Методическая разработка на тему : Стилистические возможности личных и притяжательных местоимений в поэме А.Т.Твардовского " Василий Теркин"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

)Зайцева Ирина Алексеевна

Раскрытие стилистических возможностей личных и притяжательных местоимений в поэме "Василий Теркин",показ с их помощью  , что участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов было наиважнейшим делом как каждого человека , так и всего народа в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tyorkinosnova_-_kopiya.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Стилистические возможности личных и притяжательных местоимений в поэме А.Т.Твардовского “Василий Тёркин»

                     

Автор : Зайцева. И.А.

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Лицей № 36»

Ленинского района г. Саратова

Саратов 2018 г.

Введение.

А.А.Реформатский в книге «Очерки по фонологии, морфонологии и морфологии» писал: «Местоимения удобны и практичны, но в них нет «переливов красок» и настоящего живого слова. Их назначение – указание <…> …местоимения – это не конструкторы, не инженеры, а скорее «уборщики», «подметальщики». Без них не проживёшь, но не они зажигают огонь мысли, не они бередят чувства».

Но так ли это? Думается, что А.А.Реформатский несколько принижает значение местоимений. Местоимения значимы не только как важное средство коммуникации, но и как яркое экспрессивное средство. Мы решили это доказать на примере произведения «Василий Тёркин» Александра Трифоновича Твардовского.

Цель нашей работы - раскрыть стилистические возможности личных и притяжательных местоимений в поэме «Василий Тёркин», показать с их помощью, что участие в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов было наиважнейшим делом как каждого человека, так и всего нашего народа в целом.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1)познакомиться с научной литературой по данной теме;

2)выбрать необходимый текстовой материал из поэмы;

3)выяснить, как функционирую в поэме личные и притяжательные местоимения.

Мы не нашли ни одной книги, где бы описывались стилистические возможности местоимений в поэме «Василий Тёркин». Поэтому в этом смысле наша работа несёт элементы новизны.

Участие в войне, как и празднование победы – это результат усилий и отдельных людей, и всего многомиллионного народа нашей страны. С помощью личных и притяжательных местоимений мы попытались показать это. События семидесятилетней давности не устарели, в ноябре 2011 года был организован парад на Красной Площади, посвящённый параду 1941 года, когда враг стоял на подступах к Москве. Его участники (а их, к сожалению, сейчас осталось очень мало) сразу после парада уходили на фронт. Тема той войны для нас священна. Поэтому мы думаем, что работа наша тоже актуальна.

Стилистические функции личных и притяжательных местоимений.

Употребление личных и притяжательных местоимений, как считают специалисты в области языка художественного текста, придают речи оттенок искренности, взволнованности, задушевности.

Местоимение я является личным местоимением первого лица единственного числа и обозначает говорящего. «Личностное я» - это сам говорящий, воспринимающий жизнь во всех её проявлениях, отражающий сложность, многогранность, противоречивость человеческой натуры.

В поэме «Василий Тёркин» чаще всего это местоимение звучит из уст Василия Тёркина, что и понятно, ведь он главный герой поэмы, например:

Я от скуки – на все руки,

Буду жив – моё со мной.

 (глава «Смерть и воин»)

Также лирический герой, который в поэме очень близок автору, непосредственно выражает себя через местоимения 1-го лица единственного числа. Здесь он осмысливает своё предназначение, свою роль в различных сферах жизни – в поэзии, в судьбе другого человека, в истории народа, Родины, например:

Я загнул такого крюку,

Я прошёл такую даль,

И видал такую муку,

И такую знал печаль!

(глава «На Днепре»)

«Обобщённое я» - это говорящий, который относит себя к любым другим лицам при схожей ситуации:

                                                  Я ограблен и унижен,

Как и ты, одним врагом.

(глава «О себе»)

Лирический герой, как и весь наш народ, испытал все ужасы фашизма и мечтает о скорейшем окончании войны.

