Формирование коммуникативной культуры у обучающихся средствами невербальной коммуникации
статья по психологии на тему

Шкарабейникова Ирина Анатольевна

Важная задача формирования коммуникативной культуры – научить человека понимать себя, слышать и слушать другого,  адекватно ситуации выражать свои чувства и мысли, предотвращать конфликты, строить отношения, основанные на взаимопонимании и доверии. Искусство управления процессом невербальной коммуникации – важная составляющая коммуникативной компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neverbalno.docx56.15 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной культуры у обучающихся средствами невербальной коммуникации

Значение, которое сегодня в  информационном обществе  придается коммуникативным связям,  актуализирует проблему формирования умений и навыков речевого общения, или коммуникации.

Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера». [1] 

С точки зрения реализации целей  общения   приёмы  можно определить как  «эффективные  – неэффективные». По мнению В.А. Соснина, П.А. Лунина,  установки на  понимающее неоценочное реагирование  на мысли и состояния собеседника с целью понять их его собственными глазами и установить качество этих состояний, принятия личности участника коммуникации, согласованность своего поведения при взаимодействии с партнёром являются базовыми психологическими положениями, которые способствуют пониманию собеседника, развитию и установлению контакта с ним, атмосферы доверия и открытости общения.[2]

Применение приёмов   и правил эффективного речевого воздействия позволяет добиться поставленных целей коммуникации, сохранить равновесие в отношениях с собеседником. Речевое воздействие представлено в двух аспектах – вербальном и невербальном. Невербальное воздействие осуществляется с помощью жестов, мимики, внешности говорящего, дистанция и т.п.  (при вербальном воздействии  определяющими являются собственно словесные средства).

Большое внимание невербальному общению  уделяют артисты и писатели, режиссеры (С.В. Гиппиус, С.М. Волконский, К. С. Станиславский, Г.Кристи, С.С. Татубаев, Б.Голубовский др.), проблеме невербальной коммуникации посвящены работы Г.Е. Крейдлина, В.А. Лабунской, Т.М. Николаевой, А. Пиза,  Н.И. Смирновой  и др.

Как считают психологи, более восьмидесяти процентов информации поступает к собеседникам через визуальный канал, т.е. через «расшифровку» жестового кода «внутренних движений» человека[3].

Под невербальной коммуникацией (в узком смысле) следует понимать средство информации, систему невербальных символов, знаков, кодов, использующихся для передачи сообщения[4].  

        Как показывает практика, формирование культуры невербального общения  у школьников происходит неосознанно, стихийно: они учатся использовать жесты, мимику, интонацию, подражая  взрослым, их знания в этой области недостаточны,  отрывочны, поверхностны.  Однако большая часть межличностного общения приходится на невербальное общение (мимика, жесты, позы и т. д.). Это значит, что  эффективное общение предполагает умение «использовать» приемы невербального общения и навык «расшифровки» приемов и способов, используемых другими.[5] 

Элементами невербального общения являются: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосновения). По мнению В.А. Лабунской, проблема успешного  общения включает учет характеристик невербального поведения участников взаимодействия.  Она добавляет,  «как известно, ситуации общения в силу их разнообразных особенностей независимо от воли партнеров превращаются для них в творческую задачу, решение которой зависит от ряда умений и способностей субъекта познания, которые формируются в сфере социально-психологической практики и по своей сути являются социально-психологическими свойствами личности, ее социальными способностями. Для психологии невербального общения, межличностного познания особое значение имеет разработка проблемы социальных способностей личности, в структуру которых входит ряд социально-перцептивных способностей, в том числе и способность к адекватной интерпретации и пониманию невербального поведения человека».[6]

     Наше общение, как уже говорилось выше,  во многом осуществляется посредством мимики и жестов.

Важным невербальным средством является жест. Значение жеста подчёркивал Алексей Толстой: «Вслед за мыслью и желанием является жест, внутренний и внешний, вплоть до движения руки, мимики лица, выражения глаз, затем уже этот жест подтверждается словом»[7].

