Рабочая программа по литературе для 9 класса
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Ким Оксана Герасимовна

IТребования к уровню подготовки обучающихся

 знать | понимать:

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Использовать  приобретенные знания в практике.

  • -развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • -совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • -самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.  -  воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • -  уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;                 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_9_ochnyy.docx38.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

вечерняя (сменная) общеобразовательная школа №1

        

               Утверждено

Директор _____________О.А. Каргина

№__________« 31  »      августа    2018г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе для  9-х классов.

        

        

Составитель:  Ким Оксана Герасимовна,

учитель русского языка и литературы

                 

2018год

             

  I.  Требования к уровню подготовки обучающихся

 знать | понимать:

  • общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);
  • авторов и содержание изученных произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;
  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;
  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;
  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;
  • оценивать проблематику современной литературы;
  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;
  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;
  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;
  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;
  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;
  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Использовать  приобретенные знания в практике.

  • -развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • -совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • -самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.  -  воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
  • -  уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;                  

                                                           II.Содержание учебного предмета

                                 102 часа (3 часа в неделю)

Литература.9класс.Учеб.для общеобразоват.организаций.В 2 ч./В.Я.Коровина,В.П.Журавлев,В.И.Коровин,И.С.Збарский;-М.: Просвещение,2016.

Введение

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 «Слово о полку Игореве

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов

«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». 

Гавриил Романович Державин

«Властителям и судиям». 

«Памятник». 

Николай Михайлович Карамзин. 

 Повесть «Бедная Лиза»,  «Осень». 

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Василий Андреевич Жуковский. 

 «Море». 

 «Невыразимое». 

«Светлана». 

Александр Сергеевич Грибоедов

 «Горе от ума». 

 Александр Сергеевич Пушкин. 

 Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Поэма «Цыганы». 

 «Евгений Онегин». 

«Моцарт и Сальери». 

Михаил Юрьевич Лермонтов. 

 «Герой нашего времени». 

 «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». 

Николай Васильевич Гоголь. 

 «Мертвые души» 

Александр Николаевич Островский. 

 «Бедность не порок». 

Федор Михайлович Достоевский

 «Белые ночи». 

Лев Николаевич Толстой.

«Юность». 

 Антон Павлович Чехов

 «Тоска», «Смерть чиновника». 

Из поэзии XIX века.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Из русской прозы XX века

Рассказ «Темные аллеи». 

 Михаил Афанасьевич Булгаков. .

Повесть «Собачье сердце». 

Михаил Александрович Шолохов. .

Рассказ «Судьба человека». 

Александр Исаевич Солженицын. 

Из русской поэзии XX века

Александр Александрович Блок.  «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе

Сергей Александрович Есенин. 

 «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». 

 Владимир Владимирович Маяковский. 

 «Послушайте!» 

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст».

 Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

 «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». 

 Борис Леонидович Пастернак

 «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...».

Александр Трифонович Твардовский. .

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна

Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Гай Валерий Катулл

 «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить»).

Гораций. .

«Я воздвиг памятник...». 

 Данте Алигьери. 

«Божественная комедия» 

Уильям Шекспир. 

 «Гамлет» 

Иоганн Вольфганг Гете. 

«Фауст» 

III .Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока.

Основное содержание.

Дата план

Дата факт

1

                                                                            Введение.(1ч.)

Литература  как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека.

 

Литература Древней Руси(7ч.)

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

 

3

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы

 

4

Система образов «Слова…». Особенности языка и жанра произведения

 

5

Образ русской земли в «Слове…», основные идеи произведения

 

6

Поэтическое искусство автора в «Слове…»

 

7

Развитие речи Анализ эпизода в «Слове…». «Плач Ярославны»

 

8

Развитие речи Подготовка к домашнему сочинению по «Слову…»

 

Русская литература XVIII века( 20ч)

9

Характеристика русской литературы XVIII века

 

10

М.В. Ломоносов – ученый поэт, реформатор русского литературного языка

 

11

М.В. Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

 

12

М.В. Ломоносов. Ода «Вечернее размышление…»

 

13

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Обличие несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям

 

14

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина. (Стихотворение «Памятник»)

 

15

М.Н. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление

 

16

М.Н. Карамзин – «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма

 

17

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)

 

18

Золотой век русской литературы (обзор)

 

19

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

 

20

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады).

 

21

А.С. Грибоедов Жизнь и творчество. «К вам Александр Андреевич Чацкий». Первые страницы комедии

 

22

«К вам Александр Андреевич Чацкий». Анализ 1 действия комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума»

 

23

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 действия комедии

 

24

«Можно ль против всех!» Анализ 3 действия

 

25

«Не образумлюсь, виноват…» Анализ 4 действия

 

26

Развитие речи. И.А. Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой

 

27

Развитие речи Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума»

 

28

Развитие речи Классное сочинение обучающего характера по комедии А.Н. Грибоедова «Горе от ума»

 

А.С. Пушкин(17 ч.)

29

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина

 

30

Основные методы лирики А.С. Пушкина

 

31

Развитие темы свободы в творчестве А.С. Пушкина

 

32

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина

 

33

Любовная лирика А.С. Пушкина

 

34

Тема поэта и поэзии («Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения)

 

35

РР анализ лирического стихотворения А.С. Пушкина (по выбору учащихся)

 

36

Контрольная работа.

Урок контроля по романтической лирике начала XIX века

 

37

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания,языка

 

38

«Собранье пестрых глав». Творческая история романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

39

Онегин и столичное дворянское общество

 

40

Онегин и поместное дворянское общество

 

41

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского

 

42

Татьяна и Ольга  Ларина. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

 

43

«Бегун. Меняясь, наши лета, меняя все, меняя нас». Татьяна и Онегин

 

44

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни»

 

45

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

 

46

РР Подготовка к сочинению по роману

 

М.Ю. Лермонтов (9ч.)

47

Лирика М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова.

 

48

Образ поэта – пророка в творчестве М.Ю. Лермонтова

 

49

Адресаты любовной  лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним.

 

50

Эпоха безвременья в лирике поэта

 

51

Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

 

52

Печорин как представитель «портрета поколения».

 

53

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Печорин в системе образов романа.

 

54

Романтизм и реализм романа. Роман в оценке В.Г. Белинского

 

55

Контрольная работа.

По лирике М.Ю. Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

 

Н.В. Гоголь (4ч.)

56

Н.В. Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера…», «Миргород».

 

57

Поэма «Мертвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

 

58

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мертвые» и «живые» души. Образ автора

 

59

РР Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

 

Русская литература второй половины XIX века(7ч.)

60

А.Н. Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе, любовь и ее влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

 

61

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность» Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести

 

62

А.П. Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Тоска», «Смерть чиновника»

 

63

Ф.М. Достоеский. Слово о писателе. «Белые  ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

 

64

Ф.М. Достоеский. Слово о писателе. «Белые  ночи».

Тип петербургского мечтателя, черты его внутреннего мира.

 

65

РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чем особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины XIX века? (На примере одного-двух произведений).

 

66

Поэзия второй половины XIX века. Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет

Многообразие жанров, эмоциональное богатство

 

Русская литература XX  века. Проза.(10ч.)

67

Русская литература XX  века. Многообразие жанров и направлений.

 

68

И.А Бунин. Слово о писателе.

«Темные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

 

69

М.А. Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-филосовская сатира на современное общество. Система образов

 

70

М.А. Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-филосовская сатира на современное общество. Система образов

 

70

М.А. Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-филосовская сатира на современное общество. Система образов

 

70

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины

 

71

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».

Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины

 

72

А.И. Солженицын. Слово о писателе.

«Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ Рассказчика

 

73

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм ее судьбы.

 

74

Развитие речи. Контрольная работа.

Сочинение по произведениям (1,2, на выбор) второй половины XIX и XX века

 

75

Сочинение по произведениям (1,2, на выбор) второй половины XIX и XX века

 

76

Русская поэзия Серебряного века

 

77

А.А. Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта

 

78

Трагедия лирического героя в «страшном мире».

Своеобразие лирических интонации

 

79

С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке

 

80

С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

Размышления о жизни, природе, человеке

 

81

В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций

 

82

М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство»

 

83

М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

Образ Родины в лирическом цикле «Стихи о Москве». Традиции и новаторство»

 

84

Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти

 

85

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические инотации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

 

86

.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические инотации в любовной лирике.

Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

 

87

Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность

 

88

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Разумья о Родине и природе в лирике поэта

 

89

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Разумья о Родине и природе в лирике поэта

 

90

Развитие речи. Контрольная работа по русской лирике XX века. Тема Родины. Подготовка к домашнему сочинению

 

91

Античная лирика.

Катулл. Чувства и разум в любовной лирике поэта.

Гораций. Поэтическое творчество и поэтические заслуги. «Я воздвиг памятник…»

 

92

Данте Алигьери. Божественная комедия» (образ, фрагменты)

Множественность смыслов и ее философский характер

 

93

У. Шекспир. «Гамлет» (Обзор с чтением отдельных сцен)

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

 

94

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром. Трагизм любви.

Гамлет как вечный образ мировой литературы)

 

95

И.В. Гёте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен)

Философская трагедия.

 

96

Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противостояние добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст как вечный образ мировой литературы.

 

97-

Развитие речи.Итоговое сочинение  по Русская литература XX  века

Выявление уровня литературного развития учащихся.

 

98

Контрольное тестирование

 

99

Анализ письменных работ

 

100

Обобщение пройденного материала

101

Обобщение пройденного материала

102

Резервный урок

Согласовано                                                                                                              Согласовано на заседании ШМО

Зам.директора по УВР _________Сафронова О.А.                                          Рук-ль ШМО _____________Ефимова В.С.

Протокол от «31» августа 2018 г. № 1                                                                                     «31» августа 2018 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 7 класс . Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Рабочая программа по литературе 7 класс .  Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.. Литература 7 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2010....

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.

Рабочая программа и тематическое планирование  8 класс по русскому языку и литературе...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)

Рабочая программа по литературе шестого класса (с учетом авторской  программы по литературе авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой)...

Рабочая программа по литературе 7 класс (72 часа). Программа: Литература: 5-9 классы общеобразовательных учреждений / авторы-составители Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М., «Русское слово», 2013

Предлагаемая рабочая программа по литературе для 7  класса составлена на основе примерной программы по предмету «Литература», утвержденной Министерством образования РФ, программы Лите...