Планирование уроков по литературе в 8 классе
календарно-тематическое планирование по литературе (8 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Уроки по литературе 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_urokov_8_klass.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование уроков 8 класс (литература)

Литература 19 века

НА Некрасов. Размышления у парадного подъезда. Железная дорога.

1 урок. Размышления у парадного подъезда. Любовь и ненависть в поэзии Некрасова. История создания стихотворения.

Межпредметные связи. ИЗО. ДА Шмаринов. Размышления у парадного подъезда.

Основные вопросы. Какие две России изображены в стихотворении? Как к ним относится автор?

Вопросы на выявление восприятия. Какие картины вызывает у вас стихотворение? О чем размышляет поэт в стихотворении?

ЗУН. Знание сюжета стихотворения. Умение определять элементы композиции.

Виды работы. Слово о поэте. Чтение стихотворений поэта. Школьник. Забытая деревня. В дороге. Умру я скоро. Самостоятельное чтение учащимися статьи учебника. Письменный ответ на вопрос: чем дорога поэзия НА Некрасова современным поэтам М. Дудину и А. Твардовскому? Викторина по иллюстрациям. Знакомство с историей создания стихотворения. Чтение стихотворения. Беседа по вопросам учебника после текста стихотворения. Словарная работа – вельможа, пилигримы, армяк, швейцар. Устное словесное рисование «Деревенские русские люди у парадного подъезда». Наблюдения над портретами крестьян. Какие детали портрета свидетельствуют о нравственном облике крестьян? Каких героев они вам напоминают? Индивидуальные задания – иллюстрации ДА Шмаринова, сопоставление с текстом стихотворения.

Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения, задания учебника. По желанию: спросить своих дедушек и бабушек, каких поэтов они в детстве больше всего читали и почему?

2 урок. Сатирическое изображение господствующего класса в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Раздумья поэта о родине и народе. Антитеза и ее роль в стихотворении.

Основные вопросы. Чем объясняются различия между жизненным фактом и его изображением в произведении искусства, в стихотворении? Против какого зла направлена ирония автора? О чем размышляет писатель в стихотворении?

Вопросы на восприятие. В чем поэт упрекает народ и что дает ему право на упрек? В чем он видит главное зло? Как относится к владельцу роскошных палат? Какие особенности стихотворения связаны с его формой? (размышления) Можно ли считать риторическим вопрос в финале стихотворения?

ЗУН. Умение выразительно читать стихотворение в соответствии с его жанровой спецификой. Знание темы и идеи стихотворения.

Виды работы. Чтение стихотворения. Наблюдение над его жанром, композицией, синтаксисом, лексикой (сюжет в первой части, риторические вопросы, обращения, восклицания во второй). Как особенности стихотворения определяют характер его чтения? Устное словесное рисование: «Деревня собирает скудную лепту ходокам». Почему швейцар ее не взял? Кто он по происхождению? Самостоятельная работа. Чтение части 2 стихотворения и устный (письменный) ответ на вопрос: Каким вы представляете себе «владельца роскошных палат»? Почему именно отрывок «Назови мне такую обитель» в 19 веке был положен на музыку? Определение стихотворного размера стихотворения. Выразительное чтение стихотворения.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения. Индивидуальное задание. 1. Подготовить рассказ об истории создания стихотворения Некрасова «Железная дорога». 2. Вспомнить 2-3 стихотворения об осени, изученных раньше, и подготовиться прочитать их в классе наизусть (по желанию).

3 урок. Стихотворение «Железная дорога». Фактическая основа стихотворения. Картины подневольного труда народа. Две России и в этом стихотворении. Развитие понятия о роли эпиграфа.

Основные вопросы. Как основная мысль поэмы «Мороз, Красный нос» помогает понять замысел автора при создании стихотворения «Железная дорога»? Какие две мысли противоборствуют в стихотворении и как они выражены?

Вопросы восприятия. В чем смысл эпиграфа к стихотворению? Какие картины возникают в сознании при чтении стихотворения? Почему стихотворение о железной дороге начинается с осеннего пейзажа? В чем особенность композиции стихотворения?

ЗУН. Знание текста стихотворения и основных особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств в их взаимосвязи.

Виды работы. Рассказ о фактической основе стихотворения. Словарная работа. Беседа о времени создания «Железной дороги». Чтение стихотворения. Обобщение наблюдений о роли эпиграфа в других произведениях, изученных ранее. Составление композиционного плана (устно), освоение сюжета. Аналитическое чтение 1 части. Сопоставление картины осени в 1 части стихотворения с известными учащимся другими стихотворениями об осени. В чем необычность этого описания? Чьими глазами смотрит поэт на мир природы (наблюдения над характером сравнений, эпитетов, лексикой). Сопоставление заключительной строфы 1 части с содержанием 2-4 частей стихотворения: в каком соотношении они находятся?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения. Подготовить чтение наизусть одного из стихотворений Некрасова о детях («Школьник», «Крестьянские дети»). Индивидуальные задания. Выполнить задание учебника (3) после текста стихотворения. Иллюстрирование стихотворения.