Более широкое (в плане семиотики искусства) понимание жеста сформулировал Ю.М. Лотман: «Жест – это действие, поступок, имеющий не только и не столько практическую направленность, сколько отнесенность к некоторому значению. Жест всегда знак и символ. Поэтому всякое движение... есть жест, значение его – замысел автора»[8] 

Как справедливо отмечает В.А. Лабунская, «жесты выполняют различные функции в общении, в том числе они свидетельствуют об интенсивности переживаний, о модальности отношений, о культурной, групповой принадлежности. Жесты, как и мимика, могут нести самостоятельную информацию о человеке, независимо от его речи или других составляющих процесса общения. Жесты, объединяясь с другими элементами экспрессии человека, создают эффект динамичности, интенсивности предъявления экспрессивного Я личности, эффект выраженности контактных процессов, динамичности и направленности поведенческих компонентов отношений личности»[9].

 В русском языке существует немало фразеологизмов, называющих тот или иной жест, который отождествляется с состоянием человека: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руки, опустить руки, махнуть рукой, приложить руку, протянуть руку, положа руку на сердце, погрозить пальцем.  

На важность жестикуляции обращают внимание и теоретики ораторского искусства. Так, А. Ф. Кони в «Советах лекторам» дает советы: «Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т.п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с тоном, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают»[10].

Жесты при общении несут информацию об эмоциональном состоянии человека (волнение, радость, огорчение, растерянность), однако механические жесты отвлекают внимание от содержания речи, препятствуют её восприятию. Как правило, это бывает связано с волнением говорящего, неуверенностью  в себе.

         Этикетные жесты и мимика играют большую роль в оценке культурного уровня человека. Вредные привычки (стучать пальцами по столу,  демонстративно рассматривать ногти, чесать затылок или за ухом, массировать щёки, переносицу и т.п.) препятствуют общению.  Важности невербального этикета  подчеркивает  Г.Е. Крейдлин: «Одним из важнейших свойств этикетного поведения является то, что оно всегда нацелено на достижение коммуникативного успеха: этикетное поведение призвано сделать человеческую коммуникацию максимально гладкой и комфортной. В случае же неэтикетного поведения в этикетных ситуациях, то есть когда человек пренебрегает этикетными нормами и правилами в ситуациях, в которых следование им признается необходимым, коммуникация обречена на неуспех или попросту провал».[11] Формирование у обучающихся  умений и навыков этикетного невербального поведения требует постоянного внимания как  со стороны педагога, так и  значительных усилий  самих школьников.

Одним из важных компонентов невербального общения является визуальный контакт. Контакт глаз – это тонкий показатель взаимоотношений  между людьми, указывающий на включённость партнёров во взаимодействие.

         Невербальным средством общения является и оформление речи: звучность, тембр, темп, артикуляция. С помощью интонации мы выражаем эмоциональное отношение к партнёру, расширяем смысл высказывания, управляем поведением собеседника.

Значение основных навыков невербальной коммуникации часто недооценивают. В конфликтных ситуациях, когда напряжение велико, а терпимость мала, положительные мимика и жесты говорят о желании понять и быть понятым, о стремлении  услышать собеседника и избежать конфликта.

В рамках включенного наблюдения, а затем погружения в атмосферу класса после вербального приветствия учитель задаёт вопрос: «А можно ли поздороваться без слов? Попрощаться? Поссориться? Помириться? Утешить? Поддержать? Подружиться?».

Обучающиеся «включаются» в обсуждение, уверенно отвечают, дополняют друг друга,  вместе с учителем приходят  к выводу, что речь – важный, но далеко не единственный и  не всегда основной инструмент общения. Зная бессловесный язык, можно научиться лучше понимать собеседника и самого себя.

         На первых этапах работы целесообразно провести несколько упражнений, которые помогают снять мышечные зажимы, учат  школьников управлять мимикой. Учитель проецирует на экране маски, изображающие различные эмоции: гнев, поцелуй, смех, недовольство, удивление.  Школьников  по очереди изображают эти маски, а затем рассказывают, что они чувствовали, выполняя это упражнение. Иногда учащимся 5-7 классов трудно найти слова для описания того, что они чувствуют. Обогащая словарный запас, ученики смогут яснее выражать себя. Так, было предложено  ученикам ответить на вопросы: на какую погоду похоже ваше настроение, на какой цвет, на какую музыку, с помощью чего вы определяете своё настроение (радость, стыд, удивление, печаль, безразличие, интерес, отвращение, волнение, гнев,  спокойствие)? Подобные упражнения особенно полезны нерешительным,  неуверенным в себе учащимся.

