сценарий школьного праздника, посвященного Царскосельскому лицею
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Талина Елена Евгеньвна

Сценарий написан к юбилею Царскогосельского лицея (к 200-летию), но этот сценарий легко можно изменить к любому дню  Лицея (19 октября)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_19_oktyabrya_2011g_polnyy_variant.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

Плесково  2011г.

Сценарий  праздника к 200- летию  Царскосельского Лицея.

Выходят 3 девочки   с букетами осенних листьев  (музыка Чайковского «Времена года. Октябрь» и читают по очереди)

- Роняет лес  багряный  свой убор,

 - Сребрит мороз увянувшее поле,

- Проглянет день как будто поневоле

- И скроется за край окружных гор.

( все втроем усаживаются на пенечке со скучающим видом)

1-я:(вскакивая, радостно) Поедем в Царское Село!

2-я в Царское Село?

1-я: (умоляюще) Поедем в Царское Село,

Свободны,  веселы и … пьяны (пауза)

3-я: там улыбаются уланы, вскочив на крепкое седло!

Вместе: Поедем в Царское село!

Ведущий: и мы с девочками отправимся в путешествие во времени и пространстве. Итак, 1811г. Царское Село (фотографии), где…

1-я:

С холмов кремнистых водопады

Стекают бисерной рекой.

2-я:

Там в тихом озере плескаются наяды.

Его ленивою волной;

3-я:

 А там в безмолвии огромные чертоги,

На своды опершись, несутся к облакам.

Все:

Не здесь ли мирны дни вели земные боги?

Не се ль Минервы росской храм?

Ведущий: так  восхищенно  с одической интонацией напишет юный отрок Александр Пушкин,  пока еще известный  только своим школьным друзьям, гуляя по аллеям Царскосельского сада.

1-я: Смуглый отрок бродил по аллеям, у озерных грустил берегов

2-я: И столетия мы лелеем еле слышный шепот шагов.

3-я: Иглы сосен густо и колко устилают низкие пни…

1-я: здесь лежала его треуголка

2-я: и растрепанный том Парни (кладут книгу и цветы к портрету Пушкина)

Ведущий: но   19 октября Пушкин не бродил по аллеям, так как в этот день ровно 200 лет назад в Царском Селе было очень торжественное событие – открытие нового учебного  заведения для юношества – Лицей!

2-я: Лицей?

3-я: Лицей - это не что университет, не, что кадетский корпус, не семинария – это…

Хором:  Лицей!!!

Звучит полонез,  выходят пары 9-11 классы, делают круг полонеза и застывают на сцене.

Ведущий: Церемония открытия Лицея началась с  торжественного молебна, потом –выход императора Александра Первого и чтения  Императорского указа :

Старшеклассник:  (читает указ) «Прияв от источника премудрости скипетр, мы удостоверены были, что бессмертным светом сиять он будет тогда токмо, когда в пределах державы нашей исчезнет мрак невежества. Воздвигнутые нами храмы наук возвестят и позднему потомству, успели ли мы в намерении нашем, возвестят купно и то, сколь драгоценно было нам счастие чад наших.

  Ныне отверзаем новое святилище наук! Некоторое число отличнейшего по талантам и нравственным качествам  юношества…

 ( входят на сцену и выстраиваются на авансцене лицеисты(ученики 6-х классов))

… Мы желали предназначить особенно к важным частям Государственной службы, а для образования его способностей собрать оное в сие святилище, сюда призвали науки и изящные искусства, наиболее соответствующие назначению юношества». Его императорское величество Александр Первый, октябрь одна тысяча восемьсот одиннадцатого года.

Ведущий: Всего на 1 курс было зачислено 30 воспитанников от 11 до 14 лет, среди них:

(Каждый  лицеист делает шаг вперед и произносит свое имя, а за каждым из них стоит пара старшеклассников):

1-я пара:

6-ти классник -Александр Горчаков!  

Старшеклассник: - Князь, станет дипломатом , министром  иностранных дел, канцлером, и именно он переживет всех своих одноклассников и ему «под старость день Лицея торжествовать придется одному»

                  Старшеклассник:  -Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

                    Хвала тебе – фортуны блеск холодный

                    Не изменил         души твоей свободной

                    Все тот же ты для чести и друзей.

2-я пара:

6-тиклассник: Николай Корсаков !

Старшеклассник: Редактор лицейских журналов, музыкант, в Италии в городе Флоренция стоит на его могиле памятник, который ему поставил его одноклассник Александр Горчаков.

          Старшеклассник:   Он не пришел, кудрявый наш певец,

             С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

             Под миртами Италии прекрасной

            Он тихо спит.

