Планирование уроков литературы 11 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (11 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Литература 11 класс. Есенин, Маяковский и другие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_urokov_literatury_v_11_klasse.docx48.66 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ

Урок. Человек и его подвиг. Семинар.

  1. Современная литература – наследница горьковских традиций. Творчество М. Горького. Его любимые темы. Образы, герои – это наше сегодня, наши раздумья о Человеке и его предназначении.
  2. Выступления учащихся. Защита своего нравственного и читательского выбора. Самостоятельная работа. Смысл образа Человека в поэме М. Горького. Какие страницы современной прозы и поэзии с новой силой подхватывают горьковскую тему Человека и что вас в них особенно тронуло? Ваше мнение о повести В. Распутина «Пожар» и ее герое? Понятен ли вам тот общественный резонанс, который был ею вызван? Чем отличается новая повесть Распутина от его прежних произведений? Попробуйте объяснить перемены в творчестве писателя. Но вот что любопытно: ведь пожар – это горьковский образ («Детство»). Случайно ли это совпадение? Сравните горьковский «пожар» и распутинский. Почему так настойчиво наши современники обращаются к теме Матери? Сопоставьте ее решение в творчестве разных авторов: что их роднит и в чем индивидуальность каждого? Кто из них вам особенно интересен и близок? Ваше прочтение страниц, посвященных Учителю; попробуйте объяснить место и роль этой темы в современном искусстве. Почему в повести Ч. Айтматова «Первый учитель» она перерастает в другую тему? Апофеоз Человека-творца, его символико-романтический образ в поэмах М. Горького. Космическая утопия горьковских страниц. Тревога за человека в Человеке в повести Распутина «Пожар». Бескомпромиссность простого человека  и его верность народным идеалам. Философско- публицистический пафос современной литературы, по-горьковски страстно вмешивающийся в жизни. Учительское и ученическое предназначение Человека. Воспоминание об Учителе как познание собственного «я» в «Первом учителе» Ч. Айтматова, в «Уроках французского» В. Распутина, «Уроках музыки» Б. Окуджавы. Многообразие авторской интонации как воплощение исповедальности. Тема матери как «духовной родословной» героя, испытание человеческого в человеке, ее сказово-мифологическое решение (Ч. Айтматов, В. Закруткин) и психологическое решение (В. Распутин). Сыновий долг в литературе наших дней.
  3. Горьковская вера в Человека – наше нравственное кредо. Личная сопричастность миру, гражданственность авторской позиции как программное свойство современной литературы. Эпическая масштабность современной литературы, ее устремленность к «вечным» темам; «мысль народная» в формах предания и мифа. Романтическое начало как прозрение будущего. Многогранность, гуманизма литературы последних десятилетий. Трагизм и величие человеческого бытия как ее нераздельные темы.
  4. Домашнее задание. Сочинение (устное или письменное) – Тревога о Человеке на страницах современных книг.

Урок. А.А. Блок. Чтение и изучение лирики и поэмы «Двенадцать». Поэтический мир А. Блока.

  1. Поэзия возвышенной мечты. Чтение стихотворений «Вхожу я в темные храмы». «Мы встречались с тобой на закате». «О доблестях, о подвигах, о славе».  Строки Александра Блока. Почему они так завораживают? В чем их необычность? Сопоставьте три лирические страницы Блока: что их объединяет, и какие перемены произошли в творчестве поэта? Какое из стихотворений вам ближе? Таинственно-романтический и возвышенный мир юного Блока. Стихотворение-исповедь как характерно блоковский жанр. Тревожно-прерывистая ритмика, контрастная символика образов. Божественный образ любимой, миг встречи, грезы-воспоминания – поэтическое содержание любовной лирики. От видения Прекрасной Дамы – к воспоминанию о последней встрече – к исповеди, вместившей всю жизнь-любовь лирического героя, - путь, пройденный поэтом от первых страниц до вершинного «О доблестях, о подвигах, о славе».
  2. Блок и русская лирика 19 века.  Сопоставьте страницы Блока с русской классической классикой. Какие ее страницы вы невольно вспоминаете? В чем их перекличка и близость и чем это объяснить? В чем неповторимость и самобытность Блока, его «лица необщее выраженье»? Родство любовной лирики Блока с пушкинским «Я помню чудное мгновенье» и «Шепот, робкое дыханье» А. Фета. «Чудное мгновенье» встречи, «мимолетное виденье» любимой как единые мотивы-образы. Зыбкость и символик поэтического образа, объединяющие Фета и Блока. Чистота и возвышенность лирического чувства в пушкинском образе «Гения чистой красоты» и Прекрасной Даме Блока. Жизнеутверждающие начала пушкинской поэзии и трагизм поэтического мира А. Блока, исповедальность и глубина символического «подтекста» как своеобразие его лирики.
  3. Трагизм блоковского видения мира в «Незнакомке». Чтение и анализ стихотворения. Сопоставьте новую страницу лирики Блока с его предыдущими стихотворениями. Почему так резко контрасты интонации и образный строй стихотворения? Антитеза сатирических картин обывательского предместья и романтического образа Незнакомки. Вызов житейской пошлости в стихотворении блока. Поэтические грезы Блока, его устремленность в запредельные дали в символике «Незнакомки». РР. Активизация лексики со значением романтического мироощущения и своеобразия лирического стихотворения (прерывистый ритм, тревожная интонация, проникновенный лиризм, трепетный образ любимой, страстный голос авторского «я», грезы сердца; образ, полный тайн, символика поэтического слова).
  4. Домашнее задание. Чтение лирики Блока. Подготовить выступление с чтением наизусть на одну из тем: Мое любимое стихотворение Блока. Три «чудных мгновенья» (Пушкин, Фет, Блок). Своеобразие поэтического мира Блока «Незнакомка». Индивидуальные задания, объединенные темой «Блок и его предшественники». «Железный стих, облитый горечью и злостью»  Лермонтова и «Сытые» Блока; Родина в поэзии Лермонтова и Блока; Некрасовские образы и мотивы в поэзии Блока «Да. Так диктует вдохновенье», «На железной дороге», «Россия»; М. Горький и Блок – стихотворение «Фабрика».

