Практико-ориентированный проект
статья по литературе на тему

Романова Лариса Вениаминовна

Применение технологии "проектная деятельность" в системе школьного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannyy_proekt.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

Важная роль в системе всестороннего гармоничного развития личности и социальной креативности ребёнка в условиях школьного образования  принадлежит художественно-эстетическому воспитанию. Главная цель организации работы, направленной на овладение эстетической культурой и развитие социальной креативности ребенка, состоит в том, чтобы приобщить детей и подростков  к миру прекрасного, пробудить в них творческий интерес, вызвать стремление вносить красоту  в повседневную жизнь, развивать способность к улучшению социальной среды и себя в ней.  Работа педагогов отделения дополнительного образования ГБОУ школа № 217 ( музыкального руководителя Салман А.В. и руководителя театрального объединения Шевелевой К.П.) в этом направлении  с детьми в ходе реализации программ вокальной и театральной студий  дала свой результат.  Плотное взаимодействие детских объединений  во время подготовок к мероприятиям школьного и районного уровня   привело к созданию нового  творческого коллектива «Озорное конфетти».  Коллектив  дебютировал  с музыкальным спектаклем «Волк и семеро козлят»  на  районном театральном фестивале «Балтийская маска» и получил 3 место; участвовал в конкурсе детского творчества «Радуга Урицка», вышел в финал и занял 1 место. Юные артисты, воодушевленные  успехом и заслуженными наградами, продолжили выступать на сцене.  Детские успехи,  желание творчески развиваться, стремление к социальному взаимодействию  –  стали отправной точкой  для обдумывания руководителями творческого коллектива  дальнейших планов.

Но  обозначилась проблема: недопонимание значения  вокально-театральной деятельности  в социализации детей со стороны администрации школы; и вследствие этого –  отсутствие условий для самореализации творческого коллектива  «Озорное конфетти»  в социально-культурной деятельности.

Обучение на курсах повышения квалификации «Развитие социальной креативности ребенка в условиях дополнительного образования»  вдохновило педагогов-руководителей коллектива – возникает идея, которая  находит воплощение  в проекте.

Так появился  социальный проект «Сцена - талантливым детям».                                       Новизна проекта состоит в синтезе вокального,  театрального и хореографического искусств. Целью проекта стала интеграция ресурсов образовательных учреждений (ГБОУ школа № 217 и ГБОУ СОШ № 549 Красносельского района г. Санкт-Петербург)  для эффективного художественно-эстетического воспитания школьников.          

 Конечным продуктом проекта станет постановка  музыкального спектакля посредством социального взаимодействия.

Содержание проекта даёт возможность  детям разного возраста и различной степени обученности  попробовать свои силы в вокальном творчестве, познакомиться  с различными современными танцевальными направлениями и позволяет им еще активнее участвовать в постановочной деятельности: развивать актёрские и режиссёрские навыки.

Участие в проекте  решает задачи не только пластического развития и художественно-эстетического воспитания, но и нравственного совершенствования личности: дети старшего возраста передают усвоенное малышам, заботятся о них; переходя постепенно от зрелища к действиям, дети младшего возраста осваивают всё более сложный материал, стремясь подражать старшим. Театральное искусство близко и доступно детскому пониманию; гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок, вызывает хорошее настроение. Объединение  вокала, хореографии и театра на сцене предоставляет детям возможность пережить новые для них ситуации, создать яркие образы. Это развивает их мировоззрение;  дети становятся более отзывчивыми, проявляют внимание к переживаниям и эмоциям друг друга, учатся понимать эмоциональное состояние, что  создаёт атмосферу открытости и доверительности, способствующей проявлению социального творчества. А участие в постановочной деятельности развивает воображение, креативность, помогает раскрыться творчески. Всё это имеет важное  значение: обеспечивает психологическую разгрузку, даёт чувство уверенности в себе, своих силах; ощущение сопричастности к общему делу  и защищенности.

Учащиеся в процессе сотрудничества усваивают основные понятия межличностных отношений, у них развиваются личностные качества, фантазия, находчивость, коммуникабельность, адаптационные способности. Приобретенные навыки и умения помогут нашим воспитанникам находить оригинальные и конструктивные решения в  ситуациях межличностного взаимодействия  и в разных видах деятельности. Что явится благотворной  платформой для социализации личности  и развития социальной креативности ребенка.

