Практико-ориентированный педагогический проект "ТРКМ в образовательном процессе"
статья по теме

Удилова Татьяна Александровна

Презентация итогов ТКП для педагогов Омской области "Технология разщвития критического мышления в образовательном процессе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tkp_trkm_udilova.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный проект для педагогов, как форма сетевого обучения

Удилова Т.А., учитель биологии

МБОУ «Называевская СОШ № 4» Омской области

Одной из форм сетевого обучения педагогов, на наш взгляд, является практико-ориентированный проект. Словосочетание «практико-ориентированный» означает: нацеленный на  конкретные практические аспекты  деятельности педагога. Как правило, в  практико-ориентированном  проекте присутствует  чёткое руководство к действию и рекомендации для практика (какие нужны условия для внедрения, как внедрять, что учесть, в каком случае эффективно и подобное). Основными аргументами для такого проекта являются практические  достижения разработчика или коллег. Особенностями практико-ориентированного проекта являются: реалистичность реализации, доступность изложения, возможность использования проекта  в практике других педагогов, решение важной для педагогов - практиков проблемы на текущий момент.

Предлагаю  вашему  вниманию содержание и итоги практико-ориентированного ТКП «Применение ТРКМ в ОП», проведённого нашим ОУ с 1 февраля по 30 марта текущего года.

Эффективность процесса обучения зависит от умения правильно выбрать технологические приёмы, удачно комбинировать их, вмещать их в рамки уже знакомых традиционных форм урока. Разнообразие современных педагогических технологий не только побуждает творческую мысль педагога, но и ставит его перед проблемой выбора: применять или не применять ту или иную технологию в практике.

Почему мы сделали выбор в пользу ТРКМ? Во-первых, потому что, обучившись на курсах ПК по теме «Формирование УУД посредством современных педагогических технологий», нас более всего заинтересовала эта технология. И мы за четыре года применения данной технологии накопили некоторый опыт, и нам хотелось бы им поделиться с коллегами. Во-вторых, технология ТРКМ выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. В-третьих, технология развития критического мышления позволяет определить сферу комфортности для каждого. Кроме того, при переходе с одного приема на другой меняется режим работы мозга. А это позволяет предупреждать утомляемость и приводит к развитию когнитивных способностей. В-четвёртых, использование данной технологии ориентировано на развитие навыков работы с любой информацией. Научить школьника приёмам работы с информацией – это значит научить его учиться. В-пятых, актуальной междисциплинарной учебной программой, предусмотренной новыми образовательными стандартами, является программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом». Если наши ученики умеют и читают литературные произведения, то с учебно-научными текстами дело обстоит иначе. Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать – важные задачи всех школьных предметов. Применение приёмов ТРКМ позволяет нам решить и эту проблему.

Отзывы участников проекта показывают, что мы не ошиблись с выбором. Тема оказалась актуальной для коллег, принявших участие в проекте. Зарегистрировалось на первом этапе 93 участника, приступили к заданиям во втором этапе только 72 участников, и дошли до конца проекта 62 педагога. Данный проект можно рассматривать как форму сетевого обучения педагогов.

В проекте участвовали представители педагогической общественности из 16 районов Омской области, г. Омска и два педагога из Степногорской гимназии Казахстана. В численном выражении каждый район был представлен следующим образом: Называевский район – 12 человек, г. Омск – 10 человек, Тарский район – 7, Москаленский – 6, Усть-Ишимский – 5, по три человека – Нижнеомский, Крутинский, Полтавский районы, по два человека от Нововаршавского  и Горьковского районов и г. Степногорска,  и по одному педагогу от Таврического, Черлакского, Оконешниковского, Исилькульского, Колосовского, Седельниковского и Тевризского районов.  

Таблица с результатами участия в проекте вы видите на слайде 5.

Из этой таблицы видно, что по результатам участия мы имеем 2 победителя, что составляет 3,2 %, 6 призёров 2 степени (11,2%), 10 призёров 3 степени (14,5%), 18 лауреатов (29%), 26 педагогов получили статус участника проекта, что составляет 42% от общего числа участников. Графическое отражение этих результатов на слайде 6.

