Литературно-музыкальная композиция "Этот мир из серебра"
проект по литературе (10 класс) по теме

Ковальчук Фаина Алексеевна

Урок литературы в театре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_etot_mir_iz_serebra.docx33.79 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Городской проект «Уроки литературы в театре»

Урок «Этот мир из серебра …»

МБОУ лицей № 1

Учитель русского языка и литературы  Фаина Алексеевна Ковальчук

               

Цель: аргументация тезиса: «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех его творцов».

Аудиовизуальные материалы:

- репродукции полотен М.Врубеля, В.Борисова – Мусатова, В.Серова, К.Петрова – Водкина;

идеоролик «Искры Серебряного века»;

- презентация «Поэты Серебряного века»;

- записи музыкальных произведений С.Рахманинова, М.Цветаевой;

-видеоролик  «Серебряный век русской литературы» («Милый друг, ушедший дальше, чем за море…», стихи М.И.Цветаевой)

Учитель 1:

Снова проносится время,

Стрелки часов спешат.

Сколько прекрасных поэтов

Сделали верный шаг.

Учитель 2:

Вместе в одном хороводе

Живопись, музыка, стих.

Вспомните жизнь поэтов,

В лица вглядитесь в эти.

И пусть этот урок

Знания вам принесет!

Видеоролик «Искры Серебряного века»

Учитель 1:

     Посмотрите вокруг себя… Так необычно всё, что нас окружает: полотна художников и звуки музыки переносят нас в иные миры, с фотопортретов устремляют на нас свои взгляды люди, чьи лица отмечены высокой думой. Это они сотворили чудо – подарили миру Серебряный век русской культуры.

      Я произношу слова: «Серебряный век».  И объявляю тему урока: «Этот мир из серебра…».

Учитель 2:

      Термин «серебряный век» возник по аналогии с «веком золотым», веком Пушкина, Тургенева, Толстого. Величайшей заслугой Серебряного века было его стремление воспринять и осмыслить новую жизнь и нового человека. Поэты Серебряного века вносили то новое, что диктовало время. Художники слова чувствовали эту необходимость через символы, музыку, тайнопись. Ими стали  символисты.

Валерий Брюсов  «Первый снег» (Символизм)

(Читает на фоне презентации: символизм, портреты поэтов – символистов)

Серебро, огни и блестки,-

Целый мир из серебра!

В жемчугах горят березки,

Черно-голые вечера.

Это - область чьей-то грезы,

Это - призраки и сны!

Все предметы старой прозы

Волшебством озарены.

Экипажи, пешеходы,

На лазури белый дым.

Жизнь людей и жизнь природы

Полны новым и святым.

Воплощение мечтаний,

Жизни с грезою игра,

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Под музыку С.В.Рахманинова «Нежность» танцует ученица

Учитель 2.:

Стихи Анны Ахматовой привлекают разнообразием чувств.

Каждое стихотворение – драма женской души.

А.Ахматова «Всё отнято: и сила, и любовь…» (Акмеизм)

Ученица читает,  сидя на стуле. Презентация: акмеизм, портреты поэтов – акмеистов

 Всё отнято: и сила, и любовь.

 В немилый город брошенное тело

 Не радо солнцу.

 Чувствую, что кровь

 Во мне уже совсем похолодела.

 Весёлой Музы нрав не узнаю:

 Она глядит и слова не проронит,

 А голову в веночке тёмном клонит,

Изнеможённая, на грудь мою.

 И только совесть с каждым днём страшней

 Беснуется: великой хочет дани.

 Закрыв лицо, я отвечала ей...

 Но больше нет ни слёз, ни оправданий.

Учитель 2:

 Поэзия Серебряного века немыслима без имени Марины Цветаевой. Она принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней. Она была человеком мятежным и страстным.

Учитель 1:

     В Коктебеле решилась Маринина судьба. Это произошло в самом начале мая… Она собирала камешки на морском берегу. Он стал помогать ей – красивый грустный юноша, с поразительно огромными глазами. Взглянув в них, Марина загадала: если он найдет сердолик и подарит мне, я выйду за него замуж. Конечно же, сердолик он нашел сразу, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых. Вложил ей в ладонь розовый крупный камень, который Марина хранила всю жизнь.

Учитель2:

    Ее стихи узнаешь безошибочно. Они напоминают маленькие музыкальные пьесы.

М. Цветаева «Я эту книгу посвящаю ветру»

У ученицы в руках томик стихов М.Цветаевой. Она  читает на фоне музыкального сопровождения (гитара). Презентация: фотографии М.Цветаевой.

Я эту книгу посвящаю ветру

И встречным журавлям.

Давным – давно – перекричать разлуку –

Я голос сорвала.

Я эту книгу, как бутылку в волны,

Кидаю в вихрь войн.

Пусть странствует она – свечой под праздник –

Вот так: из длани в длань.

О ветер, ветер, верный мой свидетель,

До милых донеси,

Что еженощно я во сне свершаю

Путь – с Севера на Юг.

 Учитель 2:

Русский футуризм был многолик. Футуристы жили будущим, своими новациями они обогащали  xx век. В поэзии эгофутуристов важной фигурой являлся Игорь Северянин. 

Справка. Игорь Васильевич Лотарев взял себе звучный псевдоним – Северянин; свои стихи подписывал так: Игорь – Северянин, то есть это не имитация фамилии, а приложение к имени Игорь. Стал одним из поэтических кумиров 1910-х годов, а в 1918 году в Политехническом музее на поэтическом вечере был избран «королем поэтов», опередив Маяковского и Бальмонта. По этому поводу он написал: «Я избран королем поэтов – да будет подданным светло!». Согласитесь, достойное короля заявление.

Поэт появлялся на сцене в узком в талии сюртуке цвета воронова крыла. Держался он прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками. Лицо узкое, по выражению Маяковского, вытянутое «ликерной рюмкой». Заложив руки за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, в особой, только ему одному присущей каденции с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки разматывать клубок необычных, по – своему ярких, но очень часто и безвкусных словосочетаний. Через минуту он всецело овладевал настороженным вниманием публики. Из мерного полураспева выступал убаюкивающий, втягивающий в себя мотив, близкий к привычным интонациям псевдо - цыганского, салонно – мещанского романса. Не хватало только аккордов гитары. Заунывно – пьянящая мелодия получтения – полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей. Она баюкала их внимание на ритмических волнах все время модулирующего голоса, и они уже готовы были забыть, что перед ними самоуверенный, манерный чтец собственных экстравагантных «поэз».   Сам поэт  называл свою славу «двусмысленной». Его обвиняли в эгоцентризме, в пошлости, в самолюбовании. Мало кто замечал ироничность, пародийность его стихов.

Презентация: футуризм, портреты поэтов – футуристов

И.Северянин «Эпилог»

Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден!

От Баязета к Порт-Артуру
Черту упорную провел.
Я покорил литературу!
Взорлил, гремящий, на престол!

Я - год назад - сказал: "Я буду!"
Год отсверкал, и вот - я есть!
Среди друзей я зрил Иуду,
Но не его отверг, а - месть.

Я выполнил свою задачу,
Литературу покорив.
Бросаю сильным наудачу
Завоевателя порыв.

Схожу насмешливо с престола
И, ныне светлый пилигрим,
Иду в застенчивые долы,
Презрев ошеломленный Рим.

До долгой встречи! В беззаконце
Веротерпимость хороша.
В ненастный день взойдет, как солнце,
Моя вселенская душа!

Учитель 1:

В былые времена рассказывали в народе притчу, что, создав землю, Господь Бог полетел над нею и, как истинный крестьянин-сеятель, стал разбрасывать из лукошка – куда леса и реки, куда горные хребты и песчаные пустыни. Когда же он пролетал над Россией, Рязанщиной, лукошко прорвалось и всё, самое красивое, - густые Мещёрские леса, полноводная Ока, пшеничные поля, яблоневые сады – высыпались в этом благословенном месте.

Учитель 2:

А потом, в самом конце XIX века, судьба преподнесла самый драгоценный подарок из всех возможных – она подарила им Поэта. Звали его Сергей Есенин. 

Виктор Петрович Астафьев «Затеси». Миниатюра «Есенина поют» (Имажинизм)

Презентация: новокрестьянская поэзия, портреты поэтов

«Над окошком месяц. Под окошком ветер. Облетевший тополь серебрист и светел…» — доносится из приемника. И от пальцев ног, рук, от корешков волос, из каждой клеточки тела поднимается к сердцу капелька крови, колет его, наполняет слезами и горьким восторгом, хочется куда-то побежать, обнять кого-нибудь живого, покаяться перед всем миром.

Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его… 
      А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас.

«Я и сам когда-то пел не уставая: где ты, моя липа, липа вековая?» И в самом деле, где ты, наша липа, липа вековая? Теплый очаг? Месяц? Родина моя, Русь — где ты? 
Смолкни, военная труба! Уймись, оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята! 
Шапки долой, Россия! 
Есенина поют!

Наталья Сидорина «Поэта убивают за стихи»

Презентация: портреты поэтов Серебряного века

Ученик:

Поэта убивают за стихи.

Когда поэт — один за дверью,

Пред ним его черновики,

В самоубийство не поверю!

Поэта убивают за любовь,

Любовь к России, что невеста

При входе в Храм, где смрад и кровь

И не осталось свята места.

Поэта убивают за слова.

Когда поэт в зените славы

 И видится, что он глава

Духовной крепости державы.

Ученик  (выходит, читая первые две строки):

Всегда подыщутся слова,

И объяснения, и вздохи...

На куполах взросла трава,

И взорван памятник эпохе.

Поэта убивают за стихи —

Неукротимую стихию,

Где чернозем — черновики.

Но Слово воссоздаст Россию.

Учитель 2:

Русская литература Серебряного века явила блестящее созвездие ярких индивидуальностей, которые навсегда останутся в русской поэзии и найдут своих почитателей среди последующих поколений. Ценность опыта Серебряного века в возрождении с опорой на вечные культурные ценности и устои духовной жизни. 

 

Учитель 1:

Серебряный век… Это словосочетание ассоциируется с чем – то возвышенным и прекрасным:

Этот мир очарований,

Этот мир из серебра!

Видеоролик  «Серебряный век русской литературы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно-музыкальная композиция "Военной песни негасимый свет..."

Материал может быть использован к Дню защитника Отечества или 9 Мая...

Литературно-музыкальная композиция к Дню Победы

Литературно-музыкальная композиция в сопровождении презентации. Достаточно важный момент в представлении - это перестроения. Доступна и интересна любой возрастной группе учащихся....

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "А я серебрюсь и сверкаю"

Цели литературно-музыкальной композиции: развитие нравственных качеств, творческих способностей, раскрытие личности великого поэта через отношение к Родине, людям, друзьм, близким...

Литературно-музыкальная композиция " Свет рождества" для музыкально-драматического кружка "АМПЛУА"

Таня: Рождество - праздник этот самый длинныйОн веселый и старинный,Наши предки, пили, ели,Веселились две недели.Наряжались и шутили,Праздник ждали и любилиТак давайте же у насВстретим мы его сейчас!Н...