Швабрина. Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение эпизода из главы 2 «Пророческий сон Гринева» («Я находился в том состоянии чувств и души…ужас и недоумение овладели мною»).

Урок 13. Идейное содержание повести. Нравственная основа произведения. Жизненная правда и художественный вымысел в литературном произведении.

Основные вопросы. Кто главные герои повести? Почему Гринев называет свой сон пророческим? О чем эта повесть? Что сближает ее с другим прозаическим произведением Пушкина «Дубровский»?

Вопросы на выявление восприятия. Как изменилось отношение Гринева к Пугачеву? Почему Гринев пришел на его казнь? Как Пугачев встретил  свою смерть?

УЗН. Знание темы, идеи изучаемого произведения, основных особенностей композиции (развязка). Формулирование вопросов к изученному произведению.

Виды работы. Заключительная беседа по содержанию повести. Чтение финала повести. Какое чувство вызывает у Гринева казнь Пугачева? Перечитать эпизоды из 2 главы «Пророческий сон Гринева». Что было в этом сне пророческого? Обобщение идейного содержания повести, обсуждение возможных тем сочинений по повести. Беседа о памятниках Пушкину в нашей стране.

Домашнее задание. Написать домашнее сочинение-рассуждение по повести Пушкина «Капитанская дочка». Возможные темы:

  1. Почему повесть называется «Капитанская дочка»?
  2. Как эпиграф к повести относится к каждому из ее главных героев?
  3. Любимые страницы повести.
  4. Какую роль сыграл Пугачев в судьбе Гринева?
  5. Гринев и Швабрин.
  6. Лжецарь Пугачев и императрица Екатерина.

 14 урок. Урок вн.чт. «Пиковая дама», «Повести Белкина», стихотворения русских  и современных поэтов о Пушкине по выбору учащихся.

Домашнее задание. Читать поэму Лермонтова Песня про купца Калашникова».

15 урок. Урок РР. Обучение рассказу о писателе на основе рассказа учителя, статьи учебника и других материалов.

Домашнее задание. Прочитать «Воспоминания о «певце свободы».

16 урок. «Песня про купца Калашникова». Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров героев. Народнопоэтическая основа произведения.

Межпредметные связи. История. Москва – столица Российского государства. Русский язык. Устаревшие и новые слова. ИЗО. ИЯ Билибин. ВМ Васнецов.

Основные вопросы. Почему Лермонтов обращается к «Песне»? К воспроизведению черт народного стиля (зачин, троекратные повторения, язык)?

Вопросы на восприятие. Что вы знаете об эпохе Ивана Грозного? Какое воплощение она нашла в литературе? В живописи? Какие другие примеры обращения писателя к исторической теме вам известны? Чем они могут быть вызваны? К какому роду литературы можно отнести «Песню» Лермонтова и почему? Какое настроение вызывает зачин?

УЗН. Обучение чтению. Знание сюжета поэмы и основных особенностей композиции.

Виды работы. Подготовка восприятия поэмы (история создания, эпоха Ивана Грозного, словарь эпохи). Анализ заглавия поэмы и комментированное чтение поэмы. Зачин и 1 часть. Устное словесное рисование «Пир Ивана Грозного». Репродукции картин ВМ Васнецов. Гусляры. ИЯ Билибин. Боярский пир времен Ивана Грозного. Какое настроение они вызывают? Кто в центре картины Билибина ИЯ? Как картина помогает понять быт Руси 16 века?

Домашнее задание. Прочитать поэму до конца. Подобрать стихи для подписей под рисунками.

17 урок. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и царем. Сила и цельность характера Калашникова. Построение поэмы.

Межпредметные связи. ИЗО. ИЯ Билибин. «Кирибеевич и Алена Дмитриевна». Иллюстрации ВМ Васнецова.

Основные вопросы. В чем противопоставлены Кирибеевич и Калашников? Как автор относится к своим героям? Как вы понимаете слова русского критика ВГ Белинского, который писал о Кирибеевиче: «Ужасное торжество совести в глубокой натуре»?

Вопросы на выявление восприятия. Что вы узнали из части 2 о характере родственных отношений наших предков? Как вы относитесь к Кирибеевичу? В чем его беда? На чьей стороне справедливость? Каким представляете себе характер Калашникова? Справедливо ли поступил царь? Почему Калашников просит братьев помолиться за его «душу грешную»? В чем он видит свой грех? Чем вы можете объяснить, что поэму Лермонтова иллюстрировали многие художники, писавшие о прошлом, такие, как ВИ Суриков, ВМ Васнецов, ИЯ Билибин?

УЗН. Уметь характеризовать героев, сопоставлять их с целью выявления авторского отношения к ним.

Виды работы. Комментированное чтение поэмы до конца. Наблюдения над иллюстрациями. Аналитическое чтение фрагментов поэмы.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из поэмы (начало 3 главы или другие фрагменты по выбору).

18 урок. Заключительный урок. Оценка морали и поведения героев с позиций народа. Народно – поэтическая основа произведения. Развитие понятия о теме и идее художественного произведения.

Основные вопросы. О чем эта поэма? Какое значение для понимания ее смысла имеет тот факт, что поэма написана в том же году, что стихотворение «Бородино»?

Вопросы на выявление восприятия. На чьей стороне симпатии гусляров  народа? Какое настроение вызывает повторяющийся припев гусляров? Почему народ помнит и чтит безымянную могилу? Чем вы можете объяснить интерес поэта к исторической теме?

УЗН. Знание сюжета поэмы и отрывка из нее наизусть. Обучение выразительному чтению.

Виды работы. Прочтение понравившихся эпизодов поэмы. Чтение наизусть. Ритмика. Строфика. Язык поэмы. Обобщающая беседа о теме и идее поэмы, о красоте ее языка. Самостоятельная работа (письменно). Примерные темы. 1. Размышляя над поэмой Лермонтова. 2. Чем мне понравилась поэма МЮ Лермонтова?  Темы выявляют личностное отношение к поэме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование уроков литературы 10 класс

Планирование уроков литературы 10 класс с графиком контрольныз работ...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение)

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 8 класс  (надомное обучение)Класс 8, КТП по литературе 8 класс (программа Коровиной)Количество часов: всего 34 , в неделю 1ч...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы 5 класс (по ФГОС)

Календарно-тематическое планирование разработано на основе новых стандартов....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы по программе "Школа 2100", количество часов - 70, количество часов в неделю - 2....

Календарно - тематическое планирование уроков литературы. 5 класс. Образовательная система "Школа 2100"

Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе по программе "Школа 2100". Количество часов-70, количество часов в неделю - 2....

Тематическое планирование уроков литературы 8 класс (надомное обучение) по УМК Коровиной

Данная работа содержит календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе по программе В.Коровиной (надомное обучение по медицинской справке). По плану-18 уроков в год, т.е. 0,5 часа ур...