Учитель делал акцент  на отработку навыков использования мимики и жестов. Двое желающих только с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. «Ты зовёшь приятеля на рыбалку», «Ты сообщаешь другу о том, что завтра в школе контрольная работа по математике, и ему надо подготовиться», «Ты очень голоден и просишь товарища принести тебе поесть», «Ты хочешь узнать, который сейчас час» и т. д. Это задание вызывает  много положительных эмоций,  учащиеся получают  «зеркальный» образ Я, учатся интерпретировать невербальное  поведение  других.

Для углубления эффекта погружения в атмосферу урока в рамках первого занятия особое внимание было уделено развитию навыка соотнесения вербальных и невербальных форм выражения чувств.

 Рассогласованность информации – признак неискренности человека.  На уроке  решено было провести такой «эксперимент». Учащийся сообщает всему классу информацию, содержащую обман (например, что завтра будет контрольная сразу по двум предметам). Ребята переспрашивают, выражают эмоции, а учащийся продолжает их убеждать, что так и будет. Затем учитель прерывает «эксперимент». Обучающийся отмечает, что ему трудно было контролировать эмоции: что-то першило в горле, стучало сердце, голос срывался,  хотелось спрятать глаза, сжать руки. Учитель задаёт проблемный вопрос: на какую информацию надо полагаться в случае явного расхождения вербальной и невербальной информации? Продолжаем «эксперимент». Прошу  ребят произнести фразу (например, как я рад тебя видеть),  каждый  раз сопровождая её  разными жестами и мимикой: покачивая головой,  приподняв брови, сморщив  нос, открыв рот, прижав палец к губам, нахмурив брови, улыбаясь, стиснув зубы, прижав руку у груди и т.п. Обучающие обращают внимание, что смысл высказывания  при этом полностью меняется.

Чтобы прояснить важность визуального контакта  в общения, ученики разбиваются на пары. Пары садятся спинами друг к другу. Один из партнёров говорит, что он очень расстроен недавней ссорой с близким человеком. Второй ученик слушает и задаёт вопросы, пытаясь понять настроение своего партнёра. Затем они меняются ролями и повторяют упражнение. Анализируя ситуацию, ребята отмечают, что, когда они стоят друг к другу лицом,  смотрят в глаза, у них возникает желание продолжить разговор. 

Поддерживает на уроке  доброжелательную атмосферу следующее упражнение. «Один участник выходит за дверь. Его задача – определить, кто из группы будет смотреть на него «любящим» взглядом. Учитель назначает в его отсутствие двух-трех человек. Затем выбирается другой отгадывающий. Количество смотрящих любящим взглядом увеличивается».[12]

Повышают эффективность общения навыки активного слушания. Убеждает в этом следующее упражнение. Обучающиеся делятся  на пары. В каждой паре один ученик – Оратор – рассказывает о споре или конфликте, в котором он недавно участвовал. Второй ученик – Слушатель – слушает, используя отрицательную мимику и жесты (подпирает  рукой голову, стряхивает   невидимые соринки, зевает, смотрит в сторону, потирает нос, скрещивает  руки и ноги). Через несколько минут учитель просит Слушателя использовать уже положительные мимику и жесты (слегка наклониться вперёд, время от времени кивать головой, смотреть собеседнику в глаза (но не пристально), выражать интерес с помощью мимики). Ещё через несколько минут можно обсудить ситуацию. Вопросы Оратору:

- Что вы чувствовали, когда Слушать использовал отрицательные мимику и жесты?

-   Что вы чувствовали, когда Слушатель использовал положительные мимику и жесты?

 Участники меняются ролями. А затем обсуждают в парах следующие вопросы:

-   Как можно, ничего не говоря, показать кому-то, что вы его слушаете?

