Практико-ориентированный творческий проект "Удивительное путешествие по стране Новых слов"
проект

Голубева Оксана Георгиевна

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение между значением и формой слова. Кроме того, происходит формирование морфологических обобщений. На этой основе они овладевают способамит словообразования, что в свою очередь является необходимым условием уточнения и обогащения словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_proekt.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Кологривская средняя общеобразовательная школа

Кологривского муниципального района Костромской области

Практико-ориентированный творческий проект

«Удивительное путешествие по стране Новых слов»

C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\_EA_EE_F0_E0_E1_EB_E8_EA%E8_________\2.png

Руководитель проекта:

 учитель - логопед МОУ КСОШ  Голубева О.Г.

2016 г

Содержание.

  1. Актуальность……………………………………………………………………..
  2. Гипотеза…………………………………………………………………………..
  3. Краткая аннотация проекта……………………………………………………...
  4. Участники проекта……………………………………………………………….
  5. Тип проекта……………………………………………………………………….
  6. Цель проекта……………………………………………………………………...
  7. Задачи проекта……………………………………………………………………
  8. Формы и методы реализации проекта…………………………………………..
  9. Предполагаемый результат……………………………………………………...
  10.  Перспективный план реализации проекта…………………………………….
  11. Описание хода проекта………………………………………………………….
  12. Результат………………………………………………………………………….
  13. Заключение……………………………………………………………………….
  14. Приложение..…………………………………………………………………….

''Люблю обычные слова, как неизведанные страны.''

 Д.Самойлов

Актуальность

Актуальность проблемы  развития словообразования вызвана тем, что у всех детей с  речевым недоразвитием имеются разнообразные нарушения  процесса словообразования. Степень этих нарушений различна: от нерезко выраженной, незначительной  до полного непонимания значения средств языка. Это затрудняет обучение ребёнка, влияет на полноту  преодоления системного речевого расстройства, а именно лексико-грамматических недостатков и трудностей построения информативно полноценного высказывания. У части детей к моменту обучения не угасает так называемое словотворчество (неадекватное использование тех или иных морфем при образовании слов, приводящее к детским неологизмам вроде «изкомпотился»), тогда как этап образования детских неологизмов в норме охватывает лишь дошкольное детство. Наличие словотворчества показывает, что дети еще не умеют правильно сочетать морфемы в каждом случае в соответствии с нормами языка и правилами морфемной сочетаемости. В процессе усвоения родного языка ребенок постепенно овладевает этими нормами и безошибочно начинает употреблять сходные суффиксы и приставки с нужными корнями к моменту поступления в школу (лесок, но мостик; пришел, но по¬дошел). Дети с дисграфией и в школьном возрасте часто неуверенно пользуются словообразовательными моделями, допускают ошибки при употреблении суффиксов и приставок. Особенно много ошибок обнаруживается, когда школьники выполняют задания по образованию новых слов. В условиях разговорно-бытовой речи не всегда можно заметить несостоятельность в данной сфере речевой деятельности, так как дети предпочитают пользоваться словами без суффиксов и приставок. Это, в свою очередь, ведет к обеднению словарного запаса и не помогает преодолевать аграмматизм в области словообразования, так как без практики, без упражнений речевые умения не будут совершенствоваться. Базовую функцию раздела «Морфемика и словообразование» соотносят с формированием орфографических умений и навыков, поскольку основой 80% орфографических правил, изучающихся в начальной и средней школе, является способность разобраться в морфемной структуре слова. Следовательно, отработка и развитие морфемной зоркости в начальных классах, умение вычленять в слове морфемные значения и соответствующие им морфемы становятся базой для усвоения русского правописания и формирования орфографической зоркости. 
Учитывая большую значимость развития познавательной деятельности учащихся в работе над словом, считаю проблему словообразования актуальной. Поиски актуальных путей коррекционной работы по устранению нарушений словообразовательных процессов являются проблемой проекта.

Гипотеза. Овладевая морфологическими средствами, выражающими многообразие значений в языке, ребёнок приобретает возможность пользоваться полноценной грамматически и фонетически правильно оформленной речью.  

Если применять методику проекта в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушениями устной и письменной речи, то у детей увеличивается словарный запас, речь становится богаче и ярче, развивается связная речь.

Краткая аннотация проекта

Данный проект погружает младших школьников в словообразовательное пространство. В процессе выполнения на логопедических занятиях учебных действий и проектных заданий школьники устанавливают отношение между значением и формой слова. Кроме того, происходит формирование морфологических обобщений. На этой основе они овладевают способами словообразования, что в свою очередь является необходимым условием уточнения и обогащения словарного запаса.

Участники проекта: учащиеся 3-классов, педагоги начального звена, родители.

Тип проекта: практико-ориентированный творческий, групповой, долгосрочный.

Цель проекта: создание условий для коррекции и развития навыков словообразования и словоизменения у учащихся 3-х классов.

Задачи проекта:

  • практическое усвоение способов словообразования, закрепление умения разбора слов по составу;
  • развитие внимания, умения наблюдать за словом;
  • развитие лексики;
  • содействие развитию познавательных и творческих способностей;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия и сотрудничества.
  • развитие навыков проектной деятельности;

Формы и методы реализации проекта:

- диагностика;

- логопедические занятия;

- совместные игры учителя-логопеда с учащимися;

- коммуникативная деятельность;

- продуктивная деятельность;

- презентации и выставка, демонстрирующие достижения продуктивной деятельности.

   

Предполагаемые результаты:

  • улучшение показателей по всем направлениям словообразовательного и лексико - грамматического строя речи учащихся;
  • уточнение и обогащение словарного запаса учащихся;
  • развитие памяти, внимания, мышления учащихся;
  • повышение коммуникативных, творческих способностей детей;
  • повышение мотивации и интереса к логопедическим занятиям.

Перспективный план реализации проекта

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

(срок реализации: 2 недели)

Подготовительный этап (информационно-аналитический)

(срок реализации: 1 неделя)

Содержание деятельности

Ответственный исполнитель

1.

Определение целей и задач проектной деятельности, составление плана проекта.

Учитель-логопед

2.

Изучение и анализ методической литературы.

Учитель-логопед

3.

Подготовка методического и дидактического материала по разделу «Состав слова. Словообразование».

Учитель-логопед

4.

Информирование педагогов и родителей, формирование интереса к совместной деятельности с детьми.

Учитель-логопед

Основной этап (срок реализации: 3 недели)

Содержание мероприятия

Ответственный исполнитель

1.

Проведение серии  логопедических занятий по теме «Состав слова. Словообразование» согласно рабочей программе.

Учитель-логопед

2.

Проведение дидактических игр «Лото однокоренных слов», «Назови ласково», «Три пирамиды» , «Родственники» и т.д.

Учитель-логопед

3.

Создание словарика профессий  (словообразование при помощи суффиксов).

4.

Творческая мастерская: составление сказок, персонажами которых являются приставка, корень, суффикс, приставка, окончание. Изготовление книжек-самоделок.

Учитель-логопед, родители

5.

Творческая мастерская: создание коллажа творческих работ учащихся «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создает макет дерева с однокоренными словами.

Учитель-логопед

Родители

5.

Проведение консультаций для родителей и педагогов.

Учитель-логопед

Презентационно - завершающий (срок реализации – 2 недели)

1.

Презентация мини-библиотеки. Представление сказок собственного сочинения. Сопровождение иллюстраций словесными рассказами.

Учитель-логопед

2.

Итоговое обобщающее занятие.

Учитель-логопед

3.

Контроль полученных знаний.

Учитель-логопед

4.

Презентация проекта (педсовет).

Учитель-логопед

Описание хода реализации проекта

На момент старта проекта обучающиеся приступили к изучению материала раздела «Состав слова. Словообразование» (рабочая программа логопедических занятий по коррекции смешанной формы дисграфии).

На подготовительном этапе была определена цель проекта и поставлены задачи. Мною  был подобран речевой и наглядный материал, изготовлены опорные схемы.

На основном этапе с детьми во время занятий и в совместной деятельности проводились речевые игры и игровые упражнения «Вспомни и повтори», «Чего не стало?» «Найди лишнюю картинку», « Назови лишнее слово», «Ответь на вопрос», «Родственники» .
Работа над книжкой – самоделкой, персонажами которой являлись корень, приставка, суффикс и окончание способствовала не только
 развитию речи школьников, но и учила работать  коллективно, развивала художественные, эстетические способности детей. Совместно с учителем - логопедом дети составляли рассказ или сказку по теме. Это  были фантастические, сказочные истории и т.д. При внесении в книгу текста использовались приемы работы, в зависимости от сформированности навыка у ребенка: запись под диктовку педагога, самостоятельная запись, списывание с образца.