Притяжательное местоимение мой имеет значение «принадлежащий мне, имеющий отношение ко мне». В поэме мой (моя) – это герой, деревня, Родина, ушанка, гармонь, кисет, сторона, дом, мать-земля, друг, Москва, «запас неприкосновенный», солдат, Тёркин, душа, «читатель, друг и брат», боль, отрада, отдых, подвиг, земляк, натура, мир, ровесник, выдумка. Использование этого местоимения говорит о привязанности, любви к определённым вещам и понятиям, любви к определённым вещам и понятиям того, кто об этом говорит. Например, в главе «На Днепре» четырежды звучит обращение:

Мать-земля моя родная <…>

Местоимение мы – это местоимение первого лица множественного числа, оно «служит говорящему для обозначения себя и собеседника или нескольких лиц, включая себя». Обращение поэта к местоимению мы, объединяющему в своём значении автора и его единомышленников, слушателей, читателей, подчёркивает единство взглядов, общность убеждений людей, живущих в одну эпоху, принадлежащих одному поколению.

В главе «Дед и баба» поэт пишет:

                                    Вспомним с нами отступавших,

                                    Воевавших год иль час,

                                    Павших, без вести пропавших,

                                    С кем видались мы хоть раз,

                            Провожавших, вновь встречавших,

                                    Нам попить воды подавших,

                                    Помолившихся за нас.

Здесь автор четыре раза использует местоимение мы (мы, нам, за нас), тем самым подчёркивая, что военные невзгоды, трудности и радости сполна испытали все советские люди.

Местоимение наш имеет значение «принадлежащий нам, имеющий отношение к нам». В поэме наш (наша, наши) – это рота, брат, парень, командир, дети, деды, внуки, края, победа, нервы, Тёркин, хата, костёр, топор, маршрут, мотор, друг, солдат, речь, сила, служба, тело, душа, бабка, черти, дед, жизнь, место, труженица-мать.

В произведениях о Великой Отечественной войне наши (наш) означает «советские войска», «партизаны».

В главе «На Днепре» речь идёт о наступлении советской армии и освобождении Украины. Немцы в спешке отступают, поэтому автору очевидно, что

Слева наши, справа наши…

Здесь местоимение наши выступает в роли существительного.

В поэме несколько раз встречается фразеологизм наш брат, что значит «мы и им подобные»:

Шёл наш брат, худой, голодный <…>

(глава «Перед боем»)

Местоимение свой имеет значение «принадлежащий себе, имеющий отношение к себе». В главе «Гармонь» Тёркин

Догонял свой полк стрелковый,

                                            Роту первую свою.

Одно из значений местоимения свой – «собственный, составляющий чьё-либо личное достояние». Таковым общенародным «достоянием» в поэме является Россия.

Поэтому в главе «Перед боем», в которой описывается отступление наших войск,

Поэт с горечью задаёт вопрос:

Что там, где она, Россия,

                                                  По какой рубеж своя?

В поэме свой (своя, свои) – это парень, земля, Россия, праздник, хозяйка, оценка, ребята, артиллерия, плечо, сельсовет, полк, рота, рука, шапка, порядок, края (край), тропа, грудь, награда, подпись, болото, кровать, привычка, судьба, счастье, палата, час, Тёркин, черёд, улочка, кручина, дума, душа, авось, суп, беда, очи, рубеж, столица, поход, тетрадка, глаза, кровь, участок, топорик, гибель.

Местоимение ты – это местоимение второго лица единственного числа, оно «служит для обозначения лица, собеседника, преимущественно близкого». Таким для автора стал Василий Тёркин, о чём он открыто заявляет в первой главе «От автора»:

       С первых дней годины горькой,

 В тяжкий час земля родной

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

Местоимение ты получает отрицательную оценку, если отражает фамильярно-пренебрежительное отношение говорящего ко второму лицу. В главе «Поединок» читаем такие строки, обращённые к фашисту, который дерётся  один на один с Тёркиным:

Кто ж ты есть? Мне толку нету,

                                           Чей ты сын и чей отец.