4 урок. Картины подневольного труда народа. Мысль о величии народа, его противопоставление господствующим классам. Вера Некрасова в великое будущее народа. Своеобразие композиции стихотворения.

Основные вопросы. Как посвящение к стихотворению, рассказ, обращенный к Ване, а не к генералу, другие стихи Некрасова о детях помогают понять заветную мысль поэта? Каким предстает народ в стихотворении Некрасова?

Вопросы восприятия. В чем смысл диалога – спора поэта с генералом? Какие картины стихотворения кажутся вам страшными? А автору? В каком другом стихотворении поэт показал «светлую сторону» жизни крестьян? Сколько лет Ване? Почему именно ему, а не генералу поэт хочет показать страшную правду? Какие главные слова поэт говорит детям, обращаясь к Ване?

ЗУН. Обучение выразительному чтению стихотворения с учетом его художественных особенностей.

Виды работы. Аналитическое чтение стихотворения. Чтение и анализ эпизода «Толпа мертвецов» (2 часть). Почему мертвецы, строители дороги, не успокоились до сих пор? О чем они хотят напомнить живущим своей песней? Самостоятельная работа. Найти во 2 части и выделить определения, которые употребляет Некрасов, говоря о народе: божии ратники, мирные дети труда, мужики, человек. Письменный ответ на вопрос: Какие главные слова поэт говорит растущему поколению, обращаясь к Ване? (на основании 2 части, с использованием цитат). Работа над выразительным чтением 4 части: каким чувством проникнут финал? В каком произведении встречались с подобным финалом? О чем говорят подобные совпадения? (Салтыков-Щедрин «Сказка о том, как один мужик»). Сопоставление финалов двух изученных стихотворений Некрасова, обобщение размышлений поэта о народе.

Домашнее задание. Выучить наизусть отрывок из стихотворения. Чтение статьи о Некрасове.

Урок 5. Урок внеклассного чтения по произведениям Некрасова («Дедушка», «Русские женщины»).

Домашнее задание. Прочитать «Сказки об Италии» М. Горького. К следующему уроку. Подготовить комментарий (время действия, история создания, трудные слова) к рассказу ЛН Толстого «После бала».

Урок 6. ЛН Толстой. После бала. Обличительная сила рассказа, «срывание масок» с людей, нарушающих законы добра. Развитие понятия о сюжете и композиции произведения. Контрастное построение рассказа.

Вопросы восприятия. Что вы знаете о ЛН Толстом? Какое произведение его помните? Что хотели бы узнать? Что вы знаете о времени действия рассказа «После бала» из других произведений? Что в рассказе произвело наиболее сильное впечатление? О чем рассказ?

ЗУН. Освоение сюжета рассказа, знание основных особенностей композиции.

Виды работы. Слово о ЛН Толстом. Беседа о времени и истории создания рассказа. Письменный ответ на вопрос: Как фрагмент из памфлета ЛН Толстого «Николай Палкин», помещенный в учебнике, помогает понять причины обращения писателя к давно прошедшим событиям? Чтение рассказа. Обмен впечатлениями. Знакомство с иллюстрациями к рассказу. Устное иллюстрирование эпизодов по выбору учащихся. Осмысление пространственной и временной организации рассказа.

Домашнее задание. Составить письменно композиционный план рассказа и устно ответить на вопрос: Почему из нескольких вариантов заглавий автор остановился именно на заглавии «После бала»? Иллюстрирование рассказа. Оформление обложки к нему. Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение эпизода экзекуции.

Урок 7. Контрастное построение рассказа как способ выражения его идеи. Личность рассказчика. Автор в рассказе. Композиция эпического произведения.

Основные вопросы. Чем обусловлено контрастное построение рассказа? Почему из различных вариантов автор выбирает именно это? Как автор относится к героям рассказа?

Вопросы восприятия. Почему автор обращается в рассказе к повествованию от первого лица? Каким вы представляете себе Ивана Васильевича в юности? Почему сцена экзекуции произвела на Ивана Васильевича такое сильное впечатление? Можно ли считать полковника лицемерным человеком?

ЗУН. Обучение выразительному чтению. Уметь выявлять авторское отношение к героям, рассуждать о героях произведения с учетом отношения автора.

