«Преподавание русской литературы рубежа ХХ – ХХI веков в современной школе»
статья по литературе (8, 9, 10, 11 класс) по теме

Скакова Лариса Викторовна

Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их  использовать  полученные знания  для литературных опытов. Под литературно-творческими заданиями обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skakova_l.v.docx41.85 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

(статья)

Слушатель курса повышения квалификации

«Преподавание русской литературы

 рубежа ХХ – ХХI веков в современной школе»

Скакова Лариса Викторовна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 10 с УИОП

 УДК 372.882

 Творческие работы на уроках литературы..

  Скакова Лариса Викторовна ,

учитель русского языка и литературы, высшей категории,

 МБОУ СОШ №10 с УИОП, г.Красногорск

Аннотация:   Сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их  использовать  полученные знания  для литературных опытов. Под литературно-творческими заданиями обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).

Summary: Presently it’s especially important to encourage and develop pupils’ literary creativity as a manifestation of active inner forces, creation of mentality and moral principles, to educate them how to use acquired knowledge for literary practice.

Literary-creative exercise usually means individual text making in various genres of literature (poems, stories, tales, fables, sketches, waypoint notes and so on).

 Ключевые слова: литературное творчество ,нравственное начало ,создание текстов ,стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки .

Keywords: literary creativity, moral principles text making, poems, stories, tales, fables, sketches, waypoint notes .

Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач современного преподавания литературы. Решение этой задачи связано с организацией особой, творческой деятельности учащихся. Решающее значение для развития творчества учащихся имеют уроки литературы. Оружие литературы - слово, ее образы рисуют словесно. Недаром литературу называют "искусством слова". Эти образы будут тем конкретнее, чем ярче нарисует их в своем воображении читатель. Отечественная психология и педагогика имеют в своем распоряжении разнообразные приемы и способы для развития у учащихся потребности в правильном и точном воспроизведении художественных образов. Здесь и работа над языком писателя, и раскрытие стилистических, композиционных и ритмических особенностей произведения, и художественный пересказ, словесное рисование, и правильно организованное выраженное чтение, которое требует от исполнителя конкретизации предложенных автором обстоятельствах, то есть наиболее точного и верного воспроизведения художественных образов, картин и деталей произведения.

Практическая разработка методики творческой деятельности учащихся при изучении литературы начата еще М.А.Рыбниковой. Ее известный тезис "От маленького писателя к большому читателю" был принят многими методистами и учителями, чей опыт показал: если школьник попробует себя в творчестве, он будет гораздо более чуток к авторскому слову, писательскому мастерству. Очень ярко эту мысль выразил В.А.Сухомлинский: "Любовь к поэтическому творчеству не может быть воспитана без творчества".

 Преподавать литературу в век компьютеризации непросто. Школьники очень мало читают, предпочитают получать представление о литературном произведении, как и любую другую информацию, не затрачивая много времени на чтение. Перед учителем-словесником остро стоит вопрос: « Как развить творческие способности ученика посредством повышения интереса к предмету?» Всегда надо помнить, что процесс чтения не заканчивается только пониманием текста, а продолжается принятием со стороны читающего какого-либо решения, ведущего к совершенствованию его личности. Эти мысли должны быть глубоко индивидуальны, только  тогда они будут иметь значение для подростка.

        Хорошо известно, что развитие творческих способностей идет в процессе творческой деятельности. Сам процесс обучения способствует развитию творческих способностей, если в него включаются элементы творческой деятельности.

Творческая деятельность учащихся при изучении литературы складывается из:

1) литературно-творческих заданий;

2) творческих сочинений;

 3) заданий, развивающих творческого толкователя литературных произведений;

4) заданий, развивающих творческого читателя;

5) участия в творческих формах урока.

Под литературно-творческими заданиями, или литературным творчеством учащихся, обычно понимается самостоятельное создание текстов в различных жанрах художественной литературы (стихи, рассказы, сказки, басни, этюды, путевые заметки и т.д.).

К творческим сочинениям можно относить:

- домысливание сюжетной линии произведения: "Что случилось в городе, в котором  жили Макс и Андрей Петрович?" Майк Гелприн  «Свеча горела..»

- домысливание дальнейшей судьбы героев: "Как сложилась дальнейшая судьба детей и Андрея Петровича?" М. Гелприн «Свеча горела..»

- домысливание "пропущенного" в тексте эпизода: "Работа Макса? Почему от Алексея Петровича ушла жена?"; М. Гелприн «Свеча горела..»

- дневник литературного героя, например: "Страница из дневника Макса"; М. Гелприн «Свеча горела..»

- письмо от имени литературного героя, например, письмо детей будущему (минувшему) поколению; М.Гелприн «Свеча горела..»

- речь в защиту или обвинение героя, например, Макса; М.Гелприн «Свеча горела..»

- "перемещение" литературных героев в другие временные рамки и обстоятельства: "В наше время…» М.Гелприн «Свеча горела..»

- воображаемая встреча с литературным героем и разговор с ним: "О чем бы я хотел расспросить Макса" ; М.Гелприн «Свеча горела..»

- описание памятника литературному герою, например, книге …; М.Гелприн «Свеча горела..»

- письменное словесное рисование, например,  «Города будущего» М.Гелприн «Свеча горела..»

 К заданиям, развивающим творческий подход при изучении  литературных произведений, относятся:

- самостоятельный анализ эпизода или главы;

- самостоятельная или по заранее данным вопросам интерпретация лирического стихотворения;

- сравнение произведений на одну тему;

- подбор графического или музыкального символа;

- сочинение-эссе;

- отзыв;

- рецензия;

- реферат;

- устное сообщение (доклад);

- предисловие или послесловие к книге;

- аннотация;

-синквейн – особый поэтический жанр, который пишется в соответствии с жесткой структурой:

(первая строка – существительное в именительном падеже или словосочетание, называющее тему синквейна;

вторая – два определения;

третья – три глагола;

четвертая строка – простое предложение, отражающее идею синквейна; пятая – слово-метафора или синоним, возможно сравнение, содержащее личностную оценку).

Задания, развивающие творческого толкователя, активизируют сотворчество ученика с писателем. К числу таких заданий относят:

- устное словесное рисование;

- описание кадров воображаемого диафильма;

- инсценирование;

- чтение по ролям;

- выразительное чтение;

- творческие пересказы;

- иллюстрирование в любых видах - живописном, графическом;

- стилистический эксперимент;

- сопоставление реальной основы с сюжетом произведения, героев с прототипами; черновых редакций и окончательного текста;

- узнавание автора по стилю;

Творческие формы урока в зависимости от характера творческой деятельности разделяют на логические и эмоционально-образные..

 К логическим формам принадлежат уроки-лекции, семинары, практикумы, исследования, защиты докладов, рефератов.

К эмоционально-образным формам относятся урок-концерт, композиция, монтаж, урок-новелла, урок-сказка, урок - воображаемое путешествие.

Анализ специальной литературы показывает, что все хорошие писатели - обязательно хорошие читатели. Психологи утверждают, что все люди в разной мере обладают качествами, присущими хорошему писателю. Отсюда задача - развивать эти качества в начинающих писателях-школьниках. Основными составляющими литературной способности писателя являются:

Сила воображения, богатство фантазии.

Острая наблюдательность.

Богатство и яркость ассоциирования.

Эмоциональность восприятия действительности.

Развитое чувство художественного слова.

К заданиям, развивающим творческий подход при изучении  литературных произведений, относятся, как было сказано выше, сравнение произведений на одну тему;

Рассказ А. Грина  “ЗЕЛЁНАЯ ЛАМПА” , написанный 1930 году, состоит из двух частей.

Действие  I ч.  происходит в 1921 г.

                  II ч. происходит в 1928 г.

Подумайте, зачем автору делать такой большой временной промежуток?

(I часть) Выпишите понравившиеся  слова, фразы, которые заставляют задуматься о героях.

