Интеграция информационно - коммуникационных технологий и технологий в форме педагогических мастерских в образовательном процессе.
статья по теме

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения.

Цель  уроков-мастерских.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл __tehnologiya_pedagogicheskih_masterskih.docx60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция

современных информационно-коммуникационных технологий

и технологий в форме педагогических мастерских в образовательном процессе.

Ребёнок – не кувшин, который надо наполнить,

а лампада, которую следует зажечь.

Средневековые гуманисты

XXI век – век стремительный, интересный, насыщенный информацией, новыми знаниями и открытиями. Причём поток информации с каждым днём увеличивается.

Обучение в школе, строго ограниченное рамками определенного объема знаний, — это устаревшая концепция в наш век информации, где общий объем знаний удваивается каждые несколько лет. Сегодня назрела необходимость в изменении подхода к образованию. В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в новой модели обучения.

Вспомним особенности советской школы и требования к современной школе. В чем же заключается отличие современной школы и советской? 

Советская школа готовила детей к жизни в социуме, в котором не допускалась дискуссия с властью. Современная школа готовит к жизни в гражданском обществе, где необходимо отстаивать свои взгляды и принципы. Это означает, что учебный процесс должен измениться коренным образом. В советские годы для решения поставленных перед школой задач вполне подходила авторитарная педагогика: учитель объясняет материал, дает задание на дом, на следующий день проверяет задание и ставит оценки. Школа современной России должна быть основана на педагогике сотрудничества, когда дети участвуют в дискуссиях, реализуют собственные идеи в проектной деятельности, а не просто заучивают материал. В самом деле, для того чтобы научиться рассуждать, надо рассуждать, чтобы научиться думать - надо думать.

В начале XXI в. мир вступил в период глобальных изменений, охватывающих по существу все страны. Объективные процессы развития современного российского общества по пути информатизации и глобализации с неизбежностью требуют внесения изменений в образовательную политику, центральным звеном которой объявляется необходимость поворота к личности обучаемых.

Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.Признаком времени является повышенная профессиональная мобильность. Современному человеку в течение жизни приходится неоднократно менять сферу занятости и осваивать новые профессии. Это приводит к тому, что на смену ведущего при построении и развитии образовательных систем лозунга «Образование для жизни» приходит лозунг «Образование на протяжении всей жизни». 

Каковы же цели и задачи образования на современном этапе?

Цели образования: Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». 

Задачи образования: формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволило широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. В своей работе я активно использую ИКТ - технологии, которые позволяют мне активизировать процесс обучения, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Я использую ИКТ – технологии с доступом в Интернет, разработала и использую новые цифровые образовательные ресурсы. Мною создан электронный банк данных по каждому тестовому заданию КИМов для оказания помощи учащимся в подготовке к ЕГЭ и ГИА, включающий в себя электронный теоретический материал, практические тестовые задания и демонстрационный вариант в виде презентаций и видеороликов.

Неотъемлемой частью обучения в моей педагогической деятельности является фиксация и оценивание учебных достижений через создание электронного журнала, автоматизированного анализа деятельности учащихся. Тестирование сегодня - это один из видов диагностики. Я составляю пакеты контрольно – измерительных материалов, что позволяет выстраивать учебный процесс планомерно и целенаправленно на основе анализа и отслеживания существующих пробелов. Систематическая работа по формированию мыслительных действий учащихся позволяет им справляться не только с учебными заданиями, но и с заданиями повышенной трудности. Мною и моими учениками созданы коллекции презентаций разной тематической направленности. Кабинет, где я работаю, оснащен компьютерной техникой, которой я владею.

Я являюсь членом школьной команды по информатизации школы, имею собственную страницу на сайте школы, выполняю функции файлового менеджера, осуществляю обучение в режиме онлайн. Системная интеграция ИКТ в процесс преподавания русского языка и литературы приводит к повышению эффективности усвоения программного материала, позволяет активизировать внимание, повышает творческий потенциал учащихся. Информационно – методическая система «Виртуальный медиа-холдинг Ad Verbum» по русскому языку, которую я внедряю в практику, направлена на изучение русского языка как многофункциональной знаковой системы и общественного явления, языковой нормы и ее разновидностей; норм речевого этикета в различных сферах общения. В результате использования данной системы учащиеся получают возможность самостоятельной организации учебной деятельности, активного поискового усвоения учебного материала, решения нестандартных задач, развития критического мышления. Новые образовательные результаты обеспечиваются за счет наглядности, предметности и конкретности обучения.

Обоснованность, уместность и результативность использования современных образовательных технологий подтверждена выступлением на семинаре заместителей директоров школ Ленинского района «Система подготовки к ЕГЭ» (2011 год).

Технология организации обучения в форме педагогических мастерских.

В 20-е  годы двадцатого века во Франции возникла Группа нового образования (ЖФЭН),    поставившая своей целью разработку и внедрение в практику интенсивных методов обучения и  развития ребенка. На русской почве французская методика привилась, но «зазвучала» своеобразно. Наши  «Мастерские» более приближены к изучению школьных предметов, к конкретным темам и урокам.  