Идея проведения практико-ориентированного педагогического проекта  на  муниципальном  уровне возникла у нас ещё в прошлом учебном году. Но выступив с этой инициативой в 2013/2014 учебном году, мы не увидели заинтересованности педагогов района,  кроме 10 педагогов нашего образовательного учреждения было зарегистрировано  всего 4 человека, поэтому мы приняли решение предложить этот проект на региональном уровне, о чём нисколько не пожалели.

 Актуальность проекта определена, прежде  всего, требованиями  нового образовательного стандарта начального и основного образования, так как согласно ФГОС  в российских школах необходимо практиковать универсальные способы познания и освоения мира. Сегодня необходима практическая основа, методологическая база для системной работы, направленной на развитие критического мышления учащихся и их творческую самореализацию.

Критическое мышление – это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения. Целью технологии РКМ является обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс. А для этого каждому педагогу необходимо знать особенности организации данной технологии ее структуру, приемы.

Учитель, владеющий технологией развития критического мышления (ТРКМ), способен: создать условия для развития личности, способной критически мыслить, проектировать пути и способы достижения поставленных задач, анализировать собственную деятельность; использовать разнообразный комплекс методов и приёмов данной технологии, так как она является общепедагогической, надпредметной, личностно-ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных задач: обучающих, воспитательных и развивающих.

Системное использование учителем в педагогической практике методов и приёмов данной технологии развивает мыслительную деятельность учащихся и даёт возможность учащимся овладеть УУД, так как направлена на достижение следующих целей:

-  повышение интереса к процессу учения и активного восприятия учебного материала;

-  формирование навыка культуры письма в процессе  написания текстов разных жанров;

-  развития способности к самостоятельной аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;

- формирования коммуникативных навыков и ответственности за знание, т.е. в целом изученная в проекте технология способствует развитию образовательной мотивации, информационной грамотности и социальной компетентности.

Участие в проекте  предусматривало последовательное выполнение методических задач проекта. Для изучения теоретических основ  технологии РКМ педагогам необходимо было получить доступ к материалам на сайте проекта созданного на платформе Google, для этого нужно было зарегистрироваться аккаунт на сервисе Google и внести информацию о себе в регистрационную форму. Для многих педагогов это было впервые, поэтому можно смело утверждать, что наш проект внёс  свою лепту в развитие ИКТ-компетентности педагогов региона. Для проверки усвоения теоретических знаний участники должны были разгадать кроссворд составленный по изученному материалу. Казалось бы, известный всем методический приём, но по отзывам участников предложенный вами кроссворд  вызвал немало трудностей. Вот некоторые выдержки из отзывов участников:

- Иванова Наталья Ивановна, учитель математики Гимназия № 150, г. Омск - «предложенный кроссворд мне ооочень понравился! Мое почтение авторам кроссворда. Я не ожидала, что так сложно будет найти ответы на него! Я перечитала на несколько раз всю теорию на странице Ресурсы проекта, все свои казахстанские и российские конспекты, кучу интернет сайтов… Вот это составили так составили! Просто супер!!!!»

- Щербина Вероника Александровна, учитель биологии Школа-гимназия № 4 им. Л.Н.Толстого г. Степногорск (Казахстан) – ответ на вопрос «Самым интересным для меня в проекте было...

«О, все мы сохраняем в себе черты детскости и любим всё то, что интересно, увлекательно, ненавязчиво, но, в то же время, содержательно и направлено на актуализацию знаний и повторение изученного. Именно так любят учиться наши дети. Я о кроссворде. Удивительно, как эти 20 слов заставили знать намного больше по изучаемой теме? Пожалуй, с десяток слов можно было разгадать легко. После этого началось повторное (сначала беглое, потом глубокое) изучение темы через анализ  ресурсов проекта. Благо, организаторы проекта снабдили нас ими в значительном количестве. И только одно слово я не смогу никогда забыть. №7. Тот самый кубик Блума. Если бы Вы знали, как много я смогла узнать в поисках ответа об американских психологах и их трудах! Кто же мог предположить, что в сетке слов скрывается не сама фамилия ученого, а то, что с ней сопряжено! Кубик…»

Подобные отзывы можно прочитать на странице сайта «Рефлексия» https://sites.google.com/site/trkmsosh4/refleksia 

Завершался теоретический этап тестированием на сайте «Мастер-тест» http://master-test.net/ru, где опять требовалась регистрация, для некоторых участников это стало непреодолимой преградой для дальнейшего участия.