Основное содержание проекта

Проблема проекта: недопонимание значения  вокально-театральной деятельности  в социализации детей со стороны администрации учреждения;  отсутствие условий для самореализации творческого коллектива  в социально-культурной деятельности.                                                                                                   Направление проекта: Пропаганда и развитие современных видов творчества через формы сотрудничества учреждений образования.
Идея проекта:  Развитие художественно-эстетических способностей детей средствами театрального, вокального  и хореографического искусств; гармонизация отношений  с окружающим миром и защита от социальных и межличностных противостояний.
Сроки реализации: сентябрь  2017 - май 2018 гг.
Место реализации проекта: ГБОУ СОШ № 549, ГБОУ школа № 217
Разработчики проекта:

учитель русского языка и литературы,  руководитель ОДОД  ГБОУ школа № 217

Романова Лариса Вениаминовна;

музыкальный руководитель ОДОД  ГБОУ школа № 217

 Салман Александра Викторовна;

педагог дополнительного образования ОДОД ГБОУ школа № 217

Шевелёва Ксения Павловна.

Целью проекта является: интеграция ресурсов образовательных учреждений (ГБОУ СОШ № 549, ГБОУ школа № 217) для эффективного художественно-эстетического воспитания школьников.

В ходе достижения цели предполагается решение следующих основных задач:

Обучающие:
• знакомство с азами вокального творчества;
• формирование музыкальности и ритмичности;
• формирование навыков сценического поведения;
• развитие актёрского мастерства.
Воспитательные:
• воспитание коллективного чувства, товарищества, сотрудничества, взаимопомощи;
• формирование коммуникативных навыков;
укрепление сотрудничества воспитанников и педагогов;
• воспитание внимательности, усидчивости, упорства, стремления к достижению поставленной цели.                                                                                                              
Развивающие:
• развитие кругозора, формирование эстетической культуры;
• развитие навыков вокального актёрского мастерства;
• развитие мышления участника ансамбля;
• развитие воображения ребёнка.

Адресат (участники) проекта:  Возраст детей, участвующих в реализации данного проекта:  7-18 лет.

Ресурсы проекта

Кадровые:

музыкальный руководитель (Салман А.В. ГБОУ школа № 217), руководители театральных коллективов (Шевелева К.П. ГБОУ школа № 217, Прохорова Л.С. ГБОУ СОШ № 549) сценарист (Прохорова Л.С. ГБОУ СОШ № 549), костюмер (Иванова Т.В. ГБОУ СОШ № 549) , хореограф (Дьячковская Н.А. ГБОУ СОШ № 549).

Материально-технические:

просторное помещение, актовый зал,  фортепиано (синтезатор), компьютер (ноутбук), звукоусилительная аппаратура, экран, микрофоны учреждений ГБОУ СОШ № 549, ГБОУ школа № 217.

Нормативно - правовая база проекта:

  • Конвенция о правах ребёнка
  • Концепция развития дополнительного образования детей
  • Устав ГБОУ школа № 217, Устав ГБОУ СОШ № 549
  • Программы развития ОДОД образовательных учреждений
  • Распоряжение правительства РФ от 29.05.2015г. № 996-р (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025г.)
  • Региональная программа развития воспитания на 2017-2025гг. «Петербургские перспективы: духовно-нравственное развитие и воспитание детей, подростков и молодежи; социально-культурная практика; выбор жизненного пути".

Содержание (этапы) проекта

Название этапа

Содержание

Сроки

выполнения

1.

Организационный

  1. Знакомство руководителей творческих объединений (Творческий коллектив «Озорное конфетти» ОДОД ГБОУ школа № 217 и творческий коллектив «Вверх тормашками» ОДОД ГБОУ СОШ № 549).
  2. Заключение договора о сотрудничестве между ГБОУ СОШ № 549 и ГБОУ школа № 217 и его подписание.
  3. Написание сценария мюзикла.
  4. Знакомство творческих коллективов (Детские коллективы «Озорное конфетти» ОДОД ГБОУ школа № 217 и «Вверх тормашками» ОДОД ГБОУ СОШ № 549).
  5. Составление графика репетиций.

Сентябрь

2017г.

2.

Реализующий

  1. Знакомство с содержанием пьесы.
  2. Взаимодействие детей и педагогов в процессе корректировки сценария.
  3. Создание актерской группы: распределение ролей,  читка по ролям, работа над образом.
  4. Вокальная работа с солистами.
  5. Совместные репетиции.
  6. Подготовка костюмов и декораций.
  7. Генеральная репетиция.