3-я пара:

6-тиклассник - Антон Дельвиг  

 Старшеклассник: Учился плохо,  предмет вечных шуток и эпиграмм для лицеистов, но был очень начитан, знал и любил немецкую поэзию и сам был настоящим поэтом, в будущем создатель  и редактор знаменитой «Литературной газеты», он  один из самых близких друзей А.С. Пушкина. Именно Дельвиг напишет Гимн Лицея.

                 Старшеклассник:   О Дельвиг мой: твой голос пробудил

                   Сердечный жар, так долго усыпленный,

                   И бодро я судьбу благословил.

                   С младенчества дух песен в нас горел,

                   И дивное волненье мы познали;

                   С младенчества две музы к нам летали,

                   И сладок был их лаской наш удел.

3-я пара:

 6-тиклассник :Вильгельм Кюхельбекер  

Старшеклассник: Близкий друг А.С. Пушкина. Впоследствии станет членом Северного общества декабристов, будет осужден и приговорен к вечной ссылке.

Старшеклассник:  Опомнимся – но поздно! И уныло

Глядим назад, следов не видя там,

Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,

Мой брат родной по музе, по судьбам!

4-я пара:

 6-тиклассник: Федор Матюшкин!

Старшеклассник: В будущем – контр-адмирал, путешественник, а на географической карте на побережье Восточно-Сибирского моря  появится мыс Матюшкина.

Старшеклассник:  С лицейского порога

                 Ты на корабль перешагнул шутя,

                 И с той поры в морях твоя дорога,

                 О, волн и бурь  любимое дитя!

5-я пара:

 6-тиклассник: Иван Пущин

Старшеклассник:  Самый близкий друг Пушкина, как Кюхельбекер, стал членом тайного общества, принял участие в восстании на Сенатской площади, а потом арест и ссылка в Сибирь. 

           Старшеклассник:  Мой первый друг, мой друг бесценный,
               И я судьбу благословил,

               Когда мой двор уединенный, печальным снегом занесенный,

               Твой колокольчик огласил.

               Молю святое  провиденье,

               Да голос мой душе твоей

               Дарует то же утешенье,

               Да озарит он заточенье

              Лучом лицейских ясных дней.

6-я пара:

6-тиклассник: Александр Пушкин  

 Все:                 великий русский поэт.

                   

6-тиклассник: В те дни, когда в садах Лицея

           Я безмятежно расцветал.

Старшеклассник: (игриво) Читал охотно Апулея,

Старшеклассник: (осуждая) А Цицерона не читал.

                  6-тиклассник :В те дни в таинственных долинах,

                    Весной, при криках лебединых

                    Близ вод, сиявших в тишине,

                    Являться муза стала мне.

( старшие мальчики встают за спины лицеистов, а девочки выстраиваются по бокам на уровне лицеистов) 

Пушкин-  Друзья мои, прекрасен наш союз!

Горчаков- Он как душа, неразделим и вечен-

Корсаков- Неколебим, свободен и беспечен,

Дельвиг- Срастался он под сенью дружных муз.

Кюхельбекер- Куда бы нас ни бросила судьбина,

Матюшкин- И счастие куда б не завело,

Пущин- все те же мы: нам целый мир судьбина

Все:- Отечество нам Царское село.   … И Плесково

Медленно уходят со сцены

Старшеклассник:  Вот такие были лицеисты 1811 года. Класс как класс, мальчишки как мальчишки.

Старшеклассник:  из которых выйдут поэты и министры, офицеры и бунтари,

Старшеклассник: сельские домоседы и неугомонные путешественники.

Старшеклассник:  Но вскоре их жизни станут  легендой, преданием.

Старшеклассник:  И разве без их дружбы, без шуток, похвал, насмешек, писем и помощи Пушкин стал бы Пушкиным?

Старшеклассник:  А они без него, без его мыслей, строчек, веселости, грусти…

Старшеклассник:  … и даже бессмертия, которым он так  щедро с ними поделился!

(все уходят со сцены)

Ведущий: (к залу) А  действительно, а есть что-то общее у Плесково с Лицееем? Смотрим на экран.

Предметы, которые изучали лицеисты в течение 6 лет:

- вот наши знакомые всем предметы (на экране): Закон Божий, география, история, математика. А вот статистику, политэкономию, финансы, фортификацию и артиллерию  наши ученики не изучают. Да…я забыл латынь

2-й ведущий: и правильно забыли. У нас действительно нет такого предмета в расписании, но знатоки латыни есть…  приглашаются и награждаются….

(Все победители читают отрывок из стихотворения Горация «Памятник»)

Но не только эти ребята показали свои познания в латыни, и хоть « латынь из моды вышла ныне», мы можем  спеть знаменитый гимн всех учащихся, который ,несомненно, знали и пели лицеисты …

Ведущий: Итак, гимн учащихся « Гаудеамус», господа, прошу встать

( все поют гимн)

Ведущий: Продолжим сравнение Лицея и Плесково:  на экране режим Лицея, чем отличается?

