"Глаголь добро"
план-конспект урока по русскому языку (5, 6 класс) по теме

Голованова Наталия Дмитриевна

Урок для 5-6 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок русского языка47.42 КБ
Файл презентация к уроку1.99 МБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«ГЛАГОЛЬ ДОБРО»

Автор – Голованова Наталия Дмитриевна

Цель: узнать о просветителях славян Кирилле и Мефодии, о их роли в создании славянской письменности, осознать тесную связь русского языка с другими славянскими языками,  пробудить почтение к русскому языку как к святыне.

Задачи:

Образовательные: сообщить первоначальные сведения о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии, просветителях славян и создателях славянской азбуки;

 Развивающие: развивать познавательные процессы и творческие способности детей, практические навыки  работы с текстом

Воспитательные: способствовать развитию нравственных качеств учащихся путем осознания их причастности к формированию языкового процесса  духовно-нравственной культуры; прививать любовь к русскому слову путем соприкосновения с культурным наследием славян, воспитание почтения к русскому языку и  святым, создателям славянской азбуки.

Тип урока: урок-путешествие

Наглядно-демонстративный материал: презентация, компьютер, старинные книги, иллюстрации, рисунки детей

Словарная  работа:  житие, святой,  равноапостольные.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать события из жития Кирилла и Мефодия, понимать, какую роль они сыграли в становлении русской письменности и культуры;

Метапредметные: применение приобретенных ЗУН в жизни, способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, развить информативную культуру на основе материала электронной презентации, обратиться к иконописному, живописному  и  музыкальному  видам искусства

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения: создание проблемной ситуации, индивидуальная, групповая и фронтальная работа

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку.

Вот азбука - начало всех начал.

Открыл букварь, и - детством так и дунуло!

А Константин - философ по ночам

Не спал, наверно буковки выдумывал.

Шептал. Перо в чернила окунал.

Он понимал, что буковки - основа

Грядущего неписанного слова,

Великого, как Тихий океан.

                        Ян Гольцман

День памяти святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

11 мая по ст.ст. / 24 мая по н.ст.

(звучит 1 куплет песни «Дорогами добра», затем подготовленный ученик читает стихотворение Яна Гольцмана)

/Слайд № 1,2/

Учитель: Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на нашем уроке?

Ученики: О Кирилле и Мефодии, о азбуке…

/Слайд № 3,4/

Учитель: А что вы о них знаете?

Ученики: Кирилл и Мефодий создали азбуку…

Учитель: А о их житии вы что-нибудь знаете?

Ученики: Нет

Учитель: Какую же цель мы перед собой поставим на нашем уроке?

Ученики: Узнать о житии Кирилла и Мефодия.

Учитель:  А еще о их роли в создании славянской письменности. Сейчас я вам предлагаю разделиться на группы путем жеребьевки. Вам выданы карточки с буквами, гласные образуют 1-ю группу, а согласные – 2-ю. Ваша задача пантомимой изобразить ту букву, которая изображена у вас на карточке.

Разминка «Застывшее мгновение» (1-я команда показывает буквы, 2-я их отгадывает, потом наоборот)

Учитель:  А знаете ли вы, что такое житие?

Ученики: Это жизнь святого.

Учитель:  А кто такой святой?

Ученики: Это человек, достигший святости.

Учитель:  А что такое святость?

Ученики: Духовность, обожение…

Учитель:  Это, ребята, свойство Бога, которым  Он наделяет человека, устремленного к совершенству.  Братьев Кирилла и Мефодия называют равноапостольными. Как вы понимаете это слово?

Ученики: Они как апостолы служат Богу.

Учитель:  А кто такие апостолы?

Ученики: Это ученики Христа. Они проповедовали  веру в разных землях.

Учитель:  Давайте запишем определения основных понятий в лист с заданиями.

