"Нравственное воспитание подростков на уроках литературы"
статья по литературе на тему

Стретельникова Светлана Геннадьевна

Лидирующую позицию в нравственном воспитании школьников по праву занимают уроки литературы. А такой действенный прием, как связь с жизнью, сопричастность времени помогает тому, чтобы герои ушедших эпох: Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Евгений Онегин, Печорин, Обломов стали ребятам ближе и понятнее. Также способствуют этому и вечные темы, затрагиваемые писателями: о ллюбви, о добре, зле, предательстве, смысле человеческой жизни. Занятия, связанные с сопричастностью времени, развивают интерес к нравственным проблемам и жизненным ценностям и помогают строить взаимоотношения с окружающими, учат ребят понимать самих себя, вырабатывать свою позицию в жизни и давать нравственную оценку себе, людям, событиям, поступкам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя  школа № 85 имени Героя Российской Федерации Г.П. Лячина

Дзержинского района Волгограда»

Из опыта работы на уроках литературы

в 9 – 11 классах

на тему:

«Нравственное воспитание подростков на

уроках литературы»

Выполнила:

учитель русского языка и литературы

МОУ СШ № 85 г. Волгограда

Стретельникова Светлана Геннадьевна

     Современный этап развития российского общества характеризуется значительными изменениями в жизни страны, сменой приоритетов и нравственных устоев в сознании людей. В этих условиях возрастает роль педагогов к вопросам воспитательной работы.

     Школа – один из малочисленных островков, где сохраняются и поддерживаются духовные начала и климат нравственности. Лидирующую позицию в этом направлении по праву занимают уроки литературы.

     Какими мы хотим видеть своих детей в будущем? Чему мы хотим их научить? Что станет основой их жизни?  Как сделать так, чтобы не расстроить, а настроить чуткую струну детского сердца – чуткость к слову, добру, состраданию? Это очень важные вопросы, которые помогает решить литература. А такой действенный прием, как связь с жизнью, сопричастность времени помогает тому, чтобы герои ушедших эпох: Татьяна Ларина, Наташа Ростова, Евгений Онегин, Печорин, Обломов стали ребятам ближе, понятнее, не воспринимались однобоко.

     Незначительные исторические реалии и детали уходят в прошлое. Но до сих пор не сходят со сцены, а продолжают волновать и сегодня пьесы В. Шекспира, Ж.Б. Мольера, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, А.Н. Островского. Почему же так происходит? Да потому, что темы, затронутые в них, вечные.  Потому, что идеи, конфликты и проблемы актуальны и сейчас, воспринимаются и переосмысливаются по-новому, соответственно времени.

     Например, повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» – произведение, связанное с историей нашей страны, с восстанием под предводительством Е. Пугачева. Но вместе с тем, это повесть всечеловеческого звучания, ставящая вопросы о долге и чести, дружбе и предательстве, о семейных ценностях и основах морали.

     Неизгладимо впечатление, которое производят героини А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого. Сейчас, когда наши девочки иногда очень сильно хотят походить на взрослых и демонстрируют такие не очень женские черты, как курение, жаргонную речь, развязное поведение, при изучении романа «Евгений Онегин», проводим урок «Татьяна Ларина и современная девочка, что они могли бы посоветовать друг другу».

     При изучении рассказа И. Бунина «Господин из Сан-Франциско» большое внимание на уроках уделяется философскому звучанию произведения, размышлению о смысле жизни. Говорим о том, что современное общество предоставляет человеку широкий выбор приложения своих сил. Самое главное - найти свое предназначение, реализовать себя как личность. Отвечая, ребята сходятся в одном: для того чтобы не растратить себя впустую, человек должен развиваться духовно, жить по совести, приносить пользу.

     Думается, что занятия, связанные с сопричастностью времени, развивают интерес к нравственным проблемам и жизненным ценностям и помогают строить взаимоотношения с окружающими, учат ребят понимать самих себя, вырабатывать свою позицию в жизни и давать нравственную оценку себе, людям, событиям, поступкам. Сами же нравственные понятия были, есть и будут, они не устаревают с течением времени, несмотря ни на что.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы.

В статье изложены отдельные аспекты нравственного воспитания детей на уроках литературы. Имеются ссылки на конкретные произведения. Определены подходы к решению данной проблемы при изучении неко...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы ( православный аспект)

Опыт работы по использованию Библейских сюжетов на уроках литературы....

статья "Духовно-нравственное воспитание подростка на уроках литературы в сельской школе"

Статья написана к конференции - Сократовским чтениям по теме "Реализация деятельностного подхода в воспитании подростка" и содержит краткий анализ и некоторые примеры из учительской практики....

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы

статья Духовно-нравственное воспитание ребенка на уроках литературы...

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках литературы

Статья о духовно - нравственном воспитании учащихся на примерах художественной литературы....