О формировании умений по теории литературы
статья по литературе (10 класс) на тему
Работа с высказыванием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_formirovanii_umeniy_po_teorii_literatury.docx | 17.24 КБ |
Предварительный просмотр:
О формировании умений по теории литературы
Привлечение высказываний писателей о сущности и задачах литературного творчества, аналитическая работа над ними в целях формирования знаний и умений по теории литературы – один из возможных видов работы на уроке и домашней самостоятельной работы. В учебниках по литературе приводятся высказывания писателей, критиков, мыслителей в качестве эпиграфов к разделам и темам. Словесники используют их при изучении эпохи, биографии писателя и его мировоззрения. Широко используются форзацы книг для высказываний писателей. Эти высказывания помогают формировать знания и умения по теории литературы. Несколько этапов при работе с высказываниями. Первый – характеристика высказывания в целом, определение его темы. Какова тема высказывания, о чем оно? Какие слова в тексте вам непонятны? Вторая – анализ высказывания. Основная мысль высказывания. Важное умение – составление плана высказывания. Отыскать нужные слова для составления плана, синонимическая замена слов. Эффект развития мышления и речи. Первые два этапа связаны. Следующий шаг – соотнесение пунктов плана с теоретическими понятиями. Из анализа высказывания рождается теоретическое обобщение, ограничено связанное с писательским словом. Заключительный этап – теоретические идеи высказывания соотносятся с художественной практикой писателя. Пример анализа высказывания о писателе, воспроизведенном М. Горьким о Л. Толстом. «Какая глыба, а? Какой матерый человечище! Вот это, батенька, художник. И, знаете, что еще изумительно? До этого графа подлинного мужика в литературе не было. Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Сам себе ответил: Некого». Это высказывание используем на обобщающем уроке по роману «Война и мир». В центре при анализе: теоретико-литературные вопросы – мировоззрение писателя, народность творчества художника и его мировое значение, социальная обусловленность творчества писателя, своеобразие отражения социальных противоречий. Сначала характеризуем высказывание в целом. Какова тема высказывания? Величие художника. Основные мысли? Как понимаете слова глыба, матерый человечище? Это явление большое, значительное. Большой жизненный опыт писателя, знание жизни. О чем говорит слово матерый? Оно в переносном значении. Мы знаем словосочетание – матерый волк. Оно значит опытный, старый волк. Не старый, а зрелый, полный сил. Метафора – матерый человечище. Необходимо вспомнить, что в романе «Война и мир» есть сцена охоты на матерого волка. Это и послужило написанию высказывания. Талант писателя, масштабность, размах, громадное знание жизни, богатый жизненный опыт – в первой части высказывания. Фраза «Вот это, батенька, художник» обобщает его художественное мастерство. Следующий контрастный образ – граф – подлинный мужик. С каким теоретическим понятием связана эта мысль? Мировое значение творчества Л. Толстого, в последних фразах: «Кого в Европе можно поставить рядом с ним? Никого». Записи опорных мыслей в виде плана:
- Масштабность, значительность творчества Л.Н. Толстого.
- Громадное значение жизни.
- Народность творчества писателя.
- Мировое значение творчества Л. Толстого.
Сравнения, метафоры, обобщения, выводы, оценки – яркий образец истинной образованности, высокоразвитого мышления, творческой мощи личности. Постижение простоты, ясности, лаконичности высказывания и богатства мысли воспитывает. Патриотическая гордость высказывания. В заключение соотнести особенности творчества писателя с его произведениями. Главное, чтобы высказывание рассматривалось как самостоятельный структурный компонент истории и теории литературы. Вопросы и задания к высказываниям:
- Какова тема, основная мысль высказывания?
- Составьте план основных мыслей высказывания.
- Какое теоретическое понятие можно глубже усвоить при помощи этого высказывания?
- Какая особенность мировоззрения писателя отразилась в высказывании?
- Как это свойство мировоззрения проявилось в творчестве писателя?
Эти задания и вопросы стимулируют умственную деятельность, способствуют формированию знаний и умений по теории литературы. Высказывания содержат громадный воспитательный заряд, содержанием и духом своим формируют мировоззрение и эстетический вкус учащихся, вызывая патриотические чувства, утверждая наши духовные ценности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование умения работать со справочной лингвистической литературой как необходимое условие овладения культурой речи.
Данный материал поможет учащимся задуматься о том, как важны словари в жизни человека, даст представление о различии языковых и энциклопедических словарей....
"Формирование умения задавать вопросы, видеть отрицательные и положительные стороны явлений при изучении художественных произведений на уроках литературы". Выступление для слушателей курсов повышения квалификации
Формирование коммуникативных УУД является социально значимой составляющей воспитания современного школьника. Коммуникативные УУД обеспечивают соц...
К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе
В статье представлены способы формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения....
Формирование коммуникативных умений на уроке литературы. Конспект урока по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" в 8 классе.
Урок по произведению А.С.Пушкина "Песнь о вещем Олеге" разрабоан на основе технологии критического мышления. Героика-патриотической темы является ведущей....
К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе
Методика обучения интерпретированию драматического произведения современных учащихся – одна из сложнейших и до сих пор нерешенных проблем в российской образовательной системе. Во многом это обус...
Статья «Поэтические пятиминутки» на уроках литературы как один из приемов формирования умений восприятия и интерпретации лирического произведения"
Одним из приемов достижения цели и задач восприятия и интерпретации поэтического текста являются «поэтические пятиминутки».Этот приём позволяет учащимся открывать для се...
Формирование читательских умений на уроке литературы
Данная разработка по литературе 6 класса к произведению М. М. Пришвина «Кладовая солнца» составлена в формате вариантов работ по читательской грамотности.Задания направлены на формирование...