Урок литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"
учебно-методический материал по литературе (7 класс) на тему

Макарова Евгения Сергеевна

Предаставленная разработка раскрывает идейное своеобразие рассказа Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_po_f._abramovu_o_chyom_plachut_loshadi.docx24.4 КБ

Предварительный просмотр:

1. .Оргмомент.

2. Введение в тему урока

Слайд (видео «Моё детство - красный конь»)

(смотрим видео 2 куплета, потом учитель читает под музыку)

Клубится пыль из-под колёс.
Дорога вьётся вдоль реки.
За редкой полосой берёз,
Во ржи синеют васильки…

Не броской, нежной красотой
мне душу бредит этот рай,
носился в детстве я босой
с мальчишками из края в край

На горке, где редеет лес,
Невольно придержу коня,
И сердце  этих дивных мест,
как на ладони у меня…

-  Ребята, сейчас вы увидели красоту и живописность русской деревни. Вы городские жители. Но я думаю, у многих из вас есть родные деревни, где живут ваши бабушки или куда вы ездите отдыхать от городской суеты?  Скажите, это так? (ребята отвечают). Вот видите, ребята, действительно, родная деревня так мила и близка сердцу каждого из нас!

Ребята, писатель, о творчестве которого мы будем сегодня говорить, родился в одной из таких деревень.. Это была далёкая северная Верколка, отгороженная от города бескрайними лесами, болотами и озёрами. Большинство своих произведений он посвятил деревне и её жителям ( на экране портрет на фоне Верколки).         Это Федор Абрамов. Писатель рассказывал правду о деревне, за что и получил звание писателя-деревенщика.

Творческое наследие Абрамова велико. Сегодня мы поговорим об одном из самых трогательных рассказов писателя «О чем плачут лошади». Вы читали его дома?

3. Целеполагание.

Ребята, вам не кажется странным название рассказа? Разве лошади могут плакать, как вы думаете? (ответы)  Конечно, лошади – живые существа. И вы знаете, лошади действительно могут плакать.

Может быть, их видел кто-то из вас? (никто не видел). Ну что же, ребята, тогда ещё интереснее нам покажется рассказ Абрамова, с которым вы познакомились дома. «О чём плачут лошади»…

 

   - Ребята, скажите, пожалуйста, как бы вы сформулировали тему нашего урока? (ответы)

- Ребята, спасибо вам за ответы. Конечно, вы все правы. Давайте  обобщим ваши ответы и назовём наш урок так: и на экране  появляется «Почему плачут лошади?»

4. Работа по теме урока.

-Ребята, каков жанр прочитанного вами дома произведения? (рассказ)

- Как мы понимаем, что перед нами рассказ?

- Верно. Это рассказ, потому что   в нём 1 сюжетная линия. Ребята, пора прикоснуться к самому ценному, что дарит нам искусство литературы – к слову. Кто из вас умеет читать красиво, выразительно, лучше всех? (дети называют) Петя, прочитай пожалуйста, первые 2 абзаца рассказа, и все мы попытаемся представить себе картину, которую рисует нам авторское слово.

(прочитал). Спасибо, Петя, молодец. Действительно, очень хорошо читал (или старался). Ребята, как вы думаете, почему рассказ начинается с пейзажа?

- Можно ли сказать, что это описание – образ деревни? (Да, конечно).

- Ребята, а с помощью каких ключевых слов создаётся этот образ? (называют). Ребята, эти слова такие тёплые, спокойные, правда? Мы читаем их, и кажется, что мы не в школьном кабинете, а на зелёном лугу среди бабочек и стрекоз, дышим свежим вечерним воздухом и слышим далёкие раскаты грома! Согласны? Вот какой силой обладает слово, ребята! Эти чувства вызвал у нас образ деревни в рассказе.

- Ребята, рассказчик ощущает единство с природой, он часть того, что его окружает. Деревня и лошадь неразрывно связаны в сознании писателя, потому что лошадь-символ деревни. Конечно, главный на страницах этого произведения – кто? (лошади). Ребята, вы любите лошадей? Посмотрите, как же автор любит этих прекрасных животных!

- Скажите, пожалуйста, какие эпитеты находит Абрамов для описания  своих любимцев? («бархатные губы», «добрые и умные», «особая лошадиная красота») Да, ребята! Лошадь, действительно, необычайно красивое животное. Кого обычно называют другом человека? Да, собаку.  А лошадь можно считать другом человека? (Конечно).