Проверка знаний в процессе разгадывания кроссворда и прохождения онлайн-тестирования позволила участникам освоить новые интернет ресурсы, позволяющие научиться составлять кроссворды http://puzzlecup.com/crossword-ru/, ознакомиться с возможностями онлайн-сервисов для создания и организации тестирования. Описание этих сервисов представлено на странице «Ресурсы проекта» в разделе «Ресурсы для ИКТ-компетентности» https://sites.google.com/site/trkmsosh4/resursy-proekta

С лучшими кроссвордами вы можете познакомиться, пройдя по ссылке на страницу «Лучшее в проекте» https://sites.google.com/site/trkmsosh4/lucsee-v-proekte

Позволю себе привести синквейн о кроссворде из работы Карапваевой Юлии Геннадьевны, учителя математики, информатики МКОУ «Золотухинская ООШ» Черлакского района

КРОССВОРД

СЛОЖНЫЙ, ИНТЕРЕСНЫЙ

ИСКАТЬ,  ДУМАТЬ,  АНАЛИЗИРОВАТЬ

РАЗВИВАЕТ КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

ГОЛОВОЛОМКА

Для решения второй методической задачи проекта по приобретению практического опыты использования некоторых приемов ТРКМ была организованна групповая работа в среде wikiwall.ru по созданию электронной газеты «Методические приёмы ТРКМ на уроках».  Все участницы были разделены на группы по разным профилям, таких групп получилось 12.Как отмечают в рефлексии сами педагоги, это была интересная, но сложная работа. Сложность заключалась не в том, что нужно освоить новый интнернет-ресурс для создания продукта коллективной деятельности, для этого участникам была предложена инструкция https://docs.google.com/viewer?a=v&pid=sites&srcid=ZGVmYXVsdGRvbWFpbnx0cmttc29zaDR8Z3g6N2Q1ZWViZWY1ZWEyYmI2MQ, а в том, что в группе нужно договориться, прийти к единому мнению по содержанию и оформлению газеты, при этом работа осуществлялась дистанционно, сталкивались мнения новичков с уже маститыми участницами, неоднократно работавшими в подобных условиях. Выполнение этого задание подспудно с обучением работе в новом интернет-ресурсе, закреплением знаний о применении на уроках методических приёмов ТРКМ было ещё и неким психологическим тренингом, когда учителя были поставлены в позицию учеников и на своём опыте испытали, как это бывает сложно,  установить положительных психологический климат в микрогруппе для достижения поставленной учителем (в данном случае авторами проекта) цели. Было интересно наблюдать за перепиской на форуме проекта отдельных групп: где-то сразу определялся лидер, который вёл группу к решению поставленной задачи, где-то все члены группы работали на равных, а некоторых группах отдельные участники так и не смогли договориться с большинством и выполнили это задание в индивидуальном зачёте, но оценивание было организованно двойное: за организацию взаимодействия в группе и за содержание и оформление газеты, поэтому в случае представления индивидуально выполненной газеты оценки снижались за взаимодействия в группе, как самому участнику, так и группе в целом. По результатам оценивания лучшими работами были признаны две газеты: продукт коллективной деятельности группы начальных классов 1.3 в составе шести человек:

Горбунова Светлана Александровна (МБОУ «Называевская СОШ № 4»),

Спасс Елена Викторовна (МБОУ «Называевская СОШ № 4»),

Пашкевич Наталья Владимировна (МКОУ Усть-Ишимский лицей «Альфа»),

Романенко Елена Васильевна (МКОУ «Розентальская ООШ» Москаленского района),

Нейдлер Вера Николаевна (МБОУ «Новокарасукская СОШ» Крутинского района),

Чернакова Елена Викторовна (БОУ г. Омска «СОШ № 86»)