Виды работы. Аналитическое чтение рассказа. Анализ эпизода «На балу». Чем особенно пленяла Варенька Ивана Васильевича? Чем были так похожи дочь и отец? В чем смысл этого сходства (первоначальное название рассказа «Дочь и отец»)? Наблюдения над поведением Ивана Васильевича на балу, составление рассказа о нем (образ жизни, жизненные привязанности, характер, нравственный облик, отношение к нему автора). сопоставление сцен "На балу" и «Экзекуция», установление сходства и различия в построении эпизодов (место действия, группировка действующих лиц, поведение героев, цвет, музыка, настроение, детали). В каком соотношении находятся эти сцены? Наблюдение над лексикой, синтаксисом эпизода. Почему эта важнейшая сцена гораздо короче сцены на балу?

Самостоятельная работа по группам.

  1. Как реплика кузнеца помогает понять его психологическое состояние при виде происходящего?
  2. Какие детали портрета и поведения полковника во время экзекуции помогают понять привычность и будничность творимой им жестокости?

Обобщение наблюдений об отношении автора к героям и событиям. Выразительное чтение эпизода.

Домашнее задание. Прочитать статью учебника «Композиция художественного произведения». Выучить определение понятия композиция. Отметить примеры контрастного построения в рассказе, объяснить смысл этого приема. Письменно ответить на вопрос: Как характеризует Ивана Васильевича то, что более сильное впечатление произвели на него события после бала?

Урок 8. Мысль автора о моральной ответственности человека за жизнь окружающего общества и свою судьбу. Автор и рассказчик в произведении.

Основные вопросы. Что общего у людей одного круга – Ивана Васильевича и полковника и чем они отличаются? Как композиционный прием (рассказ в рассказе) помогает понять его основную мысль?

Вопросы на восприятие. В чем суть спора Ивана Васильевича с молодежью? Прав ли он был, уходя в сторону? Как сложилась его дальнейшая судьба? Почему он не считал свою жизнь прожитой счастливо? Согласны ли вы с этим? В каких других известных вам произведениях поставлена проблема выбора жизненного пути?

ЗУН. Знание темы и идеи рассказа. Умение выявлять авторское отношение к героям. Обучение выразительному чтению произведения. Формулирование вопросов к изучению произведения.

Виды работы. Чтение и анализ обрамления рассказа. Что утверждает молодежь? Какой позиции в споре придерживается Иван Васильевич? Самостоятельный ответ на вопрос: Сумел ли Иван Васильевич оценить зло, свидетелем которого стал? В чем вы видите источник его конфликта с окружающей действительностью? Какие нравственные свойства личности Ивана Васильевича оказались главными в его поведении? Беседа о нравственных категориях: совесть, честь, долг, гуманность. Возможно обращение к размышлениям писателя В. Распутина о совести. Обобщение изученного в процессе знакомства с литературой 19 века. Формулирование вопросов (осмысление основных проблем) к изученным произведениям, определение возможных тем домашнего итогового сочинения. Например: что я узнал о жизни России середины 19 века из произведений НА Некрасова и ЛН Толстого. «Генерал и полковник» (по стихотворению НА Некрасова и ЛН Толстого «После бала»). Читая русскую классику (по страницам изученных в 8 классе произведений 19 века). АС Пушкин (Лермонтов, Гоголь и другие) в круге моего чтения. Почему я люблю читать произведения русской классики. Мой любимый писатель-классик.

Домашнее задание. Написать домашнее сочинение на одну из выбранных или предложенных тем.

Урок 9. АМ Горький. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Героический пафос «Песни о Соколе». Композиция. Приподнятость, эмоциональность, красочность языка, особенности ритма. Начальное понятие о символе.

Основные вопросы. Как обрамление «Песни» соотносится с ее содержанием? Кто ее герои? Как автор относится к своим героям?

Вопросы восприятия.  Что вы знаете о М. Горьком, о его личности и творчестве? Какие картины вы видите, читая «Песню»? О чем, о ком эта «Песня»? С какими художественными символами вы уже встречались, читая книги, обращаясь к другим видам искусства?

ЗУН. Освоение сюжета. Особенности композиции. Обучение выразительному чтению.

Виды работы. Слово о М. Горьком. Работа со статьей учебника о писателе. Введение понятия о символе. Чтение «Песни». Определение времени создания, осмысление композиции. Осмысление места действия; устное словесное рисование. Чтение и анализ обрамления, определение функции пейзажа. Что символизируют три стихии – небо, море, земля? Какие символы возникают на страницах произведения? Аналитическое чтение 1 главы. Наблюдения над лексикой, ритмикой, изобразительно-выразительными средствами.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение «Песни о Соколе». Иллюстрирование эпизодов песни.

Урок 10. Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Сила ее воздействия на читателей.

Основные вопросы. В чем видит смысл жизни Сокол? Как автор убеждает нас в правоте Сокола? Почему произведение называется «Песней о Соколе»? О чем эта «Песня»?