Что общего? Молитва, завтраки и обеды, конечно, уроки, но нет у нас всех ежедневных уроков по рисованию и чистописанию ( а надо бы), нет такого количества прогулок то же по расписанию, но главное, внимание! Лицеисты не могли покинуть Лицей в течение всех 6 лет учебы.

- Да, еще одно главное занятие было у лицеистов как на уроках, так и в свободное время - сочинение стихов. А у нас есть поэты и любители поэзии?

2-й ведущий: поверьте, были и есть. В нашей школе и  любят и сочинять, и  любят читать стихотворения, и главное подтверждение этому - 10 лет конкурсу чтецов «19 октября». А сегодня мы награждаем профессиональных чтецов,  самых преданных Пушкину  и музе поэзии :

Ученица 11 класса читает стихотворения Пушкина :

 Простите , верные дубравы,

Прости, беспечный мир полей

И легкокрылые забавы

Столь быстро улетевших дней.

Прости, о Плесково, где радость

Меня встречала столько раз.

На то ль узнала вашу сладость

Чтоб навсегда покинуть вас?

От вас беру воспоминанье,

И сердце оставляю вам.

Быть может (сладкое мечтанье),

Я к вашим возвращусь полям,

Приду под липовые своды

На скат зеленого холма,

Поклонник дружеской свободы,

Веселья, граций и ума!

Ведущий: А еще у нас, как в Лицее, любят музыку и любят петь. Романс на лицейское стихотворение Пушкина исполняют.

( надо объявить после исполнения: дуэт из оперы Евгений Онегин» исполняют).

Ведущий: (пока говорит, выходят старшеклассники и медленно движутся к авансцене) многое пришлось пережить этим мальчикам за 6 лет их учебы в Лицее:

- и серьезные экзамены

- и первую влюбленность

- и даже дуэли.

Ведущий: но главным событием за эти годы, конечно, была…

- гроза 12 года.

Старшеклассники::

Вы помните: текла за ратью рать,

Со старшими мы братьями прощались

И в сень наук с досадой возвращались,

Завидуя тому, кто умирать

Шел мимо нас…

Ведущий: как сказал директор Лицея Малиовский , к первой годовщине Лицея  к 19 октября 1812года все получили бесценный подарок: неприятель отступил от Москвы.

Ученица 11 класса:

Напрасно ждал Наполеон
Последним счастьем упоенный

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля.

Ученица 11 класса:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою,

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар нетерпеливому герою.

 Ведущий:Так была спасена Москва, Россия и наше Плесково, которое находилось на пути отступления французов по старой Калужской дороге.

Ведущий: Вот и проходит  этот осенний октябрьский день в Царском селе, а  во флигеле Екатерининского дворца  и в Плесково завершается торжественный праздник ,

( может быть? Танец( полонез)

но и через 200 лет мы слышим голос А.С. Пушкина, который обращается к каждому из нас:

Все ребята  (11 класс) на авансцене читают:

-Бог помощь вам, друзья мои,

- В заботах жизни, царской службы
- И на пирах разгульной дружбы,

- И в сладких таинствах любви.

-Бог помощь вам, друзья мои,

- И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

Все: Бог помощь вам, друзья мои!

Ведущий: спасибо за внимание.

                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню защитника отечества "С давних пор до наших дней"

Каждый год 23 февраля наша страна отмечает День Защитника Отечества. В нашей школе был создан экспедиционный отряд «Навигатор» - который занимается историей нашего Отечества, нашего города...

Сценарий школьного праздника, посвященного 8 Марта

Соержит сведения из истории праздника...

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню почты

В сценарии представлены стихи, конкурсы, интересные исторические факты, специально подобранные к празднику "День почты"...

Сценарий школьного праздника, посвященного Дню ребенка

В сценарии представлены стихи, сценки, конкурсы, песни, специально подобранные к празднику "День ребенка"...

Сценарий школьного праздника "РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР" (посвященного 23 февраля)

Сценарий содержит различные игры, конкурсы для проведения в классе...

Сценарий спортивного праздника, посвященного открытию Школьных олимпийских игр «О, Спорт! Ты – мир!»

Физкультура – залог здоровья и хорошего настроения. Заниматься физкультурой – полезно, веселой физкультурой – вдвойне. Ведь каждая минута занятий спортом продлевает жизнь человека на один час. Не вери...

Сценарий школьного праздника посвящения в первоклассники

Сценарий школьного праздника посвящения в первоклассники...