Урок. Поэт-гражданин (А. Блок на пути к поэме «Двенадцать»).

  1. Опрос домашнего задания.
  2. Логика творческого пути А. Блока. Анализ стихотворений «Да. Так диктует вдохновенье», «Фабрика». От «Стихов о Прекрасной Даме» - к «зову жизни», навстречу «великой грозе». Поэзия Блока – мир «добрых чувств» и гуманных высоких порывов. Стремительность творческого развития поэта, преодоление камерности художественного мира и выход к суровой и горькой реальности. «Железный стих» и резкая контрастность социальных миров как новая поэтика Блока. Символика развенчания и голос «судьи и гражданина» в стихотворении «Фабрика».
  3. Гуманизм и гражданственность Блока.  Чем объяснить столь резкий перелом в поэзии Блока? Что роднит его с великими предшественниками  и что отличает от них? Как сказалось его новое лирическое «я»? изменился ли образ-символ? Сострадание обездоленным как нравственное кредо поэта; образы и темы Некрасова, обретающие новую жизнь в поэзии Блока. Женская доля в «Тройке» Некрасова и «На железной дороге» Блока. Крушение надежд на счастье в символике стихотворений. Некрасовские начала в простоте языка и реалистической точности блоковских образов. В песенности интонации. Горьковские мотивы в стихотворениях «Фабрика» и «Сытые». Развенчание «хозяев жизни». Гуманизм и гражданственность как пафос творчества поэта.
  4. Тема Родины в поэзии Блока. Стихотворения «Река раскинулась» (цикл «На поле Куликовом») и «Россия». Сопоставьте строки Блока о Родине с русской поэтической классикой: в чем их своеобразие? Как входят в стихотворение «Река раскинулась» образы «Слова о полку Игореве»? исторические судьбы Родины в поэзии Блока. «И вечный бой!» - кредо поэта, его предназначение. Проникновенный лиризм патриотической поэзии Блока. Диалогическая форма стихотворения-раздумья. Некрасовский образ Родины-крестьянки в стихотворении «Россия». Лексические формулы со значением своеобразия поэтического мира Блока: боль сострадания, страстность клеймящего слова, пылкий вызов, образ-воспоминание, исповедь, раздумье, стихотворение-диалог, исторические и литературные реминисценции, перекличка эпох и поэтических образов, страстное лирическое «я», обнаженная искренность признания.
  5. Домашнее задание. Устное сочинение на одну из тем: Боль сострадания в поэзии А. Блока. «Клеймящие строки А. Блока». «О, Русь моя!» (по стихотворениям Блока). «Лермонтов и Блок». «Некрасов и Блок».

Урок. «Двенадцать: истоки поэмы и ее чтение.

  1. Над страницами лирики Блока. Опрос домашнего задания.
  2. Создание «Двенадцати» - первой поэмы о революции. Октябрь как гражданский и творческий выбор А Блока. Блоковское видение исторических эпох и музыкально-поэтическое восприятие Октябрьской революции. «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием слушайте Революцию» - нравственное и творческое кредо поэта. «Октябрьская поэма» Блока как страстное свидетельство очевидца. Исторические реалии в поэме; ее достоверность и романтическая одухотворенность.
  3. Чтение «Двенадцати». «Сегодня я гений», - писал поэт в дневнике, закончена «Двенадцать». Эта самооценка единственна у Блока и неожиданная для взыскательного в отношении собственных свершений поэта. Вы согласны с ней? Ваше мнение о поэме. Какие ее строки показались самыми сильными? Сопоставьте поэму с лирикой Блока: узнали ли вы в «Двенадцати» голос уже знакомого вам поэта? Какие перемены в нем произошли и как вы их объясните?
  4. Лексика со значением поэта к историческому событию, его гражданского и творческого выбора (восторженно встретил революцию, вдохновенно принял ее, увидел в Октябре 17-го, Октябрь стал для поэта, Блок вслушивался в величественную музыку Революции, вглядывался в ее черты).
  5. Домашнее задание. Прочитать поэму «Двенадцать». Подготовить чтение наизусть самой сильной ее страницы, обосновав выбор. Как создает поэт образ Революции? Какой ты увидел и услышал ее в поэме Блока? Кто герои поэмы и как ты их понял?

Урок. «Слушайте Революцию!». Анализ поэмы «Двенадцать».