                                           Человек по всем приметам,-

                                            Человек ты? Нет. Подлец!

Понятно, какие чувства испытывает тот, кто произносит эти слова.

В поэме встречается местоимение ты, обращённое к отвлечённому собеседнику. В качестве отвлечённого собеседника обычно выступает ли предмет, или отвлечённое понятие: смерть, любовь, земля, название страны, города и тому подобное. Такое значение может передаваться и с помощью  притяжательного местоимения твой. В главе «На Днепре» автор пишет:

  Мать-земля моя родная,

Я твою изведал власть,

Как душа моя больная

Издали к тебе рвалась.

Здесь в качестве собеседника выступает родная земля, ради которой отдали жизни миллионы людей. Освобождённая от врагов земля вызывает у нас разные чувства: радость и боль, восхищение и светлую грусть.

Местоимение твой имеет значение «принадлежащий тебе, имеющий отношение к тебе». В поэме твой (твоя, твои) – это хата, закон, ЦК, Калинин, суд, отец, глава, деревня, сын, щёки, речка, крылечко, власть, Тёркин, воин, слава, тело, жалость, гибель, вина.

 Местоимение вы – это местоимение второго лица множественного числа, оно «служит для обозначения нескольких лиц, включая собеседника и исключая говорящего». Например, глава «Тёркин пишет» заключается словами главного героя, который, находясь в госпитале, пишет своим однополчанам:

Обнимаю вас, чертей.

                                                          Ваш

                                           Василий Тёркин.

Особенностью русского языка является наличие в нём двух местоимений – ты и вы, которые могут восприниматься как формы второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной/неофициальной обстановки.

Местоимение вы в форме единственного числа – это вежливая форма обращения к старшему по возрасту или малознакомому человеку. В главе «О потере» Тёркин рассказывает бойцам о девушке-медсестре, которая одолжила свою шапку:

Я вам шапку дам свою.

И теперь Тёркин мечтает о том, что «случится разговор», где уже он скажет:

«Разрешите вам при встрече

Головной вручить убор…»

Местоимения он (она, они) – это местоимения  третьего лица, они служат «для обозначения предмета речи (исключая говорящего и собеседника)»

Местоимение он в поэме чаще всего относится к Василию Тёркину, главному герою, так как именно о нём больше всего пишет автор:

    Он лежит с лицом землистым,

Не моргнёт, хоть глаз коли.

В самый срок его танкисты

Подобрали, повезли.

Но также местоимения он (она, они) соотносятся с другими людьми и предметами, с такими, например, как каша, земля, Россия, командир, парень, хозяйка, ребята, снежок, снаряд, противник, гармонь, пила, сало, яичница, медсестра, девчонка, война, солдат, майский жук, танк, герой, места, генерал, Днепр, земляк, пункт Борки,  немец, любовь и другие.

Личные местоимения могут создавать «эффект отстранённости» за счёт замены личных местоимений 1-го лица 3-им. Человек в этом случае как бы смотрит на себя со стороны и оценивает себя определённым образом.

                                           Трижды был я окружён,

Трижды – вот он! – вышел вон,-

не без гордости говорит Василий Тёркин, рассказывая о себе в главе «На привале».

Иногда личное местоимение 3-го лица используется для усиления, подчеркивания предшествующего подлежащего. Такое плеонастическое (избыточное) использование местоимения встречается, с одной стороны, в торжественном стиле, в поэтическом языке, а с другой стороны, как в поэме «Василий Тёркин», в разговорном языке. Местоимениями дублируются самые обычные слова, например:

Танк - он с виду грозен очень,

                                                  А на деле глух и слеп.

(глава «На привале»)

Экспрессивность вокруг местоимений возникает и в случае перехода автора от неопределённых местоимений к личным, в чём отражается процесс узнавания.

В главе «Бой в болоте» автор пишет:

 Этот бой в болоте диком

                                                       На втором году войны

            Не за город шёл великий <…>,

   А за некий, скажем ныне,

    Населённый пункт Борки,

                                                       Он стоял за тем болотом.

