РАСКРЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СРЕДСТВАМИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ)
учебно-методический материал по литературе (8, 9, 10, 11 класс) на тему

МИР РУССКОГО ЯЗЫКА

Теоретический материал для подготовки к олимпиаде по литературе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Усадская средняя общеобразовательная школа Высокогорского района Республики Татарстан»

РАСКРЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА СРЕДСТВАМИ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПРИ АНАЛИЗЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (ПОДГОТОВКА К ОЛИМПИАДЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ)

Буздалова Надежда Алексеевна

учитель русского языка и литературы

2018 г.


Анализ художественного текста – одно из самых сложных заданий на олимпиаде по литературе. Оно рассчитано на проявление творческих способностей обучающихся, их читательский опыт, начитанность и связано с толкованием произведения, умением создать собственный текст. Работа должна быть самостоятельной, обучающиеся должны показывать глубокое понимание текста, личностное отношение к прочитанному. Очень важно научиться воспринимать текст в единстве формы и содержания. Каждый читатель «пропускает текст через себя», поэтому, сколько читателей, столько и вариантов анализа. Тем не менее, есть общие приемы анализа:

1) историко-культурный комментарий;

2) определение типа текста, его жанрово-стилевой разновидности;

3) тема и идея произведения;

4) повествовательная организация текста;

5) фабула, сюжет, композиция;

6) характеристика отдельных художественных образов через анализ языковых средств;

7) портрет героя, его речь, невербальное поведение;

8) категория пространства и времени;

9) основные средства художественной выразительности;

10) интертекстуальность и др.

При анализе персонажа обучающиеся часто дают его речевую, портретную характеристики, которые, несомненно, являются важным критерием для понимания характера, поступков героя. Однако нередко забывается об анализе невербального поведения персонажа, которое позволяет внести дополнительную информацию об актуальном психическом состоянии героя (Титулярный советник рассеянно кивнул – его мысли были заняты предстоящим расследованием), о характере отношения к другому персонажу (Титулярный советник посмотрел на агента исподлобья: – Личной честью, капитан-лейтенант, нельзя поступиться никогда и ни по каким резонам), о роде деятельности героя (Просто встал, по-военному кивнул, произнес одно-единственное слово («Господа») и прошествовал к двери) и др.

Какова же роль невербальных средств при создании художественного образа, стоит ли обращаться к характеристике невербального поведения персонажей при анализе произведения?

Язык, безусловно, является основной формой выражения мысли человека, и, как писал Г.В. Колшанский, «языковая система сама по себе всегда достаточна для того, чтобы внутренними средствами выразить любое мыслительное содержание, включая чувства, волеизъявления и различного рода эмоции» [Колшанский 1974: 7]. Однако представить себе полноценную устную речь без невербального сопровождения практически невозможно.

Коммуникативная способность человека разнообразна и богата, во многом она представлена невербальным поведением. «Невербальное поведение вплетено во внутренний мир личности. Функция его не сводится к сопровождению ее переживаний. Невербальное поведение — это внешняя форма существования и проявления психического мира личности. В связи с этим анализ структуры, содержания индивидуального невербального поведения — это еще один из способов диагностики уровня развития личности как субъекта общения» [Лабунская, 1986, С. 84].

Процесс отражения невербальных средств в тексте художественного произведения является двусторонним: 1) сначала невербальные компоненты воспринимаются в устном общении, 2) затем они переосмысляются и вербализируются в художественном произведении.

Общий облик человека складывается из разрозненных деталей, из многих отдельных впечатлений, которые мы последовательно замечаем, например, из мимики, жестикуляции, поз, а также благодаря интонации, ритма, силы голоса.

За средствами невербальной коммуникации скрывается большое количество информации, в том числе глубинный культурный слой, отражающий ментальность говорящего и совершаемые им интеллектуальные операции. Так, эти средства позволяют понять не только особенности характера и настроение отдельного человека, но также отражают культурные особенности определенного народа.