 

В ходе создания словарика профессий дети провели собственное мини-исследование.

На 1 этапе  нужно было вспомнить и записать название всех известных профессий.

Для этого учащиеся:

  • вспоминали сами;
  • спрашивали у родителей, знакомых;
  • читали в книгах, энциклопедиях;
  • искали в Интернете.

Одновременно отвечали на вопросы:

  • Что такое имя существительное?
  • На какие вопросы отвечает имя существительное?
  • Каким словам задаём вопрос Кто это?
  • Чем отличаются имена существительные, отвечающие на вопрос Кто это? и Что это?
  • Как изменяются имена существительные?
  • Учимся определять морфологические признаки имён существительных.
  • Учимся образовывать от имён существительных (слов – профессий) другие части речи.

II этап. Во всех словах требовалось определить части слова.

Для этого вспоминали:

  • Что такое однокоренные слова?
  • Что такое корень?
  • Что такое приставка?
  • Что такое суффикс?
  • Что такое окончание?

III этап. Нужно распределить все слова по группам.

Для этого:

  • внимательно читаем, написанные правильно слова;
  • выясняем, что общего в этих словах;
  • записываем их в таблицы.

Вывод: Слова – профессии могут образоваться при помощи:

  1. Суффикса (даже не одного): грузчик, химик, следователь.
  2. Приставки: повар, прораб.
  3. Приставки и суффикса: проходчик.
  4. Соединения основ: фотограф.
  5. Некоторые прилагательные могут выступать в роли существительных: рабочий, военный.

Пока учащиеся находили ответ на наш вопрос:

  1. Стали больше знать о существительных, о словообразовании.
  2. Научились правильно писать слова – профессии, составлять с ними предложения и тексты.
  3. Узнали много о разных профессиях, создали справочник профессий.
  4. Разгадывали ребусы, кроссворды, тесты.
  5. Прочитали стихотворение В.В. Маяковского “Кем быть?”.
  6. Выяснили, какие профессии самые востребованные у нас в городе.
  7. Узнали, кем работают  родители.
  8. Задумались о выборе своей профессии.
  9. Научились работать дружно.

Большой интерес детей вызвало изготовление панно творческих работ «Словесный сад». Каждый из детей получил «корень» для поиска однокоренных слов и создавал макет дерева с однокоренными словами.

Заключительный этап включал в себя итоговое игровое занятие с изготовлением мини-плаката «Части слова». Подводя итог проведенного занятия, можно сказать, что дети справились с поставленными задачами, эмоциональный настрой поддерживался на протяжении всего занятия, учащиеся с удовольствием выполняли предложенные задания, положительный результат достигнут.

Мною была приготовлена презентация проектной деятельности для родителей "Наши весёлые занятия", где каждый родитель смог увидеть своего ребёнка и порадоваться результатом совместной  творческой деятельности.

Результат

Анализ результатов

     Учащимся 3 класса был предложен диктант:
     Над полем и лесом светит солнышко. Потемнели дороги, посинел на речке лед. Заспешили ручьи к речушке. На дереве надулись пахучие почки. У скворечни хлопочут скворцы. На опушке зайчик присел, огляделся. Ушки на макушке у робкого зверюшки. На полянке, у лесного ручейка, играют медвежата. Идет весна.
(И.Соколов-Микитов)

Грамматическое задание:

  1. Найдите слова, построенные по следующим словообразовательным схемам: ышк о, по е л и, уч ие, н ого, ат а, за и л и. 
    Какой частью речи они являются?

  1. Объясните значение слов: зайчик, зверюшка, медвежата. Укажите при этом часть слова, которая вам помогла определить значение слова.

  1. Подберите к указанным словам однокоренные, объясните правописание корней в этих словах. Пос_нели, засп_шили, р_чушка, хл_почут, ро_кие.



    Результаты работы оценивались по следующим критериям:

-умение учащихся ориентироваться в структуре слова; 
-правильно определять значение минимальных единиц слова;
-использовать полученную информацию для решения орфографических задач.

Формируемые умения

Уровень сформированности

умение ориентироваться в структуре слова; 

Высокий - 2

Средний - 5

Низкий - 0

умение правильно определять значение минимальных единиц слова;

Высокий - 3

Средний - 3

Низкий - 1

умение использовать полученную информацию для решения орфографических задач.