(ученики записывают определения понятий)

Учитель:  А теперь отправимся в путь и познакомимся с событиями, которые привели двух братьев к святости. По мере нашего рассказа ответьте на вопросы 2-го задания:

Задание№2 Ответьте на вопросы:

  1. Как звали братьев-просветителей?
  2. Где они родились?
  3. Назовите имя отца____________, матери_______________
  4. В каких странах они проповедовали христианскую веру?

 

(звучит колокольный звон, /слайд №2,3/)

Учитель:

/слайд №5,6 /

Во дни иконоборческих греческих царей Льва Армянина, Михаила Травла, Михаила – Феофила в городе Солуни, в Македонии, жил знатный и богатый вельможа, званием воин-сотник, по имени Лев. Жену его звали Марией. Жил он благочестиво, исполняя все заповеди Божии. У них было семь сыновей: старшего звали Мефодием, а младшего Константином, в монашестве Кириллом.

/слайд №7/

Святой Мефодий сначала служил, как и отец его, в военном звании. Царь, узнав о нем как о хорошем воине, поставил его воеводой в одно славянское княжество, Славинию. Пробыв в чине воеводы около 10 лет и познав суету житейскую, Мефодий, оставив воеводство, ушел в монахи на гору Олимп, где старался выполнять монашеские обеты, занимаясь при сем изучением священных книг.

/слайд №8/

Блаженный Константин, младший из сыновей Льва, уже в младенческом возрасте проявлял нечто дивное. Будучи 10 лет, Константин видел сон, который и рассказал своим родителям.

СЦЕНКА «СОН»

Выходит Константин ( в детстве), вокруг него хороводом ходят нарядные девушки

Девушки (говорят по очереди, по одной строчке)
Посмотри на нас, добрый молодец,
Аль не по сердцу мы тебе пришлись?
Выбирай сейчас, кто милей тебе,
Да кому женой твоей быть всю жизнь?
Константин:
Да ведь только мне десять лет всего,
Не женюсь пока, рано мне еще…
Девушки:
Ну хоть имя ты назови скорей,
Не гони прошу, ты судьбы своей!
Константин:
Коль положено выбор сделать мне,
То Софию я назову теперь…
Девушки смущенно переглядываются, потом грустно опускают головы и быстро, но без суеты, уходят.
Константин:

Что за сон чудной? Вмиг исчезли все!
Видно, не узнать мне судьбы своей.
Константин уходит со сцены.
Сказитель:
А «Софиею» звал ведь «Мудрость» он,
Полюбил ее отрок всей душой.

Учитель:

Поняли родители, что Господь дает отроку девицу Софию, т.е. премудрость Божию, возрадовались духом и со старанием стали учить Константина не только книжному чтению, но и богоугодному добронравию - премудрости духовной. "Сын, чти Господа и укрепишься; храни заповеди и поживешь; словеса Божия напиши на скрижали своего сердца: "скажи мудрости: ты сестра моя! И разум назови родным твоим"(Прит.7:1-4).

Он отличался хорошею памятью и разумом, так что в ученье был лучше всех своих сверстников. Однажды с ним произошел такой случай:

/слайд  №9/

Ученик 1 («Соколиная охота»)

Как сын богатых родителей, Константин однажды вместе со своими товарищами отправился на соколиную охоту. Лишь только Константин выпустил своего сокола, поднялся сильный ветер, который унес сокола неизвестно куда. Константин так опечалился о соколе, что два дня не ел ничего, даже хлеба.. Размышляя об утехах сего жития, святой Константин говорил: "Какая эта жизнь, что радость непременно вызывает печаль. С сего дня пойду другим путем, лучше этого, чтобы можно было мне избежать житейской суеты". С этого времени он стал почти всегда находиться дома, стараясь с большим прилежанием изучать науки.

Ученик 2 («Странник») /слайд №10/

Прилежно изучая книги, Константин видел, насколько еще незначительны его познания. В их городе жил один странник, знавший грамматику. К нему отправился Константин, умолял его и, упав ниц пред ним, сказал:

- Сделай для меня доброе дело: научи меня грамматике.

На это ответил ему странник:

- Отрок, не проси меня. Я дал обещание уже больше никого не учить.

Снова Константин со слезами стал говорить ему:

- Возьми ту часть из дома отца моего, которая принадлежит мне, только научи меня.

Но и это не убедило сего человека. Тогда Константин отправился домой и здесь стал усердно молиться, чтобы Господь исполнил желание его сердца, нашел для него учителя. Господь вскоре выполнил его желание.

Ученик 3 («Учеба с царем Михаилом») /слайд №11/

В это время в греческой земле умер царь Феофил, и стал царствовать сын его Михаил с матерью своей благочестивой царицей Феодорой. Этот царь остался после отца малолетним и ему в воспитатели были назначены три вельможи: доместик Мануил, патрикий Феоктист и логофет Дроми, который был хорошо знаком с родителями Мефодия и Константина. Логофет, зная о успехах и прилежании Константина, послал за ним, чтобы он учился наукам вместе с юным царем Михаилом, который бы подражал старанию Константина.

Ученик 4 («Науки») /слайд №12/

В Царьграде Константин проживал то у боярина в доме, то в царских чертогах. В 3 месяца он выучил грамматику, геометрию, диалектику, философию,  риторику, арифметику, астрономию, музыкальное искусство. Хорошо знал не только греческий язык, но и другие: латинский, сирский и некоторые иностранные. Своим умом и прилежанием он приводил в удивление своих учителей, за что и получил впоследствии прозвание философа-мудреца. Но он был премудр не только в науках, а также и в жизни, он старался быть смиренным, беседовал с теми, от кого желал получить наставление, и уклонялся от тех, которые могли совратить на зло. Логофет, видя добрую жизнь Константина и его успехи в науках, сделал его управляющим над своим домом, а также позволил ему входить без доклада в царские палаты. Константин стал священником и библиотекарем при церкви святой Софии, а затем удалился в монастырь.

Учитель:

Около этого времени пришли послы в Константинополь от неверных агарян или сарацин, владеющих Сириею.

СЦЕНКА  «СПОР С МУСУЛЬМАНАМИ»

Сказитель:

Отправляется Константин послом,
Чтобы спор вести с мусульманами.
Христиан спасти хочет из оков,
Взятых в плен давно басурманами. 
/С одной стороны выходит Константин со спутниками, навстречу –мусульманский правитель с главным мудрецом и свитой./

Мудрец (гнусавым голосом):
О великий хан, видно сей юнец
Над сединами потешается!
Что с ним спорить то?..
Правитель (властно):
Не спеши, Мудрец!
Гостя выслушать полагается!
Мудрец (хихикая):
В таком случае, ладно, говори:
Сколько вера ваша признает богов?
Говорите вы, - то один, то три!
Объясни мне смысл ваших лживых слов!
Константин (строго):
Имя Господа вам не дам хулить!
Бог неслитно ведь в Лицах трех един,
В Троице Святой Их не разделить:
Это – Дух Святой, Бог-Отец, Бог-Сын!
Хочешь, объясню на примере я:
Вот у солнца есть: форма, свет, тепло.
Эти свойства три смешивать нельзя,
И не разделить, солнце ведь одно!
Правитель:
Твой ответ хорош! Если ты сейчас
Будешь отвечать так же мудро нам,
Слава и почет ждут тебя у нас,
Злата, серебра я в награду дам!
Константин:
Попросить хочу я, великий хан,
Вместо почестей и других наград:
Отпусти прошу братьев христиан,
Что в плену твоем здесь в цепях томят.
/Все медленно уходят, делая вид, что разговаривают./
Сказитель:
Продолжался спор. Константин сразил
Мудрецов земных Божьей мудростью.
Слово хан сдержал, пленных отпустил,
И вернулись все домой с радостью.

Ученик 5 («Яд») /слайд №13/

Подивились сарацины мудрости Константина, но в конце концов показали себя такими, какие они есть. Они дали в питье блаженному Константину яд. Но Господь, обещавший всем, кто трудится во имя Его, "если что смертоносное выпьют, не повредит им" (Мк.16:18), сохранил Своего раба целым и невредимым. Сарацины, видя сие чудо, отправили Константина вместе с другими посланными в свою сторону с честью и дарами от своего князя.

Ученик 6 («Голод») /слайд №14/

Однажды у Константина под большой праздник не было никакой пищи, о чем стал сильно сокрушаться слуга его. Блаженный Константин сказал ему:

- Тот, Кто некогда питал израильтян в пустыне много лет, неужели не напитает и нас в этот великий день? Ты непременно сходи и призови к нам на обед хотя пять нищих и мы будем ждать милости Божией, потому что Он нас не оставит.

Действительно так и случилось. В обеденное время пришел один человек и принес много всякой пищи и десять золотых монет. Блаженный взял это и воздал хвалу Богу, своему Питателю.

Ученик 7 («Олимп») /слайд №15/

Затем Константин отправился на Олимп, к старшему брату Мефодию. Он уговорил брата своего, знавшего славянский язык, идти с ним на апостольское служение, просветить неверных светом Христовой веры. Мефодий согласился, и они отправились вместе в Херсон, что стоял на морском берегу недалеко от нынешнего Севастополя. Здесь они провели не малое время, изучая хазарский и греческий языки..

В Херсоне святые братья узнали, что мощи святого священномученика Климента, папы Римского, находятся в море. Они стали убеждать херсонского епископа открыть святые мощи.

Ученик 8 («Мощи святого Климента») /слайд №16/

О сих мощах повествуется следующее. Когда святой Климент обратил в  Риме и Херсоне многих в христианскую веру, тогда игемон Авфидиан, по повелению царя Траяна, приказал потопить его в море, навязав на его шею корабельный якорь, чтобы христиане не могли отыскать тела его. Верные ученики святого стояли на берегу и с рыданием смотрели на потопление их учителя. Затем два вернейших ученика, Корнилий и Фив, сказали христианам:

- Помолимся все единодушно, чтобы Господь открыл нам тело святого мученика.

По молитве христиан море отступило назад на три поприща. Народ, как в древности израильтяне в Чермном море, пошел по сухому дну, и нашли мраморную гробницу, сделанную наподобие церкви, и там увидели лежащим святое тело и якорь, с которым был потоплен святой. Христиане намеревались взять оттуда святое тело, но вышеупомянутые ученики сподобились получить откровение, чтобы святые мощи были оставлены неприкосновенными, и что каждый год в воспоминание святого море будет отступать назад на семь дней, давая путь желающим поклониться святым мощам. Так продолжалось 700 лет от царствования Траяна до царствования греческого царя Никифора. По грехам же людей море перестало отступать назад в царствование Никифора, что доставило великую скорбь христианам.

Святые Константин и Мефодий прибыли в Херсон, когда прошло уже более 50 лет со времени окончательного скрытия святых мощей. В сопровождении народа они отправились на берег моря, надеясь получить желаемое. Но море не отступало. Тогда, по захождении солнца, сели на корабль и отплыли в море. Вдруг ночью, в самую полночь, воссиял свет от моря и явилась честная глава, а затем и все тело святого Климента стало видно. Святые мощи положили в корабль и с великою честью отвезли в город и положили в Апостольской церкви. Святые Константин и Мефодий взяли часть святых мощей и возили их всюду, куда сами ходили, пока не отвезли эту часть в Рим.

Ученик 9 («Чудеса») /слайд №17,18/

Затем они отправились к хазарам. Окрестив около 200 хазар и взяв с собой отпущенных на свободу пленных греков, они возвратились назад. Старший брат стал игуменствовать в Полихронием монастыре, а младший вернулся в Константинополь. Возвращаясь обратно из Корсуни, Господь помогал им творить чудеса:

— находясь в жаркой пустыне, святой Мефодий набрал из горького озера воду, а она неожиданно стала сладкой и холодной. Братья вместе со своими спутниками утолили жажду и поблагодарили Господа, сотворившего это чудо;

— святой Кирилл с Божией помощью предсказал кончину корсунского архиепископа;

— в городе Филлы рос большой дуб, сросшийся с черешней, который, по утверждению язычников после их просьб подавал дождь. Но святой Кирилл убедил их признать Бога и принять Евангелие. Потом дерево было срублено, и после этого, по воле Божией, ночью начался дождь.

Ученик 10 («Азбука») /слайд №19/

В то время к греческому императору пришли послы из Моравии и попросили помощи и защиты от немецких архиереев. Император решил отправить святого Константина, потому что святой знал славянский язык:

«Тебе необходимо идти туда, ибо это никто лучше тебя не выполнит». «Имеют ли славяне азбуку? — спросил Константин. — Учить без азбуки и без книг — всё равно, что писать беседу на воде».

Ученик:

/поэтесса Т. Шорыгина /

Помолившись Богу поутру,

Наклонился над листом святой,

Буквы подносил к его перу

Лучезарный ангел золотой…

И ложилась букв славянских вязь,

И строка бежала за строкой,

Книгою великой становясь,

Посланной Всевышнего рукой.

И казалось, блеск небесных звезд

Эта книга бережно хранит,

И казалось, Сам Иисус Христос

По-славянски с нами говорит.

Ученик 11 («Азбука») /слайд №20/

С молитвой и постом, святые Константин, Мефодий и их ученики в 863 году начали это великое дело. Они создали славянскую азбуку, перевели с греческого на славянский язык Евангелие и Псалтирь. В X–XI веках кириллица состояла из 43 букв: 25 были заимствованы из греческого алфавита, а 18 — построены относительно самостоятельно для передачи отсутствующих в греческом языке звуков старославянской речи. Каждая буква имеет свое название, похожее на обычные слова: А – аз,  Б – буки,  В – веди, Г – глаголь,  Д – добро, Ж – живете, З – земля. АЗБУКА  –  название образовано от названия двух первых букв  АЗ - БУКИ.

Простые их буквы - не искры ли это?

Не брызги ли это небесных лучей?

Снопами великого Вечного света

Они воссияли над жизнью людей

Глаголица во многом совпадает с кириллицей. Отличие состоит в форме букв, более сложных в написании.

(ученикам выдаются 2 азбуки, 1-н ученик у доски)

Учитель: Вам необходимо сейчас познакомиться с 2-мя азбуками. Создание их считалось чудом Божьим, откровением. Запомните, дети, азбуки, даны нам Богом, поэтому к русскому языку надо относиться как к святыне – с почтением! Посмотрите на буквы глаголицы, на что они похожи.

Ученики: На молящегося человека (Б), на открытый рот (Г), на распятие (А)…

Учитель: Не случайно на разминке я вас попросила при помощи пантомимы изобразить буквы. Каждая из них не просто знак, а образ божественной Истины христианского мышления, своеобразный Евангельский текст.

Задание №3 Напишите слово на глаголице и дайте расшифровать соседу.

(в парах и у доски осуществляется проверка)

Учитель: А теперь обратите внимание на кириллицу. Здесь каждая буква имеет имя. Выполните, пожалуйста, 4-е задание.

Задание №4 Составьте словосочетания и предложения из названий букв кириллицы

(задание проверяется по группам)

Учитель: А теперь из составленных словосочетаний и предложений выберете такие, которые бы могли стать названием нашего урока.

Ученики: глаголь добро, людие мыслите…

Учитель: Запишите название и цель урока в лист самооценки. Буквы в кириллице выполняли и функцию цифр. Посмотрите внимательно, А обозначала 1, Б – 2 и так далее. Оцените свою работу на разных этапах урока при помощи букв.

Учитель: А теперь определите, какими частями речи являются названия букв? Выполните задание №5

Задание №5

(задание проверяется фронтально)

 (дается время для работы с листом самооценки)

Ученик 12 («Смерть Кирилла») /слайд №21/

После того, как благословенный труд над составлением азбук был окончен, святые братья отправились Моравию, где начали обучение Богослужению на славянском языке.

Находясь в Риме, святой Константин занемог и, в чудесном видении извещенный Господом о приближении кончины, принял схиму с именем Кирилл.

/стихотворение М. Махониной /

В обители горние переходил

Славян просветитель философ Кирилл.

Кирилл умирал. И вставали вдали

Прекрасные храмы далекой земли.

И звон колокольный сквозь трепетный сон

К нему доходил из грядущих времен;

Где, книжною сладостью ум напитав,

Народ отходил от жестоких забав.

И в памяти вновь проходил перед ним

Не гордый Царьград, не властительный Рим,

А юный народ на Дунае-реке,

Что славил Христа на своем языке.

Смиренный Мефодий скорбит недвижим.

Славянские книги приветствует Рим.

И с верой Христовой навеки сплелась

Славянского слова узорная вязь.

Через 50 дней после принятия схимы, 14 февраля 869 года, равноапостольный Кирилл скончался в возрасте 42 лет. Отходя к Богу, святой Кирилл заповедал брату своему святому Мефодию продолжать их общее дело – просвещение славянских народов светом истинной веры. Святой Мефодий умолял папу Римского разрешить увезти тело брата для погребения его на родной земле, но папа приказал положить мощи святого Кирилла в церкви святого Климента, где от них стали совершаться чудеса.

Ученик 13(«Арест Мефодия») /слайд №22/

После кончины святого Кирилла папа, следуя просьбе славянского князя Коцела, послал святого Мефодия в Паннонию, рукоположив его во архиепископа Моравии и Паннонии, на древний престол святого Апостола Андроника. В Паннонии святой Мефодий вместе со своими учениками продолжал распространять Богослужение, письменность и книги на славянском языке. Это вызвало ярость немецких епископов. Они добились ареста и суда над святителем Мефодием, который был сослан в заточение в Швабию, где в течение двух с половиной лет претерпел многие страдания. Освобожденный по приказанию папы Римского Иоанна VIII и восстановленный в правах архиепископа, Мефодий продолжал евангельскую проповедь среди славян и крестил чешского князя Боривоя и его супругу Людмилу.

/слайд №23/

После многих гонений, предчувствуя приближение кончины, святой Мефодий указал на одного из своих учеников – Горазда как на достойного себе преемника. Святитель предсказал день своей смерти и скончался 6 апреля 885 года в возрасте около 60 лет. Отпевание святителя было совершено на трех языках – славянском, греческом и латинском; он был погребен в соборной церкви Велеграда

/слайд №24/

Ученик:

/Ф.И. Тютчев/

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии, Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей

Учитель: А теперь выполните 6-е задание: переведите слова (Глава, чело, очи, вежди, ланиты,уста, выя, рамена, длань, десница, шуица, персты) со славянского на современный русский язык.

Задание №6

(задание выполняется на скорость)

Учитель: И последнее задание: нужно составить словообразовательные цепочки слов добродетель, азбука, алфавит, глаголица, кириллица

Задание №7

(задание выполняется 2-мя учениками у доски и всем классом)

Учитель: А теперь вспомним, какую цель урока мы перед собой ставили.

Ученики: Мы хотели узнать о житии равноапостольных Кирилле и Мефодии, о их роли в создании славянской письменности.

Учитель: Достигли мы своей цели? Используйте для ответа вопросы 2-го задания.

Ученики: Да, мы узнали, что просветителями славян были братья Кирилл и Мефодий. Родились они в Словении в благочестивой семье Льва и Марии. Мефодий до монашества был, как и отец, войном, а Кирилл учился вместе с царем Михаилом. Они проповедовали в моравских, хазарских, мусульманских, европейских землях. Главным делом их жизни было просветительство, для этого они изучали разные языки. По велению Божию равноапостольные Кирилл и Мефодий составили глаголицу и кириллицу. Святые прославили Бога на разных языках.

Учитель: Воздадим и хвалу Господу и святителям.

/слайд №25/

(ученики встают и поют гимн в честь святых Кирилла и Мефодия, затем им дается время на работу с картами самооценки, затем учитель выставляет отметки и комментирует их)

/слайд №26,27,28/

Домашнее задание – нарисовать первую букву имени, которое вы носите, и рассказать о его происхождении

/слайд №29,30/


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

Константин и Мефодий происходили из благочестивой семьи. Отца звали Лев, жену Мария. У них было 7 сыновей, М ефодий был старшим, а Константин – младшим.

Слайд 7

Святой Мефодий был старшим ребенком в семье. Он служил 10 лет, как и его отец, воеводой, а затем, устав от суеты мирской, ушел в монастырь, где старался выполнять монашеские обеты, изучая Книги Священного Писания .

Слайд 8

Святой Константин был младшим ребенком в семье. Лучше всех он преуспевал в учении книжном и старался выполнять заветы родителей: «Слова Божии напиши на скрижали сердца своего, скажи Мудрости: будь сестрой моей.»

Слайд 9

Однажды Кирилл отправился на соколиную охоту. Вдруг его сокол взмыл в небо и улетел неизвестно куда. Огорчился К ирилл: «Какая эта жизнь, что радость непременно вызывает печаль. С сего дня пойду другим путем, лучше этого, чтобы можно было мне избежать житейской суеты». И стал с прилежанием заниматься науками.

Слайд 10

В городе Солуни жил странник, который знал грамматику. Пришел к нему Константин и умолял: «Возьми ту часть наследства, которая принадлежит мне, и научи меня». Но странник отказал ему.

Слайд 11

Когда в Греции умер царь Феофил, после него остался малолетний сын Михаил, которому были назначены воспитатели. Один из них был знаком с семьей Константина. Зная о его успехах и прилежании, Логофет Дроми послал за юношей, чтобы тот учился наукам вместе с царем Михаилом, который бы подражал стараниям Константина.

Слайд 12

В три месяца Константин выучил грамматику, риторику, диалектику, музыкальное искусство, астрономию, арифметику, геометрию, философию, греческий, латинский, сирский и другие языки.

Слайд 13

Сарацины предложили Константину выпить чашу с ядом, но Господь сохранил его, ибо сказал: «Если что смертоносное выпьют, не повредит им». Сарацины, видя сие чудо, отправили Константина домой.

Слайд 14

Голод. Чудо подаяния пищи.

Слайд 15

Олимп. Монастырь.

Слайд 16

Мощи святого Климента

Слайд 17

ЧУДЕСА По молитве святого Мефодия горькая вода в озере стала сладкой. Святой Кирилл предсказал кончину корсунского архиепископа, по его молитве Господь подал людям дождь.

Слайд 21

Болезнь и смерть Константина

Слайд 22

Арест святого Мефодия

Слайд 23

Гробница святого Мефодия

Слайд 26

Рефлексия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по ОПК «Глаголь. Добро. Урок в славянской школе.», посвящённого Дню славянской письменности и культуры

Цели урока: приобщить подрастающее поколение к православной культуре России, в интерактивной игровой форме «урока и весёлой переменки» преподнести знания о значении письменности для народов России, о ...

классный час "Добрая воля-добрые дела-добрая жизнь"

данный класный час рассказывает о добровольчестве , о волонтёрской деятельности , об истории волонтёрства....

Глаголь добро

Материал содержит информацию о появлении письменности....

«Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь»

Урок добра «Добрая воля – добрые дела – добрая жизнь». Цель урока: Развитие волонтерского движения в школеЗадачи: 1.Познакомить с волонтёрской деятельностью...