Для создания «визуально-коммуникативного портрета личности» [Петрова 2000: 54] авторы производят актуализацию смысла «чужой» (представитель иного этноса) в том числе (а возможно и в первую очередь) при помощи вербальных описаний невербальных знаков. «Истинные отношения между героями, намерения и исход их речевого взаимодействия становятся очевидными, стоит только декодировать их невербальное поведение через языковые репрезентанты ядерных, центральных и периферийных компонентов невербального дискурса» [Музычук 2013: 69]. В этом плане наблюдение за организацией диалогического общения персонажей художественных произведений дает бесценный материал для научных изысканий и обобщений.

Рассмотрим невербальное поведение двух персонажей романа Б. Акунина «Алмазная колесница» Дона Цурумаки и Масы.

I.

1) Маса вышел из калитки и церемонно поклонился, приглашая жестом пожаловать во двор. Эраст Петрович скинул плащ слуге на руки, отдал шляпу и вошел – не через забор, а приличным манером, через дверь [Акунин 2013: II, 258];

2) Судя по горбоносой физиономии, холеной коже, изящным ручкам – из аристократов.

– Он … жить … дом, – сказал господин, нетерпеливо щелкая пальцами, потому что не сразу мог вспомнить нужные слова. Значит, гость, понял Маса и вежливо поклонился незнакомцу [Акунин 2013: II, 363];

3) У первого же фонаря вице-консула ждал сюрприз. Из темноты возник круглолицый якудза [Маса], про которого Эраст Петрович уже и думать забыл. Прижал руки к бокам, застыл в низком поклоне. Потом выпрямился и уставился на своего благодетеля [Акунин, 2013: II, 79]. 

4) Теперь вы [Фандорин] на всю жизнь его [Масы] ондзин … Погробный благодетель. Коротышка [Маса] низко поклонился [Акунин 2013: II, 69].

II.

1) Фандорин увидел румяную физиономию, почти до самых глаз заросшую густой черной бородой, чрезвычайно живые глаза, сочный рот. Дон Цурумаки оскалил замечательно крепкие зубы и дружески хлопнул Булкокса по плечу [Акунин 2013: II, 101];

2) Горячая лапа сильно стиснула руку титулярного советника, и на этом представление было окончено. Цурумаки с радостным воплем кинулся обниматься с каким-то американским капитаном [Акунин 2013: II, 101];

3) Цурумаки отлично понял скрытый смысл вопроса. Его смех стал еще заливистей, толстые щеки уползли вверх, превратив брызжущие весельем глаза в две щелки.

– Да, астрономией тоже. Но иногда и на земле можно увидеть очень любопытные вещи!

Он фамильярно шлепнул гостя по плечу и, поперхнувшись табачным дымом, согнулся пополам от хохота (Акунин 2013: II, 272);

4) Он снова полез с рукопожатием, однако на сей раз покоробленный вице-консул спрятал ладонь за спину.

– Обижаетесь? Зря. А я хочу предложить вам секретный японско-российский союз, направленный против британского империализма. – Дон подмигнул (Акунин 2013: II, 273).

Этнос каждого героя романа легко опознается читателями, в том числе и благодаря вербальным указателям на национально-специфические формы его (героя) невербального поведения. Так, образ Масахиро Сибаты (Масы), японского слуги Фандорина во многом создается знаком поклон, столь значимым и многозначным для японской культуры.

Именно словесные описания инокультурных невербальных знаков, а также специфика их употребления позволяют автору представить Масу как истинного представителя культуры.

Автор нередко при помощи разнообразных лексических средств или развернутых описаний даёт комментарии, позволяющие читателю семантизировать разнообразные смысловые нюансы данного знака в японской культуре, например, при описании невербального поведения Масы используются разнообразные способы актуализации качества совершаемого действия: церемонно, вежливо, низко поклонился.