У конца лесной тропы,

             В нём осталось ровным счётом

                                                        Обгорелых три трубы.

«Некий» пункт Борки становится местом, за который идёт ожесточённый бой. Это часть родины, хотя от него почти ничего не осталось.

Для обозначения принадлежности третьему лицу в роли притяжательных местоимений употребляется родительный падеж личных местоимений третьего лица: его, её, их. В поэме с этими местоимениями употребляются следующие существительные: «их висков», «их мальчишьих глаз», «срок её», «его черёд», «его порядки», «его дорога», «о его слезе святой».

Использование личных и притяжательных местоимений в тропах и стилистических фигурах.

В поэме личные и притяжательные местоимения используются для создания различных художественно-выразительных средств:

а) синекдохи, основанной на перенесении значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними - единственного числа вместо множественного:

                                Был рассеян я частично,

 А частично истреблён…(глава «На привале»)

б) перифразы- оборота, состоящего в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты:

И лежит он, мой герой,

                                                   Спит себе, как дома.

(глава "На привале")

в) градации - стилистической фигуры, состоящей в таком расположении слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение. Благодаря чему создаётся нарастание производимого ими впечатления:

И как будто дело делал:

   Шёл ко мне - убить меня.

( глава "Тёркин ранен")

г) умолчании - оборота речи, заключавшегося в том, что автор сознательно не до конца, предоставляя читателю самому догадываться о невысказанном:

Тула, Тула, это ж я...

                                                          Тула... Родина моя!

(глава "Тёркин ранен")

д) риторического вопроса - стилистической фигуры, состоящей в том, что вопрос ставится не с целью получить на него ответ, а чтобы привлечь внимание читателя к тому или иному явлению:

Подавай! Нет, кто ты есть,

Что должны тебе в России

Подавать мы пить и есть?

(глава "Поединок")

е) анафоры - повторения отдельных слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание:

-В своём болоте

Ты находишься сейчас.

Ты в степи. Во взводе. В роте.

Ты имеешь связь и часть.

(глава "Бой в болоте")

ж) антитезы-оборота речи, в котором для усиления выразительности речи резко противопоставляются противоположные понятия:

Передал бойцам катушку:

-Вы - вперёд. А я - в обход.

                                                                                                 (глава "Тёркин ранен")

                                                                                     Выводы.

Таким образом, мы видим, что личные и притяжательные местоимения играют в поэме "Василий Тёркин" большую роль.

Во-первых, с их помощью автор подчёркивает, что война, как огромное социальное потрясение, коснулась абсолютно всех советских людей.

Во-вторых, эти местоимения часто противопоставляют между собой воюющие стороны.

В-третьих, в поэме личные и притяжательные местоимения относятся к самому широкому и разнообразному кругу людей, понятий, явлений.

В-четвёртых, они могут выражать многообразные оттенки эмоционального состояния людей . В-пятых, они используются в различных художественно - выразительных средствах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Час поэзии "Вася Теркин - мой герой" по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин" (8 класс)й

МОУ «Средняя общеобразовательная школа» села Усть-Вымь Республики Коми  Час поэзии «Вася Теркин – мой герой» по поэме А.Т.Твардовского  «Василий Теркин», посвященный 65 - ой г...

«Человек на войне» по поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

«Василий Теркин» - это лучшееиз всего написанного о войне на войне»                                    ...

Тест по поэме А.Т. Твардовского "Василий Теркин"

Данный тест предназначен для уроков литературы в 8 классе с целью проверки усвоения обучающимися текста поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин"...

Обобщающий урок по поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Урок обобщающего повторения, цель которого подвести итоги изучения поэмы, систематизация литературоведческих понятий, развитие творческих способностей, самостоятельности и наблюдательности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА Учебная дисциплина: «Литература» Тема: «Лирический герой поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин»

Раскрыть гражданское мужество поэта; показать роль поэмы и героя в годы войны; помочь обучающимся осознать истоки нашей победы....

Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...

Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....