- Ребята, однако несмотря на это, мы видим, что лошади вызывали у  рассказчика чувство вины. Давайте найдём это в тексте.  («томились, умирали от жажды»)

-Посмотрите, ребята, сначала вы читали мне такие прекрасные эпитеты о лошади, мы восхищались, а затем прозвучали эти страшные слова – томились, умирали, жажда. Можно ли сказать, что чувства автора, а вместе с ним и наши вдруг оказались противопоставлены? (Конечно). Ребята, посмотрите, автор говорит нам о лошадях: такая красота и вдруг гибнет! Вспомните, пожалуйста, как в литературе  называется противопоставление образов, явлений, чувств? (антитеза).  Что автор хочет донести до нас, читателей, с помощью этой антитезы? (лошадь – это не только красавица, но и мученица). Да, ребята, лошадь страдает. Но что является причиной? От чего она мучается? (человек не ухаживает за ней, допускает мучения животных).

- Ребята, вспоминаем сюжет рассказа. Была ли у лошадей другая жизнь? (Да)

- Была. И о ней мы узнаем из рассказа Рыжухи.(…)

- Как реагируют другие лошади на ее рассказ? (не верят, смеются)

- Итак,  Ребята, мы сейчас коснулись завязки рассказа и снова увидели антитезу. А вы увидели? В чём теперь противопоставление? (жизнь лошади раньше и сейчас.)

- Ребята, посмотрите,  жизнь лошадей в современном мире совсем не похожа на ту, что была раньше. Что-то произошло! Что-то изменилось, надломилось, исчезло… Человек не заметил этого, но для лошадей это стало настоящей трагедией. Давайте подумаем, ребята, что могло измениться в сельской жизни так кардинально, что лошади вдруг стали не нужны? (отвечают)

-Да, дорогие дети, потребность в лошади - труженице отпала, потому что  её заменил трактор. Вы знаете  Сергея Александровича Есенина? О чём он писал стихи? Есенина тоже называют певцом русской деревни. Про те времена, когда трактор заменил человеку коня, поэт сказал очень точными стихами, и в них он с болью в сердце обращается к лошадям:

Милый, милый, смешной дуралей,

Ну куда он, куда он гонится?

Неужель он не знает, что живых коней

Победила стальная конница?

- Ребята, что это за словосочетание «стальная конница»? (отвечают)

(ОЧЕНЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНО, ВДУМЧИВО ЧИТАЕТ УЧИТЕЛЬ!)

Итак, ребята, лошадь-друг человеку  оказалась не нужна. Лошади в современном писателю  мире голодают, страдают и гибнут от своей ненужности.

Ребята, мы говорили с вами об антитезе. Посмотрите,

(рисует мелом на доске):

Россия до 30-х г.г. 20 века

(дореволюционная Россия)                      Россия после 30-х г.г.

Человек ___ мир природы                    Человек  /   мир природы

Ребята, подумайте, как схематично мы можем показать отношения между человеком и миром природы на основе нашей беседы?

(в первом блоке можно поставить черту, соединяющую понятия – единство. Во втором – поставить косую черту.)

- Молодцы, ребята! Итак, человек и природа были в единой связи. Значит, можно сказать, что между ними была гармония? (конечно). Пишет внизу «гармония». А что произошло после? (конфликт)

Россия до 30-х г.г. 20 века

(дореволюционная Россия)                      Россия после 30-х г.г.

Человек           мир природы                  Человек           мир природы

           Гармония                                                   Конфликт

   - Ребята, возникает конфликт между человеком и лошадью, он приходит на смену той гармонии, которая существовала в прошлом.

Фёдор Абрамов противопоставил деревню дореволюционную и современную.  Что мы осознаём благодаря этой антитезе? (мы осознаём ту пропасть, которая отделяет нас от мира природы,  ощущаем тот диссонанс, ту дисгармонию, которые возникли в результате пренебрежения ею.)

Да, ребята,  мы с вами - люди нового времени, времени машин, автоматики и современной техники, которая заменила нам общение с природой. А ведь мы – её неотделимая часть… И автор говорит нам об этом своём рассказе через образ современного человека. Ребята, образ именно современного человека автор также создаёт в рассказе. Поищите, пожалуйста, по какой подробности одежды рассказчика мы понимаем, что перед нами современный человек? («новые модные джинсы»)

- Ребята, вспомните, пожалуйста, как называется такая подробность описания в художественном произведении? (художественная деталь)

- Почему автор акцентирует внимание читателя на джинсах героя? (чтобы показать, что он – представитель нового времени, он далёк от проблемы лошади).

- Тише, ребята! Слышите? Плачет лошадь. Плачет наша помощница, наша старая добрая подружка. Что ты сделал, человек, царь природы? Что поставил ты дороже этих  горячих и невыносимых слёз? Я приглашаю вас, дети 21 века, современные, смелые, умные, целеустремлённые, дети, выйти к доске и по очереди прочитать строфы поэтического текста, которые лежат у вас на столе. Ваше чтение должно быть выразительным и проникновенным, оно должно стать единым целым. Это чтение скажет нам о том, что вы ещё и очень добрые дети, чувствующие боль всего живого на этой Земле!

Выходят дети и читают по очереди под музыку:

  1. Мы уезжали из села,

И ехали уже без ноши.

Я на соседний двор свела,

  1. Расправила ремни подруге

И протянула сахар ей.

Но есть предчувствие разлуки

Не только, видно, у людей.

  1. Она к гостинцу не нагнулась,

Копытом стукнула в овёс,

Куда-то в сторону шагнула,

Чтобы никто не видел слёз.

  1. А слёзы тяжелей горошин

Текли из лошадиных глаз.

Я видела как плачет лошадь

Ни для кого, не напоказ…

- Большое спасибо за ваше чтение, ребята! В этом стихотворении лошадь не взяла гостинца из рук девушки. Рыжуха в рассказе Абрамова также отказалась от хлеба. Почему? (обиделась на героя)

-Неужели герою так трудно было сказать, что времена, о которых  говорила Рыжуха, были. Почему он не подтвердил ее слова? (ответы).

Да, ребята. Герой не смог или не захотел взять на себя ответственность за то, что творят люди, за их жестокость и равнодушие.

     

  - Ребята, скажите, пожалуйста, а почему Абрамов, используя приём олицетворения,  наделяет Рыжуху умением говорить?

- Ситуация такова, что  у автора нет другого способа привлечь внимание людей к  проблеме разрыва вековечных связей человека и природы, проблеме  человеческой неблагодарности.         Человек глух и слеп к проблемам лошади, и кроме неё самой, сказать о них больше некому.

5. Итоги урока.

- Итак, ребята, теперь давайте вспомним о цели нашего урока. Кто помнит, какую цель мы ставили? (ребенок отвечает)

- Скажите, так почему же плачут лошади?  (от того, что больше не нужны, от того, что люди равнодушно проходят мимо их страданий, от того, что ушло то время, когда человек и природа были едины.)

Да, ребята! «Победила стальная конница», и  прервалась та нить, которая связывала человека с природой, с историческим прошлым.

- Ребята, актуальна ли проблема, затронутая Абрамовым в первой половине 20 века, сегодня?

- Так как же жить, ребята? Для себя, в угоду машинам и остальным благам цивилизации, быть оторванными от живого мира, став слепыми и глухими сердцем? И пусть лошади плачут?!  Или постараться вновь обрести ту связь с природой, которую мы потеряли, ту первозданную человечность, о которой напомнил Абрамов?

Ребята, Я  хочу, чтобы каждый из вас сегодня выбрал свой ответ на этот проблемный вопрос помощью буктрейлера, который в составите по мотивам рассказа Абрамова. Ваш буктрейлер должен будет заинтересовать этой книгой родителей и друзей, а также он должен отражать ваше по мнение по проблемному вопросу, который я поставила перед вами: что же вы выбираете? Быть с природой единым целым или отвергнуть этот прекрасный живой мир, в котором все мы – его часть.  Перед созданием буктрейлера я хочу дать вам напутствие из трёх предложений: Опомнись, человек! Оглянись, человек! Остановись, человек!

После того, как вы закончите работу, вы должны будете представить нам свой буктрейлер и рассказать, почему он получился именно таким.

Ребята работают под песню и видеоряд «Далеко, далеко ускакала в поле молодая лошадь». Когда закончится видео, включить минусовку этой песни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку литературы по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе

Данная презентация подготовлена для проведения урока внеклассного чтения по рассказу Л.Толстого "Хаджи-Мурат" в 9 классе....

Урок литературы по рассказу Ю.Яковлева "Багульник"

Разработка урока внеклассного чтения по рассказу Ю.Яковлева "Багульник" "В людях стараюсь разглядеть..."...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Урок по творчеству Ф. Абрамова "О чём плачут лошади"

Выводы по уроку.Цели урока определены исходя из анализа педагогической ситуации.Познавательная деятельность учащихся была организована благодаря эвристической направленности урока за счет включения в ...

методическая разработка урока литературы по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского"

Урок развития речи "Рассказ о литературном герое по рассказу  В.Г.Распутина "Уроки французского" проходит в 7 классе ....

Тест по рассказу Абрамова "О чём плачут лошади" 7 класс

Произведение Абрамова «О чем плачут лошади» написано в жанре рассказа. Воспоминания о лошадиной жизни вплетаются в рассказ о дружбе человека и лошади,...

Технологическая карта урока литературы в 7 классе "Хорошее отношение к лошадям"

Целью данного урока является воспитание нравственных основ личности, воспитание гуманного отношения к животным посредством знакомства со стихотворением В.В. Маяковского "Хорошее отношение к лошад...