  1. Читательский спор о поэме.
  2. Ветер революции в поэме. Что вы видите и слышите, читая поэму? Проследите движение образов и ритма. В чем особенности стиха поэмы и почему Блок написал ее иначе, чем свои лирические страницы? Как меняется образ ветра в поэме и почему именно этот образ-символ стал в ней определяющим? Композиция поэмы по первым ее страницам. Как входят в нее сатирические образы и сцены? Ваше отношение к ним? Трагические эпизоды и характеры поэмы и их смысл. Некоторые современники Блока, враждебно встретившие Октябрь, видели в гибели Катьки укор революции, ее жестокости и несправедливости. Верно ли это? Ваше истолкование финала поэмы. Контрастность образов, красок, интонаций как композиционная основа поэмы, воплощение ее поэтической напряженности и драматизма. Осмеяние старого мира в сатирических образах-символах. Метафорический строй поэмы. От ветра – к метели и вьюге – движение ключевого символа поэмы. Мятежная и суровая «музыка Революции» в звукообразах и тоническом стихе поэмы. Гибель Катьки как жестокая правда действительности. Чистота и святость Революции в образе «белого снега» и видении Христа, в символике заглавия. Противоречия финала поэмы как отражение страстной, ищущей и честной мысли поэта. Языковая полифоничность поэмы; соединение высоких поэтических образов с городским фольклором и просторечием: «язык улицы» в художественной структуре поэмы, ее высокая правда и демократизм.
  3. Часовые Революции в поэме. Кто герои поэмы? Найдите ключевые слова в изображении двенадцати и уловите их внутренний, поэтический смысл. Каким значением наполняется у Блока, например, эпитет «державный»? Какая строка поэмы становится сквозным повтором и почему? Простой человек, рядовой боец Октября, - герой поэмы. Емкость и динамика художественной структуры поэмы. Афористичный монолог как воплощение высокого революционного сознания «двенадцати», их единства. Сплоченность бойцов Октября, монолитность их рядов – идея поэмы. Созидание будущего в символических образах «дали» и «державного шага». Идейно-художественное единство и поэтическое совершенство поэмы.
  4. Бессмертие поэта; Блок и мы.
  5. Отбор глагольной лексики со значением смысла и воздействия поэтического образа - заставил услышать, передал, воплотил, приблизил, открыл, нельзя не увидеть, развенчал, восславил, утвердил.
  6. Домашнее задание. Устное сочинение на одну из тем: «Слушайте Революцию!» (по поэме «Двенадцать» А. Блока. «Новый герой Александра Блока в поэме «Двенадцать»).

Урок. СА Есенин. Чтение и изучение стихотворений. Поэтический мир Есенина.

  1. Обсуждение и редактирование устных сочинений по Блоку.
  2. Сергей Есенин: истоки творчества. Воображаемое путешествие на родину поэта, в Константиново, чтение фрагментов воспоминаний АА Есениной и автобиографических строк из поэмы «Черный человек». Чтение и анализ совместно с классом первых стихотворений поэта. мир есенинского детства. Первые поэтические образы, подаренные природой родных мест – стихи – «Там, где капустные грядки», «Край любимый! Сердцу снятся». Каково ваше первое ощущение есенинской поэзии? Сопоставьте ее со страницами блока. В чем неповторимо есенинское начало? Обнаружите ли вы его истоки в русской классике? «Край любимый», крестьянская Русь, - поэтическая «родословная» творчества Есенина. Открытость миру и непосредственность поэтической исповеди. Безыскусность слова и стиха, высокая, пушкинская простота. Сказово-диалогическая природа есенинского творчества. Обостренное чувство природы и метафоричность поэтического мышления. Художническое восприятие мира и насыщенность словесной живописи.
  3. «Милосердие ко всему живому» (М. Горький) – душа поэзии Есенина. Анализ и чтение стихотворения «Песнь о собаке». Как построено стихотворение? В чем тайны его ритма и слова? Сравните строфы о собаке и ее щенках т – о «хмуром хозяине». Почему из сюжета стихотворения «выпали» строки о гибели щенят? Как и почему меняется ритм стихотворения? Какие его строки и образы сразу же врезались в память? В чем тайна их поэтической силы? Сострадание «братьям нашим меньшим» и вызов жестокости в контрасте композиции и языка  «Песни о собаке». Поэтическая выразительность безыскусности повествования и лексики. Обрыв сюжета, прерывистость ритмики как воплощение трагического. Символика горя в заключительных строках; очеловеченность природы в поэзии Есенина.
  4. Лексические характеристики поэтического мира Есенина (нежность и трепетность, простота и поэтичность, сострадание и милосердие, слияние с миром и тревога за него, все отзывчивость, смелая метафоричность образа, естественность и самобытность поэтического голоса).
  5. Домашнее задание. Чтение стихотворений и поэм С. Есенина. Выступление на одну из тем: Мои любимые строки из поэзии С. Есенина. Мои первые впечатления от встречи с творчеством С. Есенина. Почему так близок нашему современнику С. Есенин? Индивидуальные задания. «Элегия Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных» и стихотворение Есенина «Мы теперь уходим понемногу». Поэзия Есенина и творчество Н. Рубцова (Про зайца, Сосен шум, Душа хранит, Сергей Есенин).

Урок. Есенин и мы. Гуманизм поэта.

  1. Спор о поэте. Чтение и анализ любимых стихотворений поэта. Опрос домашнего задания. Сопоставление Есенина с другими великими поэтами. Почему он так дорог нам? Камерна ли поэзия Есенина? Маяковский назвал Есенина «подмастерьем народа-языкотворца». Принимаете ли вы эту оценку? В чем вы ощутили глубочайшую народность Есенина?
  2. Гуманизм и жизнеутверждающее начало есенинской поэзии («Мы теперь уходим понемногу» в сопоставлении с элегией Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных»). Пушкин – нравственный и творческий идеал Есенина. Жанрово-тематическое родство элегий Пушкина и Есенина, их философское содержание. Спокойное раздумье о неизбежности смерти, мудрость примирения с конечностью человеческого бытия. Утверждение «вечности» жизни и природы, общность их судеб в стихотворении Есенина. Живая, одухотворенная природа в есенинской элегии. Образ Земли как символ счастья, любви и творчества. Человечность поэзии Есенина.
  3. С. Есенин и Н. Рубцов. Что роднит поэзию Есенина и стихотворение нашего современника? Каковы истоки «есенинских» мотивов, образов, интонаций в творчестве Рубцова? Кто из современных поэтов также принадлежит к «есенинской школе»? почему она оказалась столь жизнестойкой? «Чувство милосердия ко всему живому» как единая нравственная и творческая основа поэзии Есенина и наших современников. Беззащитность и целомудрие природы и долг человека перед нею в творчестве Есенина и поэтов его школы. непосредственность и искренность поэтического голоса, верность родному краю и собственному "я". Пластичность образа и гармония стиха как приметы есенинских традиций.
  4. Совершенствование навыка использования сопоставительных оборотов и конструкций - В элегии Пушкина и Есенина. Есенин вслед за Пушкиным. Однако различие в том, что. Есенин же. В отличие от Пушкина, Есенин. Рубцов, следуя за Есениным. Современный поэт подхватывает есенинские интонации и образы.
  5. Домашнее задание. Прочитать стихотворения Есенина и подготовиться к их анализу «Несказанное, синее, нежное», Запели тесаные дроги. Мелколесье. Степь и дали. О Русь! Взмахни крылами. Письмо матери. Какова самая значительная, решающая тема поэзии Есенина? Какой вы увидели в ней Россию? Проследите, как меняется ее образ. Твое любимое стихотворение поэта Есенина.

Урок. Родина в поэзии С. Есенина. Попробуйте определить самую сокровенную тему поэзии Есенина. Какие стихотворения ей посвящены? Ваше любимое среди них. Россия Есенина: как входит в его поэзию ее образ? В чем тайна покоряющей силы есенинских строк о Родине? К кому из поэтов близок Есенин стихами о Родине и в чем неповторимо есенинское в них? Сравните его стихи о любви, строки, обращенные к матери, и – страницы, посвященные Отчизне. Почему так обыденна, даже «неказиста» есенинская Русь? Любимые образы и краски Есенина: проследите их движение. Почему так любит поэт синий цвет и естественен ли он в его стихах? Сопоставьте стихи о Родине Блока и Есенина. Кто из них вам ближе? Кто из наших современников решает патриотическую тему в «есенинском» ключе? Стихи Есенина о Родине как разговор «о времени и о себе». Диалогичность есенинских строк о России, их перекличка с его стихами о любви («Шаганэ ты моя, Шаганэ) и со строками, обращенными к матери. Слияние образа Родины с лирическим «я». Традиции Есенина в поэзии Н. Рыленкова («Все в тающей дымке») и Н. Рубцова («Тихая моя родина»).

Отбор ключевых определений есенинского образа Родины: строки-признания, Россия-любимая, «несказанный свет» материнских глаз, географически точный, неприкрашенный образ России, ее потаенная красота, поэтическое многоцветье образа, бескорыстие любви, неоглядные просторы, даль будущего, символ надежды и веры поэта.

Домашнее задание. По стихотворениям Есенина «О верю, верю, счастье есть», «Небесный барабанщик», «Каждый труд благослови, удача!», «Русь советская», «Капитан Земли»: как встретил поэт Октябрь? Какие перемены произошли в его творчестве? Какое произведение Есенина, созданное после Октября, тебе представляется самым значительным?

Урок. Есенин и революция.

  1. Октябрь и социалистическая новь в поэзии Есенина. Сопоставьте стихотворения, написанные Есениным до и после Октября. Как изменилась поэтика Есенина? Каких поэтов вы невольно вспоминали, читая «октябрьские» страницы Есенина? Что их роднит? Как меняется образ Родины в есенинской поэзии? Ода революции в «Небесном барабанщике». Патетика и публицистичность строк. Образно-интонационное родство новых страниц Есенина с поэзией Блока и Маяковского. От трагического к жизнеутверждающему мировосприятию - смысл перелома в творчестве Есенина. Пафос возрождающейся Родины и новый, свободный человек в стихотворении «О Русь, Взмахни крылами». Богоборческие мотивы и традиции народно - поэтической культуры в творчестве Есенина. Мятежность его «октябрьских» страниц.  Величие социалистической Родины в заключительных строках «Руси советской».
  2. Судьба Есенина. Анализ фрагментов из поэмы «Сорокоуст» и «Русь советская». Судьба есенинского наследия. Трагические противоречия мировосприятия поэта в символическом образе «красногривого жеребенка» («Сорокоуст») и картинах социалистической нови («Русь советская»), в признании: «Я последний поэт деревни». Прав ли Есенин в своей горькой, исполненной безверия и боли самооценке: «Поэзия моя здесь больше не нужна»? Что вам особенно близко и дорого в поэзии Есенина?
  3. Редактирование оценочных высказываний с включением в них экспрессивной лексики и конструкций (Мне дорог Есенин. Мне особенно близки в его стихах. Никто так, как Есенин).
  4. Домашнее задание. Сочинение. Темы: 1. Слушайте Революцию (по поэме Блока «Двенадцать и страницам Есенина»). 2. Родина в поэзии Блока и Есенина. 3. Кто мне ближе: Блок или Есенин? 4. Есенин и Рубцов. 5. Мой любимый поэт-современник. 6. Поэзия в моей жизни.

Урок. Трудность и радость постижения Маяковского.

  1. Лирическое «я» Маяковского и твое отношение к поэту. Чтение стихотворения (не называя автора, фрагмента) «Дешевая распродажа» («Слушайте! Все, чем владеет моя душа»). Формирование читательской позиции. Ваше мнение об этих строках? Что они вызывают в памяти? Сопоставьте: маленький человек на страницах Достоевского и в стихотворении молодого поэта начала 20 века. Так входил в русскую поэзию Маяковский. Вы узнали его в стихотворении «Дешевая распродажа»? боль и достоинство простого человека в строках Маяковского. Мятежная сила и лирическая проникновенность интонации. Емкость художественной структуры стихотворения, словно вбирающего в себя боль всего человечества. Ораторско-проповеднический пафос как своеобразие эмоционально-интонационного строя (риторические обращения, вопросы и восклицания, характерное «Слушайте!», которое станет словом-доминантой лирики Маяковского).
  2. «Лирик по самой строчечной сути». Уяснение художественной природы творчества поэта: чтение (на выбор) стихотворений «Лиличка!», фрагментов из поэмы «Облако в штанах» («Алло, кто говорит? Мама?», «Ты пришла резкая, как «Нате!»). Ваше открытие Маяковского. В чем непохожесть его на других поэтов? Поэзия любви.  Нежность и трепетность поэтического голоса Маяковского. Неразделенность будничности и высокой поэтичности его художественного мира. Развернутый метафорический образ как основа поэтического языка Маяковского. Единство лирического и социального начал в творчестве поэта.
  3. Поэзия «мятежа». «Нате!» как программное стихотворение раннего Маяковского. Протестант. Трибун. Чтение и анализ стихотворения «Нате!». Сравните эту страницу Маяковского с предыдущим. Почему в ней столько сарказма и горечи? Как построено «Нате!»? Чьи строки оно вам напомнило? Сопоставьте их. Каким вы увидели и ощутили в стихотворении Поэта? «Нате!» - вызов сытой пошлости. Сатирическое мастерство поэта. Беззащитность и достоинство Поэта как трагическая тема стихотворения. Его мятежный пафос. «Железный стих» Лермонтова, Блока, Маяковского.
  4. Поэзия, устремленная в будущее. Чтение и анализ стихотворения «Послушайте!». Почему в его предреволюционном творчестве оно занимает особое место, и почему Московский театр на Таганке этим стихотворением озаглавил спектакль, посвященный Маяковскому? Как надо читать Маяковского? Разговор-дума как жанровая доверительность его интонации. Символика стихотворения, соединившая Землю и космос. Смысл и цель человеческого бытия в стихотворении.
  5. Активизация лексики и конструкций со значением оценки и перелома в отношении к поэту, искренность и прямота высказывания (Меня захватил Маяковский. Раньше я его плохо знал, не понимал, и, признаться, недолюбливал. А сейчас наконец-то мне начал открываться подлинный Маяковский. Я впервые услышал в его стихах. Может ли не тронуть?)
  6. Домашнее задание. Чтение лирики и поэм Маяковского (по выбору). Подготовить чтение наизусть любимой страницы поэта с обоснованием выбора. По стихотворениям «Ода революции», «Революция», «Атлантический океан», «Левый марш»: как встретил поэт Октябрь? Сравните его отношение к революции с блоковским и есенинским.

Урок. «Моя революция» (тема Великого Октября в лирике Маяковского).

  1. Читая Маяковского (выразительное чтение и обсуждение, мотивировка выбора стихотворений: их краткий оценочный анализ; формирование личностного отношения к искусству Маяковского). Что вам особенно близко и дорого в поэзии Маяковского? Почему так не прост путь читателя к поэту? Как начинается поэт для каждого из нас? Как надо читать Маяковского?
  2. Маяковский и революция. Октябрь в судьбе Блока, Есенина и Маяковского. Какие стихи Маяковского, посвященные революции, вас поразили своей неожиданностью и необычностью даже для Маяковского и как сказалась в них позиция поэта, его гражданское и творческое «я»? Маяковский – поэт и глашатай Октября. Нераздельность революции и его творческой судьбы. Поступь революции в «Поэтохронике». «Ода революции» как страстный голос трибуна Октября, гимн-раздумье о революции.
  3. Поэтический образ революции в лирике Маяковского. Ваше мнение об «октябрьских» страницах поэта. Почему они и сегодня властно захватывают нас? Какое стихотворение вам показалось самым значительным и почему? В чем тайна поэтической силы стихотворения «Атлантический океан»? Как движутся его волны-образы, и как рождается мысль поэта, его видение революции? Какие слова стихотворения вам показались ключевыми и убедительны ли они? Какие страницы русской классики вам напомнил «Атлантический океан» Маяковского? Почему поэт посвятил революции стихотворение-марш, и как он воплотил этот замысел? Сопоставьте «Левый марш» с «Двенадцатью» Блока. Соотнесите стихотворения Маяковского о революции: «Атлантический океан» и «Левый марш»: есть ли между ними внутренняя связь, поэтическое «взаимодействие»? революция как сокровенная лирическая тема Иаяковского. Неподдельная искренность и поэтическая сила его «октябрьских» страниц. Величие и человечность революции в метафорических образах стихотворения «Атлантический океан». Новаторское продолжение пушкинской символики («К морю»). «Океан-революция в слове, образах, ритмике Маяковского. «Левый марш» - поэтическое воплощение единой воли революции, ее монолитного «шага миллионного». «Революционный держите шаг!» как единая поэтическая мысль «Левого марша» и «двенадцати». Идейно-художественное «созвучие» стихотворения Маяковского и поэмы Блока. Трехударный ритм стихотворения, его ораторский строй как «голос» Октября. Пророческий пафос «Левого марша» в образе России-коммуны. Романтическая устремленность стихотворения.
  4. Овладение фразеологическими моделями анализа поэтического произведения в единстве идейного содержания и его художественного воплощения. Использование падежных форм (в символике и метафорических образах «Атлантического океана» поэт запечатлел. В ораторском строе и маршевом ритме стихотворения мы слышим). Алгоритм содержания высказывания и его синтаксической структуры: от художественной формы (предложный падеж) к содержанию (винительный падеж). Единство революционных бойцов, их сомкнутый строй поэт передал (как? чем?), алгоритм: от содержания (вин. Падеж) к художественной форме (творительный падеж). Атакующий натиск революции – в (в чем?), алгоритм: от содержания (именительный падеж в экспрессивной безглагольной конструкции) к художественной форме (предложный падеж).
  5. Домашнее задание. По стихотворениям «Необычайное приключение», «Во весь голос», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Домой», «Сергею Есенину»: в чем видел Маяковский призвание поэта? Сравните его творческое кредо с близкими страницами Пушкина, Лермонтова, Некрасова.

Урок. «Светить всегда, светить везде!». Призвание художника в русской классике и творчестве Маяковского.