Вопросы восприятия. К чему стремится Сокол? Уж? Умен ли Уж? Может ли Уж понять Сокола? Какой из афоризмов особенно важен для понимания поэтической идеи? Как вы относитесь к другим афоризмам? Какой из них кажется самым спорным?

ЗУН. Обучение выразительному чтению. Знание основных особенностей композиции и выразительных средств языка в их взаимосвязи.

Виды работы. Аналитическое чтение песни. Наблюдение над лексикой, ритмикой, звукописью. Самостоятельная работа. Выделение афоризмов, характеризующих жизненную позицию Ужа и Сокола (по вариантам). Беседа с элементами диспута: можно ли считать безумство мудростью? Как примеры поведения в жизни известных литературных и реальных героев могут объяснить этот афоризм? Самостоятельная работа. Наблюдения над пейзажем в конце обрамления, определение его настроения. Домашняя работа. Выучить наизусть отрывок.

 Урок 11. «Песня о Буревестнике», ее героический пафос и символико-аллегорический смысл. Горький – «буревестник» борьбы. Развитие понятия о языке художественной литературы.

Основные вопросы. В чем символический смысл картины нарастающей бури? О чем эта песня? Чем она отличается по идее и построению от стихотворения Лермонтова «Парус»? Чем сближается с ним? В чем смысл обращения писателей к художественным символам?

Вопросы восприятия. В каких картинах рисует М. Горький приближение бури? Как изменяется настроение Буревестника?

ЗУН. Знание наизусть отрывка из «Песни о Соколе». Знание темы, идеи, образной системы «Песни о Буревестнике».

Виды работы. Чтение песни. Устное словесное рисование. Наблюдение над лексикой, ритмикой, образной системой. Как нарисованы тучи, волны, птицы, Буревестник? Как к ним относится автор? Выразительное чтение обеих песен.

Домашнее задание. Оформить обложку «Песен» М. Горького. Подготовить устный отзыв об одной из них.

Урок 12. РР Обучение письменному отзыву о самостоятельно прочитанном произведении с мотивировкой своего отношения к героям и событиям.

Домашнее задание. Прочитать произведение ВВ Маяковского «Необычайное приключение, бывшее в Владимиром Маяковским летом на даче».

Урок 13. «Необычайное приключение…». Мысль о передовой, общественно-преобразующей роли поэзии. Юмор и патетика в стихотворении. Значение метафор и гипербол в развитии сюжета. Пауза как элемент стиха.

Основные вопросы. О чем это стихотворение? Как В. Маяковский художественно решает вопрос о роли поэзии? В чем смысл обращения Маяковского к фантастическому? Встречались ли вы уже с подобным приемом?

Вопросы восприятия. Какое впечатление произвело стихотворение? Что в нем заинтересовало, что кажется непонятным? Зачем автор точно указывает адрес происходящего? Как соотносятся заглавие и подзаголовок? Кого вы считаете героями стихотворения? Как бы вы определили его жанр? Чем вы объясните частое употребление неологизмов в стихотворении? Какие образы вы нашли в стихотворении, какой из них центральный  (поэзия-оружие)? Кому адресовано это стихотворение?

ЗУН. Освоение сюжета стихотворения. Значение темы, идея произведения, понимание роли изобразительно-выразительных средств. Знание наизусть отрывка из поэмы. Обучение выразительному чтению.

Виды работы. Чтение стихотворения. Словарная работа. Наблюдение над заглавием (в чем необычность, чем объясняется эта необычность)? Примеры заглавий. Осмысление места и времени действия (устное словесное рисование, возможно графическое определение места действия). Аналитическое чтение. Какие детали быта убеждают нас в обыденности и реальности происходящего? В чем необычность происходящего? Каким вы представляете себе поэта? Солнце? Наблюдение над ритмом, рифмами стихотворения. Выразительное чтение.

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение. Письменно ответить на вопрос: Почему традиционную для поэтов тему о роли и месте поэзии В. Маяковский решает так нетрадиционно? В чем необычность (сюжет, сочетание быта и высокой патетики, фантастическое и реальное, неологизмы)? Иллюстрирование произведения. Оформление обложки к изданию произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы для 7 класса

 Календарно-тематическое планирование уроков дальневосточной литературы в 7 классе. (Хрестоматия по дальневосточной литературе для 7 класса. – Издательство «РИОТИП» Хабаровской краевой типографии, 199...

Планирование уроков по литературе 9 класс

Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я. Коровиной...

Планирование уроков по литературе 7 класс

Календарно-тематическое планирование составлено по программе В.Я. Коровиной...

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 7 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе «Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....

Календарно-тематическое планирование уроков по литературе. 9 класс. Программа Бунеева.

Планирование составлено на основе Программы по литературе 5-11 класс. Авторы: Р.Н.Бунеев,  Е.В.Бунеева,  М,Баласс, 2008....