Наделяя поведение своего героя Дона Цурумаки заимствованными по отношению к японской культуре невербальными жестовыми формами, Акунин выражает тем самым авторское пейоративное субъективное отношение к своему герою. Именно жест позволяет подчеркнуть, что влияние западных стран сыграло главную роль в становлении уклада жизни «нового японца», и этот стиль поведения явно не одобряется автором.

Подтверждает данное предположение и то обстоятельство, что жесты Дона Цурумаки стилистически маркированы, в большей степени фамильярны.

Автор, наделяя поведение Дона Цурумаки несвойственными для его культуры невербальными знаками, наталкивает читателей на осознание того, что герой не придерживается японских традиций, его невербальное поведение европеизировано.

Исследование невербальных поведенческих знаков Доном Цурумаки и Масы в романе «Алмазная колесница» позволяет говорить о том, что такого рода невербальные знаки прагматически насыщены, являются выразителями внутреннего мира персонажей, актуализируют зрительное восприятие читателя.

В тексте художественного произведения невербальные компоненты передают смысл тех эмоциональных состояний, которые трудно вербализируются.

Благодаря невербальным средствам коммуникации сформировываются запоминающиеся портреты невербального поведения персонажей.

С помощью «позы тела, экспрессии лица, их внешней выраженности» мы проникаем «внутрь» человека, так как в общении, «в диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, руками, душой, духом, всем телом, поступками. Он вкладывает всего себя в слово» [Бахтин, 1979, с. 318].

В литературе формы невербального поведения, применимые к персонажам, приобретают особое значение. Портретные характеристики, как правило, однократны и исчерпывающи. Поведенческие же характеристики многократны и вариативны. Невербальное общение – это особая форма самовыражения.

Итак, при комплексном анализе художественного произведения обучающемуся важно знать и понимать значения соматизмов и соматических речений, передающих невербальную коммуникацию: это обеспечит более точное понимание текста и позволит правильно интерпретировать ту или иную коммуникативную ситуацию, а также раскрыть характеры персонажей.

ЛИТЕРАТУРА

Акунин Б. Алмазная колесница / Б. Акунин. – М.: «Захаров», 2013. –Т.1. – 208 с.

Акунин Б. Алмазная колесница / Б. Акунин. – М.: «Захаров», 2013. –Т.2. – 592 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М.: Искусство, 1979. – 423 с. 

Колшанский Г.В. Паралингвистика / Г.В. Колшанский. – М.: КомКнига, 1974. – 96 с.

Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции / В.А. Лабунская // Социальная психология: Хрестоматия: уч.пособие для студентов вузов; сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2003. – 475 с.

Музычук Т.Л. Невербальный дискурс как неотъемлемая и определяющая часть контактной коммуникации/ Т.Л. Музычук // Вестник ИГЛУ. – 2013. – №2. – С. 63–69.

Петрова Е.А. Визуальная психосемиотика общения: дис. … д-ра психол.наук / Е.А. Петрова – М., 2000. – 402 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе литературного произведения с точки зрения пространства, времени и круга основных проблем).

Роль уроков литературы в подготовке к написанию сочинения (об анализе  литературного  произведения с точки зрения пространства,  времени  и  круга основных проблем)....

Формирование коммуникативной культуры у обучающихся средствами невербальной коммуникации

Важная задача формирования коммуникативной культуры – научить человека понимать себя, слышать и слушать другого,  адекватно ситуации выражать свои чувства и мысли, предотвращать конфликты, строит...

Средства художественной выразительности как одно из составляющих анализа лирического произведения.

Заинтересовать школьников лирикой, помочь им постичь красоту и глубину смысла поэтических произведений встречает на уроках литературы определённые трудности. Как же их избежать?...

Краткий анализ литературных произведений. Подготовка к ОГЭ по литературе.

В данном материале даётся краткий анализ литературных произведений, изученных в рамках школьной программы....

Программа элективного курса по литературе для 10 класса «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского язы...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

Доклад на Круглый стол "Внедрение средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта"

quot;Внедрение средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта"Актуальность Актуальность выбранной темы связана с тем, что язык и комм...