Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Красикова Ольга Игоревна
Конспект урока в 6 классе по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе" "Дружба Васи с Валеком и Марусей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon druzhba_vasi_s_valekom_i_marusey.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  литературы в 6 классе по теме: «Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко «В дурном обществе».

Цели урока: показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям: доброте, отзывчивости, милосердию; развивать творческие способности учащихся (построение ассоциативного ряда, составление синквейнов, написание сочинений); воспитывать нравственные качества; научить наблюдать за  развитием сюжета и поведением героев; прививать любовь к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Эпиграф к уроку:  

«В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы; исключить из жизни дружбу все равно, что лишить мир солнечного света»       Цицерон

“…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (Короленко.)

Ход урока.

I. Организационный  момент

II. Сообщение темы и задачи урока.

Работа с эпиграфом.

- Согласны ли вы с высказыванием философа? Сможет ли человек прожить без дружбы? (ответы учащихся).

Тема нашего урока:  « Дружба Васи с  Валеком и Марусей»

Наша задача – понять, какие изменения происходят в сознании Васи под влиянием встречи с новыми друзьями; выяснить, какие нравственные уроки мы можем извлечь, наблюдая за взаимоотношениями героя с представителями“ дурного общества”.

III. Работа по теме урока.

 -Дружба … А как вы понимаете значение этого слова? А для меня дружба – это взаимопонимание, поддержка, доверие, помощь, любовь, добро.

Из всего вышесказанного могу обобщить, что дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, это общность интересов

Словарная работа.

Уточним значение слов, которые будут нужны нам на уроке.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем.

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

IV. Работа в группах.

1. Как развивались бы события, если бы Вася не пошёл в часовню?

2. Как развивались бы события, если бы Вася и Валек подрались?

3. Как развивались бы события, если бы Вася послушал отца и перестал ходить к ребятам?

V. Актуализация ранее изученного. Работа по тексту произведения.

1. -  А как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога прошла через нашу?»

 Встреча с Тыбурцием, Валеком и Марусей помогла Васе из «негодного мальчишки» -  бродяжки превратиться в доброго верного товарища.

Для того чтобы доказать это, обратимся к тексту.

Почему знакомство с Валеком и Марусей целиком увлекло Васю?

Валек и Маруся. Какими их увидел Вася?

Каким увидел Вася Валека в первый раз?

Какая деталь в портретной характеристике Валека особенно привлекла Васю?

Выделите в IV и V главах описания внешности Маруси. Какие эпитеты, сравнения, оценочные слова использует в них автор?

О каком отношении Васи к Марусе говорят эти эпитеты, сравнения и слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами?

Почему Вася, наблюдая за Марусей, стал невольно сравнивать ее со своей сестрой Соней?

Подведем итог нашим наблюдениям.

Чем Валек и Маруся не похожи на обычных детей, каких знал Вася до знакомства с ними?

Что сделало их такими?

Почему Вася не понял смысл загадочных слов Валека: “Серый камень высосал из нее жизнь?”

Когда раскрылась мальчику эта загадка?

Обратим внимание на описание подземелья.

Выделите в тексте повести детали, характеризующие подземелье.

Какое впечатление произвела на Васю обстановка подземелья?

Как вы понимаете слова о “серых камнях”, которые “высосали жизнь” из Маруси? Что “неумолимое, твердое и жестокое, как камень”, “высасывало” румянец, блеск глаз и живость движений девочки?

Ответить на этот вопрос вы сможете, заполнив таблицу. Разделите страницу тетради на две колонки и озаглавьте левую из них “серый камень”. Запишите под этим заголовком слова, которые вы связываете в вашем сознании с этим понятием.

(Ученики записывают слова “голод”, “холод”, “боль”, “страх”, “ужас”, “безжалостность”, “черствость”, “равнодушие”, “жестокость”, “бесчувственность”, “несправедливость”.)

(Вывод. Серый камень является символом жестоких, несправедливых законов общества.)

Не меньшее потрясение испытывает Вася, познакомившись не только с тем, где живут его друзья, но и узнав, как они добывают средства к существованию.

Прочитайте по ролям диалог Васи и Валека из V главы.

Что переживает Вася, узнав, что его друзья – нищие и воры?

Какие чувства борются в душе героя?

Какие “смутные вопросы и ощущения” тревожили Васю, узнавшего, что его друзья – нищие и воры?

