Психолого-педагогическое сопровождение учебно-образовательного процесса
статья по психологии по теме

Билютина Светлана Львовна

Доклад на обласном совете директоров об организации психолого-педагогического сопровождения в школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologo-pedagogicheskoe_soprovozhdenie_doklad.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение

учебно-воспитательного процесса.

Если педагогика хочет воспитывать человека

во всех отношениях, то она должна узнать его

также во всех отношениях.

К. Д. Ушинский

Эффективность учебно-воспитательного процесса во многом определяется тем, в какой мере учитель и воспитатель располагают сведениями о том, что знают и умеют дети. Только опираясь на объективные данные о возможностях психического развития каждого ребенка, можно эффективно оказывать ему помощь в процессе обучения.

Сопровождение представляет собой целостную, системно организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для дальнейшего успешного обучения и психологического развития каждого ребенка в школьной среде. (Битянова М. Р.)

Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

  • предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
  • помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
  • психологическое обеспечение образовательных программ;
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Виды (направления) работ по психолого-педагогическому сопровождению:

  • профилактика;
  • диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг);
  • консультирование (индивидуальное и групповое);
  • развивающая работа (индивидуальная и групповая);
  • коррекционная работа (индивидуальная и групповая);
  • психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры, развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, администрации образовательных учреждений, педагогов, родителей.

Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.

Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитие творческих способностей.

Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.

(Таблица психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса)

Сравнивая учителя с врачом, В.А. Сухомлинский писал: «Как врач исследует множество факторов, от которых зависит здоровье человека, так и педагог должен исследовать духовный мир ребенка. Наше общение с ним лишь тогда является воспитанием, когда в наших руках научные знания о его личности, когда мы основываемся не на случайных удачах, а на научном анализе». Подобный научный анализ реально возможен только при комплексном подходе к вопросам обучения и воспитания, в частности — при организации психолого-медико-педагогического консилиума. Консилиум также взаимно обогащает знаниями каждого из его участников, знакомит психологов со спецификой школьной программы, педагогам раскрывает психологические истоки успешности (или неуспешности) учеников.

В начале учебного года руководитель учреждения утверждает состав школьного Психолого-медико-педагогического консилиума в который входят: Шагова Т. М. – руководитель учреждения, Урожаева Е. С. – зам. директора по УВР, председатель ПМПк, Стаброник С. Л. – педагог-психолог, Тюветская С. И. – учитель-логопед, Васильева В. Б. – учитель-логопед, Лучинкина Е. Н. – врач-фтизиопедиатр, Мызгина Н. В. – врач-психоневролог, проводится первое организационное заседание ПМПк, где распределяются обязанности, утверждается план работы на новый учебный год.

В течение учебного года ПМПк работает в соответствии с планом: принимает участие в работе и знакомится с результатами обследования и рекомендациями Областной ПМПК. Специалисты консилиума проводят плановые обследования учащихся, обрабатывают информацию, поступающую от социальных педагогов о социально-бытовых условиях, в которых проживают учащиеся, готовят заключения, принимают участие в плановых заседаниях ПМПк по темам: «Адаптация первоклассников в школе и определение индивидуального маршрута обучения», «Адаптация учащихся пятых классов при переходе из начальной школы в среднее звено», «Перспективы профессионального самоопределения учащихся девятых классов» и другим (см. схему). По запросам работников образовательного  учреждения или родителей (законных представителей) учащихся готовят внеплановые заседания ПМПк. В течение учебного года проводится посещение уроков, внеклассных занятий, кружков, секций с целью контроля за выполнением рекомендаций ПМПк, соблюдением охранительного режима на занятиях и во внеурочное время и оказания методической помощи учителям и воспитателям, обеспечивают руководство психолого-медико-педагогического сопровождения учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.

В конце учебного года проводится итоговое заседание ПМПк по теме: «Анализ работы ПМПк за год».

СХЕМА ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСИЛИУМА

Мы считаем, что в командной работе специалистов на ПМПк реализуются два основных принципа — мультидисциплинарный и междисциплинарный.

Мультидисциплинарный принцип (от лат. тиltит — многое), состоящий в реализации комплексного подхода к психике ребенка, предложен в психологической диагностике ведущими отечественными психологами А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.А. Смирновым. Он предусматривает необходимость равноправного учета данных всех специалистов (врачей, психологов, педагогов, социальных работников, иных) для оценки психического развития ребенка.

Междисциплинарный принцип при оценке психического развития предусматривает необходимость коллегиальной выработки общих подходов к диагностике, а также обязательность преломления (а может быть, и коррекции) мнения, сложившегося о ребенке у каждого специалиста с учетом данных и их трактовки, полученных от коллег.

Из вышесказанного следует, что как мультидисциплинарный, так и междисциплинарный принципы командной работы специалистов ПМПк ставят во главу угла не только образовательную, но в большей мере — специальную коррекционно-развивающую работу с ребенком, работу с его семьей, их комплексное сопровождение, что в значительной мере снижает возможность возникновения диагностических ошибок и способствует выработке наиболее продуктивных подходов в решении судьбы маленького человека, соблюдении всех его прав.


Список литературы

  1. Битянова М. Р. Психолог в школе: содержание и организация работы. – М: Сентябрь, 1998.
  2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. — М.: Совершенство, 1998.
  3. Бурменская Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. — М.: МГУ, 1990.
    Консультирование детей в психолого-педагогическом центре /Под ред. Л.С. Алексеевой. — М.: НИИ семьи, 1998.
  4. Калягин В. А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С. Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. – СПб: КАРО, 2005.
  5. Кевля Ф.И. Психолого-педагогический консилиум как средство прогнозирования личностного развития ребенка //Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 1996. – № 3.
  6. Круглова Н.Ф. Экспресс-диагностика и коррекция регуляторно-когнитивной структуры учебной деятельности подростков. М.: Психологический институт РАО, Экопсихологический центр развития образовательных и социальных систем, 2000.
  7. Кузнецова И.В., Ахутина Т.В., Битянова М.Р., Пахомова А.П., Полонская Н.Н. и др. Психолого-педагогическое обеспечение коррекционно-развивающей работы в школе. Кн.1. — М.: НМЦ «ДАР» им. Л.С. Выготского, Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
  8. Максимова В. Н. Введение в акмеологию школьного образования. – СПб: ЛОИРО, 2002.
  9. Письмо Министерства образования Российской Федерации
    от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16
  10. Психолого-медико-педагогическая консультация. Методические рекомендации. /Под ред. Л.М. Шипициной. — СПб.: Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валленберга, 1999.
  11. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов. /Под общей ред. М.М.Семаго. — М.: АРКТИ, 1999.
  12. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Прогноз — не диагноз //Школьный психолог. –  № 19—20. –  1998.
  13. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием. //Школа здоровья. – № 3. – 1996.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Решение проблем психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения учащейся молодежи в процессе экспериментальной деятельности"

Борисова Л.А. ,Московский педагогический государственный университет,Волошко И.Г. ,директор ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка № 1234Чарнецкий С.Н.,ГОУ СОШ  с углубленным изу...

Психолого-педагогические аспекты применения наглядности в процессе обучения

С психолого-педагогической точки зрения роль наглядности в процессе обучения многозначна, но учителя редко применяют наглядность в процессе обучения, что приводит к однотипности уроков, снижению интер...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»

Городской педагогический семинар «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса»...

Программа по обеспечению социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе раскрытия его индивидуальных особенностей

Развивающая программа направлена на раскрытие индивидуальных способностей, формирование и развитие личностных свойств ребенка. Система занятий программы способствует развитию адекватной самооценки и м...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

laquo;Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали се...