Основные положения теории уроков мастерских.

Многие основные положения звучат как вызов традиционной педагогике. Вот некоторые тезисы, которые подтверждают данный тезис:

1. Ребенок выучивается не благодаря  школе, а вопреки ей.

2. Школьные упражнения не дают знаний, они только дисциплинируют и рождают послушных солдатиков.

3.Традиционное образование есть, по существу, обучение  пассивности. Дети обходятся без собственного опыта, без собственного пути к знаниям и потому лишены наслаждения и радости собственных побед и открытий. Но последствия еще более суровы. При таком образовании человек становится  послушным и  пассивным.

4.Похвала и порицание рождают рабство. (То есть оценку должны заменить самооценка, самокоррекция и самовоспитание.)

5.Таблицу умножения зубрить не нужно. Лучше ее «открыть». Забудет ли автор свое изобретение?

6. Материал существует не в логической последовательности, а в свободной стихии контрастов и противоречий.

7.Способны  все.

Последний аргумент, наверное, главный. Все теоретические выкладки кажутся мертвыми по  сравнению с живой работой в «Мастерских». Стоит раз погрузиться в эту атмосферу  -  и  либо сразу решаешь, что это  «не  твое»,  либо «заболеваешь»  этой  методикой  всерьез.

Цель  уроков-мастерских.

Цель технологии: создать содержательные и организационные условия для личностного саморазвития учащихся, осознания ими самих себя и своего места в мире, понимания других людей, закономерностей мира.

Исходные научные идеи.

Необходимость интериоризации знания через личный опыт ученика, заключающийся в самостоятельном (открытии) этого знания через исследование его генезиса и структуры (Д.Г.Левитас)


Цель «Мастерских» - научить мыслить творчески и раскованно и самостоятельно выстраивать свое  знание. В «Мастерской» учат главному: каждый человек неповторим, он интересен  именно  своей непохожестью на других. Группа – радуга, где каждый участник – носитель своего мнения, своего знания, индивидуального и неповторимого, непохожего ни на чьё другое, как  не похожи между собой цветовые полосы спектра. Истина – белый цвет - , объединение многоцветных  полос – иначе ее  просто нет. Чем богаче спектр - тем ближе к истине. Рефлексия - осмысление себя, социализация – радостный  выход  к общению. Они  сменяют друг друга, как  волны  в  море.

Роль учителя в системе уроков.

Знание представляется здесь не сложившейся системой, не чем-то устойчивым и незыблемым, а бесконечным поиском, построением без окончательного завершения. Не совсем привычным для традиционной школы оказывается и положение учителя. Он не всезнающий мэтр, не источник абсолютных знаний, вещающий с кафедры и карающий за недостаточно точное усвоение материала, а старший сотрудник.

Понятие «интеракция» (от англ. Interaction - взаимодействие) возникло впервые в социологии и социальной психологии. Для теории символического интеракционизма (основоположник – американский философ Дж. Мид) характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности, созидание человеком своего «Я» в ситуациях общения и взаимодействия с другими людьми

Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала по решению общих, но значимых для каждого проблем, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

Принципы построения педагогической мастерской.

Принципы построения педагогической мастерской заключаются в том, что мастер (учитель) создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества и общения; включает  эмоциональную

сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы); работая вместе с учениками, мастер равен ученику в поиске знания; мастер не торопится отвечать на вопросы; необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят. Официальное оценивание работы ученика (не хвалят, не ругают, не выставляют отметок в журнал) исключается, но социализация, представление работы всему классу дает возможность самому ученику оценить ее достоинства, изменить или исправить материал.

Особенностью  работы мастерской является то, что одной из особенностей работы мастерской является то, что учитель как оратор, рассказчик, разъяснитель нужен ученикам лишь тогда, когда самостоятельный поиск не завершается открытием. Однако открытия непременно ждут ученика в мастерской. Сверяя свои старые знания по какой-то проблеме с новым знанием, которое он «добыл» сам, ребенок раскрывается, начинает верить в свои возможности. И это главное.

Типы  уроков-мастерских.  Этапы  работы.

 «Мастерские» бывают разных типов. Самые распространенные, пожалуй, «Мастерская построения знаний» и «Мастерская творческого письма». В «Мастерской» каждый раз происходит нечто, подобное чуду, мир начинает светиться неожиданными гранями, слово кажется вкусным, объемным, весомым. Оно обретает цвет, запах, становится шероховатым и скользким, влажным и колючим… «Почему бы не изображать слова, не орать, не дарить их?» -  не спрашивает, а утверждает один из основателей «Мастерских» Пьер  Колен. Не случайно многие уроки-мастерские  начинаются  с игры ассоциаций, вызванных словом.

1 Фаза индукции.

На этом этапе учитель создает эмоциональный настрой и включает подсознание детей. В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т.д. – все,  что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений,  вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения. (Сравните: при традиционном обучении проблемы либо нет, либо ее формулирует учитель.)