Сравните жизни двух главных героев.

Ив

Стильтон

Хочет работать, но в большом городе трудно найти работу.

Нищий.

Поработал на тяжёлой работе.

       

Кутила, богат, развлекается.                  

Бедные люди – падаль.

Люди – игрушка

   (Рассказ построен на контрасте. Вначале дано краткое описание жизни двух героев. У них разное социальное положение. Джон Ив – рабочий, приехавший в Лондон из Ирландии. Его судьба складывалась печально: «Он ночевал в парках, на пристанях, изголодался, отощал и был, как мы видим, поднят Стильтоном, владельцем торговых складов в Сити». Стильтон же был сорокалетний миллионер, познавший все радости жизни. Этот человек считает, что деньги в этом мире решают все. Ему нравится ощущать силу над другими. Поэтому он, глядя на бродягу, говорит своему другу Реймеру о сладкой возможности «делать из людей игрушки» )  

                     

- Как вы думаете, чем закончится рассказ, почему действия II части относятся к 1928 г., через 7 лет? Ответы учащихся…

II часть. Выпишите понравившиеся  слова, фразы, которые заставляют задуматься о героях.

- Сравните героев сейчас.

Ив

Стильтон

Хирург, состоятельный.

Старик, грязный, истощён, из притона, разорён, инвалид.

Обсудите ответы на вопросы в группах:

1.Какую роль сыграла книга в жизни и судьбе Джона  Ива?

2. Почему происходит смена ролей?

( В рассказе повествуется об удивительной судьбе бродяги Ива, ставшего знаменитым врачом и обеспеченным человеком, и жизненном падении богача Стильтона, превратившегося в жалкого, больного нищего. Это рассказ-притча. В нем есть все присущие этому жанру особенности: исключительное заострение главной мысли, морально-философское суждение писателя, элементы фантастики, условности и гротеска, в котором Грин затрагивает очень важные вопросы: как нужно относиться к людям? Каково значение денег в человеческом мире? Какова роль человека в его судьбе? Что нужно для того, чтобы сбывались мечты?)

3. Как Стильтон дошёл до нищеты, почему не нашёл выхода?

4. Почему однажды Ив вышел из дома, не стал ждать людей, которые его сделают богатым?

5. Сопоставьте две фразы, которые говорят герои:

Стильтон: “Я хочу сделать вам предложение…?  

Ив: “Я дам вам работу…”

5. Какие ценности были в жизни у Ива и у Стильтона?

( Главная  мысль автора: деньги – это не самое важное в жизни. Они могут лишь помочь человеку в осуществлении его мечты, как это случилось с Джоном Ивом. Важное же – это личные качества: вера в свои силы, постоянное желание познать новое, сила воли, терпение, упорство.  Джон верно воспользовался шансом, подаренным ему судьбой. На деньги Стильтона он купил книги, упорно занимался, затем сдал экзамены и стал хорошим хирургом. «Зеленая лампа » - это символ надежды на лучшее, символ желания жить. Вера в лучшее  порой помогает человеку исполнить самую заветную мечту  и, казалось бы, самую несбыточную).

Предъявление ответов классу:

- Итак, почему рассказ назван “Зелёная лампа”.

- Чем стала зелёная лампа для Стильтона и чем для Ива?  

( «Зеленая лампа» - это история о том, как бродяга Джон Ив, умирающий на лондонских улицах, благодаря жестокой шутке богача Стильтона стал достойным человеком).

- Используя весь накопленный материал напишите  письмо, страницу дневника героя, мысли героя, размышления об их судьбе, о жизненном пути.               

V   Рефлексия:

В чём были трудности?

Какие эмоции, ощущения остались от рассказа?

 КАК МОЖНО ПРЕДСТАВИТЬ СЕБЕ МИР, где НЕТ МЕСТА  КНИГАМ?

 Что же тогда будет?

  ( используются  технологии  развития критического мышления и проблемное обучение. Проблемное обучение направлено на развитие самостоятельности ученика и способствует развитию творческих способностей. Основной идеей этого подхода является построение учебной деятельности через решение познавательных  заданий, имеющих незаполненные места, недостаточные условия для получения ответа.

        Этот метод позволяет организовать творческое, интеллектуально-познавательное усвоение предметного материала.

        На уроке важен диалог, который возникает на уровне поставленной проблемы, дискуссия, через которую формируется умение прослеживать причинно-следственные связи).

 

Анализ рассказа М.Гелприна  «Свеча горела..», опубликованного  в сентябре 2011г.Н ью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)

Действие    происходит в будущем.

 

1.Анализ текста

Учитель организует обсуждение

- Найдите в тексте описание времени, когда люди перестали читать?

Какую причину этого называет автор?

 Как Вы думаете, почему это произошло? Соотнесите с нашей ситуацией.

- Каких писателей любил преподаватель литературы?

 -Как они кормили его?

- Какие книги остались непроданными?

- А что из этого списка вы читали?

- Кто проявляет интерес к литературе? -Почему автор заставляет это сделать робота, а не человека?

 -Почему профессор не распознал в нем робота?

(Сообщение учителя: «  Автор использует прием ОСТРАНЕНИЯ, состоящий в исключении явления из привычной связи. Бездушный робот оказывается   духовно богаче людей, у которых есть душа)

- Составьте план к сюжету рассказа.

-Как он построен?

-К какой разновидности рассказа Вы бы отнесли?

- Что в нем есть от фантастического, детективного, психологического?

- Найдите в тексте описания состояния профессора. Как оно меняется по ходу сюжета? Выпишите глаголы, описывающие этот процесс

Ищут ответы на возникшие вопросы, обдумывают прочитанный текст, выделяют важные блоки информации, помогающие сделать выводы. Отвечают на вопросы, задают свои вопросы, думают

 

2.Дискуссия

Звонок в дверь застал его на полпути к плите. Андрей Петрович, стиснув зубы, двинулся открывать. На пороге стояли двое детей. Мальчик лет десяти. И девочка на год-другой младше.

— Вы даёте уроки литературы? — глядя из-под падающей на глаза чёлки, спросила девочка.

— Что? — Андрей Петрович опешил. — Вы кто?

— Я Павлик, — сделал шаг вперёд мальчик. — Это Анечка, моя сестра. Мы от Макса.

— От... От кого?!

— От Макса, — упрямо повторил мальчик. — Он велел передать. Перед тем, как он... как его...

 

— Мело, мело по всей земле во все пределы! — звонко выкрикнула вдруг девочка.

Андрей Петрович схватился за сердце, судорожно глотая, запихал, затолкал его обратно в грудную клетку.

— Ты шутишь? — тихо, едва слышно выговорил он.

 — Свеча горела на столе, свеча горела, — твёрдо произнёс мальчик. — Это он велел передать, Макс. Вы будете нас учить?

Андрей Петрович, цепляясь за дверной косяк, шагнул назад.

— Боже мой, — сказал он. — Входите. Входите, дети.

Давайте объясним такой финал и название рассказа.

(Виды развязки:

- естественная (логичное выражение завязки);

- ложная.

Виды развязки (в зависимости от  развития сюжета):

- внезапная;

- логически вытекающая из развития действия.

Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):

- единая с кульминацией;

- отдельная от кульминации)

Работают в малых группах, обсуждают тип финала и смысл, высказывается каждая группа

Рефлексия

1. Что сбылось? Какие новые вопросы перед собой поставили?

2.Сочинение-миниатюра.

Какова же роль чтения и литературы в 21 веке?

Анализируют содержание работы, сравнивают со своими ожиданиями, делают выводы, анализируют изменения в собственном мире, свои эмоции.

Создают письменное высказывание

Наверное, человек привыкает ко всему, и мы совсем не удивляемся тому, что уже можно давно и билеты заказать через интернет, и заявление в ЗАГС отправить, и даже заказать еду.. Давайте попробуем представить себе, когда суматошный ритм жизни и прогресс приведет к тому, что литература перестанет быть нужной, отомрет и останется только в сердцах преданных анахроничных людей?

Но мир катится в сторону  моральной деградации. Грустно видеть, как некоторые считают, что читать - это скучно и не нужно. Это даже не грустно, это очень и очень страшно, когда люди относятся к книгам равнодушно. О чём можно говорить с таким человеком?

 Л.Н. Толстой писал: «Когда человек перестает читать, он перестает думать».

Исходя из этого, для развития творческого мышления детей нужно использовать на уроках литературы следующие задания:

         Задания, направленные на развитие воображения.

Задания, способствующие развитию наблюдательности.

Задания, развивающие ассоциативное мышление.

Задания, развивающие эмоциональную отзывчивость.

Задания, формирующие чувство художественного слова.

Главные функции литературного творчества – развивающая и самореализация. Именно этим вызвано обращение к литературному творчеству как к активной форме обучения в старших классах школы, когда увеличен удельный вес самостоятельной работы, повышена степень самостоятельности, в большей степени осуществлен индивидуальный подход. Именно поэтому сегодня особенно важно поощрять и развивать литературное творчество школьников как проявление активных сил души, формирования интеллекта и нравственных начал, учить их привлекать полученные впечатления для литературных опытов. “Какому ребенку не случалось с  радостью воображать, что он придумал мысль. Не думаю, что в мире найдется переживание более восхитительное, более волнующее и содействующее мышлению. Есть люди, которые так и остались детьми, – это, несомненно, все те, кто столь охотно говорит о власти слов. Но мы их переросли”[6]. Кроме того, по мере включения учащихся в литературное творчество растет учебная мотивация, свобода учителя и учеников и потребность школьников в освоении учебного материала. Эта потребность стимулирует высокое духовное напряжение педагога и учеников, переполненность мыслями, чувствами, личностно окрашенными знаниями. Конечно, учитель свободен в выборе форм, методов и приемов обучения. Более того, учитывая свои личные данные, подготовку и индивидуальные возможности учеников, он часто вносит существенные коррективы в традиционные, устоявшиеся методические приемы, развивает и обогащает их, строит свою индивидуальную методику. Важно понимать, что полноценная его реализация возможна лишь в свободном проявлении личности: всякое принуждение ведет к исполнению, усердному или небрежному, но не рождает подъема душевных сил человека, связанных с творчеством, без которого задачи, поставленные уроком, не могут быть решены.

Список литературы:

1.        Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы./ Сост. Е. Пастернака; Послесловие Н. Банникова. – М.: Художественная лит., 1988. – 511с. С.135.

2.        Лотман Ю. М. Воспитание души. – С-Петербург: “Искусство - СПБ”, 2003. – 624с. С.161.

3.        Бехер И. Р. В каждом человеке погиб поэт. Магический кристалл: Сборник / Пер. с нем.; Составл., предисл. и прим. Н. Банниковой.– М.: Радуга, 1988, – 544 с. С. 21.

4.        Жан Полан  Тарбские цветы или Террор изящной словесности. – С-Петербург: “Наука”, 2000. – 336с. С. 285.

5.        Кон И. Психология социальной инерции. – М., 1988. С.69.

6. М.Гелприна  «Свеча горела..», Н ью-Йорк (Seagull Magazine от 16/09/2011)

7. А. Грина  “ЗЕЛЁНАЯ ЛАМПА” , 1930 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание опыта работы в преподавании русского языка и литературы в сельской национальной школе

В данной статье описан опыт работы в качестве учителя русского языка и литературы в сельской национальной школе.  В этих специфических условиях есть свои неповторимые особенности....

Особенности преподавания русского языка и литературы в условиях малокомплектной школы

Статья об особенностях преподавания русского языка и литературы в классах с небольшой наполняемостью...

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА В ШКОЛЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

В работе представлены проблемы преподавания и освоения обучающимися русского языка как родного. Рассмотрены современные УМК по русскомй языку. Выделены задачи преподавания русского языка в свете требо...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...

Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы

Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...