и работа Прудниковой Светланы Николаевны (МОУ «Ленинская СОШ с УИОП» Таврического района), которая также была распределена в эту группу, но в силу уважительных обстоятельств не смогла вовремя выйти на связь с группой, а создала газету по содержанию и оформлению ничуть не уступающую  газете созданной группой. Посмотреть эти работы можно пройдя по ссылкам http://wikiwall.ru/wall/3d9c55a46bd990bb8a99ab8f713b98e5 и http://wikiwall.ru/wall/7061929b45237d18e573bbafc3f19fa1/ остальные работы можно посмотреть через таблицу ссылок по адресу

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AmhGRRNj0AEpdHBWaV92NjRDWS1Eaml4b2Qxc2ZOQmc&usp=drive_web#gid=0

 Последним заданием в проекте была разработка технологической карты урока в рамках технологии развития критического мышления. Необходимо было наполнить содержанием предложенный шаблон карты урока и подробно описать деятельность учителя и учащихся, используемые приёмы, методы и формы организации на одной из стадий урока: стадии вызова, осмысления или рефлексии. Но в большинстве опубликованных на странице сайта уроков мы увидели технологические карты полного урока, а не его отдельного фрагмента. Максимально 24 балла за выполнение этого задание получили всего  пять педагогов, ещё трое по 23 балла и еще пять участниц по 22 балла. Работы со вторым и третьим результатом можно считать практически без особых замечаний, чего не скажешь об остальных. Многие участницы пишут письма с просьбой дать подробный комментарий по ошибкам или рецензию урока, но простите, уважаемые участницы, нас всего двое, а участников 62 человека, мы просто физически не осилим  такого количества рецензий и подробного комментирования ошибок. А вот общие замечания по урокам, я назову.

Во-первых, это некорректная постановка целей урока и вытекающих из них задач. У многих цели и задачи абсолютно перепутаны, у многих вместо задач расписаны планируемые результаты, у некоторых задачи вообще не могут считаться задачами в предложенной формулировке, например, «На этапе рефлексии обучающиеся знают, что социальные проблемы молодежи актуальны во все времена» или «создание условий для формирования у учащихся  УУД…», а далее перечисление всех УУД на целую страницу, разве такая цель может быть достигнута за один урок. Ведь мы должны помнить, что цель – это в кратком выражении планируемый результат, которого мы хотим достичь к концу урока, и этот результат можно как-либо измерить.  

Во-вторых, это не всегда оправданное использование методических приёмов и форм организации учебной деятельности. Например, учитель предлагает на стадии вызова составить кластер по ещё не изученному материалу, а на стадии рефлексии использует приём «корзина идей», хотя логичнее было бы сделать наоборот. Или  для первичного прочтения текста используют приём ИНСЕРТ, но организует работу при этом в группе.  Или наблюдается несоответствие предлагаемых методических приёмов возрастным особенностям учащихся, например, самостоятельное заполнение концептуальной таблицы (в письменном варианте) первоклассникам. Учитывая скорость письма и чтения в первом классе дети, наверное, только одну таблицу и смогут заполнить за весь урок, если конечно, у них уже сформирован навык сравнения объектов.

Позволю себе закончить анализ выполнения данного задания словами из рефлексии Прудниковой Светланы Николаевны, победителя проекта: «Не надо воспринимать технологию РКМ как панацею, но очевидно, что учить детей мыслить критически надо», для этого нужно разумно применять методические приёмы данной технологии, чтобы они помогали достигать триединой цели урока, решать задачи каждого учебно-воспитательного момента урока, соответствовали содержанию учебного материала, формам организации познавательной деятельности и работали на развитие ребенка, как главный результат образовательного процесса.

И совсем уже в завершении нашего разговора позволю себе ещё раз процитировать продолжение предложения  из  рефлексии Щербиной Вероники Александровны  

Считаю, что ТРКМ для учителя общеобразовательной школы...

«Это флаг, который никогда, ни при каких обстоятельствах нельзя опускать.

Это неограниченное поле для качественной профессиональной деятельности.

Это глобальное пространство для самообразования.

Это средство, которое позволит быть ближе к ученикам, мыслить как они, учить так, чтобы им было комфортно учиться.

