Вводный урок по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".
план-конспект занятия по литературе (8 класс) по теме

Антонина Николаевна Узких

Урок проводится в форме деловой игры "Брейн - ринг". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon breyn_-_ring_po_komedii_n.v._gogolya_revizor.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра

Брейн – ринг по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Тема урока:

Вводный урок.  Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии и ее герои

Цели урока:

  • познакомить учащихся с комедией;
  • обсудить особенности жанра;
  • обсудить проблематику пьесы;
  • выяснить внимательное чтение комедии обучающимися;
  • увлечь учащихся произведением, продолжить работу над развитием коммуникативных навыков.  

Описание игры:

Игра проводится в форме брейн-ринга, когда отвечает первой та команда, которая раньше подняла руку. Класс делится на две команды: «Ляпкины» и «Тяпкины». За каждый правильный ответ команда получает 5 баллов. Жюри подводит итоги.

Оборудование:

  • предметы  для «черного ящика»: карты – трефовая и червонная дамы, суп в кастрюльке – консервы, верёвочка, платочек, пластырь;
  • чистая бумага, ручки, карандаши на столах;
  • два набора карточек со «Словариком»;
  • два экземпляра карточек для «Лото», на которых написаны имена, фамилии и должности персонажей;
  • два набора карточек для суперблица.

Ход урока

Вступительное слово учителя

        Мысленно перенесёмся  в Петербург 19 века, город, который назывался Гоголем «большим охотником до театра».

        19 апреля 1836 года, в воскресенье, в Александринском театре давалась первый раз оригинальная (т.е. непереводная, наконец!) комедия в пяти действиях «Ревизор» Н.В. Гоголя.

        Гоголь вышел из своего дома на Малой Морской и отправился в театр. На бледном лице горели глаза. Так странно, если комедию, в которой он решился «собрать в одну кучу всё дурное в России, какое тогда знал, все несправедливости, какие делаются… и за одним разом посмеяться надо всем», примут за весёлый пустячок. А ведь могут принять. Публика привыкла забавляться в театре. Да и актёры – хотят смешить.

        Зала театра. Здесь много знакомых: Жуковский, Вяземский, Крылов. Но Гоголь минут всех. Его ослепляет зала. Его страшит чужая публика. Какое ей дело до уездного  городнишки и нищей России? Ложи и первые ряды партера сияют звездами сановников. В царской ложе – Николай I с наследником. Только на галерке зрители неаристократического круга.

        Но вот пошёл занавес. Началось!

        Сначала смеялись охотно. Но после первого акта недоумение было написано на всех лицах, словно никто не знал, как нужно думать о картине, только что представленной. Недоумение это возрастало с каждым актом. Два раза, особенно в местах, наименее противоречащих понятию о комедии вообще, раздался общий смех. Аплодисментов почти не было, зато напряженное внимание и мертвая тишина показывали, что дело, происходящее на сцене, страстно захватило зрителей.

        По окончании четверного акта прежнее недоумение уже переродилось почти во всеобщее негодование, которое было довершено пятым актом. Автора вызывали много раз: один за то, что представление действительно оказалось комедией, другие за талантливо написанные некоторые сцены, простая публика – за то, что смеялась, но многие из избранной публики негодовали: «Это невозможно! Клевета! Фарс!»

        Царь много смеялся, желая подчеркнуть, что комедия безобидная, но сказал при этом: «Ну и пьеска ! Всем досталось, а мне больше всех!»

        Высокопоставленные чиновники оскорбились, видя в пьесе «нестерпимое ругательство на дворян, чиновников и купечество, вообще на всю Россию». Гоголя обвинили в том, что он враг России и оклеветал её.

        Были у пьесы и защитники. Богач Демидов учредил ежегодную премию в 25 тысяч рублей и передал её в Академию наук. Первым он просил наградить Гоголя. Но Академия была  императорской:  Демидову было отказано в просьбе.

История создания комедии и источник сюжета (выступление ученицы.)

  •    Однажды в Нижнем Новгороде, который Пушкин проезжал, собирая сведения о Пугачеве, его приняли по ошибке за важного государственного чиновника. Это рассмешило Пушкина и запомнилось в качестве сюжета, который он подарил Гоголю.
  •  «В «Ревизоре», - вспоминал Гоголь впоследствии, - я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем». 
  • Комедия начинается со сцены  в доме городничего: « Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».
  • Чиновники озадачены, их объединяет страх, опасность.  За каждым водятся грешки, которые надобно быстро прикрыть, чтобы безобразие общее запустение не оказалось замеченным. Читатель и зритель сразу знакомятся со всеми чиновниками, узнают их слабости и, таким образом, оказывается в центре событий.
  • Сюжет комедии построен по замкнутому принципу: пьеса начинается с новости о приезде ревизора и заканчивается таким же сообщением. Новаторство Гоголя проявилось и в том, что в комедии нет второстепенных сюжетных линий. Все действующие лица завязаны в одном динамичном конфликте.
  • Несомненным новшеством явился и сам главный герой. Впервые им стал глупый, пустой и ничтожный человек. Писатель так характеризует Хлестакова: «без царя в голове». Характер героя наиболее полно проявляется в сценах вранья. Хлестаков столь сильно вдохновлен собственным воображением, что не может остановиться. Он нагромождает одну нелепицу за другой, даже не сомневается в «правдивости» своей лжи. Игрок, мот, любитель приударить за женщинами и пустить пыль в глаза, «пустышка» – таков главный герой произведения.

Вопросы командам:

  1. В каком году Гоголь закончил первую редакцию комедии и когда был написан последний вариант? (В 1835, 1842 годах.)
  2. Кто подарил Гоголю сюжет комедии? (Пушкин.)
  3. Какой эпиграф у комедии? (Народная  пословица: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».)
  4. С каких знаменитых слов начинается комедия? (Со слов городничего: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор».)
  5. Почему в авторских ремарках 1 действия Гоголь называет всех чиновников по имени и отчеству, а Сквозника-Дмухановского – Городничий? (Он не частное, а официальное лицо, начальник, важная персона.  Городничий как бы ведет основную мелодию разговора, остальные вторят ему.)
  6. Какой сон видел Городничий? («…снились какие-то две необыкновенные крысы…черные, неестественной величины! Пришли, понюхали – и пошли прочь».)
  7. Как Городничий узнал о возможном приезде ревизора? (Из письма кума Андрея Ивановича Чмыхова.)
  8. Какую «тонкую политическую» причину предполагает судья? («Россия…хочет вести войну…и подослала чиновника, чтобы узнать, нет ли где измены».)
  9. Какой принцип врачевания в богоугодных заведениях? («Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет».)
  10.  Кого разводят сторожа в присутственных местах? (Гусей с гусёнками.)

Выполнение командами 1-го задания «Словарик»:

(Команды получают карточки со словами, значения которых должны объяснить.)

Карточка команде «Ляпкины»

  1. Богоугодные заведения (учреждения, созданные частными лицами, чтобы «угодить Богу»: больницы, приюты, дома для престарелых.)
  2. Вояжировка (путешествия.)
  3. Габерсуп (овсяной суп.)
  4. Галантерейное обхождение (вежливое, деликатное, галантное поведение.)
  5. Дрожки (двухместный экипаж без рессор.)
  6. Инкогнито (тайно, скрываясь под вымышленным именем.)
  7. Квартальный (полицейский, надзирающий за порядком в отдельном квартале города.)

Карточка команде «Тяпкины»:

  1. Лабардан (свежепросоленная треска.)
  2. Палевое (светло-желтое, розовое, цвета слоновой кости.)
  3. Партикулярное платье (штатское.)
  4. Подпустить турусы (нафантазировать, наврать.)
  5. Шантрет (шатен.)
  6. Обедать на шеромышку (за чужой счет.)