Высокий - 2

Средний - 5

Низкий - 0

Общая оценка диктанта складывалась и по количеству допущенных ошибок, и по качеству выполненного  грамматического задания. Но для определения уровня сформированности умений определилась следующим образом: уровень сформированности умения ориентироваться в морфемной структуре слова определялся по качеству выполнения первого задания; уровень сформированности умения правильно определять значение минимальных единиц слова – по второму заданию; уровень сформированности умения использовать полученную информацию для решения орфографических задач – по третьему заданию.
В результате использования метода проекта на логопедических занятиях у учащихся улучшились показатели по всем направлениям словообразовательного и лексико-грамматического строя речи: расширилось понимание устной речи; дети на практике усвоили способы словообразования и словоизменения; подбирали антонимы и синонимы к более широкому кругу слов; уточнили значение действий; улучшились показатели в подборе однокоренных слов, дети без затруднений  образовывали  в речи слова с суффиксами и приставками;  у детей расширился словарный запас, повысилось внимание к звучащей речи, они стремятся логично выражать свои мысли, излагать добытую информацию. У некоторых учащихся – повысилась самооценка, а родители показали заинтересованность в результатах коррекционно-развивающей работы.  Таким образом, можно судить об эффективности спланированной и проведенной работы.

Заключение

В заключение хотелось бы отметить, что использование проектной деятельности вполне возможно и даже необходимо в коррекционно-логопедическом процессе для более прочного, полноценного освоения детьми новых умений и навыков.

Поставленные задачи выполнены, цель достигнута. Проект является эффективным, оптимизирует педагогический процесс. Выдвинутая гипотеза доказана: при правильной организации проектная деятельность повышает познавательный интерес учащихся к учебной деятельности, способствует повышению их интеллектуального и творческого потенциала.

Литература

  1. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г.- Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда.- М: Просвещение, 1991.
  2. Кобзарева Л.Г., Реунова М.П., Юшина Г.Н. – Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР. Практическое пособие для логопедов. – Воронеж, издательство «Учитель», 2003.
  3. Пахомова Н.Ю. - Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М., 2005.
  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.:Владос, 1997.
  5. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Просвещение, 2005.
  6. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009.
  7. Ястребова А.В. Коррекция нарушений письменной речи. – М.: Аркти, 1999.

Приложение

Рабочая программа логопедических занятий в 3-х классах.

Блок 1. Состав слова. Словообразование.

Тема занятия

Цель

1.

Состав слова. Уточнение представления о морфологическом составе слова. Корень. Упражнения на релаксацию.

Развитие восприятия и различения значимых частей слова, выполнение учебных действий, который способствуют усвоению грамматических понятий о строении слов и значении морфем.

2.

Корень слова. Однокоренные родственные слова.

Обогащение словаря, развитие слухового внимания, памяти.

3.

Приставка. Роль приставки в изучении значений слова.

Развитие умения правильно употреблять в речи слова с приставками

4.

Образование слов с помощью приставки от глагольных основ. Анализ значений слова

Уточнение знаний имеющихся у детей

5.

Приставка. Слова близкие и противоположные по смыслу.

Развитие умения правильно и активно пользоваться способами словообразования

6.

Суффикс. Образование слов с помощью суффикса. Уменьшительно-ласкательные суффиксы. Обозначение животных.

Развитие умение находить суффиксы в простых по составу словах.

7.

Суффиксы. Слова обозначающие профессии.

Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –чик, - щик

8.

Суффиксы. Слова, обозначающие детенышей животных.

Развитие умения образовывать новые слова с помощью суффиксов –онок –енок, -ата –ята.

9.

Обобщение по теме «Состав слова»

Развитие умения делать морфемный разбор слов, подбирать слова к схемам

10.

Обобщение по теме «Состав слова»

Проверка знаний и умений учащихся по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

"Путешествие в страну "волшебных слов""

Классный час для детей с особыми образовательными потребностями (VIII вида) 1-2 класс...

В стране новых слов

Итоговая презентация проекта "В стране новых слов"...

Путешествие в страну иностранных слов

разработка внеклассного мероприятия...

Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

Методическое пособие «Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы» предст...

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы

рецензия на методическую разработку Система практико-ориентированных интеллектуально-творческих заданий как способ  формирования финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы...