О формировании умений по теории литературы
статья по литературе (10 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

Работа с высказыванием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_formirovanii_umeniy_po_teorii_literatury.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

О формировании умений по теории литературы

Привлечение высказываний писателей о сущности и задачах литературного творчества, аналитическая работа над ними в целях формирования знаний и умений по теории литературы – один из возможных видов работы на уроке и домашней самостоятельной работы. В учебниках по литературе приводятся высказывания писателей, критиков, мыслителей в качестве эпиграфов к разделам и темам. Словесники используют их при изучении эпохи, биографии писателя и его мировоззрения. Широко используются форзацы книг для высказываний писателей. Эти высказывания помогают формировать знания и умения по теории литературы. Несколько этапов при работе с высказываниями. Первый – характеристика высказывания в целом, определение его темы.  Какова тема высказывания, о чем оно? Какие слова в тексте вам непонятны? Вторая – анализ высказывания. Основная мысль высказывания. Важное умение – составление плана высказывания. Отыскать нужные слова для составления плана, синонимическая замена слов. Эффект развития мышления и речи. Первые два этапа связаны. Следующий шаг – соотнесение пунктов плана с теоретическими понятиями. Из анализа высказывания рождается теоретическое обобщение, ограничено связанное с писательским словом. Заключительный этап – теоретические идеи высказывания соотносятся с художественной практикой писателя. Пример анализа высказывания о писателе, воспроизведенном М. Горьким о Л. Толстом. «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник. И, знаете, что еще изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было. Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Сам себе ответил: Некого». Это высказывание используем на обобщающем уроке по роману «Война и мир». В центре при анализе: теоретико-литературные вопросы – мировоззрение писателя, народность творчества художника и его мировое значение, социальная обусловленность творчества писателя, своеобразие отражения социальных  противоречий. Сначала характеризуем высказывание в целом. Какова тема высказывания? Величие художника. Основные мысли? Как понимаете слова глыба, матерый человечище? Это явление большое, значительное. Большой жизненный опыт писателя, знание жизни. О чем говорит слово матерый? Оно в переносном значении. Мы знаем словосочетание – матерый волк. Оно значит опытный, старый волк. Не старый, а зрелый, полный сил. Метафора – матерый человечище. Необходимо вспомнить, что в романе «Война и мир» есть сцена охоты на матерого волка. Это и послужило написанию высказывания. Талант писателя, масштабность, размах, громадное знание жизни, богатый жизненный опыт – в первой части высказывания. Фраза «Вот это, батенька, художник» обобщает его художественное мастерство. Следующий контрастный образ – граф – подлинный мужик. С каким теоретическим понятием связана эта мысль? Мировое значение творчества Л. Толстого, в последних фразах: «Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Никого». Записи опорных мыслей в виде плана:

  1. Масштабность, значительность творчества Л.Н. Толстого.
  2. Громадное значение жизни.
  3. Народность творчества писателя.
  4. Мировое значение творчества Л. Толстого.

Сравнения, метафоры, обобщения, выводы, оценки – яркий образец истинной образованности, высокоразвитого мышления, творческой мощи личности. Постижение простоты, ясности, лаконичности высказывания и богатства мысли воспитывает. Патриотическая гордость высказывания. В заключение соотнести особенности творчества писателя с его произведениями. Главное, чтобы высказывание рассматривалось как самостоятельный структурный компонент истории и теории литературы. Вопросы и задания к высказываниям:

  1. Какова тема, основная мысль высказывания?
  2. Составьте план основных мыслей высказывания.
  3. Какое теоретическое понятие можно глубже усвоить при помощи этого высказывания?
  4. Какая особенность мировоззрения писателя отразилась в высказывании?
  5. Как это свойство мировоззрения проявилось в творчестве писателя?

Эти задания и вопросы стимулируют умственную деятельность, способствуют формированию знаний и умений по теории литературы. Высказывания содержат громадный воспитательный заряд, содержанием и духом своим формируют мировоззрение и эстетический вкус учащихся, вызывая патриотические чувства, утверждая наши духовные ценности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.

Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни    человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических  словарей....

"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации

Формирование коммуникативных УУД  является социально значимой составляющей воспитания современного школьника.   Коммуникативные УУД обеспечивают соц...

Интерес к чтению: как его пробудить? (формирование читателя, формирование умения читать с удовольствием)

Это статья о том как пробудить интерес к чтению у детей разного возраста на основе личного педагогического опыта...

К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе

В статье представлены способы формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения....

Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.

Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....

К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе

Методика обучения интерпретированию драматического произведения современных учащихся – одна из сложнейших и до сих пор нерешенных проблем в российской образовательной системе. Во многом это обус...

Статья «Поэтические пятиминутки» на уроках литературы как один из приемов формирования умений восприятия и интерпретации лирического произведения"

 Одним из приемов достижения цели и задач восприятия и интерпретации поэтического текста являются «поэтические пятиминутки».Этот приём позволяет  учащимся открывать для се...