Инновационная программа на тему: «Инсценирование литературных произведений как доступная форма обучения на уроках литературы детей с ОВЗ по слуху»
методическая разработка по литературе на тему

Тюрина Ольга Николаевна

Инновационная программа на тему:   «Инсценирование литературных произведений как доступная форма обучения на уроках литературы детей с ОВЗ по слуху»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnaya_programma.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждено:

методсовет

12. 10. 2017

Директор ГКОУ СКОШИ №52

Подвальная Е. В.

Инновационная программа

на тему:

«Инсценирование литературных произведений как доступная форма обучения на уроках литературы детей с ОВЗ по слуху»

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Тюрина О. Н.

ГКОУСКОШИ №52

2017-2018

Введение.

Процесс приобретения знаний являются важным фактором воспитания всесторонне развитой личности. Именно поэтому перед учителем стоит важная задача постоянно культивировать интерес к предмету, уроку.

Детям с нарушением слуха гораздо труднее даётся понимание и осмысление литературных текстов. Поэтому от учителя требуется умение постоянно подбирать разные формы обучения, подходящие разным группам учеников.  В этом существенную помощь может оказать нетрадиционная форма организации учебного процесса. Именно к таковым относятся тетрализованные уроки.

В массовых школах нетрадиционными формами уроков является введение в образовательный процесс элементов театрализации, а затем использование на уроке музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика, активизирует его внимание, воображение, фантазию. Традиционно используется чтение по ролям, обучение выразительному чтению. При обучении глухих и слабослышащих детей педагогу приходится постоянно сталкиваться с такой проблемой, как низкий уровень словарного запаса у детей. Этот момент сильно мешает обучающимся понять смысл прочитанного текста. А так как большинство классических произведений относятся к другой эпохе и написаны с использованием слов и понятий, давно вышедших из обихода, задача учителя усложняется. Перед тем, как приступить к знакомству с произведением. Каждый учитель даёт понятие обучающимся об исторической эпохе, когда было написано произведение и разбирает трудные слова и понятия, употребляемые в тексте.

В этой ситуации большую помощь педагогу может оказать инсценирование произведений или их отрывков. При этом надо помнить о том, что у некоторых детей язык жестов является основным средством общения, а мимика и способность к эмоциональному изображению гораздо выше, чем у слышащих людей, поэтому такие занятия как правило интересны детям, а уровень понимания произведения возрастает в разы.

Надо помнить о том, что «театр на уроке» ни в коем случае не должен подменять цель урока, а, напротив, способствовать её достижения..


Актуальность.

В настоящее время мотивация школьников резко снизилась. Учитель должен постоянно искать способы вовлечения обучающихся в познавательную деятельность. Из-за активного  использования ИКТ, соцсетей и прочего снизилась эмоциональностей детей и способность к эмпатии. Реальная заинтересованность учащихся в овладении русским  языком и литературой так же остается на низком уровне. Что же делать, чтобы заинтересовать ребенка? Что интересно современным детям? Развитие устной речи у учащихся рассматривается как одно из главных направлений при изучении русского языка и литературы. Современная методика рекомендует такие формы и приемы речевого развития, которые одновременно обеспечивали бы обогащение духовного мира ребенка, углубление его знаний по предмету, и расширение кругозора.

Театральная деятельность в педагогике всегда занимала одно из важнейших мест. Изучением ее занимались многие виднейшие педагоги и методисты (например, М.А. Дмитриева, М.П.Воюшина, В.Г.Маранцман др.) не теряет она свою актуальность и сегодня. Игра способна совместить и обучение, и закрепление как предметных, так и метапредметных навыков, что особенно подчеркивается в новейших требованиях преподавания (новые ФГОС). Данная проблема многогранна, и требует углубленного изучения современными педагогами.

Театрализованные представления способствуют активной работе над поиском слов для выражения мыслей и чувств. Такие представления вызывают интерес у ребят, повышают их работоспособность и творческую активность, что благоприятно сказывается на конечных результатах


Цель: раскрытие технологии использования театрализации как возможного средства обучения детей с ОВЗ по слуху литературе.

Задачи: 

- познакомить с приёмами использования элементов театрализации на уроках литературы;

- привести примеры театрализованных игр, применяемых на уроках литературы в собственной практике учителя;

- привить интерес к литературе и художественным постановкам.

Ожидаемые результаты:

- расширение словарного запаса обучающихся с нарушением слуха, формирование грамотной речи;

- повышение интереса у школьников к литературе, культуре, искусству;

- работа с преодолением неуверенности в себе, скованности, страхом перед выступлением;

-умение детьми комбинировать полученные знания, переводить их в образы;


План работы:

Номер

Мероприятие

Дата проведения

Результат

1

Вводное занятие.

сентябрь

Приобретение новых знаний и умений

2

Основы сценической речи.

сентябрь

Приобретение новых знаний и умений, знакомство с видами сценической речи

3

Практическое знакомство со сценическими действиями в упражнениях, играх, этюдах на примерах произведений, изучаемых на уроках литературы.

сентябрь-октябрь

Приобретение новых знаний и умений. Попытки инсценироватьразличных ситуаций, отрывков произведений в классе

4

Репетиционно-постановочные работы.

Разбор образа матери в различных произведениях. Образ матери Остапа и Андрия в произведении «Тарас Бульба»

октябрь-ноябрь

Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

5

Выступление на концерте, посвящённом Дню Матери.

ноябрь

Выступление на школьном мероприятии

6

Работа с текстом произведений классической литературы. Работа с содержанием, словарём. Разыгрывание небольших сценок из литературных произведений, изучающихся по программе.

Ноябрь

Знакомство с произведениями. Расширение кругозора. Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

7

Репетиционно-постановочные работы.

Ноябрь-декабрь

Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

8

Выступление на школьном конкурсе чтецов.

декабрь

Выступление на школьном мероприятии

9

Работа с проектом «Что читает молодёжь»

Январь-март

Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

10

Работа с текстом произведений классической литературы.

Январь-февраль

Знакомство с произведениями. Расширение кругозора. Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

11

Репетиционно-постановочные работы.

Февраль-март

Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

12

Выступление на защите проектов.

март

Выступление на школьном мероприятии

13

Работа с текстом произведений классической литературы военных лет

Март-апрель

Знакомство с произведениями. Расширение кругозора. Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

14

Репетиционно-постановочные работы.

Апрель-май

Инсценирование различных ситуаций, отрывков произведений в классе

15

Выступление на празднике, посвящённом Дню Победы.

май

Выступление на школьном мероприятии

16

Итоговое занятие. Подведение итогов.

май

Проговаривание итогов.


Заключение.

Работа над театрализацией с детьми с ОВЗ по слуху требует много времени и сил. Но результат не заставит себя ждать. Произведение, роль в котором «прожил» ученик, запомнится на всю жизнь. А сам он станет уверенным и более открытым.

Благодаря  приобщению к художественной литературе  на таких уроках происходит  развитие речи школьников: обогащение  активного и пассивного словарного запаса, формирование  навыков использования правильного литературного языка развитие долгосрочной памяти, осознанного внимания,  раскрепощение и приобретение опыта  публичного выступления.

Хочется подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным.


Список литературы.

  1. Гиппиус С.В. Гимнастика чувств./ М., 1967.
  2. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. / М., 1998.

3. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. / М., 1993.

4. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2002.

5. Машевская С.М. Театральная деятельность как средство обучения риторике дошкольников и младших школьников // Начальная школа: до и после, №4, 2010, 22-26.

6. Машевская С.М. Технология драматических игр Jeux dramatiques // Научный поиск, Шуя, 2012, №3, с. 37-44.

7. Ершова А. П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.

8. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

9. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.

10. Леонов А. А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 63–71.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

Данный материал представляет различные формы и методы работы на уроках литературы в старших классах....

Активные формы обучения на уроках литературы

В статье представлены активные формы обучения на уроках литературы, так как приобщение школьников к искусству слова – процесс непростой: большая литература остаётся на периферии интересах многих учащи...

Опыт работы по теме «Эмоционально-образные формы обучения на уроках литературы как средство эмоционального воздействия на чувства учащихся»

Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности....

Опыт работы по теме «Эмоционально-образные формы обучения на уроках литературы как средство эмоционального воздействия на чувства учащихся»

Современные программы по литературе восстанавливают в своих правах утраченные и несправедливо забытые духовные ценности....