-  Почему, когда вы с кем-то спорите, важно использовать положительные мимику и жесты?

К концу урока у каждого ученика сложилось собственное представление о необходимости подобных занятий. Кто-то обратил внимание на необычное увлекательное содержание,  кто-то на возможность проявить себя в разных ролях. Учащиеся отмечали, что на уроке каждый имел возможность высказать свою точку зрения, без конфликта участвовать в споре, чувствуя себя уверенным, раскованным. Важным, по мнению ребят, является и то, что на уроке учитель не оценивал их ответы как «правильные» и «неправильные». И все обучающиеся попросили продолжение занятий, что меня очень обрадовало.

Разные акценты сформировались в силу разницы в индивидуальном развитии учащихся. Шагом вперед на пути активного включения каждого ученика в образовательный процесс стало то, что все школьники высказывали свое  положительное мнение относительно обозначенной темы элективного курса.

Коммуникативный потенциал первого урока можно было рассматривать как отправной момент в проявление и развитие субъектности ребенка.

Первый этап работы позволили сформировать основу для дальнейшего развития экспериментального проекта.

В логике  следующего урока необходимо было создать условия для самостоятельной работы учащихся с обозначенной проблемой. Это обеспечивалось в эксперименте за счет использования кейс-метода. Структура каждого из них была типична: ситуация (сказка), методико-аналитический компонент (вопросы и задания). Ниже приводится содержание кейс-материалов, которые предлагались детям.

Класс делиться на группы по 3- 4 человека.

1.Предлагается  прочитать текст (интересный материал для обсуждения содержится в книге А.А. Леонтьева «Путешествие по карте языков мира»[13]). Используя главу «Язык, на котором не говорят», обсудите в группе вопросы.  О каких жестах идёт речь в тексте, сколько их?  Какие из жестов вам показались самыми забавными? Как связаны этикет и народные обычаи? Какие важные этикетные моменты  необходимо учитывать туристу, который отправляется впервые в незнакомую страну? К каким последствиям может привести незнание обычаев разных народов?

2. В  «Словаре эпитетов русского языка» К. С. Горбачевича слово «жест» имеет 125  эпитетов.[14]  Определить, какие  эпитеты характеризуют этикет, душевное состояние, а какие характер человека. Попробуйте  описать жесты, мимику героев картин «В школу», «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданова-Бельского, «Провалился» Д. Жукова, «Опять двойка» Ф. П Решетникова. Что рассказывают эти несловесные средства о поведении человека? Ответьте на вопросы: каковы отношения между этими людьми? кто в этой ситуации хозяин положения? кто заинтересован в продолжении контакта? давно ли собеседники знакомы и какова динамика их взаимоотношений?

3. Перед вами описание мимики  поз, жестов. Прочтите внимательно и определите, какие из них способствуют общению, затрудняют его, а какие нейтральны. Объясните почему.

Взгляд:

1.  Постоянная легкая улыбка на лице.

2.  Взгляд сверху вниз.

3.  Взгляд «глаза в глаза».

4.  Взгляд в сторону.

5.  «Бегающий» взгляд.

6.  Пристальный взгляд в лицо собеседника.

7. Пристальное разглядывание деталей одежды собеседника.

Поза, сидя за столом:

8.  Одна рука лежит на столе, другая — «подпирает» щеку.

9.  Руки лежат на столе, при этом пальцы легонько постукивают по поверхности стола.

10.  Руки на столе, жест «пирамида».

11.  Машинальное рисование.

Позы, сидя в кресле или на стуле:

12. Легкий наклон корпуса вперед или по направлению к собеседнику.

13.  Поза «нога на ногу».

14.  Корпус откинут назад, тело полностью расслаблено.

15.  Корпус откинут назад, нога на ногу, руки за головой.

Позы, сидя или стоя:

16.  Руки скрещены на груди.

17.  Руки за спину.

18.  Педагог держит журнал, книгу или любой другой предмет перед собой двумя руками.

19.  Неоднократное использование жеста «указующий перст».

20. Педагог постоянно поглядывает на часы.                                  

21. Постоянные вздохи.                                                                  

22. Застывшая поза.        

