Планирование уроков литературы 8 класс
статья по литературе (8 класс) на тему

Шустова Наталья Владимировна

частичное планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_urokov_literatury_8_klass.docx23.25 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование уроков литературы 8 класс

Урок 1. МА Шолохов. Нахаленок.

Жизнь казачьей станицы в годы гражданской войны. Классовая борьба в станице. Знакомство с героями. Мишка Коршунов – герой рассказа.

Межпредметные связи. История. Рассказы по истории.

Основные вопросы.

Какое событие в жизни Мишки оказалось переломным, помогло осознать смысл происходящего? Для чего в рассказе описаны два сна мальчика? Как они характеризуют изменения в сознании мальчика?

Вопросы восприятия.

Когда и где происходили события, описанные в станице? Что вам известно об этом времени? Какие другие произведения о гражданской войне вы читали или уже изучали в 7 классе? Какие изменения произошли в станице после Октябрьской революции? Какими вы представляете себе отца, дедушку и мать Мишки? Как жила семья Фомы Коршунова, какими были взаимоотношения в семье? Чем был занят день Мишки до приезда отца?

ЗУН.

Знание сюжета рассказа, героев и событий в их взаимосвязи. Понимание особенностей композиции рассказа. Умение выделять основные эпизоды.

Виды работы.

Слово о М. Шолохове. Выделение основных эпизодов рассказа (составление плана). Аналитическое чтение рассказа, ответ на вопрос: как в рассказе описаны условия жизни бедняков и «богатеев» станицы? Эпизоды «Выборы председателя», «Приход в станицу продотряда». Чьими глазами мы видим эти события? Чтение и сопоставление эпизодов «Приезд Красной Армии» и «Банда в станице» (приход в станицу, отношение к жителям).

Домашнее задание. По вариантам. Подготовить чтение эпизодов «Разговор Мишки с Витькой» и «Драка у пруда». Ответ на вопросы: как эти эпизоды характеризуют отношения к станице? Как в них раскрывается характер Мишки?

Урок 2. Подвиг Мишки – продолжение дела отца. Мастерство писателя в изображении человека. Развитие понятия о композиции.

Межпредметные связи. ИЗО. БМ Кустодиев. «Большевик».

Основные вопросы.

Как автор относится к своему герою? Зачем автор ввел в повествование рассказ Фомы Коршунова? Какой подвиг совершил Мишка?

Вопросы восприятия. Нравится ли вам Мишка Нахаленок? Чем? От чьего лица ведется повествование в рассказе? Что можно сказать об авторе на основании рассказа (что он любит, о чем мечтает, как относится к людям, какие из них вызывают  его  уважение?)

ЗУН. Обучение выразительному чтению. Характеристике героя. Устному рассуждению (ответы на вопросы).

Виды работы.

Иллюстрации. Работа над ним. Выразительное чтение эпизодов «Разговор Мишки с Витькой» и «Драка у пруда». Как в них раскрывается характер Мишки? Как к нему относится автор? Чтение эпизодов «Рассказ об отце», «Второй сон Мишки». Наблюдения над картиной БМ Кустодиева «Большевик»: образ большевика?

Домашнее задание. Прочитать статью учебника об АН Толстом.

Урок 3. Документальная основа рассказа АН Толстого «Русский характер». Героизм русских людей в годы Великой Отечественной войны.

Межпредметные связи. История. Великая Отечественная война. Музыка. А. Александрова «Священная война».

Основные вопросы.

В чем особенность построения рассказа «Русский характер»? Какие события рассказа можно считать кульминационными?

Вопросы восприятия.

Какое впечатление произвел рассказ? От чьего имени ведется рассказ? Какова роль Ивана Сударева в рассказе?

ЗУН.

Знание текста рассказа. Уметь находить элементы сюжета и объяснять их роль в произведении?

Виды работы.

Слово об А. Толстом. Беседа об исторических событиях Великой Отечественной войны. Чтение рассказа.

Домашнее задание. Подготовить рассказ о Егоре Дремове по самостоятельно составленному плану. Групповое задание. Подготовить выразительное чтение по ролям эпизода «Егор Дремов в родном доме».

Урок 5. Герой рассказа Егор Дремов и его близкие. Смысл названия рассказа.

Межпредметные связи. Музыка ДД Шостакович 1 часть «Седьмой симфонии». ИЗО. АИ Лактионов «Письмо с фронта».

Основные вопросы.

 Почему «история из личной жизни» помогает раскрытию характеров русских людей? Почему в центре рассказа «простой, тихий, обыкновенный человек» Егор Дремов? Как к нему относится автор? Как вы понимаете смысл названия рассказа? К кому оно относится?

Вопросы восприятия.

Какие черты характера Егора Дремова проявились после несчастья, с ним происшедшего? В чем проявилась «человеческая красота» всех героев рассказа? Какие черты русских людей помогли им победить? Как это показал автор?

ЗУН. Обучение выразительному чтению, устной сравнительной характеристике героев.

Виды работы.

Аналитическое чтение рассказа. Выразительное чтение по ролям эпизода «Егор Дремов в родном доме».  Анализ эпизода: как в нем раскрывается душевное состояние героев (наблюдения над речью, поведением, портретами героев, авторскими ремарками)? Письменное или устное обобщение (самостоятельно) о теме рассказа и его главной мысли. Устное словесное рисование: оформление обложки к отдельному изданию рассказа.

Домашнее задание. Написать итоговое домашнее сочинение. Примерные темы:

  1. Какое из произведений советской литературы мне понравилось больше других и почему? (развернутый ответ на вопрос)
  2. Кого из литературных героев можно назвать настоящим человеком?
  3. Мой любимый герой в произведении советской литературы
  4. Почему мне нравится рассказ…
  5. Любимые страницы….

Урок 6. М. Сревантес. «Дон Кихот» (2 часа или 4 часа)

Краткие сведения о жизни писателя. Время и место действия романа «Дон Кихот». Знакомство с героем. Работа по 1 главе.

Межпредметные связи. История. История средних веков. ИЗО. Художники Кукрыниксы. «Ночью».

Основные вопросы.

Чем объясняется ироническое отношение автора к Дон Кихоту в начале романа? О чем мечтал и какую цель преследовал Дон Кихот, отправляясь в странствие?

Вопросы восприятия.

О каком времени, героях и событиях рассказывает Сервантес в книге о Дон Кихоте Ламанчском? Что вы знаете об этом времени? Как вы понимаете выражения «Он настоящий Дон Кихот», «донхикотская ситуация»?

ЗУН. Обучение рассказу о писателе на основании статьи учебника. Обучение выразительному чтению. Знание основных признаков понятия юмор.

Виды работы.

Слово о Сервантесе. Какие события  жизни писателя дали возможность назвать его «благородным человеком»? при каких обстоятельствах был задуман роман?

Определение значения понятий, как благородство, рыцарство, самопожертвование, нравственная сила.

Иллюстрация Кукрыниксов «Ночью»: как сюжет, композиция иллюстрации, поза, поведение Дон Кихота на ней помогают понять представление художников о его характере?

Домашнее задание. Чтение 2-4 главы первой части. Подготовить чтение эпизода о посвящении в рыцари героя и пересказ эпизода «Первый подвиг рыцаря». Иллюстрирование прочитанных глав по выбору и желанию учащихся.

Урок. Самоотверженность Дон Кихота и его рыцарские подвиги. Верность идеалам, борьба с беззаконием. Причины неудач. Работа над 2-8 главами первой части.

Межпредметные связи. ИЗО. Иллюстрации Кукрыниксов «На постоялом дворе», «Дон Кихот и Санчо Панса».

Основные вопросы. В каких эпизодах с наибольшей силой обнаруживаются благородство и нравственная красота Дон Кихота? Как к нему относится автор? Почему в рыцарских подвигах не осуществляются благородные  стремления Дон Кихота?

Вопросы восприятия.

Кому вы сочувствуете в эпизоде посвящения 0Дон Кихота в рыцари на постоялом дворе? Какие черты характера и духовного облика он обнаружил в этом эпизоде? Что побудило Санчо Панса стать его оруженосцем? Какое чувство вызывает у вас Дон Кихот, сражающийся с ветряными мельницами?

ЗУН.

Обучение выразительному чтению и пересказу. Знание основных событий и героев прочитанных глав в их взаимосвязи. Обучение характеристике героя.

Виды работы. Аналитическое чтение 2-4 глав. Наблюдение над рисунком Г. Доре «Посвящение Дон Кихота» (композиция, позы, выражения лиц героев). Чтение 7 главы, анализ эпизода сражения Дон Кихота с ветряными мельницами. Почему Санча Панса видит ветряные мельницы, а Дон Кихот нет? За кого он их принимает? Какие черты характера обнаруживает, вступив в сражение? Самостоятельное чтение 8 главы, ответ на вопрос, почему Дон Кихот не отказался ни от прозвища, ни от придуманного им рисунка.

Домашнее задание. Чтение 17, 27-29, 30, 34-35 глав второй части. Подготовить рассказ о том, как Санчо Панса стал губернатором и как действовал в новых обстоятельствах. Групповое задание. Подготовить чтение диалога Дон Кихота с духовником (главы 38-39).

Урок. Душевное величие и наивная простота Дон Кихота. Враги и друзья Дон Кихота. Смысл его спора с духовником герцога. Дон Кихот и Санчо Панса. Работа над 2 частью (по 35 главу включительно).

Межпредметные связи. ИЗО. Кукрыниксы. «Обед губернатора Санчо Панса».

Основные вопросы.

В чем суть спора Дон Кихота с духовником герцога? Почему духовник никогда не примирится с Дон Кихотом? Как изменяется Санчо Панса, в чем причина этих изменений?

Вопросы восприятия.

Какой из поступков Дон Кихота оказывается для него самым опасным и как это показано автором? Какую роль играет эпизод «Схватка со львами» в понимании нравственного облика Дон Кихота?

ЗУН.

Обучение рассуждению и выразительному чтению. Сравнительная характеристика героев.

Виды работы. Аналитическое чтение эпизода из 17 главы «Схватка со львами». Понимал ли Дон Кихот грозящую ему опасность? Каким вы его видите в этой сцене? Как поведение его спутников помогает понять отвагу рыцаря и решимость? Чтение по ролям диалога рыцаря с духовником герцога. В чем причина их столкновения? Кто из них прав? Почему?. Самостоятельная работа: наблюдения над речью Дон Кихота. Что сближает Дон Кихота и Санчо Пансу? Чем они отличаются друг от друга? Наблюдения над иллюстрацией Кукрыниксов «Обед губернатора Санчо Пансы»: как раскрывается душевное состояние Санчо Пансы в этом эпизоде? Анализ поведения Санчо Пансы в начале романа и в читаемых главах; обобщение происшедших с ним перемен и их причин.

Домашнее задание. Прочитать главы второй части до конца.

Урок. Враги и друзья Дон Кихота. Мудрый безумец Дон Кихот – неумирающий образ мировой литературы.

Межпредметные связи. ИЗО. Художники Кукрыниксы «Смерть Дон Кихота».

Основные вопросы. Кто враги Дон Кихота? Что объединяло их всех? Как вы понимаете слова «Каждый человек есть немножко Дон Кихот»? согласны ли вы с ними? О чем этот роман? Чем интересен он современному читателю?

Вопросы восприятия.

Кто такой Рыцарь Белой Луны? Как он относился к Дон Кихоту и чего от него добивался? В чем причина его поединка с Дон Кихотом? Как изменился Дон Кихот после поединка, почему он заболел? Какие чувства вызывает у вас Дон Кихот? Какие свойства его личности вы считаете главными?

ЗУН.

Знание сюжета изученных глав, обучение рассждению.

Виды работы.

Чтение и анализ эпизода поединка Дон Кихота и Рыцаря Белой Луны. Победил ли Рыцарь Дон Кихота? Аналитическое чтение 44 и 45 глав.

Урок заключительный.

Итоги занятий в 8 классе. Рекомендации книг для чтения летом.

Возможные вопросы и задания:

  1. Какие произведения литературы 19 века вам особенно понравились? Расскажите об одном из героев, дайте его характеристику по самостоятельно составленному плану.
  2. Какие произведения литературы 19 века посвящены защите отечества? Перескажите близко к тексту или прочитайте наизусть строки, выражающие патриотические чувства писателя. Назовите жанр этого произведения.
  3. Какие события истории страны нашли отражение в прочитанных вами художественных произведениях (включая самостоятельно прочитанные произведения)? Какие из них особенно запомнились и почему?
  4. Прочитайте наизусть одно из стихотворений поэтов 19 века.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе к учебнику В.А Чалмаева, С.А.Зинина и расчитано на 102 часа...

календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе

планирование включает в себя темы уроков и требования к обученности учащихся...

календарно-тематическое планирование уроков литературы в 11 классе

Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования по литературе. Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование уроковлитературы  в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)

Календарно-тематическое планирование  по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)

Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч.  («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)

Календарно-тематическое планирование уроков  литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...