Задание должно быть приближено к потребностям учеников, опираться на имеющийся у них опыт. Предлагаемый для постановки проблемы материал (слово или слова, предметы, рисунки, какие-то физические явления, внутренние психические образы и т.п.) должен быть доступен для понимания ребенка.

Пример. Так, на уроке русского языка дети «открыли» правило написания слов, в которых используются разделительные ъ и ь знаки. Учитель заранее подготовил тексты и на уроке предложил их детям для анализа и выяснения, что же в них необычного.

В тексте были такие предложения:

Не за то волка бют, что сер, а за то, что овцу сел. Ручьи солются – река будет, люди обединятся –

силу их не победить.

Работа с материалом. Ученики анализируют материал, выдвигая различные, в том числе и фантастические, идеи, гипотезы («самоконструкция»). Отмечу, что в работе мастерской не бывает

неудачных, «плохих» идей. На этом этапе детям можно подсказывать какие-то приемы творчества, например: что было, если бы…

2 Самоконструкция.

 Каждый работает самостоятельно. Мешать друг другу нельзя.

При индивидуальной работе у каждого есть возможность сосредоточиться, поискать собственное решение, не испытывать влияние других. Но иногда в мастерской работа сразу начинается в

группе. Если материал предназначен для работы в малой группе, тогда сразу идет коллективный поиск.

На следующем этапе, который французы называют социализацией, в малой группе происходит обсуждение (если до этого была индивидуальная работа), т.е. представление промежуточного результата. В это время работа корректируется, дополняется, т.е. улучшается.

Очень важным является требование обучать ребят умению видеть в чужих работах положительные, оригинальные моменты.

3.Социализация.

Социализация, то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.д.), соединение индивидуальных результатов,  коллективная  работа…

В моем примере дети анализировали тексты, искали необычное, пытаясь сформулировать правило написания разделительных ъ и ь знаков.

4.Афиширование.

Обсудив (в малой группе) и дополнив свои работы, ребята вывешивают их на стендах или прямо на стенах в классе. Идет свободное общение. Дети ходят по классу, задают вопросы, высказывают свое мнение. Можно знакомиться с другими работами, рассказывать о своей. Целесообразно ввести такой принцип общения как «нахождение успеха»: попытайся в любой работе найти интересные моменты и сообщи об этом автору работы. Отрицательные моменты не обсуждаются. Таким образом, первичная социализация детского творчества может быть в малой группе, а основная – перед всем классом. Здесь необходимо соблюдать принцип добровольности – если кто-то из учащихся сегодня не хочет представлять свою работу, то он имеет на это право.

Этапы (или фазы) «работа с материалом» и «социализация» могут чередоваться в процессе работы мастерской.

5.Разрыв. Внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому.

6. Рефлексия – очень важный момент работы, когда ученики говорят (и учатся говорить) о своих чувствах, возникающих в процессе работы. Поэтому мастерские можно называть не только педагогическими, но и психологическими. На этом этапе ученики также могут  сообщить о том, чему они сегодня научились.

План проведения мастерской должен быть детализированным, предусматривающим множество заданий, «подсказок» – информации, которая будет предложена ученикам в тот  момент, когда в ней

возникнет  необходимость. Естественно, объем информации, которую учитель готовит предварительно, увеличивается. Конечно, подготовка карточек, схем, таблиц – справочного  материала, из которого

ребята извлекут и ответы, и новые проблемы, – огромный труд. Это может отпугнуть учителя, потому что  потребует определенной перестройки самого себя, но это же одновременно  может подтолкнуть

учителя к  самосовершенствованию, к сотворчеству с коллегами, единомышленниками.

В обобщенном виде принципы работы мастерской таковы:

1) равенство всех  участников, включая педагогов;

2) ненасильственное  вовлечение в процесс деятельности;

3) отсутствие  оценки (точнее, отметки, так как оценка  есть и должна быть, но только положительная);

4) отсутствие  соперничества, соревнования;

5) чередование  индивидуальной и групповой работы;

6) важность не столько результата творчества, сколько самого процесса;

7) разнообразие  используемого материала;

8) ответственность  каждого за свой выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения иностранным языкам

 Процесс приобретения детьми личного опыта общения с иноязычной лингвокультурой требует создания ситуаций практического использования языка как инструмента межкультурного познания и взаимодействия. В ...

Комплексная психолого-педагогическая диагностика образовательного и развивающего эффекта программы интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы.

Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в развивающее пространство школы, отражает инновации в процессе обучения и ориентирует его на  личностные структуры, такие как, разв...

Статья "Современные информационно-коммуникационные технологии и возможности школьного сайта в построении информационно-образовательной среды."

Школьный сайт выполняет функцию внутришкольного взаимодействия. Иными словами, организующееся пространство общения на сайте школы может служить показательным материалом для профессиональной деятельнос...

Информационные, коммуникационные, аудиовизуальные, интерактивные технологии как уникальный инструмент создания новой образовательной среды.

По мере информатизации нашего общества, по мере его вхождения в мировое сообщество нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодей...

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления

Умелое сочетание различных технологий  может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Использовании современных, образовательных (психолого - педагогических), информационно – коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе». (2018 год)

В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение, а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохран...