Рабочая программа по литературе для 6 класса.
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

                               Пояснительная записка

 

      Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897», примерной основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

     За основу взята программа общеобразовательных учреждений по  литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной министерством образования и науки РФ, соответствует УМК под редакцией Коровиной В.Я.

     В рабочей программе учтены идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного , личностного и познавательного развития учащихся, в том числе коммуникативных качеств личности.

     Рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ  № 33.

УМК:

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авторы: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М., Просвещение, 2016
  2. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М., ВАКО, 2015
  3. Тесты по литературе 5 – 7 кл. И.М.Михайлова. «Пресс», 2014
  4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

 

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

 

 

 

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко - хронологического и проблемно - тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор.

В программе соблюдена системная направленность — курс 6 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература XIX века.

5. Русская литература XX века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

В разделах 1 - 7 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

 

Данная рабочая программа направлена на достижение целей и задач:

 

  1. в направлении личностного развития:

 

•   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

  1. в метапредметном направлении:

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  умение определять   понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

 

  1. в предметном направлении:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского

 фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

•   умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

 

Задачами  изучения  курса  являются:

  • развивать у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • формировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно – художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
  • развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
  • отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно – философской проблематике произведений и психологическому анализу.

 

 

 

              Место предмета «Литература» в учебном плане.

 

   В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предусматривающим обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, примерной программой основного общего образования по литературе для 6 класса, учебным планом МАОУ СОШ №33 программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

 

 

 

 

 

 

                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                         

                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                        Литература и средства обучения

Печатные издания.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2015.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2016.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Про­свещение, 2015.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2014.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2014.+

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного под­хода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2014.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2016.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тет­радь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2016.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2014.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2016.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

www.edu« Российское образование» Федеральный портал.

www. school.edu – « Российский общеобразовательный портал».

www. it-n.ru « Сеть творческих учителей».

Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

 

 Планируемые результаты изучения учебного курса

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

В процессе обучения литературе обучающиеся 6 класса должны приобрести в рамках программы умения и навыки:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

В результате изучения курса литературы в 6 классе учащиеся должны     знать / понимать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Устное народное творчество

Уметь:

  1. давать характеристику обрядовому фольклору, определять художественные особенности календарно – обрядовых песен;
  2. отмечать связь с природой, историей, душой русского народа;
  3. давать определение пословицы и поговорки, различать их, приводить примеры.

  Древнерусская литература

Уметь:

  1. понимать значение изучения древнерусской литературы;
  2. определять значение незнакомых слов с помощью справочной литературы;
  3. представлять жанр летописи;
  4. характеризовать героев «Сказания о белгородском киселе»;
  5. понимать сюжет древнерусской повести.

   Произведения русских писателей 18 века

Уметь:

  1. указывать отличительные особенности басен;
  2. выразительно читать басни;
  3. объяснять  название басен, понимать иносказательный смысл басен, их мораль, видеть в баснях смешное;
  4. извлекать из текста необходимую информацию, находить тропы и объяснять их роль.

  Произведения русских писателей 19 века

Уметь:

  1. рассказывать о лицейских годах и лицейской лирике А.С.Пушкина;
  2. определять тематику стихотворений А.С.Пушкина;
  3. выразительно читать стихотворения поэта, в том числе – наизусть;
  4. анализировать прозаические произведения А.С.Пушкина: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», роман «Дубровский»;
  5. давать оценку событиям и поступкам героев;
  6. определять двусложные размеры стиха, приводить примеры антитезы;
  7. составлять цитатный план для пересказа отрывка из произведения;
  8. анализировать стихотворения М.Ю.Лермонтова;
  9. выразительно читать стихотворения поэта, в том числе – наизусть;
  10. определять тематику стихотворений М.Ю.Лермонтова;
  11. характеризовать прием сравнения как основу построения стихотворения;
  12. передавать содержание рассказов И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника»;
  13. составлять портреты мальчиков из рассказа «Бежин луг»;
  14. понимать роль пейзажа в литературе;
  15. давать речевую характеристику героев, различать диалектные и просторечные слова;
  16. выразительно читать стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, анализировать поэтический текст;
  17. находить приметы природы в лирическом произведении;
  18. сравнивать изображение природы в творчестве разных поэтов;
  19. определять трехсложные размеры стиха;
  20. иметь представление о ритме, рифме, стопе, строфе;
  21. находить тропы в стихотворениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета и определять их роль;
  22. анализировать поэтический текст, находить в тексте эпитеты, метафоры;
  23. раскрывать значение эпиграфа к стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога»;
  24. определять тему и проблему стихотворения «Железная дорога»;
  25. определять роль композиции и диалога в стихотворении, сочетание реальных и фантастических картин;
  26. анализировать произведения для внеклассного чтения: поэму «Дедушка», стихотворение «Размышление у парадного подъезда».
  27. давать характеристику персонажей, составлять устный портрет героев;
  28. выделять основную идею произведения Н.С.Лескова «Левша»;
  29. понимать особенности языка произведения;
  30. определять комическое в произведении;
  31. определять средства создания комического в рассказе А.П.Чехова  «Толстый и тонкий» и понимать их роль в произведении;
  32. выразительно читать, инсценировать произведение А.П.Чехова;
  33. выразительно читать и анализировать стихотворения о родной природе русских поэтов 19 века;
  34. определять тему и идею рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»;
  35. распознавать особенности рождественского рассказа;
  36. понимать красоту простых вещей и явлений в рассказе А.П.Платонова «Неизвестный цветок»;
  37. понимать особенности жанра произведения А.Грина «Алые паруса»;
  38. понимать особенности сказки – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  39. сравнивать героев произведения;
  40. анализировать один из эпизодов произведения;
  41. находить примеры сказки и были в произведении;
  42. выразительно читать стихотворения, находить в тексте средства художественной выразительности в стихотворениях русских поэтов о Великой Отечественной войне и определять их роль;
  43. определять сюжет и характеризовать героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»;
  44. находить черты быта в жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой»;
  45. составлять план характеристики героев рассказа;
  46. задумываться над нравственными проблемами, поставленными автором;
  47. характеризовать нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»;
  48.  определять смысл названия произведения «Уроки французского»;
  49. Подмечать особенности шукшинских героев – «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина;
  50. осмысливать название рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», влияние учителя на формирование детских характеров;
  51. определять способы создания комического;
  52. осознавать роль названия в раскрытии идеи произведения.

       

 Из литературы народов России

Уметь:

  1. делать устные сообщения о жизни и творчестве Г.Тукая и К.Кулиева;
  2. выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Из зарубежной литературы

Уметь:

  1. показывать значение мифов для развития мировой культуры;
  2. показывать, как отражены в мифах представления древних о мироустройстве, о добре и зле;
  3. раскрывать смысл понятия герой в древнегреческой мифологии;
  4. различать понятия миф, легенда, сказка;
  5. сравнивать легенду об Арионе и стихотворение А.С.Пушкина «Арион».

Произведения зарубежных писателей

Уметь:

            1.отмечать особенности поэм «Илиада» и «Одиссея»

            2.формулировать и высказывать свою точку зрения о событиях и

             поступках героев;

            3.составлять план эпизода и его обсуждать;

            4.раскрывать тему и идею романа «Дон Кихот», показывать

             особенности художественного перевода на примере сопоставления

             текстов;

            5.характеризовать героев баллады «Перчатка», проявление

              благородства, достоинства и чести;           

            6.понимать особенности конфликта произведения «Маттео   

              Фальконе»;

 

7.осознавать сюжет и характеризовать героев произведения;  

8.характеризовать понятие притчи;

9.отмечать примеры реального и фантастического в сказке «Маленький принц».    

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         создания связного текста (устного и письменного) на необходимую                          тему с учетом норм русского литературного языка;

  •  участия в диалоге или дискуссии;
  •  определения своего круга чтения и оценки литературного произведения;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе с использованием справочной литературы, периодики, телевидения, ресурсов Интернета. 

 

Изучение литературы в основной общеобразовательной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

              1.в направлении личностного развития

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  •  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
  •  осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  •  ориентация в системе моральных норм и ценностей;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
  •  потребность в самовыражении через слово;
  •  устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
  • Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

             2. в метапредметном направлении:

  •  самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  •  самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  •  самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  •  адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  •  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  •  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  •  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  •  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  •  пользоваться словарями, справочниками;
  •  осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  строить рассуждения.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  •  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  •  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  •  высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  •  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы.
    1. в предметном направлении:
  •  осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать        фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  •  использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  •  выразительно читать  басни, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
  •  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  •  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
  •  воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  •  определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

 

 

                     На повышенном уровне:

  •  сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  •  сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
  •  выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  •  устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  •  видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
  •  оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_dlya_6_klassa.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка

      Данная рабочая программа по литературе для 6 класса разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897), Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. № 1897», примерной основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

     За основу взята программа общеобразовательных учреждений по  литературе под редакцией В.Я.Коровиной, допущенной министерством образования и науки РФ, соответствует УМК под редакцией Коровиной В.Я.

     В рабочей программе учтены идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного , личностного и познавательного развития учащихся, в том числе коммуникативных качеств личности.

     Рабочая программа составлена в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования МАОУ СОШ  № 33.

УМК:

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч. Авторы: Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. М., Просвещение, 2016
  2. Поурочные разработки по литературе. 6 класс. М., ВАКО, 2015
  3. Тесты по литературе 5 – 7 кл. И.М.Михайлова. «Пресс», 2014
  4. Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

 

Общая характеристика учебного предмета «Литература»

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее - к русской литературе XVIII, XIX, XX вв. Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 6 классе строится на основе сочетания концентрического, историко - хронологического и проблемно - тематического принципов. Содержание курса включает произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и т. д.).

Ведущая проблема изучения литературы в 6 классе - художественное произведение и автор.

В программе соблюдена системная направленность — курс 6 класса представлен разделами:

1. Устное народное творчество.

2. Древнерусская литература.

3. Русская литература XVIII века.

4. Русская литература XIX века.

5. Русская литература XX века.

6. Литература народов России.

7. Зарубежная литература.

В разделах 1 - 7 даются перечень произведений художественной литературы, краткие аннотации, раскрывающие их основную проблематику и художественное своеобразие. Изучению произведений предшествует краткий обзор жизни и творчества писателя.

Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета „Литература" в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, на уроки внеклассного чтения.

Данная рабочая программа направлена на достижение целей и задач:

  1. в направлении личностного развития:

•   воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

•  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

•  формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

•  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

•   освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

•  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

•  формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

•  формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

•  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

•  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

 

  1. в метапредметном направлении:

•  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

•  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

•  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

•  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

•  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

•  умение определять   понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

•  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

•  умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

•  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

•  формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  1. в предметном направлении:

•  понимание ключевых проблем изученных произведений русского

 фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

•  понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

•  умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

•  определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

•  приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

•  формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

•   умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

•  понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

•  восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

•  умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

•  написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

•  понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Задачами  изучения  курса  являются:

  • развивать у школьников устойчивый интерес к чтению, любовь к литературе;
  • совершенствовать навыки выразительного чтения;
  • формировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно – художественной специфики изучаемых произведений;
  • использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  • расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
  • развивать способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения;
  • совершенствовать умение анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя;
  • отбирать тексты с учетом интереса школьников к нравственно – философской проблематике произведений и психологическому анализу.

              Место предмета «Литература» в учебном плане.

   В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, предусматривающим обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, примерной программой основного общего образования по литературе для 6 класса, учебным планом МАОУ СОШ №33 программа рассчитана на 3 часа в неделю, всего 102 часа в год.

                         

                         

                     

                        Литература и средства обучения

Печатные издания.

Для учащихся:

Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2015.

Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2016.

Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2014.

Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П..Журавлев, В.И.Коровин. - М.: Просвещение, 2016.

Маранцман В.Г. Времена года: Рабочая тетрадь по литературе для 5-6 классов. - СПб.: Просвещение, 2015.

Обернихина ГА, Соколова Л.Э., Вольнова И.П., Емельянова Т.В. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов. - СПб.: Просвещение, 2014.

Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2014.+

Для учителя:

Аркин И.И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 2014.

Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум, 2014.

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. - М.: Дрофа, 2014.

Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 6 класс. - М.: Просвещение, 2010.

Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы: 6 класс. - М.: Просвещение, 2016.

Матвеева Е.И. Литература: 6 класс: Тестовые задания к основным учебникам: Рабочая тетрадь / Е.И.Матвеева. - М.: Эксмо, 2016.

Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. - М.: Дрофа, 2014.

Гурьянская Б.И., Холодкова Л.А. и др. Литература в 6 классе: Урок за уроком. - М.: ООО ТИД «Русское слово - PC», 2016.

Мультимедийные пособия.

Фонохрестоматия для учебника литературы 6 класс.

Уроки литературы в 6 классе. Издательство Кирилла и Мефодия.

Интернет-ресурсы:

www.edu – « Российское образование» Федеральный портал.

www. school.edu – « Российский общеобразовательный портал».

www. it-n.ru « Сеть творческих учителей».

Художественная литература:

http://www.rusfolk.chat.ru – Русский фольклор

http://www.pogovorka.com. – Пословицы и поговорки

http://old-russian.chat.ru – Древнерусская литература

http://www.klassika.ru – Библиотека классической русской литературы

http://www.ruthenia.ru – Русская поэзия 60-х годов

Справочно-информационные и методические материалы:

http://www.rol.ru – Электронная версия журнала «Вопросы литературы»

http://www.1september.ru – Электронные версии газеты «Литература» (Приложение к «Первому сентября»)

http://center.fio.ru – Мастерская «В помощь учителю. Литература»

 Планируемые результаты изучения учебного курса

Планируемый уровень подготовки на конец учебного года.

В процессе обучения литературе обучающиеся 6 класса должны приобрести в рамках программы умения и навыки:

  1. Выделять в изучаемом произведении эпизоды, важные для характеристик действующих лиц.
  2. Определять в тексте идейно-художественную роль элементов сюжета.
  3. Определять в тексте идейно-художественную роль изобразительно-выразительных средств языка.
  4. Сопоставлять двух героев изучаемого произведения с целью выявления авторского отношения к ним.
  5. Различать эпические и лирические произведения.
  6. Пересказывать устно или письменно эпическое произведение или отрывок из него.
  7. Создавать устное и письменное сочинение-рассуждение по изучаемому произведению: развернутый ответ на вопрос и характеристику.
  8. Составлять план собственного устного или письменного высказывания.
  9. Составлять план эпического произведения или отрывка из эпического произведения.
  10. Давать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении.
  11. Пользоваться справочным аппаратом хрестоматии и прочитанных книг.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

В результате изучения курса литературы в 6 классе учащиеся должны     знать / понимать

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой
  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • владеть различными видами пересказа;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Устное народное творчество

Уметь:

  1. давать характеристику обрядовому фольклору, определять художественные особенности календарно – обрядовых песен;
  2. отмечать связь с природой, историей, душой русского народа;
  3. давать определение пословицы и поговорки, различать их, приводить примеры.

  Древнерусская литература

Уметь:

  1. понимать значение изучения древнерусской литературы;
  2. определять значение незнакомых слов с помощью справочной литературы;
  3. представлять жанр летописи;
  4. характеризовать героев «Сказания о белгородском киселе»;
  5. понимать сюжет древнерусской повести.

   Произведения русских писателей 18 века

Уметь:

  1. указывать отличительные особенности басен;
  2. выразительно читать басни;
  3. объяснять  название басен, понимать иносказательный смысл басен, их мораль, видеть в баснях смешное;
  4. извлекать из текста необходимую информацию, находить тропы и объяснять их роль.

  Произведения русских писателей 19 века

Уметь:

  1. рассказывать о лицейских годах и лицейской лирике А.С.Пушкина;
  2. определять тематику стихотворений А.С.Пушкина;
  3. выразительно читать стихотворения поэта, в том числе – наизусть;
  4. анализировать прозаические произведения А.С.Пушкина: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», роман «Дубровский»;
  5. давать оценку событиям и поступкам героев;
  6. определять двусложные размеры стиха, приводить примеры антитезы;
  7. составлять цитатный план для пересказа отрывка из произведения;
  8. анализировать стихотворения М.Ю.Лермонтова;
  9. выразительно читать стихотворения поэта, в том числе – наизусть;
  10. определять тематику стихотворений М.Ю.Лермонтова;
  11. характеризовать прием сравнения как основу построения стихотворения;
  12. передавать содержание рассказов И.С.Тургенева из цикла «Записки охотника»;
  13. составлять портреты мальчиков из рассказа «Бежин луг»;
  14. понимать роль пейзажа в литературе;
  15. давать речевую характеристику героев, различать диалектные и просторечные слова;
  16. выразительно читать стихотворения Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, анализировать поэтический текст;
  17. находить приметы природы в лирическом произведении;
  18. сравнивать изображение природы в творчестве разных поэтов;
  19. определять трехсложные размеры стиха;
  20. иметь представление о ритме, рифме, стопе, строфе;
  21. находить тропы в стихотворениях Ф.И.Тютчева и А.А.Фета и определять их роль;
  22. анализировать поэтический текст, находить в тексте эпитеты, метафоры;
  23. раскрывать значение эпиграфа к стихотворению Н.А.Некрасова «Железная дорога»;
  24. определять тему и проблему стихотворения «Железная дорога»;
  25. определять роль композиции и диалога в стихотворении, сочетание реальных и фантастических картин;
  26. анализировать произведения для внеклассного чтения: поэму «Дедушка», стихотворение «Размышление у парадного подъезда».
  27. давать характеристику персонажей, составлять устный портрет героев;
  28. выделять основную идею произведения Н.С.Лескова «Левша»;
  29. понимать особенности языка произведения;
  30. определять комическое в произведении;
  31. определять средства создания комического в рассказе А.П.Чехова  «Толстый и тонкий» и понимать их роль в произведении;
  32. выразительно читать, инсценировать произведение А.П.Чехова;
  33. выразительно читать и анализировать стихотворения о родной природе русских поэтов 19 века;
  34. определять тему и идею рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»;
  35. распознавать особенности рождественского рассказа;
  36. понимать красоту простых вещей и явлений в рассказе А.П.Платонова «Неизвестный цветок»;
  37. понимать особенности жанра произведения А.Грина «Алые паруса»;
  38. понимать особенности сказки – были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»;
  39. сравнивать героев произведения;
  40. анализировать один из эпизодов произведения;
  41. находить примеры сказки и были в произведении;
  42. выразительно читать стихотворения, находить в тексте средства художественной выразительности в стихотворениях русских поэтов о Великой Отечественной войне и определять их роль;
  43. определять сюжет и характеризовать героев рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой»;
  44. находить черты быта в жизни сибирской деревни в предвоенные годы в рассказе «Конь с розовой гривой»;
  45. составлять план характеристики героев рассказа;
  46. задумываться над нравственными проблемами, поставленными автором;
  47. характеризовать нравственные проблемы, поднятые в рассказе В.Г.Распутина «Уроки французского»;
  48.  определять смысл названия произведения «Уроки французского»;
  49. Подмечать особенности шукшинских героев – «чудиков» в рассказах В.М.Шукшина;
  50. осмысливать название рассказа Ф.Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла», влияние учителя на формирование детских характеров;
  51. определять способы создания комического;
  52. осознавать роль названия в раскрытии идеи произведения.

       

 Из литературы народов России

Уметь:

  1. делать устные сообщения о жизни и творчестве Г.Тукая и К.Кулиева;
  2. выразительно читать и анализировать поэтический текст.

Из зарубежной литературы

Уметь:

  1. показывать значение мифов для развития мировой культуры;
  2. показывать, как отражены в мифах представления древних о мироустройстве, о добре и зле;
  3. раскрывать смысл понятия герой в древнегреческой мифологии;
  4. различать понятия миф, легенда, сказка;
  5. сравнивать легенду об Арионе и стихотворение А.С.Пушкина «Арион».

Произведения зарубежных писателей

Уметь:

            1.отмечать особенности поэм «Илиада» и «Одиссея»

            2.формулировать и высказывать свою точку зрения о событиях и

             поступках героев;

            3.составлять план эпизода и его обсуждать;

            4.раскрывать тему и идею романа «Дон Кихот», показывать

             особенности художественного перевода на примере сопоставления

             текстов;

            5.характеризовать героев баллады «Перчатка», проявление

              благородства, достоинства и чести;          

            6.понимать особенности конфликта произведения «Маттео  

              Фальконе»;

7.осознавать сюжет и характеризовать героев произведения;  

8.характеризовать понятие притчи;

9.отмечать примеры реального и фантастического в сказке «Маленький принц».    

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         создания связного текста (устного и письменного) на необходимую                          тему с учетом норм русского литературного языка;

  •  участия в диалоге или дискуссии;
  •  определения своего круга чтения и оценки литературного произведения;
  • поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе с использованием справочной литературы, периодики, телевидения, ресурсов Интернета.  

Изучение литературы в основной общеобразовательной школе дает возможность обучающимся достичь следующих результатов:

              1.в направлении личностного развития

  • умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  •  любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.
  •  осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
  •  ориентация в системе моральных норм и ценностей;
  • эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
  •  потребность в самовыражении через слово;
  •  устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
  • Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

             2. в метапредметном направлении:

  •  самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
  •  самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
  •  самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
  •  работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
  •  в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
  •  адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
  •  пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
  •  извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
  •  владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
  •  перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  •  излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
  •  пользоваться словарями, справочниками;
  •  осуществлять анализ и синтез;
  •  устанавливать причинно-следственные связи;
  •  строить рассуждения.

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
  •  уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  •  уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
  •  уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
  •  оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
  • оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
  •  высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  •  слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  •  задавать вопросы.
  1. в предметном направлении:
  •  осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать        фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
  •  использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
  •  выразительно читать  басни, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
  •  осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
  •  адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
  •  воспринимать художественный текст как произведение искусства;
  •  определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
  • выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
  • определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
  • создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
  • сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

                     На повышенном уровне:

  •  сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
  •  сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
  •  выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
  •  устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
  • выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
  •  видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
  •  оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...