                                  Конкурс капитанов команд

Капитану команды «Ляпкины» (вопросы):

  1. Кем и о ком произносится известная фраза: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем же стулья ломать?» (Городничий об учителе истории.)
  2. До чего судья Ляпкин-Тяпкин «дошел собственным умом»? (До неверия в Бога.)
  3. О чем говорит Шпекин: «Это преинтересное чтение»? (О чужих распечатанных письмах.)
  4. У кого из героев «легкость необыкновенная в мыслях»?  (У Хлестакова.)

Капитану команды «Тяпкины» (вопросы):

  1. Что сказали оба Петра Ивановича о приезде ревизора? («Э!».)
  2. Кто из персонажей говорит, что он «с Пушкиным на дружеской ноге»? (Хлестаков.)
  3. Кто из героев говорит: «Я карт и в руки никогда не брал; даже не знаю, как играть в эти карты»? (Городничий, 3 действие, явление 5.)
  4. Кто приносит весть о появлении в городе ревизора? (Добчинский и Бобчинский.)

Второе задание командам «Суперблиц»

(От каждой команды вызывается по одному игроку. Каждому предлагается

 4 вопроса.)

Вопросы игроку команды «Ляпкины»:

  1. Чем берёт взятки судья? (Борзыми щенками.)
  2. Какой чин имел Хлестаков? (Коллежский регистратор.)  
  3. Сколько лет надо было скакать из гоголевского города, чтобы доехать до какого-нибудь государства? (Три года.)
  4. «…в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдаёт немного водкою». Кто из героев и о ком говорят эти слова? (Ляпкин-Тяпкин о заседателе.)

Вопросы игроку команды «Тяпкины»

  1. Что Хлестаков ищет в картузе? (Табак.)
  2. Куда и почему едет Хлестаков? (В Саратовскую губернию, в имение к отцу.)
  3. Кто первым даёт Хлестакову взаймы? (Городничий, 200 рублей.)
  4. Что поочерёдно восклицали Анна Андреевна и Марья Антоновна, увидев стоящего на коленях Хлестакова?   («Ах, какой пассаж!»)

Третье задание командам – «Чёрный ящик»:

(Предлагается поочерёдно командам угадать, что находится в «чёрном ящике».)

  1. Вещь, которая, по мнению Осипа, всегда в дороге пригодится (Верёвочка.)
  2. Предмет, который купцы предлагают Хлестакову взять вместе с деньгами (Серебряный поднос.)
  3. Кулинарная редкость на балу у Хлестакова («Суп в кастрюльке» - консервы.)
  4. То, чем полагает себя Анна Андреевна, и то, чем считает её Марья Антоновна (Дама трефи, дама червей.)
  5. Вещь, которой однажды пожелал стать Хлестаков (Платочек.)
  6. То, что может отличить Бобчинского от Добчинского (Пластырь.)

Домашнее задание

  • Прочитать с 1 по 3 действие комедии «Ревизор».
  • Повторить новые термины.
  • Объяснить, какие причины для страха имеет каждый чиновник.
  • Составить табличку о чиновниках уездного города.
  • Ответить на вопросы стр. 242, 255, 270.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов, вводных предложениях

Урок   с  использованием  таблиц, творческих  заданий, интерактивной  доски...

Бессмертная комедия Н. В. Гоголя « Ревизор» (Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя ) ( 2 часа)

Обобщающий урок по комедии Н. В. Гоголя " Ревизор" с ис пользованием таких современных образовательных технологий . как развивающее обучение, метод проектов,проблемно- диалогическое обучение. В игрово...

Урокпо теме "Носители информации созданные в 20 веке"

Урок проводится с использованием элементов игры. У учащихся данного возраста игра вызывает  сильный эмоциональный отклик,  радость, удовольствие, заинтересованность, что способствует повышен...

Урокпо истории России: Альтернативы послевоенного развития СССР.

Сформировать у учащихся многоплановый конкретный образ послевоенного времени и познакомить их с открывшимися после войны перспективами развития СССР.  Оборудование: Раздаточный материал с историч...

Открытый урокпо физике в 8 кл. " ДВС.Экологические проблемы использования тепловых машин"

Тип данного урока- объяснение нового материала. Урок построен в соответствии с программными требованиями....