  1. Подвиг поэта. «Ни дня без строчки!» - творческое кредо поэта. Поэзия Маяковского – «биография» социалистической нови. «Социальный заказ» как веление сердца. Творческая работа Маяковского – ежедневный разговор с современниками; устно-диалогическое начало его поэзии; вечера в Политехническом как «маяковский» стиль общения поэта с читательской аудиторией.
  2. Признание Поэта в произведениях предшественников Маяковского. Почему столь заметное место в русской поэзии занимает тема избранничества поэта, его предназначение? Проследите ее решение, Ваш любимый образ Поэта в русской литературе. Призвание творца как тема гражданского и творческого выбора, как «самосознание» художника. Пушкинский Поэт-пророк; талант как самоотречение; гуманистическое призвание Поэта. Художественная мощь метафорических образов Пушкина. Лермонтовский Поэт-боец и глашатай. Параллелизм композиции, «железный стих» как воплощение мятежного призвания Поэта. Поэт-гражданин и народный заступник в творчестве Некрасова. Афористичность поэтических формул и призывов, жанровые формы раздумья и отповеди как выражение страстной убежденности и единственности предназначения Поэта. углубление гражданственности и народности русской литературы в эволюции темы назначения искусства.
  3. Поэт Маяковского. Сопоставьте маяковское видение подлинного поэта и его образ в русской классике. Есть ли здесь откровенная преемственность, согласие, перекличка? Что вам особенно близко в образе Поэта у Маяковского и у его предшественников? В чем неповторимость, дерзновенная необычность Поэта в творчестве Маяковского? Ваше отношение к его творческому идеалу. Сердце Поэта в пушкинском «Пророке» и поэзия-солнце Маяковского. Новаторская дерзость метафорических образов Пушкина и Маяковского – выражение новаторской природы подлинной поэзии. Поэзия «старое, но грозное оружие» в творчестве Лермонтова, Некрасова, Маяковского. Поэтическое родство образов поэзии-кинжала в «моих страниц войска». Развернутость батальных образов в поэме «Во весь голос». Стих-боец, стих-«рядовой» как нравственное и творческое кредо поэта. Буднично-реалистическое «перевоплощение» классических метафор в строках Маяковского («Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо»).
  4. Совершенствование навыков сопоставительного анализа с использованием объединительно-противительных конструкций. «И Пушкин, и Маяковский. Подобно лермонтовскому «железному стиху», кинжалу, поэзия Маяковского. Как и некрасовский поэт-гражданин, лирический герой Маяковского. В отличие от романтической метафоры Лермонтова, в стихах Маяковского приземленный, реалистический образ пера, ставшего штыком.
  5. Домашнее задание. Устное сочинение на одну из тем: 1. «Солнце поэзии» в русской классике и в творчестве Маяковского. 2. «Поэт-боец в произведениях Маяковского и его предшественников» - и чтение наизусть любимого стихотворения о призвании поэта.
  6. Спорит ли Маяковский со своими великими предшественниками о труде поэта и его призвании? Одинаково ли они решают тему памятника?

Урок. «Поэт всегда должник Вселенной» (Нравственно-творческое кредо и новаторство Маяковского).

  1. Устные сочинения учащихся. Их анализ и редактирование, совершенствование навыков проблемного монологического высказывания.
  2. Поэт и мир. Приметили ли вы непривычное, дерзновенное, новаторское в видении Маяковским дела поэта? Как решает поэт Октября традиционную вечную тему памятника? Антиромантическая концепция поэтического творчества в поэзии Маяковского. Поэзия как труд, «Любому труду родственный». Созидание. «Езда в незнаемое». Намеренная прозаизация образов-формул, воплотивших творческое кредо поэта. Полемическое отталкивание от традиционных представлений о славе и бессмертии поэта. взыскательность самооценки и бескорыстие. Подвижническое служение общему делу как нравственная позиция поэта. Ответственность перед будущим как мерило достоинства художника. «Поэт всегда должник Вселенной» - емкая поэтическая формула, воплотившая нравственно-эстетическую безупречность позиции поэта.
  3. Художественное новаторство Маяковского. Максимализм всеобъемлющей творческой задачи: довести до предела выразительность стиха. Экспрессивная сила образов Маяковского. Их предметность и зримость. «Реализация метафоры» как средство создания поэтического образа. Мастерство метафорического сюжета. Интонационно-ритмическое многообразие поэзии Маяковского. Разговорно-диалогическая основа ее лиризма. Простота и проникновенность голоса поэта. «Лесенки строк» как авторская «партитура» чтения. Лексическое богатство и выразительность поэзии. Стилистическая роль политической лексики и просторечия. Неологизмы как элемент поэтики Маяковского, его языкотворческий опыт. Искусство чтения стихов Маяковского. Прослушивание стихов поэта.  Чтение страниц Маяковского вам показалось наиболее близким его творчеству и «исполнительскому» искусству самого поэта? Чье чтение – автора или актера – вы предпочитаете?
  4. Овладение литературоведческой терминологией со значением новаторского своеобразия творчества поэта и ее использование в связном высказывании. «Поэтика, новаторство, предметность поэтического образа, реализация метафоры, интонационно-ритмическое многообразие, диалогичность поэтического строя, тонический стих, смысловая роль рифмы, емкость и рельефность отдельного слова».
  5. Домашнее задание. Сочинение. 1. «Бессмертие Поэта в русской классике и в творчестве Маяковского. 2. «Светить всегда, светить везде!» (В. Маяковский). 3. Труд Поэта на страницах Маяковского. 4. Мое отношение к новаторству Маяковского.

Урок. Открытие героя.