Октябрь-март

2017-2018г.

3.

Заключительный

  1. Показ спектакля в школах, центре инвалидов.
  2. Подведение итогов реализации социального проекта «Сцена – талантливым детям».
  3. Презентация проекта с использованием интернет-ресурсов:

https://vk.com/club153094886

http://kazachokks.wix.com/fantasy 
https://vk.com/club112920530

http://school217.spb.ru/

http://ext.spb.ru/index.php/user.html

Апрель-май

2018г.

На  организационном этапе проекта педагоги грамотно мотивировали участников творческих коллективов: сделали погружение в социальный проект, заинтересовали проблемой и перспективой практической и социальной пользы.

На реализующем этапе творческие коллективы познакомились с содержанием пьесы. В процессе взаимодействия детей и педагогов в сценарий спектакля  были внесены изменения, была создана актерская группа, прошло распределение ролей, началась работа над образами. Одновременно с совместными репетициями идет вокальная работа с солистами.

Для полноценного спектакля необходимы костюмы и декорации.  С этой целью были привлечены  родители и педагоги дополнительного образования, реализующие свои программы в декоративно-прикладном творчестве. Они  приняли  активное участие в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов  к постановке  спектакля.

Ожидаемые результаты:

  •   Заинтересованное участие  творческих коллективов в музыкальном спектакле «Приключения кузнечика Кузи»;
  • повышение интереса к вокальному, театральному и хореографическому искусству;
  • сплочение коллектива детей, родителей и педагогов;
  • активное участие  родителей и педагогов в изготовлении декораций,

    костюмов и атрибутов  к постановке спектакля  «Приключения кузнечика Кузи»;

  • приобщение к миру прекрасного и вечного через изучение современного музыкального, театрального и танцевального творчества;
  •   творческая реализация  сформированных навыков  посредством  

    показа   спектакля.

Перспективы реализации проекта

Работа по реализации проекта послужит:

  • гармонизации межличностных отношений в разных возрастных группах;
  • дальнейшему сотрудничеству творческих коллективов в совместных проектах;
  • формированию открытости новому опыту;
  • пробуждение и развитие социальной креативности ребенка как способности к восприятию, преобразованию и созиданию социальной среды и себя в современном мире;
  • повышению мотивации воспитанников творческих коллективов  продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях искусства.

Библиография

  1. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В.А.Березина. М., 1998.-147с.
  2. Крылова Н.Б. Проектная деятельность школьников и новые задачи педагогов// Дополнительное образование. – 2007, №3.
  3. Гребенникова О.А. Проектная деятельность как средство развития познавательных интересов старшеклассников: дисс. . канд. пед наук.
  4. Развитие социальной креативности ребенка. Методическое пособие для специалистов дополнительного образования детей и воспитательных служб общеобразовательных учреждений. СПб.                                                                                                                    Ссылка: http://ddtks.ru/nov/metod_posobie_razvitie_soc_kreativnosti_2015.pdf
  5. Ильиных А.Е. Социальная креативность личности: психологическая структура // Известия Саратовского университета, Т. 11. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2011. – Вып. 3                                                                                                                     Ссылка: http://www.sgu.ru/sites/default/files/journals/izvestiya/pdf/2013/12/13/2011-3-21.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Практико-ориентированные и профессионально-ориентированные задачи на уроках математики"-открытый урок в 7 классе на Окружном практико-ориентированном методическом семинаре для заместителей директоров по УВР

Урок проводился в рамках Окружного практико-ориентированного методического семинара для заместителей директоров по УВР 2-3 ступеней по теме: "Организация педпрофильного и профильного обучения в ГБОУ С...

Практико-ориентированный педагогический проект по созданию тактильных книг «Я через книгу вижу мир»

Предыстория и краткая аннотация проекта.Создание проекта возникло не случайно. В 2011 году я приняла участие в краевом конкурсе по созданию тактильных книг для слепых и слабовидящих детей ...

Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"...

Практико-ориентированный воспитательный проект "Голоса поколений"

Проект "Голоса поколений" содержит мариал по патриотическому воспитанию школьников во внеурочной деятельности. Данный материал поможет учителям и ученикам выбрать нестандартные формы работы по изучени...

Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение ...

Создание практико-ориентированного учебного проекта как средство реализации практико-ориентированного подхода к обучению учащихся.

Федеральные государственные образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающую такую ключевую компетенцию, как уме...