Как решил для себя эти проблемы Вася? Почему их называют проблемами нравственного выбора?

Ребята, серому камню, символизирующему человеческую жестокость и несправедливость, противостоит в повести человеческое сердце. Продолжаем работу по заполнению таблицы. Озаглавьте правую колонку “человеческое сердце” и запишите слова, которые вы связываете с этим понятием.

(Ученики записывают слова “доброта”, “чуткость”, “сочувствие”, “сострадание”, “милосердие”, “терпимость”, “понимание”, “душевное тепло”, “справедливость”, “великодушие”, “искренность”.)

В результате работы учащихся составляется следующая таблица:

“Серый камень”

Человеческое сердце

Голод, холод, боль, страх, ужас, безжалостность, черствость, равнодушие, жестокость, бесчувственность, несправедливость

Доброта, чуткость, сочувствие, сострадание, милосердие, терпимость, понимание, душевное тепло, справедливость, великодушие, искренность

Символ жестоких, несправедливых законов общества

Закон совести

8. Сопоставьте ваши наблюдения со словами эпиграфа: “…лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня”. (В. Г. Короленко.)

Если бы все люди жили по законам человеческого сердца, поступали бы, как велит им совесть, то не было бы “серых камней”, “высасывающих жизнь” из людей, обитающих в трущобах.

Вася живет по законам своего сердца, и он откликается на сердечное участие, тепло и внимание тех, кого называют “дурным обществом”. Однако социальное положение этих людей не закрывает от него их душевных качеств: искренности, простоты, доброты, стремления к справедливости. Именно здесь, в “дурном обществе”, Вася находит настоящих друзей и проходит школу истинного гуманизма.

Почему Валека и Марусю нельзя назвать “дурным обществом” для Васи?

Вывод. Познакомившись и подружившись с представителями «дурного общества», Вася стал смотреть на мир совсем другими глазами.

2.  Чему, по-вашему, научило Васю общение с  Валеком и Марусей?

(  Ему в жизни очень не хватало дружбы, внимания, душевной близости, настоящих  друзей.

- Вася по натуре был человеком добрым и верным. Когда он почувствовал, что в нем нуждаются, он всей душой откликнулся на это. Валек помог Васе лучше узнать собственного отца.

 -В дружбу с Марусей  Вася вкладывал  то чувство старшего брата, ту заботу,  которую дома ему мешали проявить  по отношению к родной сестре.

Вася не только постоянно дарит им лакомства, но он вносит оживление в их скучную, безрадостную жизнь.  Он  затевал веселые игры, громко смеялся, рассказывал Марусе сказки.

- Для  Валека и Маруси, чувствовавших  себя отверженными,  дружба была большой  радостью в  жизни.  

Вася был единственным другом, с которым можно было поговорить. Валек  дорожил его дружбой, не побоялся  Тыбурцыя, запретившего посвящать кого — либо в тайну подземелья).

Вывод учителя: Вася  ценил возникшую  дружбу и дорожил ею. Дружба с нищими детьми помогла ему наладить отношения с отцом.

VII. Рефлексия.

Каждый учащийся получает листок, на котором должен продолжить и записать предложение: “Самое главное, что я понял(а) сегодня на уроке, это…”.

IX. Домашнее задание.

Повторить композиционные части.

Чтение текста, творческое составить синквейн на тему Дружба, добро.

Примерные  синквейны:

Дружба.

настоящая, крепкая

помогает, поддерживает, выручает

может пройти через всю жизнь

любовь (доброта, помощь, …)

Добро.

безвозмездное, бескорыстное

выручает, помогает, поддерживает

помогает человеку жить

любовь (помощь, …)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока на тему "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")"

Фрагмент урока по литературе для 5 класса "Дружба Васи с Валеком и Марусей (по повести В.Г. Короленко "В дурном обществе")". Используются кейс-технологии. Раздел – «Русская литература XXвека...

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко  «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....

Урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья"

Этот урок способствует овладению учащимися коммуникативной компетентностью, помогает в формировании важнейших ценностных установок личности ученика....

Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»Тема урока: Васина дорога к правде и добру....

Материалы к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г. Короленко " В дурном обществе"

Презентация к уроку литературы в 5 классе по повести В.Г Короленко " В дурном обществе". Представлены иллюстрации, словарный материал, вопросы по тексту повести, кроссворд, литературоведческ...