  1. Первооткрыватель социалистической нови и нового человека. Правда жизни и устремленность в «незнаемое» как нераздельные грани творчества поэта. От романтического образа «солнечного края непочатого» к характеру современника – направление творческих исканий Маяковского.
  2. Новый герой поэта. Маяковский «о сущности любви». Чтение и анализ «Письма из Парижа товарищу Кострову». Правомерно ли, что стихотворение «о сущности любви» вошло в «маяковские» уроки вслед за «рассказами» рабочих? И в чем неожиданность «письма о сущности любви»?. Согласны ли вы с поэтом? Какие его строки и образы показались вам самыми сильными и что они вам открыли? Простота и высокая поэтичность стихотворения. Дерзновенность труда и творчества как «сущность любви». Лиризм и драматизм стихотворения в контрастности интонации и образов. В обнаженности письма-исповеди, в снижении традиционных поэтических символов.
  3. Овладение лексикой со значением художественного открытия мира (Поэт открыл яркий самобытный характер. Отныне его героями становятся. Маяковский впервые воплотил в поэтическом образе. Поэт-первопроходец. Маяковский постиг. Читая Маяковского, мы, как никогда прежде, ощущаем. Вглядываясь вместе с поэтом в…).
  4. Домашнее задание. Высказывание-раздумье «Что мне открыла поэзия Маяковского».

Урок. Чтение и анализ «Товарищу Нетте – пароходу и человеку».

  1. Что мне открыла поэзия Маяковского.
  2. Человек подвига и его бессмертие в стихотворении «Товарищу Нетте. Чтение и самостоятельный анализ стихотворения с дополнениями и уточнениями. Ваше мнение о произведении. Почему так неожиданно и необычно построил его поэт? В чем тайна убедительности смелой, прямо-таки фантастической мысли автора? Как она претворяется в интонации и слове? Какие строки и образы вам показались самыми значительными? Каким вы увидели Теодора Нетте? Сумел ли поэт донести до нас подвиг Нетте во всей его осязаемой реальности и необходимо ли это? Какие перемены происходят в стихотворении – в движении его мотивов, интонации, лексике? Почему за образом Нетте следует «мы», а за ним «я» лирического героя? Что особенно тронуло вас в стихотворении? Бессмертие героя в сюжете и композиции стихотворения. Смысл образа парохода-Нетте как реализуемой метафоры. Интонационное мастерство Маяковского. Подвиг часового революции. Благородство и возвышенность героя в контрастности и поэтическом «единстве» интонации и лексики. Емкость художественного образа. Символика бессмертия в стихотворении. Его романтическая устремленность. Подвиг Нетте как нравственное самоопределение советского человека. Стихотворение как исповедь лирического героя, его «мы» и «я». Рассказ о Теодоре Нетте как страстно-полемическое слово поэта о реальном человеке. Поэтическая выразительность и афористичность ключевых строк-формул.
  3. Усвоение опорной литературоведческой лексики со значением художественно своеобразия произведения (антитеза, «кольцеобразная» композиция, метафорический образ, ключевой образ, энергия ритма, неологизм, поэтический контекст, эскпрессивно-смысловая роль рифмы, емкость стиха).
  4. Домашнее задание. Герой и судьба в стихотворении «Товарищу Нетте». Чтение наизусть с обоснованием.

Урок. «У советских собственная гордость». Социалистическая Родина и капиталистический Запад в поэзии Маяковского.

  1. Зарубежная тема в творчестве поэта. интернационализм поэта, «всечеловеческая» широта его творческих интересов. Судьбы мира, его исторический выбор – неотступная тема поэта. смысл и цель его зарубежных «путешествий».
  2. Маяковский – полпред Будущего – в схватке с буржуазным цинизмом и делячеством. «Бруклинский мост». «Парижанка». «Бродвей». Антитеза фасада и изнанки буржуазной действительности как композиционная основа зарубежных страниц. Развернутая «панорама» американской действительности в стихотворении «Бруклинский мост». Интонационная многоплановость зарубежной темы в поэзии поэта. Обнажение бездуховности и обезличивания человека в стихотворении «Бродвей». Одиночество и безысходность «маленького человека». Мотивы и образы раннего творчества поэта в его зарубежных произведениях. Социально-нравственная антитеза капиталистического Запада и Страны Советов как прошлого и будущего человечества.
  3. Составление тезисного плана или конспекта.
  4. Возрождение маленького человека: пророческий пафос зарубежных страниц. Чтение и анализ стихотворения «Блек энд уайт». Как читать это стихотворение? Оправдано ли в стихотворении его название? Как меняется смысл контрастных определений-образов? Ваше мнение о сюжете стихотворения и его развязке. Убедительна ли она? Чем примечательно  стихотворение среди зарубежных стихотворений поэта? Автор и его позиция в стихотворении. Срывание маски с «райской страны» в иронической интонации начальных строк и экзотическом пейзаже. Антитеза, ее социальная символика – композиционно-образная основа стихотворения. Кричащие контрасты капиталистической действительности в антитезе сквозных образов. Идейно-художественная роль повтора. Протест маленького человека.
  5. Овладение опорной публицистической лексикой со значением социальной и нравственной антитезы, отповеди, развенчания, срывания масок (вызов, обнажение социальных контрастов, фасад, изнанка, подлинность, кричащие противоречия, противостояние, полярные миры, сострадание и безучастность, проза делячества и поэзия созидания).
  6. Домашнее задание. Подготовка к семинару «Героический характер в русской поэзии 19 века и лирике Маяковского». Темы. 1. А он, мятежный, просит бури (Парус Лермонтова), «К морю» и «Арион» Пушкина, («Атлантический океан» Маяковского). 2. Поэт-гражданин в русской классике и в творчестве Маяковского. 3. «Люблю Отчизну я» (Пушкин, Лермонтов, Блок, Маяковский). 4. «Рать поднимается неисчислимая» (Некрасов, Блок, Маяковский). 5. Подвиг народа-труженика в поэзии Некрасова и Маяковского.

Урок. Героический характер в русской поэтической классике и в лирике Маяковского. Семинар.