Для совершенствования навыков слушания, выработки навыков понимающего общения служат следующие кейсы:

1. Ваш друг пришел к вам и говорит: "Как я устал от нашего учителя информатики! Третий раз возвращает мне работу. Я уже не знаю, что ему нужно? По-моему, он меня просто ненавидит». Как вы отреагируете на его высказывание (2-3 фразы). Эффективно ли в этом случае давать указания, советы, критиковать, высмеивать, менять тему разговора?

2. Проанализируйте  видеозаписи различных ситуаций вслушивания. Какие признаки "хорошего  слушания" вы заметили? (безоценочное отношение  к позиции партнёра, уместное молчание,  реакции понимания: угу, ага, да, эмоциональная поддержка (улыбка, открытая жестикуляция, жесты доверия и принятия),  сокращение дистанции,   активное слушание – расшифровывание смысла высказывания партнёра в форме «Я-предложение», уточнения, перефразирования, резюмирование)[15].

Попробуйте понять позиции партнёра и принять решение, которое устраивает вас обоих:

ты собираешься поздно вечером гулять, а мама не хочет тебя отпускать, говоря, что это опасно;

ты принес учительнице домашнее задание, а она не хочет его принимать, утверждая, что ты его списал;

вы с другом решили вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти: один хочет в парк, а второй – на набережную.[16] 

Стимулирует общение владение техникой открытых вопросов. В процессе коммуникации, а тем более в конфликтной ситуации, каждый хочет быть уверен, что его точку зрения понимают. Помогает в этом техника вопросов. Обучающиеся проигрывают две ситуации:

Иван: Ты думаешь, что я к тебе плохо отношусь?

Андрей: Нет.

Иван: Ты мне доверяешь?

Андрей: Не совсем.

Иван: Ты думаешь, что это я рассказал Ирине Анатольевне, что                                                 ты больше не будешь ходить на тренировки?

Андрей: Нет!  И хватит ко мне приставать!

И другой пример:

 Иван: Скажи, что случилось?

 Андрей: Вчера ко мне все подходили и спрашивали: правда ли я не больше не буду ходить на тренировки? Насколько я помню,  никому, кроме тебя, я об этом не говорил.

        Удалось ли Андрею обсудить то, что он хотел? Чем отличаются два варианта одной ситуации? Могут ли быть полезны закрытые вопросы? В каких ситуациях? Представьте, что вы спорите со своим другом. Какие вопросы вы ему можете задать, чтобы выяснить, что он чувствует?

Разыграйте ситуации, объясните, что именно вы бы стали делать в подобных обстоятельствах.

Вашему однокласснику подарили на день рождение  новый планшет. В школе вы видите, что на перемене другой ваш одноклассник берёт его и кладёт в сумку. Вы не знаете, украл ли он планшет или взял, чтобы пошутить.

Вы играете с друзьями в футбол на школьном дворе. Один мальчик сильно бьёт ногой по мячу, мяч летит в сторону школы и разбивает окно. Выбегает учитель и спрашивает, кто это сделал.

Вы пришли на базар за фруктами для всей семьи. Продавщица кладёт вам фрукты, пытается вместе со свежими незаметно подложить  и гнилые. Вы не уверены в том, что она вас пытается обмануть.

Важная задача формирования коммуникативной культуры – научить человека понимать себя, слышать и слушать другого,  адекватно ситуации выражать свои чувства и мысли, предотвращать конфликты, строить отношения, основанные на взаимопонимании и доверии. Искусство управления процессом невербальной коммуникации – важная составляющая коммуникативной компетентности.