Это – Ваша «фишка», которая всегда выгодно будет отличать Ваши «супер-уроки» от просто «хороших уроков».

Это то, что приведет к Вам Ваших коллег, ищущих секрет профессионализма.

Это гарантия интереса, который будут испытывать через Вас Ваши ученики к Вашему предмету.

Это то, что позволит Вам чувствовать себя комфортно в любом педагогическом сообществе, а значит, будет способствовать повышению Вашей профессиональной самооценки.

Это – «боевое искусство», которым Вы мечтаете овладеть.

Это – педагогическая технология ХХI века.

Это – то, что будет вдохновлять Вас вновь и вновь.

Это то, что даст Вам возможность сказать: «Я – Лидер новой школы».

Это – то, что заставит Вас перестать избегать открытых уроков, потому что у Вас всегда будет то удивительное, что будет интересно Вам показать, а коллегам – посмотреть.

Это – Ваш завуалированный Успех. Овладейте его секретами…»

Эту цитату я привела для тех, кто не смог по каким-либо причинам поучаствовать в нашем проекте. Все желающие могут воспользоваться ресурсами проекта для самообразования по применению методических приёмов ТРКМ на своих уроках. Сайт проекта https://sites.google.com/site/trkmsosh4/home остаётся доступным для ознакомления с его материалами, методической копилкой представленных на нём уроков, электронных газет всем желающим.

Итак, уважаемые участницы, проект закончился. Но закончилось ли обучение? Я думаю, нет!!! Обучение только началось, поскольку требуется время, чтобы переосмыслить, ту информацию, которую вы получили на проекте, определить для своего предмета наиболее подходящие методические приёмы и стратегии, которые будут безотказно работать в той или иной ситуации, апробировать всё это в своей педагогической деятельности.  Успехов всем нам в нашей такой интересной работе. Ведь мы обладаем уникальной возможностью учиться на протяжении всей жизни. Технология развития критического мышления в нашем деле нам в помощь.

ТРКМ
Важная, актуальная, необходимая
Меняет, перестраивает, обогащает
          Заставляет переосмыслить процесс обучения

Самообразование!

Итоги проекта подведены. Определены победители, призёры, лауреаты и просто участники. С чем всех я от души ПОЗДРАВЛЯЮ!!!  Конечно, это важно какой статус Вы приобрели по итогам проекта, но более важным, считаю, для каждого является тот опыт, который он приобрёл в процессе выполнения заданий проекта, те знания, которыми он обогатился, та методическая копилка  идей, которую он получил в процессе общения с коллегами и те друзья-единомышленники, с которыми он сумел подружиться на проекте.

Нам было интересно и приятно работать со всеми участницами. Спасибо всем за проявленное творчество, за положительные отзывы о проекте, за конструктивную и обоснованную критику, мы полностью согласны со всеми замечаниями и учтём их в будущих проектах, поэтому не прощаемся, а говорим Вам до свиданья! До новых встреч в следующем учебном году на проекте «Целеполагание и педагогический анализ»!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ»

Объектоммоей деятельности явилась индивидуализация образовательного процесса по предмету «Технология», предметом – педагогические условия индивидуализации образовательного процесса по предмету «...

Психолого-педагогическое сопровождение учебно-образовательного процесса

Доклад на обласном совете директоров об организации психолого-педагогического сопровождения в школе...

Педагогические технологии в образовательном процессе

Научные основы использования педагогических технологий...

Интеграция информационно - коммуникационных технологий и технологий в форме педагогических мастерских в образовательном процессе.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...

Педагогические условия организации образовательного процесса школы, обеспечивающего проявление и развитие интеллектуальной одаренности младших школьников

В современной педагогике достаточно полно  исследованы важнейшие аспекты детской одаренности, накоплены обширные сведения в части  диагностики и развития одаренных д...

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС

Социально-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса в условиях введения и реализации ФГОС нового поколения сегодня особенно значимо и актуально. Социальный педагог в условиях р...

Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры "

Методические рекомендации "Формирование практико-ориентированных навыков  пожаробезопасного поведения обучающихся образовательных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югр...