  1. Традиции русской классики – основа новаторства Маяковского. Мотивы и образы Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, подхваченные Маяковским. Героико-романтический характер поэтического творчества, его страстный мятежный порыв как единые нравственно-эстетические идеалы и художнические устремления В. Маяковского и его великих предшественников.
  2. Выступления учеников. «Свободная стихия» моря – «души предел желанный» поэтом 19 века и Маяковского. Море, океан как символ величия и справедливости. Расширение «пространства» метафорического образа в «Атлантическом океане» Маяковского (от мятежного моря Пушкина и Лермонтова – к «океану революции»). Социально-историческая конкретизация символического образа. Обновление поэтической лексики (словарь революции в стихотворении «Атлантический океан»). Лиризм и романтическая одухотворенность. Единство интимного и гражданственности в поэзии 19 века («К Чаадаеву» и «Арион» Пушкина, «Товарищу Нетте» Маяковского). Поэт-борец в творчестве Маяковского и его предшественников. Традиции гражданственности и боевого предназначения поэтического искусства. Жанр диалога («Поэт и гражданин», «Разговор с фининспектором»). Форма открытой декларации, призыва «во весь голос» («Слушайте, товарищи потомки!»). Проникновенность патриотической лирики, всегда открывавшей новые грани чувства Родины. Патриотизм как деяние, творчество, борьба. Неразделенность «Родины» и «Прощай, немытая Россия» Лермонтова. Ратный путь лирического героя в стихотворном цикле Блока «На поле Куликовом». Историческая память как воплощение патриотического чувства. Национальное достоинство и верность народным идеалам как доминанта патриотического чувства в русской классике. Социалистический патриотизм как художественное открытие Маяковского. Нравственно-идеологические, классовые истоки социалистического патриотизма. Его воплощение в политической символике Маяковского. Народная буря, ветер-океан революции в творчестве Некрасова, Блока и Маяковского. Поступь «рати неисчислимой», «шаг миллионный» в единой ритмической форме марша и тонического стиха. Мысль, воля, дисциплина революции как поэтическое открытие Маяковского. Преемственность «Железной дороги» Некрасова. Апофеоз народного подвига в контрастной композиции и героических образах тружеников. Психологизм их исповеди как воплощение заветных порывов «мысли народной». Новаторское изображение Маяковским социализма как «свободного труда свободно собравшихся людей». Некрасовский образ «дороги» к счастью народному.
  3. Заключение. Идейно-творческое единство русской литературы и ее художественное многообразие. Верность Маяковского пушкинским и некрасовским традициям (чтение фрагментов стихотворения «Юбилейное»). Сопоставительный анализ как постижение общего и самобытного, индивидуального в художественном творчестве. Приемы сопоставительного анализа.
  4. Совершенствование монологического высказывания, отработка речевого оформления сопоставительного литературного анализа (рецензирование и редактирование выступлений учеников).
  5. Домашнее задание. Подготовка к семинару «Сатира в русской литературе 19 века и в поэзии Маяковского». Темы. 1. Осмеяние чиновничества в комедии АС Грибоедова «Горе от ума». 2. «Мертвые души» в поэме НВ Гоголя. 3. Мои впечатления от стихотворения Маяковского «О дряни». 4. Сатирическое мастерство Маяковского в стихотворении «Прозаседавшиеся». 5. В чем родство и в чем различие сатиры в русской классике и в творчестве Маяковского. Всем прочитать сатирические стихотворения Маяковского и продумать свое отношение к ним.

Урок. Сатира в русской классике и в творчестве Маяковского. Семинар.

  1. Роль сатиры в духовной культуре человечества. Сатира ка «прощание с прошлым» и средство утверждения идеала. Смех – «положительный герой» русской литературы. Подвиг писателя-сатирика в стихотворении Некрасова «Блажен незлобивый поэт».
  2. Искусство сатиры в русской литературе. Выступления учащихся. «Низкопоклонник и делец» в комедии Грибоедова. Самопризнание персонажа как средство развенчания. Фамусов и Молчалин как «архаичный» и «современный» типы бюрократа. Сатирическое заострение образа в поэме Гоголя. Вещь как зеркальное отражение человека и «символ» его бытия. Мастерство речевой характеристики персонажа и емкость авторских оценок. Художественная деталь как доминанта сатирического образа. Сатирический «герой» как вечный образ.
  3. Сатирическое наследие классики и смех Маяковского. Почему Маяковский назвал сатиру «любимейшим» поэтическим оружием? Что роднит его сатирические произведения с русской классикой? Ощутили ли вы учебу Маяковского у великих мастеров прошлого? В чем характерно «маяковское» в сатирических произведениях после Октября? «Мертвая душа» обывателя и бюрократа – единая мишень сатирического развенчания. Антитеза жизни и мира «мертвецов» в русской классике и творчестве Маяковского. Заострение образа и гротеск, гоголевское и щедринское начала в сатире Маяковского. «Мурло» обывателя-приспособленца в стихотворении «О дряни». Сатирическая точность словесной детали как саморазвенчание персонажа. Приемы пародирования «пустого, рабского, слепого подражанья». Нелепость и бездушие заседательской суетни в «Прозаседавшихся». Трагическое начало в сатирическом творчестве писателей прошлого и жизнеутверждающий, оптимистический пафос сатиры Маяковского, ее созидающая устремленность. «Слава героям» как истоки и фон сатиры Маяковского.
  4. Домашнее задание. Подготовиться к сочинению по лирике Маяковского.

Урок (2 часа). Сочинение. РР.

Примерные темы:

  1. Мое отношение к творчеству В.В. Маяковского.
  2. «Поэзия – вся! – езда в незнаемое».
  3. «У советских собственная гордость» (по страницам В. Маяковского)
  4. «Оружия любимейшего род» (сатира в творчестве В. Маяковского).
  5. Слово и ритм в стихах В. Маяковского.
  6. Перечитывая Маяковского.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...

календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

планирование включает в себя темы уроков и требования к обученности учащихся...

календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...