  1. Возрастная психолингвистика: хрестоматия: учебное пособие / сост. К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004.
  2. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Ленинград: Наука, 1979.  576 с.
  3. Грецов А.Г.Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. [Электронныйресурс]. URL: http://chkolarik.my1.ru/blog/reshenie_konfliktov/2013-08-22-23
  4. Крейдлин Г.Е. Невербальный этикет: этикетные ситуации приветствия и прощания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mccme.ru/llsh/2007/papers/Kreyd2007-1.pdf
  5. Методического пособия «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.likenul.com/docs/index-15838.html?page=2
  6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, 2002. [Электронныйресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472352 
  7. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).  СПб.: Издательство «Речь», 2007. 224 с.
  8. Соснин В.А., Лунин П.А. Учимся общению: Взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. [Электронный ресурс]. URL: http://psychologi.net.ru/book3_isk_ob/sosnin.html
  9. Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. [Электронный ресурс]. URL:http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Vvedenie 
  10. Шабанова Т.Л. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов-бакалавров заочного отделения специальности[Электронный ресурс]. URL: http://vbibl.ru/psihologiya/71299/index.html?page=2


[1] Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь,  2002. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472352 (дата обращения 30.01.2015.)

[2]  Соснин В.А., Лунин П.А. Учимся общению: Взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. [Электронный ресурс]. URL:  http://psychologi.net.ru/book3_isk_ob/sosnin.html (дата обращения 21.01.2015.)

[3]  Пиз А. Новый язык телодвижений. Расширенная версия. М.: Эксмо, 2010. С.178

[4]  Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс,  1999. [Электронный ресурс]. URL:    http://refdb.ru/look/1766034-pall.html (дата обращения 03.02.2015).

[5]  Медиатека ТОГИРРО Невербальное общение и его роль в работе педагога. [Электронный ресурс]. URL:  http://togirro.ru/metod_kab/mediateka_togir/metodicheskie_mrrrr/neverbalnoe (дата обращения 04.02.2015.)

[6]   Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс,  1999. [Электронный ресурс]. URL:    http://refdb.ru/look/1766034-pall.html (дата обращения 03.02.2015)

[7]   Толстой А.Н. Публицистика.  [Электронный ресурс]. URL:     http://bonread.ru/aleksey-tolstoy-publicistika.html?page=63 (дата обращения 07.02.2015.)

[8]  Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. Кн. для учителей.  М.: Просвещение,  1988. С.34.

[9] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. Ростов н/Д.: Феникс,  1999. [Электронный ресурс]. URL:    http://refdb.ru/look/1766034-pall.html (дата обращения 03.02.2015).

[10]  А. Ф. Кони  Советы лекторам. [Электронный ресурс]. URL:  http://tululu.org/read16279/ (дата обращения 03.02.2015).

[11]  Крейдлин Г.Е. Невербальный этикет: этикетные ситуации приветствия и прощания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mccme.ru/llsh/2007/papers/Kreyd2007-1.pdf (дата обращения 03.02.2015).

98 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001. С.44.

[13]  Леонтьев А.А. «Путешествие по карте языков мира». [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.com/read/leontev_aleksey/puteshestvie_po_karte_yazikov_mira.html#716800 (дата обращения 04.01.2015г)

[14]  Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Ленинград: Наука, 1979.  С. 143-144.

[15]   Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов-бакалавров заочного отделения специальности. Составитель: кандидат психологических наук, доцент Т.Л. Шабанова. [Электронный ресурс]. URL: http://vbibl.ru/psihologiya/71299/index.html?page=2  (дата обращения 23.02.2015)

[16]   Интересные примеры  подобных ситуаций можно взять из книги: Грецов А. Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. [Электронный ресурс]. URL:  http://chkolarik.my1.ru/blog/reshenie_konfliktov/2013-08-22-23 (дата обращения 23.02.2015).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебный диалог как средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Основная цель современного школьного образования - целостное и многоаспектное развитие личности школьника, его социальная адаптация, эффективная реализация в сфере будущей профессиональной деятельност...

Технология «Дебаты» как исследовательский тип обучения и средство формирования коммуникативной культуры обучающихся на уроках русского языка и литературы

Проведение уроков в рамках педтехнологии "Дебаты" позволяет сформировать  коммуникатьивную культуру, развивает поисковые навыки учащихся....

Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»

Направление  реализации проекта:создание  благоприятной  среды для формирования  коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...

Доклад на Круглый стол "Внедрение средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта"

quot;Внедрение средств невербальной коммуникации для накопления воспитанниками социально-бытового практического опыта"Актуальность Актуальность выбранной темы связана с тем, что язык и комм...